Б




БАЛАНСА ТЕОРИЯ – см. Равновесия теория.



БАРБИТУРАТЫ – группа органических соединений, классифицируемых как гипноседативные (снотворные и успокаивающие). Используются также как анестезирующие (обезболивающие) средства и при лечении эпилепсии. Продолжительное использование Б. вызывает толерантность по отношению к ним или же как психологическую, так и физиологическую зависимость от них.



БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели. Б. п. часто является причиной внутриличностных конфликтов. Обычно приводит индивида к состоянию фрустрации.



БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1892–1931) – советский психолог. Основные работы в области детской и возрастной психологии. Внес значительный вклад в разработку методики непосредственного наблюдения над детьми дошкольного возраста. В качестве составляющих основание психологической науки Б. выделял три проблемы: предмет психологии, ее метод и развитие психики, которые все вместе образуют единое целое. Б. выдвигал в качестве основного положения изучение человека как активного деятеля в среде. В соответствии с этим психология должна решать уравнение с тремя величинами: человек, среда и процесс деятельности. Б. предпринял попытку выделить основные структурные элементы деятельности и различные формы связи и отношения между этими элементами, составляющими процесс деятельности. По Б. идея развития является краеугольным камнем всей науки, поэтому решающее значение в психологии, как и в других науках, имеет генетический метод исследования. Он подчеркивал особую роль в развитии человека «искусственной среды», куда входят «наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей». При этом социальная среда накладывает отпечаток на самые элементарные, чисто биологические проявления организма. Что же касается сложных форм человеческой активности, то их зависимость от среды настолько велика, считал Б., что характеристика личности может быть в то же время и характеристикой среды, как и наоборот. Поэтому, «чтобы ориентироваться в основных чертах личности, надо относить ее к породившей ее среде…». Основные труды Б.: «Общие основы психологии» (изд. 2-е, 1931) и «Общие основы педологии» (изд. 2-е, 1931).



БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ (от греч. basis – основа + ganglion – узел) – скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани в экстрапирамидальной двигательной системе, передающие сигналы в спинной мозг через средний для осуществления различных двигательных функций. Поражения Б. г. или их связей с различными отделами мозга приводят к разнообразным двигательным расстройствам (например, болезни Паркинсона).



БАЗАЛЬНЫЕ (БАЗОВЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ – фундаментальные или первичные потребности, которые являются жизненно необходимыми для организма (например, потребности в воздухе, питье, пище, сне, сексуальном удовлетворении и т. п.).



БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – термин К. Хорни (см.), обозначающий в соответствии с ее концепцией всепроникающее чувство одиночества, изолированности и беспомощности ребенка в потенциально враждебном ему мире. Хорни считала, что Б. т. возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Это положение является исходным в ее теории развития личности. Стратегии, посредством которых личность пытается справиться с Б. т., становятся фундаментальными компонентами личности.



БАЛАНС (от фр. balance – весы) – в психологии: эмоциональное равновесие, отсутствие эксцентричности.



БАЛАНСА ТЕОРИЯ – общая теория установки, ведущая свое начало от работ американского психолога Ф. Хайдера. Главное ее положение состоит в том, что люди предпочитают придерживаться последовательных и согласующихся друг с другом установок, избегая тех, которые противоречивы и несовместимы. Термин Б. т. часто используется в более широком смысле для обозначения ряда теорий, объясняющих человеческое поведение, исходя из восстановления какой-либо формы психологического баланса (например, теории когнитивного диссонанса).



БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – препятствие на пути достижения цели индивидом, существующее лишь в его воображении.



БАТАРЕЯ ТЕСТОВ – группа тестов, результаты которых сводятся к единому показателю. Б. т. используются, исходя из предположения, что ошибки, присущие каждому отдельному тесту, будут взаимно нейтрализовать друг друга и полученный в итоге единый показатель окажется максимально валидным.



БЕЗВОЛИЕ – недостаток инициативы, неспособность начинать и осуществлять целенаправленные действия.



БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (от лат. reflexus – обращение назад, отражение) – термин, введенный И. П. Павловым и означающий реакции организма, обусловленные врожденными свойствами нервной системы, которые имеются у всех животных организмов данного вида. Поэтому каждый Б. р. выполняется организмом при первом же воздействии вызывающего его раздражителя. Это инстинктивная реакция на тот или иной стимул. Здесь характер ответной реакции организма зависит в основном от того, на какие рецепторы действует раздражитель, и от его силы. Общепринятой классификацией Б. р. пока еще не имеется. Среди важнейших рефлексов этого типа выделяют пищевой, половой, ориентировочный, оборонительный и др. Б. р. не могут обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, так как они вызываются сравнительно небольшим числом раздражителей из всей многообразной массы воздействий внешнего мира. В полной мере приспособление организма к условиям окружающей среды происходит вследствие формирования в течение индивидуальной жизни организма условных рефлексов.



БЕЛЫЙ ШУМ – звуковой эффект, получаемый вследствие ряда случайных звуковых волн, одновременно воздействующих на индивида. Б. ш. широко используется в психоакустических исследованиях как заглушающий компонент и для создания искусственных порогов звукоощущения.



БЕНДЕР ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ (или визуально-моторный гештальт-тест Бендер) – предназначен для оценки перцептивно-моторной сферы человека. Состоит из девяти сравнительно простых узоров, которые ребенок должен скопировать. Результаты интерпретируются на основе качества воспроизводства, манеры соединения компонентов в каждой копии и характера пространственных ошибок. Этот тест был разработан в 1930-е гг. американским неврологом Лореттой Бендер для диагностики регрессии или задержки развития ребенка и выявления возможных поражений мозга.



БЕРКЛИ (BERKELEY) ДЖОРДЖ (1685–1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма, полагавший, что все человеческие знания являются функцией непосредственного опыта. Поскольку ощущения всегда субъективны, их нельзя по Б. считать достоверным отражением внешнего мира. Отсюда следовал взгляд на мир лишь как на некое субъективное, психическое явление. В соответствии с философией Б. человек не располагает надежным подходом к тем или иным характеристикам объектов внешнего мира. При объяснении процесса познания Б. обращался к идее ассоциаций, рассматривая знания как сочетания взаимосвязанных простых идей, которые возникают благодаря органам чувств. Взгляды Б. оказали влияние на распространение ассоцианизма (см.) в философии и психологии.



БЕРН (BERNE) ЭРИК (1910–1970) – американский психолог и психиатр, разработавший трансактный (транзактный) анализ – направление в теоретической психологии и психотерапевтической практике. Теоретической основой концепции Б. является психоанализ. Однако Б. отошел от ортодоксального фрейдизма и, основываясь на собственном клиническом опыте, разработал систему групповой психотерапии, в которой взаимодействие (трансакция) индивидов анализируется исходя из трех основных состояний «Я». В основе трансактного анализа (см.) лежит представление о структуре личности как переплетении трех качественно своеобразных уровней организации (или состояний) человеческого «Я». Этим трем уровням Б. присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя». Каждому из этих уровней соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. По Б. каждый уровень несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения личности. В конкретной ситуации взаимодействия людей происходит противостояние тех или иных компонентов личности каждого из участников этого взаимодействия. Важное место в концепции Б. отводится понятию «игра», что рассматривается как неконструктивная форма взаимодействия. Те или иные «игры» порождаются стремлением партнеров к достижению преимущества за счет других участников взаимодействия. Задача психотерапевта по Б. состоит в том, чтобы освободить человека от «сценариев» различных «игр», программы которых закладываются еще в детстве. Конечной целью трансактного анализа является достижение внутренней гармонии личности посредством сбалансированности взаимоотношений между всеми ее состояниями «Я». Одна из основных областей применения такого анализа – коррекция внутрисемейных отношений. Наиболее известные работы Б.: «Трансактный анализ в психотерапии» (1961), «Игры, в которые играют люди» (1964), «Принципы группового лечения» (1966), «Что вы говорите после того, как поздоровались?» (1972).



БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896–1966) – советский нейро- и психофизиолог, создатель физиологии активности. Изучая движения человека в различных сферах жизнедеятельности, Б. сформулировал и обосновал принцип сенсорных коррекций движений (см. Уровни построения движений). Так, в своей «блок-схеме аппарата управления движениями» Б. выделил основные блоки приема, переработки и выдачи информации, а также программно-задающий блок. Управление предполагает достижение заданного программой результата произвольного движения. Это достигается за счет минимизации рассогласования между запрограммированным и достигнутым результатами. Рассогласование устанавливается блоком сличения информации, которая поступает от программно-задающего блока, и информации, поступающей по каналам обратной связи, как внутренней (кинестезическая информация), так и внешней (например, зрительная информация об объекте воздействия). Важным является вывод Б. о том, что в физиологической основе управления движением лежит рефлекторное кольцо (замкнутый через обратную связь контур), а не рефлекторная дуга. Предметом большого внимания в работах Б. являлась проблема целеустремленности поведения организма. Он показал, что действие направляется «моделью потребного будущего». Цель в соответствии с таким пониманием есть закодированная в мозгу модель «потребного будущего». При этом жизнедеятельность и поведение организма обусловливаются не уравновешиванием его со средой, а преодолением среды в движении по пути жизни. Исследования Б. по физиологии движения являются теоретической основой современной биомеханики, некоторые его идеи предвосхитили ряд положений кибернетики. Основной труд Б. – «О построении движений» (1947).



БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – 1) совокупность психических явлений, не осознаваемых индивидом; при этом он не знает причин или мотивов тех или иных своих действий и не в состоянии целенаправленно их контролировать; 2) в психоанализе Б. – компонент человеческой психики, представляющий собой своеобразное хранилище примитивных инстинктов, а также эмоций и воспоминаний, которые представляли угрозу для сознания и потому были вытеснены в область Б. (например, забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные желания). По З. Фрейду значимые аспекты человеческого поведения направляются побуждениями, целиком находящимися вне сферы сознания. Порой то, что не осознается, может находить свое выражение в замаскированной форме – в сновидениях, эмоциях, оговорках. В России понимание Б. в психике связано прежде всего с именами И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и их последователей. Отечественные исследования Б. охватывают проблемы сна, гипноза, психического автоматизма, регуляции движений и др.



БЕССОННИЦА – нарушение сна, которое может проявляться различным образом: так, человек долго не может заснуть, часто просыпается среди ночи и (или) рано утром – до намеченного времени. Б. бывает различного происхождения, неодинаковой выраженности и длительности. В большинстве случаев Б. вызывается каким-либо сильным беспокойством человека или болевыми ощущениями. Б. наблюдается при разного рода общих заболеваниях (например, при повышенной температуре), при многих психозах и неврозах.



БЕТА-РИТМ – тип электрической активности мозга человека, находящегося в состоянии бодрствования и проявляющего какую-либо активность (например, вычисления в уме). Наблюдаемый посредством электроэнцефалографии Б.-р. имеет амплитуду ниже, чем альфа-ритм, но более высокую частоту (13–25 Гц).



БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию в Казани (1885), затем в С.-Петербурге Психоневрологический институт (1908) и Институт по изучению мозга (1918). Работы Б. охватывают коренные проблемы физиологии нервной системы, психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Отвергая господствовавшую субъективную психологию и ее метод – самонаблюдение, Б. обосновывал необходимость «объективной психологии», называя ее наукой о поведении и подчеркивая необходимость изучения объективно наблюдаемых реакций организма. Свою концепцию, опиравшуюся на рефлекторную теорию работы мозга, Б. позднее (с 1917 г.) стал называть рефлексологией. Основные труды Б.: «Объективная психология» (вып. 1–3, 1907–1910), «Общие основы рефлексологии человека» (1917), «Коллективная рефлексология» (1921).



БЕЦОЛЬДА – БРЮККЕ ФЕНОМЕН – эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении уровня освещенности. Так, желтовато-красные и желтовато-зеленые цвета воспринимаются как более желтые по мере увеличения уровня освещенности, а голубовато-красные и голубовато-зеленые цвета кажутся более голубыми. На более однородных – красных, желтых, зеленых и голубых цветах – этот эффект не проявляется. Назван по имени двух немецких ученых – метеоролога В. Бецольда (1837–1907), описавшего кратко этот феномен, и физиолога В. Брюкке (1819–1892), обстоятельно его изучившего. (См. Цветовое зрение.)



БИЛИНГВИЗМ (от лат bi – два + lingua – язык) – двуязычие; свободное владение двумя языками и одновременное ими пользование. Например, употребление как иврита, так и русского языка детьми иммигрантов из России в Израиле.



БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (от лат. bini – пара + auris – ухо) – способность человека и высших животных, обусловленная наличием у них двух ушей, локализовать источник звука в пространстве. Вследствие того что уши расположены на некотором расстоянии друг от друга, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности, а это ведет, в свою очередь, к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление звука. (См. Слух.)



БИНЕ (BINET) АЛЬФРЕД (1857–1911) – французский психолог, создатель первого стандартизированного теста интеллекта. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне. Занимался исследованием высших психических функций (особенно мышления), используя сравнительно простые тесты «карандаша и бумаги». На основе полученных данных в 1886 г. опубликовал «Психологию умозаключения». Ряд его работ посвящен проблемам внушаемости, гипноза и патологическим изменениям личности. Около 1900 г. начал свои исследования по индивидуальным различиям, что привело в итоге к созданию совместно с психиатром Т. Симоном широко известного теста (или шкалы) интеллекта. Основные работы Б.: «Животный магнетизм» (1887), «Введение в экспериментальную психологию» (1894), «Душа и тело» (1905), «Ненормальные дети» (1907).



БИНЕ – СИМОНА ТЕСТ – первый тест для измерения уровня развития интеллекта, разработанный во Франции А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности. Тест пересматривался и модифицировался авторами в 1908 г. и 1911 г. Бине и Симон предложили понятие умственного возраста, который определялся исходя из уровня тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок. Б. – С. т. пересматривался много раз и адаптировался к использованию в других странах. Наиболее известная модификация этого теста была создана в 1916 г. Л. Терманом в Стэнфордском университете (для американских условий), который назвал его шкалой Стэнфорда – Бине и ввел в научный оборот понятие коэффициента интеллектуальности (ВД). С тех пор эта шкала еще дважды пересматривалась (в 1937 г. и 1960 г.). Она широко используется до настоящего времени.



БИНОКУЛЯРНАЯ ДИСПАРАТНОСТЬ (от лат. disparatus – неравный, несоответствующий) – небольшое различие между двумя изображениями на сетчатке глаза при рассмотрении какого-либо цельного объекта. Этот эффект вызван тем, что при бинокулярном зрении имеется различие в визуальных углах восприятия каждым из глаз. Важность Б. д. при восприятии глубины проявляется в стереоскопическом зрении. Б. д. в старых работах называлась визуальной диспаратностью.



БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ (от лат. bini – пара, два + oculus – глаз) – зрение, осуществляемое двумя глазами, при этом изображения на сетчатке двух глаз воспринимаются как единый образ. Б. з. дает возможность воспринимать различные объекты окружающего мира объемно, определять их взаимное расположение в пространстве, зрительно судить об их удаленности. (См. Бинокулярная диспаратность, Глубинное зрение.)



БИНОКУЛЯРНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – одновременное предъявление двух различных цветов для каждого из глаз посредством стереоскопа. Бинокулярный пагаллакс – несоответствие изображений на сетчатке глаза, вызванное тем, что зрение осуществляется двумя глазами. Б. п. состоит в том, что в поле зрения правого глаза попадает в большей степени правая сторона объекта, находящегося справа, и, наоборот, в поле зрения левого глаза попадает в большей степени левая сторона объекта, находящегося слева.



БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (от греч. bios – жизнь + genos – происхождение) – положение, сформулированное в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем (1834–1919), в соответствии с которым онтогенез (индивидуальное развитие особи) можно рассматривать как своеобразное повторение (рекапитуляцию) важнейших этапов филогенеза (эволюции группы, к которой относится данная особь). Данная концепция проявляется в двух научных направлениях, не связанных друг с другом. Одно из этих направлений фокусирует свое внимание на биологических и физиологических (особенно на эмбриологических) факторах, другое – на развитии когнитивных и перцептивных умений. Общепринятая среди психологов точка зрения состоит в том, что Б. з., понимаемый буквально, не имеет особой научной ценности, однако лежащая в его основе идея представляет интерес в эвристическом плане для исследования различных проблем эволюционной биологии и психологии развития. Синоним Б. з. – теория рекапитуляции.



БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. bios – жизнь + grapho – пишу) – использование информации о развитии и формировании личности для исследования причинно-следственных связей между теми или иными событиями в жизни отдельного индивида. Начало использованию Б. м. в первой четверти XX в. положили Ш. Бюлер в Австрии и США и Н. А. Рыбников в СССР. Американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий называли личные документы «биограммами» и считали их «идеальным типом социологического материала». Их пятитомный труд «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–1920) в значительной степени основан на использовании Б. м. В качестве эмпирического материала Б. м. обращается к дневникам, письмам, автобиографиям и тому подобным личным документам.



БИОМЕТРИЯ – совокупность математических и статистических процедур для обработки данных массового измерения признаков организмов в биологии и смежных дисциплинах. Основы Б. заложены в конце XIX в. работами английских ученых Ф. Гальтона и К. Пирсона.



БИОНИКА – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью конструирования искусственных систем, которые будут моделировать их функции и характеристики. Например, изучение принципов навигации, ориентации и локации, используемых животными, для разработки новых систем обнаружения.



БИОПСИХОЛОГИЯ – см. Психобиология.



БИОРИТМЫ – общий термин, обозначающий все формы периодичности биологических систем. Наиболее хорошо исследованы циркадные (циркадианные) ритмоциклические колебания интенсивности того или иного биологического процесса с периодом примерно в 24 ч. Исследования показывают, что многие биологические функции характеризуются такой периодичностью, включая секрецию гормонов, температуру, кровяное давление и т. д. Б., по-видимому, являются в своей основе врожденными, поскольку они сохраняют свою циклическую природу, даже если искусственно создавать для испытуемых день или ночь. Б. регулируются так называемыми «биологическими часами». Это гипотетический биохимический механизм, обладающий функцией контроля поведенческих систем, проявляющих какую-либо периодичность. Синоним «биологических часов» – «эндогенные часы». Отметим, что в последнее время термин Б. порой понимается превратным образом в связи с появлением псевдонауки «о биоритмах». Используя так называемый «метод биоритмов», его сторонники заявляют, что можно предсказать работоспособность людей на любой данный день на основе схемы их биоритмов, рассчитываемых с их дня рождения. Вследствие полной бездоказательности указанного подхода он не имеет серьезной научной поддержки, однако это приводит ряд западных психологов к поиску нового термина для сферы исследования биоритмов. Здесь рекомендуется использовать такой термин, как хронобиология.



БИОТИП – группа организмов в пределах одного и того же вида с общим комплексом наследственных факторов.



БИОПОЛЯРНЫЕ РАССТРОЙСТВА (от лат. bi – два + polaris – относящийся к полюсу) – психические заболевания, для которых характерно чередование маниакальной и депрессивной фаз каждые несколько дней. При этом в промежутке между данными фазами индивид возвращается к нормальному настроению. Б. р. иногда называют маниакально-депрессивными расстройствами. (См. Депрессия, Мания, Расстройства настроения.)



БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (от лат. bi – два + sexus – пол) – сексуальная ориентация, при которой человек испытывает половое влечение к представителям как своего, так и противоположного пола. Почти все западные исследователи согласны в том, что Б. встречается реже, чем гомосексуальность, причем среди женщин она встречается чаще, чем среди мужчин.



БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии, игнорирующее сознание как предмет научного исследования и ориентированное на изучение наблюдаемых и измеряемых поведенческих актов. Основателем Б. является Д. Уотсон, который в 1913 г. определил психологию как «всецело объективную экспериментальную ветвь естественной науки, цель которой состоит в предсказании и контроле поведения без каких бы то ни было упоминаний о сознании…». В соответствии с этим психология должна заниматься лишь наблюдаемым поведением, которое сторонники Б. описывают в терминах «стимул – реакция». Формирование Б. как научного направления было основано на исследованиях зоопсихологов и физиологов. Среди них следует особенно отметить работы Э. Торндайка – одного из пионеров экспериментального направления сравнительной психологии. Большое влияние на формирование Б. оказали также труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, разработавших экспериментальные методы объективного изучения поведения животных и человека. Однако идеи этих исследователей были истолкованы с позиций механицизма. В последующие годы ряд крупных американских психологов внес свой вклад в поддержку Б. как научного направления. Э. Холт (1873–1946) предпринял попытку философского обоснования; Б. У. Хантер (1889–1953) разработал методики, позволяющие исследовать психические процессы у животных. Работы К. Лешли (1890–1958), посвященные функциям мозга животных, также оказали определенную поддержку «объективной психологии». При этом многие исследователи отвергали «радикальный Б.» Уотсона, полагавшего, что все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным. Так возник необихевиоризм, который допускал в качестве объяснения поведения наличие психических процессов, не поддающихся наблюдению. Среди более современных теорий и систем, имеющих бихевиористскую ориентацию, можно отметить «целенаправленное поведение» Э. Толмена, «поведенческую систему» К. Халла, «дескриптивный бихевиоризм» Б. Скиннера, теорию «смежности» Э. Гатри. Б. с начала своего возникновения подвергался большой критике в Европе и особенно в СССР (с точки зрения марксистской идеологии). В настоящее время большинство психологов, в том числе американских, отмечают научную несостоятельность радикального Б., исключающего причинную роль внутренних, скрытых или психических процессов при объяснении человеческих действий. Однако, твердо усвоив, что «о человеке нужно судить по его делам», представители различных научных направлений демонстрируют «следы» Б., обращаясь к методу наблюдения за поведением людей.



БЛИЗНЕЦОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (близнецов метод, близнецовый метод) – термин, относящийся к широкому кругу исследований, проводимых над монозиготными и дизиготными близнецами, которые росли и воспитывались вместе или же отдельно друг от друга. Центральная задача этих исследований состоит в определении того, какие влияния на личность обусловлены наследственностью, а какие – окружающей социальной средой (точнее – микросредой).



БЛИЗНЕЦЫ ДИЗИГОТНЫЕ (двуяйцевые) – близнецы из двух яиц, одновременно оплодотворенных. Поскольку при этом каждый близнец развивается из отдельной зиготы (оплодотворенного яйца), Б. д. генетически похожи друг на друга не более, чем родные братья и (или) сестры, родившиеся в разное время.



БЛИЗНЕЦЫ МОНОЗИГОТНЫЕ (однояйцевые) – близнецы из одного оплодотворенного яйца (зиготы), которое спонтанно разделилось. Б. м. являются генетически идентичными.



БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) – недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо – находящиеся вдали. Причиной близорукости является форма хрусталика, вследствие чего входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются перед сетчаткой, а не прямо на ней (что необходимо для ясного видения).



БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884–1941) – советский психолог и педагог. Заявляя в 1920 г. о необходимости реформы психологии, Б. рассматривал ее как науку о «поведении живых существ», которая должна использовать наблюдение и эксперимент. При этом Б. подчеркивал, что «научная психология есть социальная психология». Он обосновывал также необходимость комплексного подхода к развитию при изучении ребенка. Б. дает анализ процессов памяти, восприятия, мышления и воли в условиях обучения. Он выдвинул генетическую (или стадиальную) теорию памяти, рассматривая ее в развитии, в связи с мышлением и речью. В соответствии с этой теорией различные виды памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная) рассматриваются как четыре последовательных этапа развития человека, каждый из которых наряду с общими обладает и своими специфическими законами. Основные работы Б.: «Очерк научной психологии» (1921), «Память и мышление», «Развитие мышления школьников» (1935).



БОДРСТВОВАНИЕ – проявление активности нервной системы организма, характеризующееся его воздействием на внешний мир. Б. периодически сменяется сном. Различают ряд уровней (или состояний) Б. Для каждого из них характерен специфический комплекс вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей. Как показали исследования И. П. Павлова, у человека и высших животных явления Б. и сна связаны в первую очередь с работой высших отделов центральной нервной системы – коры больших полушарий головного мозга. Б. обусловливается таким нервным процессом, как возбуждение.



БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908–1981) – советский психолог. Основная область исследований – детская и педагогическая психология. Б. внесла существенный вклад в разработку общих проблем психологии личности и ее формирования. Ее концепция личности основана на культурно-исторической теории Л. С. Выготского (см.). Для объяснения особенностей личности и ее формирования Б. вводит два важных понятия: 1) понятие о месте, занимаемом ребенком в системе доступных ему общественных отношений, и 2) понятие о собственной внутренней позиции ребенка в жизни. По мнению Б., формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта. Исходя из этого, Б. характеризует особенности личности ребенка в разные периоды ее формирования («Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968). Исследования Б. посвящены также проблемам самосознания и самооценки, уровня притязаний, мотивации и направленности личности.



БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – неприятные (порой нестерпимые) ощущения, возникающие в результате сильных раздражений чувствительных нервных окончаний, находящихся в органах и тканях. Болевые импульсы, идущие от рецепторов по афферентным путям, попадают в центральную нервную систему и воспринимаются как ощущение боли. Долгое время считалось, что Б. о. не несут информации о раздражителе. Более поздние экспериментальные исследования показывают, что в болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму. В ходе эволюции боль превратилась в защитную реакцию организма и сигнализирует о нарушении нормального течения физиологических процессов. Стойкие Б. о. вызывают резкие изменения в деятельности отдельных органов и физиологических систем. Для объективного исследования болевой чувствительности используют ряд методов, позволяющих определить порог Б. о. в сравнимых единицах измерения. Чувствительность к боли может быть у различных людей неодинаковой: повышенная (гипералгезия), пониженная (гипоалгезия), полностью отсутствующая (аналгезия). Величина порога Б. о. обусловлена состоянием и реактивностью нервного аппарата в его центральных и периферических отделах. При определенных условиях (волевое усилие, эмоциональное возбуждение) реакция человека на боль может быть заторможена и изменена корой головного мозга.



БРЕД – симптом психического расстройства, проявляющийся в патологических суждениях или представлениях, искаженным образом отражающих реальный мир и не поддающихся коррекции. Термин Б. охватывает различные категории психических расстройств: 1) Б. при расстроенном сознании и 2) Б. при ясном сознании и относительной сохранности формальных функций интеллекта. Первый связан обычно с расстройством восприятий и сопровождается зрительными иллюзиями и галлюцинациями. Второй более связан и стоек, может охватить только одну сферу отношений индивида, оставляя незатронутыми все другие. Для хронических заболеваний характерен систематизированный Б. (бредовые идеи, имеющие определенную согласованность). Возникновение Б. может быть сопряжено с патологическими явлениями как в первой, так и во второй сигнальной системе.



БРЕЙНСТОРМИНГ – см. Мозговая атака.



БРЕНТАНО (BRENTANO) ФРАНЦ (1838–1917) – немецко-австрийский философ. Обратившись к идеям Аристотеля, Б. разработал план преобразования психологических понятий, предложенный им в книге «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Психическое явление по Б. отличается от физического своей имманентной «объективностью». Таким образом, в каждом психическом акте дан и его объект. Но это возможно лишь потому, что он имеет акт – действие, исходящее от субъекта. При этом субъект сведен к системе актов, имеющей основания в самой себе, а не в чем-либо внешнем. Проводя четкую границу между физическим и психическим, Б. определял психологию как науку о психических актах сознания. Б. разработал так называемую описательную психологию, которая ставит перед собой задачу непосредственного описания психических явлений. Идеи Б. оказали влияние на ряд течений в психологии концаXIX – начала XX в. (См. Вюрцбургская школа, Функционализм.)



БРОКА ЦЕНТР (по имени французского анатома и антрополога П. Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в нижней лобной извилине левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (артикуляцию). При поражении Б. ц. возникает так называемая афазия Брока или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия – трудности (или полная невозможность) произношения отдельных звуков речи, переключения с одного слога на другой. Понимание устной речи и письменная речь при этом не страдают.



БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1933–2002) – российский психолог, ученик С. Л. Рубинштейна. Занимался изучением широкого круга фундаментальных проблем теории и методологии психологии. Большую известность приобрели его исследования закономерностей процессов мышления. На экспериментальной основе разработал континуально-генетическую теорию, отражающую специфику непрерывности психического развития человека. При этом, как и во всех своих исследованиях, Б. исходил из основных положений субъективно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна. Развивая деятельностно-процессуальный подход к изучению человеческой психики, Б. выявлял его существенные отличия от знакового (знакоцентристского) подхода.



БУГЕРА – ВЕБЕРА ЗАКОН (иногда – закон Вебера) – положение о том, что дифференциальный порог ощущения для одного и того же органа чувств представляет собой постоянную величину. В математической форме Б. – В. з. выражается следующим образом: ∆I/I = К, где I – исходная величина раздражителя, а Д1 – разностный порог. Коэффициент К фиксирует величину, на которую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель для получения едва заметного изменения ощущения. Данная зависимость была обнаружена французским физиком П. Бугером (1698–1758) и впоследствии подтверждена и уточнена немецким физиологом и анатомом Э. Вебером (1795–1878). Постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера.



БУЛИМИЯ – патологическое усиление аппетита, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной нервной системы. Б. приводит к перееданию, за которым, как правило, следует рвота и (или) принятие слабительного. Временами Б. связана с депрессией и сопровождается чувствами вины и самоуничижения. Б. часто сочетается с нервной анорексией.



БЫТИЕ – философская категория, обозначающая объективную реальность (материю, природу), существующую независимо от сознания человека. Проблема соотношения Б. и сознания является основным вопросом философии.



БЭКОН (BACON) ФРЭНСИС (1561–1626) – английский философ. Выступая против умозрительных конструкций схоластики, проникнутой мистикой и предрассудками Средневековья, Б. предложил новую методологию познания, основанную на научном опыте. При этом выделяется особая роль управляемого эксперимента, данные которого подлежат обработке путем индукции, связанной с анализом. Б. разработал приемы обобщения получаемых данных, составив специальные упорядочивающие таблицы. Ориентируясь прежде всего на ценность эмпирического познания мира в деле преобразования природы, Б. полагал, что полученная таким путем научная истина не зависит от религии, цель которой состоит в объединении людей на политических и нравственных основах. Именно Б. принадлежит ставшая крылатой фраза «Знание – сила».



БЭН (BAIN) АЛЕКСАНДР (1818–1903) – английский психолог, представитель ассоцианизма. Для его взглядов характерно стремление тесно связать психические процессы с их физиологическими основами. Исходя из этого, полагал Б., возможно изучать психические акты через те или иные телесные проявления, используя точные методы. В качестве основных законов ассоциации выделял закон сходства и закон смежности. Повторение по Б. является важнейшим условием прочности любых ассоциаций. С целью объяснения новых форм поведения пришел к идее модели проб и ошибок, которая затем широко использовалась сторонниками бихевиоризма (см. Торндайк). Основал первый в Англии журнал психологии и философии (1876).



БЮЛЕР (BÜHLER) КАРЛ (1879–1963) – немецко-австрийский психолог, первоначально примыкал к вюрцбургской школе, где занимался экспериментальным изучением мышления. На этом этапе полагал, что в структуре интеллекта можно выделить три категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и мысли как таковые, лишенные чувственно-образного характера. Именно такие мысли составляют по Б. главный предмет исследований в психологии, осуществляемых посредством интроспекции. Отойдя от теоретических положений вюрцбургской школы, Б. занимался проблемами генетической психологии. Он выделил три психические структуры (или стадии) развития психики у животных и человека: инстинкт, навык и интеллект. Результаты данных исследований изложены в книге Б. «Духовное развитие ребенка» (1918). Одной из важнейших работ Б. является книга «Кризис психологии» (1927), в которой высказывается идея преодоления кризисной ситуации психологии посредством синтеза всех основных направлений (интроспективной концепции сознания, бихевиористской теории поведения и учения о воплощении психики в продуктах культуры) и создания единой системы понятий.



БЮЛЛЕР (BÜHLER) ШАРЛОТТА (1893–1974) – австрийский и американский психолог. Создатель венской школы возрастной психологии. Б. разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которое понимается как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремится человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». С целью изучения уровня психического развития Б. использовала тестирование и биографический метод. В американский период своей жизни (после 1938 г.) разрабатывала проблемы личностного роста и самоактуализации. В 1965 г. Б. стала первым президентом Американской ассоциации гуманистической психологии.



Загрузка...