Д




ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos – палец + logos – слово, учение) – ручная азбука, служащая для замены устной речи при глухонемоте. Буквам алфавита соответствуют особые положения пальцев. С помощью Д. можно объясняться лишь с грамотными глухонемыми, так как при дактилологической речи придерживаются точного правописания слова.



ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) – недостаток зрения, не позволяющий видеть ясно на близком расстоянии. Причиной Д. является форма хрусталика, вследствие чего входящие в глаза параллельные лучи от предмета собираются позади сетчатки, а не прямо на ней.



ДАЛЬТОНИЗМ – один из видов частичной цветовой слепоты, заключающийся в неспособности различать ощущения некоторых цветов (большей частью красный и зеленый). В подавляющем большинстве случаев Д. является врожденным дефектом. Значительно чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Впервые описан в 1794 г. английским химиком и физиком Д. Дальтоном, который сам страдал Д.



ДАРВИН (DARWIN) ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ (1809–1882) – английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции – дарвинизма. Основной идеей этой теории является принцип естественного отбора – «переживание наиболее приспособленных организмов» и устранение организмов, не приспособленных к определенным условиям существования. Благодаря непрерывному действию естественного отбора и наследственной изменчивости организмы в процессе эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, а это ведет в конечном итоге к образованию новых видов. Установив изменяемость видов и преемственность между ними в процессе развития, Д. объяснил и естественные причины целесообразности, проявляющейся в строении организмов, в их приспособляемости к условиям жизни. Теория эволюции Д. оказала большое влияние на развитие психологии, которая стала черпать многие идеи из сферы эволюционной биологии. Распространение дарвинизма послужило толчком к внедрению объективного, генетического и статистического методов, а также к возникновению категории поведения. Д. посвятил также ряд работ проблемам психологии – анализу инстинкта, психическому развитию ребенка, выразительным движениям при эмоциях.



ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – см. Кинестезические (кинестетические) ощущения.



ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ – рефлекторные двигательные акты, осуществляемые бессознательно, на автоматической основе. Как было установлено И. М. Сеченовым, Д. н. регулируются проприоцептивными ощущениями, которые отражают особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, показывающими те изменения в окружающей среде, которые вызываются данными движениями. На основе Д. н. в результате накопления ребенком соответствующего опыта у него формируются движения произвольные. Д. н. могут иметь адаптивный характер (например, мигание, отдергивание руки от болевого раздражителя) и неадаптивный (например, хаотичные движения при психозах, гиперкинез при нарушениях центральной нервной системы). (См. Мышечное чувство, Проприо(ре)цепторы, Проприорецепция.)



ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ – двигательные акты, сознательно регулируемые индивидом в соответствии с его потребностями в достижении той или иной цели. Д. п. могут быть направлены на манипуляции какими-либо предметами; это также движения, обеспечивающие сохранение позы тела, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относятся выразительные движения – мимика, пантомимика, речевые движения. По данным П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Э. А. Асратяна, работа мышц регулируется не только непосредственной задачей Д. п., но также и условиями, в которых это движение осуществляется. Само же выполнение Д. п. непрерывно корректируется посредством сопоставления его результатов с целями индивида. Решающую роль в формировании и осуществлении Д. п. играют ориентировочная деятельность и образ – представление того, что и как должно быть сделано (исследования А. В. Запорожца).



ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ ТЕОРИЯ – положение когнитивной психологии, выдвинутое А. Паивио, о том, что человеческая память состоит из двух независимых, но прочно взаимосвязанных кодирующих систем. Одна из них основана на переработке образной информации, другая – на переработке вербальной информации. Противоречивые, но в известной степени подтверждающие эту теорию данные представлены клиническими случаями оптико-мнестической афазии. При этом больные не в состоянии назвать предметы, представленные им зрительно, но могут их называть при взаимодействиях с этими предметами.



ДЕБИЛЬНОСТЬ (от лат. debilis – слабый) – сравнительно легкая степень умственной отсталости – олигофрении. При Д. индивид может овладеть элементарными навыками чтения, письма и счета, однако вследствие недостаточности абстрактного мышления он не может усвоить программу средней школы. Взрослые индивиды, страдающие Д., по своему умственному развитию соответствуют нормальным детям примерно восьми лет и могут освоить несложные ремесла.



ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio – отклонение) – см. Отклоняющееся поведение.



ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Д. является одним из основных средств доказательства. Дедуктивный вывод сам по себе вытекает из абстрактного процесса и не требует никакой верификации, кроме логической последовательности. Если исходные посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия. Д. противоположна индукции. Обе формы аргументации в их тесной связи используются в психологии, особенно при формировании различных концепций и решений научных проблем. Методы Д. могут выступать также в качестве предмета психологического исследования (например, изучения формирования, протекания и условий дедуктивных процессов в мышлении индивида). (См. Рационализм, Силлогизм.)



ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (ДНК) – молекулярное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов. ДНК переносит всю кодированную генетическую информацию на хромосомах, обеспечивая передачу по наследству индивидуальных признаков и свойств организмов.



ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – утрата осознания собственной индивидуальности. Может происходить в толпе, когда изолированность каждого индивида утрачена в движениях и колебаниях толпы и индивидуальный выбор в определенном смысле подчинен действиям толпы. Д. в толпе сопровождается сознанием анонимности и может быть причиной такого поведения какого-либо индивида, которое является для него нетипичным (например, агрессивным). (См. Ответственности диффузия.)



ДЕЙСТВИЕ (в психологии) – единица деятельности, ее относительно законченный элемент. Д. всегда осознано и направлено на достижение какой-либо конкретной, не разлагаемой на более простые цели. Д. в целом состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним (П. Я. Гальперин). Различают Д. физические (внешние, моторные) и умственные (внутренние, психические). Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. показали, что умственные Д. формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переходят во внутренний план (см. Интериоризация). С другой стороны, прежде чем приступить к какой-либо внешней деятельности для достижения своей цели, человек планирует соответствующие Д., оперируя образами и речевыми символами. Так, внешняя деятельность (и соответственно Д.) направляется и контролируется умственной деятельностью (см. Экстериоризация). Человек соотносит производимое им Д. с запланированным, существующим в виде образов и мыслей и на основе такого сравнения регулирует свои движения и Д. (см. Акцептор действия). По степени осознанности целей Д. делятся на волевые и импульсивные. В основе волевых Д. находятся продуманные цели с учетом возможных последствий их достижения. Импульсивные Д. характеризуются неосознанностью целей и возможных последствий. Д. человека в процессе упражнения может становиться автоматизированным навыком.



ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (в социологии) – единица индивидуальной социальной активности, которая является осознанной и целенаправленной. Социологи различают понятия Д. и «поведение», имея в виду следующее. Поведение – это реакция организма на внутренние или внешние раздражители, и оно может быть как инстинктивным, неосознанным, так и преднамеренным, осознанным. К Д. с. можно отнести только некоторые виды поведенческих актов, а именно те, которые являются преднамеренными, осмысленными комплексами поступков, предпринятых для достижения определенной цели. Рассматривая Д. с. как систему, американский социолог Т. Парсонс в 1937 г. выделил следующие ее компоненты: 1) действующее лицо; 2) результат или будущее состояние дел, на которые направлено Д.; 3) ситуация, которая включает в себя условия и средства Д.; 4) совокупность норм, посредством которых направляются Д. и выбираются их средства. В современной западной социологии имеется ряд теорий, которые рассматривают Д. с. в качестве главного или даже единственного объекта социологии. При таком подходе основным признаком социальности считается наличие субъективного смысла Д. для самого действующего лица. Таким образом, здесь социология уже не рассматривается как наука, имеющая дело целиком с внешними, независимыми объектами. Следствием такого подхода является психологизация социального знания.



ДЕЙТЕРАНОПИЯ (от греч. deuteros – второй + an – отрицательная частица + ops – глаз) – форма частичной цветовой слепоты, обычно врожденной, характеризующаяся пониженной чувствительностью к зеленому. Предполагается, что причиной Д. является недостаток пигмента, абсорбирующего зеленый цвет. (См. Ахроматизм.)



ДЕКАРТ (DESCARTES) РЕНЕ (1596–1650) – французский философ и естествоиспытатель. Основоположник концепции рефлекторной природы поведения, хотя сам термин «рефлекс» у Д. отсутствует. Дал первое описание схемы безусловного рефлекса и таким образом сформулировал принцип детерминизма, который был распространен как на сферу органических процессов, так и на психику. Ведущим принципом в объяснении поведения животных Д. считал его машинообразный характер. Этот принцип Д. распространял и на действия человеческого тела, считая, что все телесные отправления, а также ряд психофизиологических функций осуществляются таким же образом, как в работающем механизме (например, в часах). Такой подход позволяет оценивать Д. как основоположника психофизиологии. К психическому Д. относит только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Отсюда следовало, что явления сознания доступны только самому субъекту и единственным методом их обнаружения может быть интроспекция. Так, признание Д. наличия двух различных независимых субстанций (тела и души) привело к различию методов их познания: эксперимент – для анализа механики тела, интроспекция – для познания души. Наряду с этим Д. высказал мысль о психофизическом взаимодействии (телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие). Подобное взаимодействие осуществляется в так называемой шишковидной железе (эпифизе) – органе местопребывания мыслящей субстанции, находящейся в центре мозга. Рассматривая различные стороны поведения человека, Д. особое внимание уделял «страстям души», к изучению которых он подходил также на механистической основе. Главное действие страстей по Д. – располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело. Наиболее полно взгляды Д. представлены в его работах «Страсти души» (1649) и «Человек» (1662). (См. Рационализм.)



ДЕКОДИРОВАНИЕ – в теории информации это процесс, посредством которого получатель какого-либо сигнала расшифровывает его в соответствующее сообщение. Так, по аналогии, стимулы могут рассматриваться как сигналы, которые кодируются рецепторами в нервные импульсы, а последние, в свою очередь, декодируются мозгом. (См. Код, Кодирование.)



ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens – совершающий проступок) – самым общим образом этот термин приложим к любому индивиду, совершившему преступление или осуществившему социально не одобряемые действия. Однако термин Д. в современной социологии используется обычно по отношению к молодым людям, проявляющим антисоциальное поведение.



ДЕЛИРИЙ (от лат. delirium – безумие) – один из видов расстройства сознания, сопровождаемый бредом, галлюцинациями (преимущественно зрительными), двигательным возбуждением. Д. может быть вызван инфекционным заболеванием, наркотиками, шоком. После Д. может отмечаться частичная амнезия. Д. классифицируется в психиатрии как органический психический синдром.



ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia – безумие) – слабоумие, приобретенное в результате органического или функционального поражения. Д. характеризуется потерей интеллектуальных способностей в такой степени, что индивид не в состоянии выполнять обычные социальные и профессиональные функции. При этом утрачиваются память, способность к логическим рассуждениям и другие высшие психические процессы. В зависимости от типа повреждающих и дегенерирующих факторов различают Д. посттравматическую, сенильную (старческую), эпилептическую, алкогольную (на последней стадии хронического алкоголизма) и др.



ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА – совокупность приемов, используемых лидером, которые включаются в себя предоставление членам группы возможностей определения ее целей, планирования, распределения функций между собой, поощрения свободного обмена мнениями и т. п.



ДЕМОКРИТ (ок. 460 до н. э. – год смерти неизв.; по некоторым данным, прожил более 100 лет) – древнегреческий философ, основатель атомистического материализма. Принимая за первооснову мира атомы, Д. считал, что жизнь порождается сцеплением влажных и теплых атомов. При этом из множества форм животных, создаваемых природой, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших из них принадлежит человек. Душа животных и человека состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Поскольку душа как сцепление атомов является телесной, Д. отвергает ее бессмертие: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. В познавательную сферу души Д. включал ощущения, восприятия и мышление, отмечая, что ощущения и восприятия могут охватить лишь внешнее и только мышление позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств. Эмоции и аффекты по Д., подобно ощущениям, определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Эмоциональные состояния зависят также от потребностей, которые рассматривались Д. как основные движущие силы. Взгляды Д. положили начало причинному объяснению психических процессов.



ДЕНОТАТ (от лат. denotatus – обозначение, обозначенный) – объект или объективное событие, обозначаемое каким-либо словом (или другим знаком).



ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. de – отрицательная приставка + persona – личность, лицо) – 1) патологическое состояние, представляющее собой нарушение самосознания, которое выражается в потере чувства реальности собственной личности, отчуждении собственных действий, эмоций, мыслей. Д. может наблюдаться при шизофрении, эпилепсии, травмах и других заболеваниях мозга; 2) в философии экзистенциализма это потеря чувства «Я» и личностной идентичности, ощущение индивидом того, что он является лишь каким-то номером в банке компьютерной памяти или просто винтиком несовершенной, дегуманизированной социальной машины.



ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio – подавление) – психическое состояние, иногда приобретающее патологический характер и включающее в себя чувства безнадежности и неадекватности, иногда непреодолимые. Д. сопровождается также снижением психофизической активности индивида. В психиатрии Д. характеризуют все указанные признаки, проявляющиеся в крайней степени. Здесь Д. может быть также симптомом некоторых других психических расстройств (например, при старческом психозе, шизофрении, прогрессивном параличе). (См. Экзогенная депрессия, Эндогенная депрессия.)



ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. de – отрицательная приставка + privare – лишать, отнимать) – 1) потеря, утрата или недостаточность чего-либо желаемого, необходимого для индивида; 2) лишение животного пищи в экспериментальных целях.



ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (от лат. de – отрицательная приставка + realis – действительный) – нарушение восприятия окружающего, при котором утрачивается контакт с внешней реальностью (окружающее кажется нереальным). Д. является обычным компонентом деперсонализации. Д. может возникать при поражениях мозга, некоторых психических заболеваниях, а также в просоночных состояниях.



ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат. de – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо + sensibilis – чувствительный) – уменьшение чувствительности организма к воздействию какого-либо внешнего стимула. Например, внезапный шум вызовет соответствующую реакцию, однако при повторных шумовых воздействиях реакции на них ослабевают и исчезают.



ДЕТЕКТОР ЛЖИ (от лат. detector – обнаруживающий) – любой тип инструмента, показывающего физиологические изменения, которые сопровождают эмоциональное напряжение индивида, находящегося в ситуации какой-либо проверки (допроса, тестирования и т. п.). Могут регистрироваться, например, сердцебиение, кровяное давление, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция (КГР). Д. л. был разработал в США и нашел там сравнительно широкое применение в юридической практике при допросе подозреваемых, при приеме на работу (в том числе в полицию), при служебных расследованиях и т. д. Опыт использования Д. л. показывает, что известное возбуждение индивида, регистрируемое прибором, может действительно сопутствовать его вине, но также подобное возбуждение бывает следствием и многих других вызывающих волнение обстоятельств (например, естественной для человека реакции на саму процедуру такого испытания). Известны многочисленные данные об ошибочных выводах, сделанных на основе Д. л. На сегодняшний день в США исследователи-психологи высказывают гораздо больше скептицизма относительно возможностей Д. л., чем практики, использующие подобный прибор. (См. Плетизмография, Полиграф.)



ДЕТЕРМИНИЗМ В ПСИХОЛОГИИ (от лат. determinare – определять) – философская концепция, в соответствии с которой все явления представляют собой необходимое следствие определенных сложившихся обстоятельств. В психологии исходное положение Д. состоит в том, что вся психика любого индивида является функцией определенных факторов – внешних (окружения индивида) или внутренних (организма индивида). Известная степень Д. постулируется всеми направлениями психологии. При этом «жесткий» Д. (или механистический) – строго детерминистическая точка зрения, не позволяющая никакой свободы выбора, или индетерминизма. Классический психоанализ представляет собой пример именно такого подхода. «Мягкий» Д. предоставляет ограниченную свободу выбора. Например, именно таков подход в современной экзистенциальной психологии. (См. Свобода воли.)



ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Ряд отечественных психологов выделяет следующие возрастные периоды в развитии ребенка: младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет), подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет), ранний юношеский возраст (от 14–15 до 17–18 лет). Имеются и другие точки зрения на периодизацию в развитии ребенка.



ДЕТСТВО – период жизни человека между младенчеством и юностью. Различные авторы предлагают различные границы периода Д.: от 1–3 лет до 12–15 лет. Нередко Д. подразделяется на две стадии: дошкольное Д. (от младенчества до 5–6 лет) и раннее школьное Д. (от 5–6 лет до 11–12 лет). Если для дошкольного Д. ведущими факторами развития ребенка являются общение со взрослыми и игра как специфический вид деятельности для данного возраста, то раннее школьное Д. характеризуется переменой образа жизни в связи с поступлением в школу. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная, однако достаточно много времени при этом дети заняты и игрой. (См. Отрочество, Юность.)



ДЕФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – негативное воздействие профессиональной социальной роли на свойства и поведение личности. Может порой наблюдаться как следствие высокой степени интернализации профессиональной роли и ее продолжительного выполнения. При этом профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и при выполнении других социальных ролей выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Так, выработанная в школе дидактическая, поучающая манера некоторых учителей может проявляться и в сфере их личных отношений.



ДЕЦЕНТРАЦИЯ, ИЛИ ДЕЦЕНТРИРОВАНИЕ (от лат. de – отрицательная приставка + centrum – средоточие) – термин, используемый швейцарским психологом Ж. Пиаже в его концепции когнитивного развития в двух различных, но связанных между собой значениях: 1) переход ребенка с предыдущей, дооперациональной стадии развития, когда вещи рассматриваются им как «центрированные» на его собственных действиях, или к более зрелой стадии, когда окружающая среда воспринимается ребенком в «децентрированной» форме и он учитывает объективные взаимоотношения с другими объектами и явлениями. Предполагается, что в развитии ребенка имеют место несколько периодов Д. в отношении деятельности, репрезентации и познания; 2) способность восприятия и познания выходить за привычные рамки жестких требований физических стимулов. Например, консервация (усвоение) понятия «объем» происходит тогда, когда ребенок способен отойти от «центрирования» на величине жидкости в контейнере и учесть другие стороны ситуации (ширину контейнера, тот факт, что никто не добавлял и не отливал никакой жидкости), что обеспечивает уравновешивание и нормализует искажения, вызванные более примитивным процессом центрирования. (См. Центрация, Эгоцентризм.)



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой представляет собой целенаправленные воздействия на него в интересах людей. Д. включает в себя как внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) формы активности человека. Первостепенным условием Д. является наличие у человека сознаваемой им и соответствующим образом мотивированной цели. В этом состоит принципиальное отличие Д. от поведения, которое может быть и осознаваемым, и неосознаваемым, мотивированным и немотивированным. Рассматривая структуру Д., отметим, что сознаваемая человеком более или менее общая (порой отдаленная) цель обычно подразделяется на ряд частных, более конкретных задач, возникающих перед ним по мере движения к цели. Выполнение каждой из этих задач основано на тех или иных действиях, а любое предметное действие складывается из определенных произвольных движений. Наряду с сознаваемой целью в структуру Д. включают также средства ее достижения, результат и сам процесс. Отечественные исследования исходят из целостного понимания Д. как органического единства ее чувственно-практической и теоретической форм. Целью Д. того или иного человека может выступать не только изменение окружающего мира, но и самого себя. Основным видом Д. является труд, являющийся фактором формирования и развития психики.



ДЖЕКСОНА ЗАКОН (или принцип) – эмпирическое обобщение, в соответствии с которым степень «сопротивления» какой-либо психической функции ее потере или расстройству прямо связана с эволюционной древностью данной функции у этого биологического вида. Иначе говоря, сравнительно недавно возникшие когнитивные функции теряются в первую очередь, а те функции, которые имеют больший эволюционный возраст, утрачиваются позднее. Аналогичный принцип относится и к приобретенным формам поведения: чем раньше в жизни индивида что-то было им усвоено, тем устойчивее это знание перед лицом болезни. Данный закон открыт английским неврологом Д. Джексоном (1835–1911).



ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) (JAMES) УИЛЬЯМ (1842–1910) – американский психолог и философ. В своем двухтомном труде «Основы психологии» (1890) Д. предложил новую программу психологии, провозгласив единство всей психической жизни, целостность непрерывно изменяющегося опыта. По Д. сознание существует в форме непрерывного течения («потока сознания»), и отсюда вытекает, что психические процессы должны изучаться в их целостности именно как процессы, а не как статичные элементы сознания, как полагали сторонники структурализма. Д. подчеркивал, что главная функция сознания заключается в том, чтобы дать человеку способность адаптироваться к окружающей среде. Сознание начинает действовать, когда человек встречается с новой проблемой и необходимостью выбора пути ее решения. Вследствие динамической природы своих концепций психология Д. получила название функционализма. Д. подчеркивал ценность прагматизма для психологии, утверждая тем самым, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена с точки зрения практических последствий основанного на них действия. Д. считается одним из основоположников прагматизма как философского течения. Имя Д. также связывается с работами датского физиолога К. Ланге в формулировании теории эмоций Джеймса – Ланге.



ДЖЕМСА (ДЖЕЙМСА) – ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ – выдвинута независимо друг от друга американским психологом и философом У. Джемсом и датским физиологом К. Ланге (1884, 1885). Эта теория представляет собой попытку интегрировать сознание и поведенческие аспекты эмоций. Ланге полагал, что эмоциональные процессы тождественны изменениям в кровеносной системе. Джемс использовал этот аспект теории Ланге и ввел его в свою собственную теорию, в соответствии с которой эмоциональное переживание является результатом висцеральных (т. е. относящихся к внутренним органам) изменений, возникающих вследствие реакций индивида на события, вызывающие эмоции. Суть этой теории состоит в знаменитом аргументе, предложенном Джемсом: встретив медведя в лесу, мы не убегаем, потому что мы испугались, но мы испугались, потому что мы убегаем, т. е. бегство вызывает висцеральную реакцию и наше ощущение этих изменений, когда они происходят, и является эмоцией. Эта теория вызвала много споров и возражений. Ее критика со стороны физиологов (У. Кеннон, Ч. Шеррингтон) исходит из того, что одни и те же периферические изменения сопутствуют самым разным эмоциям, как это показывают эксперименты на животных.



ДИАГНОЗ В ПСИХОЛОГИИ (от греч. diagnosis – распознание) – один из результатов деятельности психолога, состоящий в установлении расстройства, болезни, синдрома, состояния и т. д. В клинической психологии этот термин используется, в общем, в том же самом смысле, что и в медицине, т. е. категоризация и классификация тех или иных особенностей личности являются здесь главными операциями. Предполагается, что обоснованный диагноз позволяет дать более надежный прогноз последующих явлений.



ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (от лат. divergentio – расхождение, отклонение) – вид мышления, который характеризуется развитием идей в различных направлениях, содержащих разнообразные подходы к проблеме. Такое мышление обычно ассоциируется с креативностью, поскольку часто приносит новые идеи и решения. Противоположностью Д. м. является конвергентное мышление (см.).



ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. divergentio – расхождение, отклонение) – разведение зрительных осей по мере того, как точка фиксации удаляется от наблюдателя. Д. обеспечивает возможность бинокулярного зрения. Противоположное явление называется конвергенцией (см.).



ДИДАКТОГЕНИЯ (от греч. didaktikos – поучающий + genos – происхождение) – болезненное психическое состояние, возникающее у учащегося вследствие педагогических ошибок со стороны учителя, воспитателя, тренера, руководителя и т. д. Д. может вызываться нечуткостью педагога, его неосторожными словами или действиями по отношению к учащемуся, негативно влияющими на его психику и приводящими к подавленному настроению, страхам, фрустрации и т. п. Д. является аналогом ятрогении (см.).



ДИЗАРТРИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + arthroo – сочленяю, соединяю) – расстройство артикуляции (членораздельной речи). Д. является следствием нарушения иннервации речевого аппарата, возникающего в результате поражения некоторых участков головного мозга. Синоним – дисфазия.



ДИЛЬТЕЙ (DILTHEY) ВИЛЬГЕЛЬМ (1833–1911) – немецкий философ. Разработал идею о разделении психологии на две дисциплины (1894). Наряду с психологией объяснительной (экспериментальной), изучающей сенсорные процессы, ассоциации, элементы сознания, Д. выделил психологию описательную, или «понимающую». Последняя должна изучать переживаемую человеком изначальную структурную целостность и полноту его духовной жизни. Основным методом познания целостности духовной жизни Д. считает «понимание», которое здесь тождественно переживанию – непосредственному, интуитивному постижению индивидом своего духовного мира. Таким образом, понимание противопоставляется методу «объяснения», используемому в «науках о природе», направленному на внешний опыт и связанному с конструирующей деятельностью разума. Понимание собственного внутреннего мира достигается посредством интроспекции, понимание чужого мира – посредством «вживания», «вчувствования». Концепция Д. вызвала большую критику со стороны современных ему психологов, стоявших на естественнонаучных позициях.



ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. dynamikos – сильный, подвижный) – 1) любая из психологических систем, в которой делается акцент на поиске взаимосвязей между причиной и следствием при изучении мотивов и побуждений различного рода. Например, теория поля, психоанализа; 2) психологическая система, разрабатывавшаяся американским психологом Д. Вудвортсом, в которой рассматривались причинно-следственные связи мотивации и поведения. Таким образом, этот подход в известной степени противостоял бихевиоризму. Термин Д. п. введен Вудвортсом в 1918 г.



ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (от греч. dynamikos – сильный, подвижный + stereos – твердый + typos – отпечаток) – сравнительно устойчивая система взаимосвязей между очагами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга человека и высших животных, возникающих в результате неоднократного повторения определенного сочетания сменяющих друг друга комплексов условных раздражителей. Понятие введено И. П. Павловым (1932), который показал, что Д. с. является частным случаем системности в работе коры больших полушарий, имея в виду способность коры воспринимать и закреплять действие разнообразных раздражителей, в их связи друг с другом, что в совокупности представляет собой единую систему. Выработка какого-либо Д. с. или его перестройка являются достаточно трудным для нервной системы процессом, требующим порой значительного времени. Вместе с тем уже выработанный Д. с. имеет важное значение для приспособления организма к окружающей среде, способствуя оптимальному расходованию нервной энергии. Это объясняется тем, что привычная деятельность осуществляется организмом со значительно большей легкостью, чем новая. Сформировавшийся Д. с. становится инертным, автоматизируется, но в случаях изменения поддерживающих его условий может нарушаться.



ДИПЛОПИЯ (от греч. diploos – двойной + ops – глаз) – двоение видимых предметов, наблюдаемое при параличах и парезах глазодвигательных мышц.



ДИСГРАФИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + grapho – пишу) – нарушение умения правильно писать и выражать свои мысли посредством письма. Д. проявляется в заменах букв, перестановках букв и слогов, пропусках слов или их слиянии. Д. является следствием поражений мозга.



ДИСКАЛЬКУЛИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + лат. calculatio – счет, подсчет) – затруднение при обучении простым арифметическим процедурам ребенка с нормальными интеллектуальными способностями. (См. Минимальная мозговая дисфункция.)



ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ (от лат. discriminare – отделять, различать) – вид регрессионного анализа, представляющий собой процедуру для оптимальной классификации индивидов в группы или классы на основе ряда специфических переменных, по которым можно оценить каждого из индивидов. Например, исследователь может использовать такие специфические (различительные) переменные, как пол, возраст, уровень образования, величина дохода, с тем чтобы выделить людей, являющихся сторонниками смертной казни за тяжкие преступления, от ее противников. Это осуществляется посредством «взвешивания» переменных и сочетания их таким образом, который позволит максимально отделить одну группу от другой. Синоним – дискриминантный функциональный анализ.



ДИСКУРСИВНЫЙ (от лат. discursus – рассуждение, аргумент) – рассудочный, обоснованный предшествующими суждениями (в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного).



ДИСЛАЛИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + lalia – речь) – то же, что и косноязычие.



ДИСЛЕКСИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + lexis – слово) – трудности в овладении чтением. Обычно рассматривается как неспособность к научению в тех случаях, когда ребенок не имеет никаких явных противопоказаний для своего психического развития наподобие умственной отсталости, повреждений мозга, эмоциональных расстройств. (См. Минимальная мозговая дисфункция.)



ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (от лат. dispersio – рассеяние) – совокупность различных способов анализа изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. В зарубежной (англоязычной) литературе Д. а. часто обозначается как ANOVA, что переводится как «анализ вариативности» (analysis of variance). Метод был разработан биологом Р. Фишером (1918). Основная задача Д. а. состоит в том, чтобы из некоторого числа факторов, которые могут влиять на изучаемую переменную, выделить сравнительно небольшое количество факторов, влияющих наиболее существенным образом. Сложные схемы Д. а. позволяют анализировать совокупное действие трех, четырех и более факторов.



ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. dispositio – расположение) – теория регуляции социального поведения личности, предложенная В. А. Ядовым (1975), который конструирует некоторую общую диспозиционную структуру личности как целостного субъекта деятельности. При этом в качестве системообразующего признака выступают различные состояния и уровни предрасположенности индивида к восприятию условий деятельности. Понимая диспозиции личности как своеобразный продукт «столкновения» ее потребностей и ситуаций ее удовлетворения, Ядов предлагает следующую иерархию диспозиций. Низший уровень – элементарные фиксированные установки по Д. Н. Узнадзе, которые формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Следующий уровень – социальные фиксированные установки. Наконец, высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Данная система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности. В соответствии с Д. к. на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. Однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущую регулятивную роль играет определенный уровень диспозиций. При этом в данной иерархии высшие уровни доминируют в отношении нижележащих, а на одном и том же уровне происходит координация различных диспозиционных элементов. Ценность Д. к. состоит в том, что социальные установки вплетены здесь в более широкую систему социальных связей личности.



ДИССИМУЛЯЦИЯ (от лат. dissimulatio – сокрытие) – утаивание индивидом своей болезни или отдельных ее симптомов. Чаще встречается при психозах.



ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ (от лат. distare – отстоять, находиться на расстоянии) – стимул, находящийся вне (на дистанции) рецептора, на который он действует. При изучении восприятия делается различие между а) стимулами, которые воздействуют прямо на сенсорный рецептор (например, световые волны, когда они попадают на сетчатку глаза) и б) стимулами, которые являются компонентами внешней среды (например, стул, от которого отражаются световые волны). Последние и представляют собой Д. с. Первые (из указанных двух) – это проксимальные стимулы.



ДИСТАНТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ – одна из двух разновидностей экстеро(ре)цепторов. К Д. р. относятся рецепторы системы, реагирующие на стимулы, которые возникают на некоторой дистанции от тела. Таковыми являются рецепторы глаз, ушей и носа. Некоторые психологи не относят обонятельный рецептор к Д. р. на том основании, что он раздражается при соприкосновении с ним частиц того или иного пахучего вещества. Д. р. также называются теле(о)рецепторами.



ДИСТРЕСС – см. Стресс.



ДИСТИМИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, + thymos – настроение, чувство) – расстройство настроения, характеризуемое депрессией, отсутствием интереса к жизни. Термин Д. не применяется к случаям острой депрессии, он используется только для обозначения таких нарушений нормальной аффективной сферы, которые длятся, по крайней мере, один год или два. Д. называется также депрессивным неврозом.



ДИСФОРИЯ (от греч. dysphoreo – тяжело переношу, раздражен) – депрессивное состояние, характеризующееся беспокойством, тревогой, раздражительностью, иногда вспышками агрессии. Д. является симптомом психического заболевания. Состояние, противоположное Д., – эйфория (эвфория).



ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами, группами, популяциями, причины и последствия этих различий, их проявления в поведении людей. Термин Д. п. ввел в 1900 г. немецкий психолог В. Штерн. Предпосылкой возникновения Д. п. были исследования английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, разработавшего ряд методов и приемов для изучения индивидуальных различий. К числу первых крупных представителей Д. п. следует отнести А. Бине, А. Ф. Лазурского, Д. Кэттела. Исследователи традиционно сосредоточивают свое внимание главным образом на интеллектуальных, а также личностных различиях между людьми. Одним из основных методов выявления индивидуальных личностных различий является тестирование – использование вопросников, заполняемых самими испытуемыми. Наиболее известными авторами таких вопросников являются Д. Гилфорд, Р. Кэттел и Г. Айзенк. В настоящее время в Д. п. широко используются методы математической статистики, в частности корреляционный, регрессионный, дискриминантный и факторный анализы. Так выявляются корреляции между психологическими свойствами индивидов и их физиологическими параметрами. Использование факторного анализа позволяет свести большое количество переменных (например, отдельных свойств личности) к меньшему числу более фундаментальных величин (значимых черт личности). Использование данных Д. п. в прикладных целях обычно относится к решению задач отбора и обучения персонала, воспитания и управления.



ДИФФУЗИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (от лат. diffusio – распространение, растекание) – убеждение, возникающее у индивида в присутствии других людей, что он лично в меньшей степени ответствен за то, что происходит в данный момент. Обнаружено (по американским данным), что чем больше людей присутствует в какой-либо ситуации, когда кому-либо необходима помощь, тем меньше вероятность того, что эта помощь будет оказана. (См. Социальное паразитирование.)



ДНК – см. Дезоксирибонуклеиновая кислота.



ДОВЕРИЕ – убежденность в том, что другой (другие) будет вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. В отечественной психологии Д. относят к эмоциональной сфере психики и рассматривают его как психическое состояние (чувство), способное, в свою очередь, порождать многие другие чувства, состояния, социальные установки (В. П. Зинченко). Современный английский социолог Э. Гидденс определяет Д. как уверенность в надежности человека или системы (1991). По мнению многих психологов и социологов, степень начального доверия к другим людям и социальным институтам, приобретенная в детстве, очень важна для установления длительных социальных отношений.



ДОМИНАНТА (от лат. dominans – господствующий) – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, способный оказывать тормозящее воздействие на другие ее участки. Примером Д. могут служить акты еды, родов, мочеиспускания, дефекации и другие реакции организма, связанные с его мобилизацией на осуществление в данный момент какого-либо определенного акта (сложного или простого рефлекса). Учение о Д. было разработано русским физиологом А. А. Ухтомским в 1923 г., который предложил и данный термин. Он обнаружил, что для доминирующего нервного центра характерны высокая возбудимость и способность стойко удерживать этот уровень возбуждения, суммируя в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Последние могут быть вызваны раздражителями как внешней, так и внутренней среды организма. По мнению Ухтомского, Д. является физиологической основой внимания.



ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВ – стремление человека к успеху или достижению желаемой цели. Исследования Д. м. были начаты в 1940-е гг. под руководством американского психолога Д. Мак-Клелланда, использовавшего с этой целью Тематический апперцептивный тест (ТАТ). В соответствии с его теорией все мотивы, включая и Д. м., формируются в результате научения. Поэтому опыт раннего детства, включая воздействия на ребенка со стороны окружающих его людей, считается решающим фактором формирования тех или иных мотивов личности. Так, если детей в их стремлении к независимости и самодостаточности поощряют с самых ранних лет, то у них развивается потребность в достижении и соответствующая мотивация и они менее тревожны, чем другие. В своих работах последнего времени Мак-Клелланд пытается доказать зависимость экономики той или иной страны от уровня Д. м., присущего в целом ее населению. В соответствии с этим он рекомендует путем специальной систематической тренировки менеджеров увеличивать уровень их Д. м. Практическая работа в данном направлении проводится сторонниками этой концепции в некоторых развивающихся странах.



ДРАЙВ (англ. drive – приводить в движение, заставлять, побуждать) – широко используемый в американо-английской психологии общий термин, обозначающий мотивационное состояние, вызванное лишением чего-либо необходимого для организма (например, пищи) или воздействием причиняющего вред стимула (например, громкий шум, чрезмерные холод или жара). Обычно переживание потребности в чем-либо рассматривается как состояние, вызывающее Д., что, в свою очередь, мотивирует поведение.



ДРУЖБА – глубокие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, симпатии, общности интересов, духовной близости. Характерными особенностями Д. являются также индивидуальная избирательность, персонализированность отношений и взаимная эмоциональная поддержка. В детстве и юности Д. со сверстниками имеет особенно большое значение, представляя собой важный компонент процесса социализации. В зрелом возрасте Д. становится менее значимой, чем брак или семейная жизнь (М. Аргайл, 1990). Тесная, близкая Д. помогает противостоять стрессу и может предотвратить психическое расстройство. Люди, у которых много друзей, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Имеются гендерные различия в проявлениях Д. Женская Д. отличается большей близостью, самораскрытием и эмоциональностью по сравнению с мужской. Исследования также показывают, что в установках людей, в тех требованиях, которые они предъявляют к своим друзьям, ориентация на сходство решительно преобладает над ориентацией на дополнение. Подавляющее большинство людей предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, сходство основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера (И. С. Кон, 1987). Как и все неформальные отношения между людьми, Д. регулируется определенным сводом неписаных, но подразумеваемых правил. Их соблюдение необходимо для поддержания отношений Д. При всех межкультурных различиях разные культуры обладают сходными неформальными правилами Д.



ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, независимыми двух начал – духа и материи, идеального и материального, которые составляют основу мира и человеческого бытия. Д. ведет свое начало от взглядов Платона. Д. в психологии заключается в признании изолированности психических и телесных процессов друг от друга. Д. проявился в психологии в возникновении и долгой истории существования психофизической проблемы, а также в концепциях интеракционизма и изоморфизма. Имеются две классические формы Д.: интерактивная (психическое и телесное отделены друг от друга, но взаимодействуют) и параллельная (психическое и телесное рассматриваются как различные проявления сложного организма, идущие отдельными, но параллельными путями). Виднейшим представителем интерактивного Д. является Р. Декарт. Ранние сторонники структурализма, например Э. Титченер, были защитниками параллельного Д., который они называли психофизическим Д. (См. Плюрализм, Психофизическая проблема.)



ДУХ – 1) нематериальное, идеальное начало, обычно божественного происхождения, обладающее творческой силой, направленной на совершенствование человека; 2) жизнеспособность, жизненная энергия, побуждающая к действиям; человеческое начало, определяющее поведение; 3) моральная сила; 4) в соответствии с философией материализма Д. (духовное) рассматривается как производное от материи, как «высший продукт» «высокоорганизованной» материи – человеческого мозга.



ДУША – 1) в религиозном понимании – нематериальная, идеальная субстанция, независимая от тела и постоянно существующая после смерти человека; 2) внутренний, психический мир человека; его сознание; 3) эмоциональные качества личности в противоположность ее интеллектуальным или рациональным свойствам.



ДЬЮИ (DEWEY) ДЖОН (1859–1952) – американский философ, педагог, психолог. Является одним из основателей функциональной психологии, которая получила широкое распространение в 1920—1930-е гг. В основе этого направления была инструментальная философия Д., исходившая из того, что та или иная идея представляет собой план для последующего действия, возникающий в ответ на проблему, и этот план выполняет свою задачу посредством решения данной проблемы. Д. критиковал редукционизм в психологии и физиологии и отстаивал психологию актов, или функций, полагая, что предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Д. является автором одного из первых американских учебников по психологии. (См. Инструментализм, Функционализм.)



ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) ЭМИЛЬ (1858–1917) – французский социолог. В центре исследовательского внимания Д. находились взаимоотношения индивида и общества. Д. показал, что общество является своеобразным феноменом, имеющим свои собственные черты, и оно не может быть понято посредством изучения лишь личностных характеристик его членов. Отмечая, что общество – это не просто сумма отдельных индивидов, Д. объяснял его интеграцию как совместными видами деятельности, так и общими убеждениями и чувствами – коллективным сознанием («Правила социологического метода», 1895). Форма и содержание «коллективного сознания» варьируются в зависимости от характеристики общества. Позднее эта концепция была в некотором смысле замещена концепцией «коллективных представлений» – идей, убеждений и ценностей, выработанных коллективно и не сводимых к индивидуальным составляющим. Коллективные представления доминируют над индивидуальными, помогая индивиду понять мир. Посредством таких представлений стимулируются или, наоборот, тормозятся какие-либо социальные действия («Элементарные формы религиозной жизни», 1912). Идеи Д. о примате социального над индивидуальным оказали большое влияние на последующее развитие социальной психологии. В соответствии с таким подходом Д. предпринял социологическое исследование самоубийств, показав, что уровень самоубийств связан с типом и степенью социальной интеграции того или иного общества («Самоубийство», 1897).



Загрузка...