А




АБАЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + basis – ходьба) – потеря способности ходить вследствие нарушения моторной координации. Наблюдается при заболеваниях нервной системы. Связана с истерическими реакциями. (Сравн. Астазия.)



АБЕРРАЦИЯ (от лат. aberratio – уклонение) – отклонение от нормы. Сферическая А. заключается в том, что световые лучи, исходящие из одной точки, после их прохождения через линзу (в глазу человека – хрусталик) не сходятся в одной точке (фокусе) и поэтому дают расплывчатое изображение в виде пятна. Это объясняется иной отклоняемостью лучей у краев линзы, чем в их средней части. Хроматическая А. – это погрешность оптической системы, обусловленная неодинаковой преломляемостью в линзах световых лучей различного цвета. Поэтому изображение оказывается нерезким и с цветным окаймлением.



АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ – разновидность порога ощущения. Верхний А. п. – это максимальная сила раздражителя, при наличии которой еще возникает ощущение, адекватное данному раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы человека, вызывает в них лишь болевые ощущения (например, слишком громкий звук, слепящий свет). Верхний А. п. называют порой терминальным порогом ощущения. Нижний А. п. – это наименьшая сила раздражителя, при наличии которого возникает едва заметное ощущение.



АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ (от лат. abstinentia – умеренность, воздержание) – болезненное физиологическое состояние, которое возникает у индивида, находящегося в зависимости от какого-либо наркотика, при прекращении его приема. Сущность А. с. заключается в том, что привычное введение того или иного вещества в организм меняет его обменную биохимическую динамику, отражается на ферментативном балансе и создает такие промежуточные вещества, которые при отсутствии наркотика вызывают болезненную картину отравления (см. Наркозависимость).



АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из основных операций мышления, состоящая в мысленном отвлечении от несущественных признаков какого-либо предмета и выделении лишь его существенных особенностей. Результат этой мыслительной операции в виде понятия, модели, теории и т. д. также обозначается термином А. Выделяют следующие типы А.: изолирующая (членение изучаемого признака из некоторой целостности), идеализация (замещение прототипа идеализированной схемой), нарративная (простой парафраз основной идеи, вытекающей из какой-либо истории) и др. При этом отдельные стороны предмета превращаются в самостоятельный объект рассмотрения.



АБУЛИЯ (от греч. a – отриц. частица + bule – воля) – патологическое безволие, проявляющееся в неспособности к инициативным действиям, принятию решений. А. является признаком психического заболевания. Следует отличать А. от слабоволия как свойства личности, сформировавшегося вследствие неправильного воспитания. (См. Воля.)



АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversio – обращение в другую сторону) – вид поведенческой терапии, которая использует неприятные или болезненные стимулы (под определенным контролем) с целью изменения анормального поведения. Обращение к А. т. обычно ограничено такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. По мнению многих специалистов, А. т. не приводит к особым успехам.



АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности различных видов летной деятельности. Основные проблемы А. п. – психологическая структура деятельности авиационных специалистов, психологические закономерности взаимодействия человека с авиационной техникой, влияние факторов полета на психические состояния человека и межличностные отношения в экипаже, психологическая совместимость членов экипажа, психологическая адаптация человека к условиям летной деятельности, человеческий фактор как причина аварийности и т. д.



АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ (от греч. autos – сам + kinetikos – приводящий в движение) – кажущееся движение изолированного неподвижного источника света в полностью затемненном помещении. Хотя для объяснения этого эффекта было предложено много теорий, его природа до сих пор не совсем понятна. Также называется автокинетической иллюзией.



АВТОМАТИЗМ (в психологии) (от греч. automatos – самодействующий) – любое действие или процесс, осуществляемые без непосредственного участия сознания как рефлекторные. Так, сенсорный автоматизм представляет собой иллюзии и галлюцинации, вызванные продолжительной концентрацией на каком-либо объекте. Иногда термин А. используется для обозначения хорошо усвоенных или привычных действий, однако такое его использование не рекомендуется.



АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (от греч. autonomos – самоуправляющийся) – то же самое, что и вегетативная нервная система (см.).



АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas – влияние, власть) – 1) обращение к методу контроля посредством подчинения авторитету, находящемуся в определенной социальной иерархии и единолично принимающему решения. При этом взаимодействие между членами группы сводится к минимуму; 2) установка или черта личности, характеризуемая убеждением в том, что необходимо строгое соблюдение правил и подчинение авторитету. Поэтому этот термин применим как к тем, кто имеет власть, так и к тем, кто содействует такой власти (см. Авторитарная личность).



АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ – термин, характеризующий приверженца авторитарной социальной системы, который ищет повиновения, субординации и рабского подчинения авторитету. Такая личность отличается устойчивыми мнениями, крайним конформизмом, предубеждениями и этноцентризмом, негибкостью своих установок и поведения. Термин А. л. (или авторитарный характер) обычно не относится к индивидам, обладающим властью.



АВТОРИТЕТ – 1) общепризнанное влияние какого-либо человека в той или иной социальной системе; 2) тот, кто использует это влияние. (См. Статус.)



АГГРАВАЦИЯ (от лат. aggravare – делать тяжелее) – преувеличение индивидом тяжести симптомов болезни. А. может быть неосознанной, что порой проявляется у людей с истероидной акцентуацией. А. следует отличать от умышленной симуляции. (См. Акцентуированная личность.)



АГНОЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + gnosis – знание, познание) – частичная или полная неспособность придать смысл воздействиям на органы чувств. А. может иметь место при любом виде восприятия, что вызвано поражениями определенных участков коры головного мозга. Человек, страдающий А., может ощущать те или иные объекты и формы, но он не обладает способностью распознавать и интерпретировать их смысл. Зрительные (оптические) А. проявляются в том, что человек при наличии достаточной остроты зрения оказывается не в состоянии узнать объекты в визуальной сфере. Слуховая А. проявляется в том, что человек при сохранении достаточного слуха не может различать и интерпретировать смысл слов устной речи. Тактильная А. проявляется в расстройствах способности опознавать предметы на ощупь (астереогнозия), в нарушении схемы тела (соматоагнозия). Например, потеря различения правой и левой стороны, снижение способности различения собственных пальцев – больной не может показать указательный, средний и т. д. пальцы.



АГОРАФОБИЯ (от греч. agora – торговая площадь и место народных собраний + phobos – страх) – патологический страх открытого пространства (площади, улицы). А. имеет разнообразные проявления, обычно это сильная боязнь оказаться одному вне дома, особенно в каком-либо общественном месте. Попав в подобную ситуацию, такой индивид может испытывать панический страх. (См. Навязчивые состояния, Фобия.)



АГРАММАТИЗМ (от греч. agrammatos – нечленораздельный) – неспособность к связной, грамматически правильной речи. Может быть следствием поражений мозга (травма, инсульт) или серьезных психических расстройств, в частности при шизофрении. Явления А. бывают свойственны как устной, так и письменной речи.



АГРАФИЯ (от греч. a – отриц. частица + grapho – пишу) – полная или частичная утрата способности писать вследствие поражения мозга. В последних случаях проявляется в грубом искажении слов, пропусках букв и слогов и т. д. Одной из форм А. является акустическая А. – потеря индивидом способности писать то, что он слышит. А. является одним из проявлений моторной афазии.



АГРЕССИЯ (от лат. aggressio – нападение) – 1) общий термин, используемый для обозначения большого разнообразия физических или вербальных действий индивида или группы, включающих нападение, нанесение вреда, враждебность по отношению к каким-либо людям или предметам. А. может быть мотивирована страхом или фрустрацией, желанием вызвать страх или отступление у других, стремлением продвинуть свои собственные идеи, удовлетворить свои интересы. Некоторые психологи рассматривают А. как любой ответ на фрустрацию, когда индивиду не удается достичь своих целей. При этом А. может быть смещенной на другое лицо или объект, которые никак не ответственны за факторы, первоначально вызвавшие агрессивное поведение. А. бывает направлена индивидом на самого себя, принимая форму аутоагрессии, например самоуничижение, самообвинение, вплоть до суицидного поведения. Агрессивные действия могут носить как антисоциальный, так и просоциальный характер, что зависит от того, являются ли они нарушением общественных норм или, наоборот, вызваны стремлением защитить эти нормы (например, уничтожение террориста, захватившего заложников); 2) А. по Фрейду – осознанное проявление или проекция инстинкта смерти (или Танатоса); 3) А. по Адлеру – проявление стремления к власти над другими людьми; 4) А. по Мюррею – потребность напасть на другого или причинить ему вред, умалить его достоинства, преднамеренно обвинить или строго наказать; 5) в соответствии с теорией социального научения агрессивные акты рассматриваются как ответы индивида, усвоенные в результате наблюдения и имитации поведения других людей, включая последующее подкрепление данного поведения. (См. Смещенная агрессия.)



АГРЕССИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ – агрессивные действия, направленные на защиту других. Пример – материнская агрессия.



АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ – намеренное причинение вреда другим для достижения какой-либо иной цели. Здесь причинение вреда не является самоцелью, как в случаях так называемой враждебной А.



АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – см. Общий адаптационный синдром.



АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспосабливать) – структурные или функциональные изменения, проявляемые организмом для того, чтобы успешно взаимодействовать с окружающей средой. 1) В экспериментальной психологии изменение чувствительности сенсорного рецептора или органа чувств, которое является временным по своему характеру. Увеличение стимуляции уменьшает чувствительность, в то время как уменьшение стимуляции увеличивает чувствительность, и термин А. применим к обоим этим процессам. Выделяются различные виды сенсорной А. Например, зрительная А. – это приспособление глаза к различным условиям освещения: свету и темноте, а также цветовая (хроматическая) А. Слуховая А. – это соответствующие изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего слуховая А. проявляется в падении слуховой чувствительности; 2) в социальной психологии используется термин социальная А. – приспособление личности к новой социальной среде. А. основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях человека с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. При этом под А. понимается как соответствующий процесс, так и его конечный результат, выраженный в состоянии адаптированности человека к новым факторам среды. (См. Аккомодация, Общий адаптационный синдром.)



АДАПТИВНОСТЬ – способность к адаптации.



АДАПТОМЕТР (от лат. adaptare – приспосабливать + греч. metron – мера) – прибор для измерения световой чувствительности глаза в процессе адаптации к темноте (А. Нагеля). При этом порог чувствительности к свету измеряется посредством предъявления точно дозированных световых воздействий.



АДДИКЦИЯ (от лат. addictio – присуждение) – состояние физиологической и психологической зависимости от наркотиков, а также зависимое поведение в отношении некоторых видов деятельности (игры, покупки).



АДДИТИВНАЯ ЗАДАЧА (от лат. additio – прибавление) – такая задача, в которой групповая продуктивность представляет собой сумму усилий каждого из ее членов. Например, когда несколько человек вместе толкают автомобиль из рытвины на дороге, то это групповое усилие является суммой усилий, прилагаемых каждым отдельным индивидом. Успех решения А. з. зависит от того, насколько члены группы могут эффективно координировать свои усилия.



АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – см. Смешение цветов.



АДЕКВАТНЫЙ СТИМУЛ (раздражитель) (от лат. adaequatus – приравненный, равный, stimulus, букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, побуждение) – любой стимул, который вызывает реакцию рецептора или рецепторной системы. Такой стимул должен быть обязательно выше порога для данной сенсорной системы и соответствовать ее модальности.



АДЛЕР (Adler) АЛЬФРЕД (1870–1937) – австрийский психиатр и психолог, создатель научной школы «индивидуальной психологии». А., получив медицинское образование и будучи офтальмологом, заинтересовался теориями З. Фрейда и в 1902 г. вступил в Венское психоаналитическое общество, основанное Фрейдом. Идеи А. о том, что чувство неполноценности и компенсаторное стремление к превосходству являются основными факторами личностного развития, привели к открытому разрыву с Фрейдом. А. основал собственную организацию – Ассоциацию индивидуальной психологии, и новое научное направление постепенно распространилось по всей Европе. Обращая особе внимание на проблемы образования, А. открыл при школах центры, в которых дети и их родители могли получить медико-психологическую консультацию. А. основал также ряд детских клиник, некоторые из которых действуют по сей день. Влияние идей А. позднее вышло за пределы Европы – группа последователей А. сформировалась и в США, где А. обосновался в 1932 г., навсегда покинув Вену в связи с ростом нацизма. А. оставил после себя большое литературное наследие, будучи автором около 300 книг и статей. Его идеи оказывают заметное влияние на современную клиническую психологию. Особенно значительный вклад А. внес в разработку проблем формирования личности и изучение причин неврозов. По мнению некоторых современных психологов, многие идеи А. значительно опередили свое время. (См. также Комплекс неполноценности, Комплекс превосходства, Порядок рождения, Стиль жизни.)



АДРЕНАЛИН (от лат. ad – при + renalis – почечный) – гормон, вырабатываемый мозговым слоем надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода и артериальное давление, суживая мелкие кровеносные сосуды, увеличивает содержание сахара в крови, учащает дыхание, сердцебиение, стимулирует обмен веществ в организме и т. д. Эмоциональные переживания, интенсивная мышечная работа способствуют повышению содержания А. в крови.



АЖИТАЦИЯ (от фр. agitation – сильное волнение, возбужденное состояние) – одна из аффективных реакций человека. Проявляется в форме крайнего беспокойства, отсутствия целенаправленности в действиях. А. рассматривается в качестве препатологического состояния в границах психологической нормы. А. может восприниматься как растерянность.



АЙЗЕНК (Eysenck) ГАНС ЮРГЕН (1916–1997) – английский психолог немецкого происхождения. Создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Нижний уровень – специфические действия или мысли. Это индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второй уровень – привычные действия или мысли, т. е. реакции, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень – черты личности, которые формируются из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Четвертый, высший уровень организации поведения личности – это уровень типов или суперчерт. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Теория личности А. построена на трех широких биополярных суперфакторах: экстраверсия (интроверсия, нейротизм), стабильность и психотизм («Супер-Эго»). При этом экстраверсия характеризуется общительностью и импульсивностью, нейротизм – тревожностью и частой сменой настроений, стабильность – спокойствием, минимумом эмоций, а «Супер-Эго» – склонностью к сопереживанию и сотрудничеству. А. делал особый акцент на биологических составляющих личности, утверждая, что воздействия окружающей среды практически не важны для формирования личности, а гораздо большее значение имеют генетические и нейрофизиологические факторы. Он использовал для своих построений математический аппарат факторного анализа. Такой подход предполагает, что люди обладают различными относительно постоянными личными чертами и эти черты можно измерить с помощью корреляционных исследований. А. сконструировал ряд опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них и сравнительно широко используемым является «Личностный опросник А.» (1975). Для А. была характерна широта научных интересов. Можно отметить его вклад в области криминологии, образования и психопатологии. А. отличался чрезвычайной продуктивностью как автор научных работ. Им (самим и в соавторстве) написано более 75 книг и почти 800 журнальных статей. Наиболее известная работа А. – «Структура человеческой личности» (1952).



АКАЛЬКУЛИЯ (от греч. a – отриц. частица + лат. calculatio счет, подсчет) – тип афазии, при которой индивид оказывается не в состоянии проводить простейшие арифметические операции как следствие поражения различных областей коры головного мозга.



АКАТИЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + kathisis – усаживание) – неспособность (нерасположенность) индивида к тому, чтобы сидеть на одном и том же месте даже непродолжительное время. Это расстройство органического, лекарственного или психогенного происхождения характеризуется крайним беспокойством и возбуждением, даже мысль о сидении вызывает тревогу.



АКИНЕЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + kinesis – движение) – частичная или полная утрата возможности моторного контроля, обычно имеющая функциональный характер. Этот термин, как правило, применяется к произвольным мускульным движениям.



АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatio – приспособление) – 1) изменение формы глазного хрусталика, что обеспечивает более точную фокусировку объектов, находящихся на разном расстоянии от глаза. А. того или иного глаза в отдельности называется абсолютной А. Одновременная А. обоих глаз – бинокулярная А.; 2) в теории Ж. Пиаже А. – приспособление ребенком своих схем понимания мира к рассматриваемым объектам, людям или событиям. Один из двух взаимодополняющих процессов, лежащих в основе когнитивного развития. (См. Ассимиляция.)



АККУЛЬТУРАЦИЯ (от англ. acculturation, лат. ad – к + cultura – образование, развитие) – 1) процесс, в ходе которого ребенок постоянно приобретает поведенческие образцы, характерные для соответствующей культуры, в частности для субкультуры данной группы; 2) усвоение социальных элементов какой-либо чужой культуры; 3) в более широком смысле – ассимиляция или заимствование и усвоение элементов какой-либо культуры (в том числе в результате взаимовлияния культур различных народов).



АКМЕ (от греч. akme – расцвет, высшая степень чего-либо) – вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.



АКРОФОБИЯ (от греч. akros – край + phobos – страх) – страх высоты.



АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей по сравнению с предыдущими поколениями, отмечаемое со второй половины XIX в. Причины А. пока не установлены, имеется несколько гипотез (улучшение питания, санитарии и гигиены, нейрогенная гипотеза, эндокринная гипотеза и др.). По-видимому, А. обусловлена действием ряда биологических и социальных факторов.



АКТИВАЦИЯ (от лат. activus – деятельный) – возбуждение или усиление активности, подготовка к действию. Термин в общем смысле используется, чтобы охарактеризовать влияние одного органа на другой. Например, ретикулярная формация приводит в готовность или активирует кору головного мозга и поэтому иногда называется ретикулярной активирующей системой.



АКТИВНОСТЬ – всеобщее свойство живых существ, проявляемое в физиологических или психических процессах, в действиях. А. – необходимое условие существования любого организма.



АКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis – деятельный) – действие, заключающееся в извлечении какой-либо информации из долговременной памяти и переводе ее в оперативную.



АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ – термин, использованный З. Фрейдом и относящийся к неврозам, причиной которых являются какие-либо реальные («актуальные») фрустрации или реальные органические расстройства.



АКУСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОАКУСТИКА (от греч. akustikos – слуховой) – ветвь экспериментальной психологии, исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями.



АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. accentus – ударение) – понятие, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1960-е гг. Акцентуации – это отличительные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Однако личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. Отмечается отсутствие жесткой границы между нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями. Леонгард предложил классификацию А. л., которая перекликается с учением о психопатиях П. Б. Ганнушкина (см.), одного из создателей учения о пограничных состояниях. Нередко как синонимический используется термин «акцентуированные черты характера личности».



АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ (от лат. acceptor – принимающий) – психологический механизм, принимающий сигналы обратной афферентации и сопоставляющий их с тем, что должно составлять конечный результат действия. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. Образование этого механизма он рассматривал как выражение «основной закономерности живой материи» – опережающего отражения внешнего мира. По Анохину А. р. д. позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем, т. е. с опережением только еще предстоящих явлений. Это «предупредительное» приспособление к тому, что должно наступить, является, в понимании Анохина, «универсальным принципом приспособления животного к условиям окружающего мира».



АЛАЛИЯ (от греч. a – отриц. частица + lalia – речь) – функциональное расстройство речи у детей при нормальном слухе вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. При моторной А. ребенок не может говорить вообще, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В легких случаях проявления А. отмечаются зачатки речи с очень ограниченным запасов слов, аграмматизмами.



АЛГОЛАГНИЯ (от греч. algos – боль + lagneia – похоть, сладострастие) – возникновение удовольствия сексуального характера от боли, причиняемой другому или получаемой от него. Этот термин включает в себя и садизм, и мазохизм.



АЛГОМЕТР (от греч. algos – боль) – прибор для измерения чувствительности к болевым стимулам.



АЛОГИЯ (от греч. a – отриц. частица + logos – слово, понятие, разум) – расстройство мышления, приводящее к грубым нарушениям его логичности. Иногда рассматривается как одна из форм афазии.



АЛГОРИТМ (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми Algorithmi) – используемая для решения какой-либо отдельной проблемы процедура, в которой определена вся последовательность операций, приводящих в конечном итоге к успеху.



АЛЕКСИЯ (от греч. a – отриц. частица + лат. lexis – слово, букв. бессловесность) – неспособность овладения процессом чтения. Обычно вызывается органическими поражениями мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией). В зависимости от области поражения коры выделяют различные формы А. Синонимы: визуальная афазия, словесная слепота.



АЛКОГОЛИЗМ – личностный и поведенческий синдром, характеризующий индивида, систематически злоупотребляющего алкоголем и находящегося от него в физической и психологической зависимости. А. проявляется как в острой, так и в хронической формах. Острый А. представляет собой тяжелый случай алкогольной интоксикации, возникающий в отдельные периоды злоупотребления алкоголем. Для подобных периодов характерен такой алкогольный психоз, как белая горячка (помрачение сознания, зрительные и слуховые галлюцинации, возбуждение, различные соматические и неврологические расстройства). Хронический А. – это продолжительное злоупотребление алкоголем. Также сопровождается алкогольными психозами (например, хронический алкогольный галлюциноз – преимущественно слуховые галлюцинации угрожающего содержания; алкогольный бред ревности).



АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА – в статистике гипотеза, которая выступает как альтернативная по отношению к нулевой гипотезе, представляя собой предположение о том, что независимая переменная оказывает эффект на зависимую переменную, и это нельзя объяснить простой случайностью. А. г. также называется экспериментальной гипотезой.



АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – поведение человека, основанное на ценности бескорыстной заботы о благе других людей без учета своих личных интересов. Термин введен французским философом О. Контом (1798–1857) как противоположный по смыслу эгоизму. Имеются различные объяснения А. Английский социобиолог Р. Докин (1976) в своей теории «эгоистичного гена» исходит из предположения, что альтруистическое поведение по отношению к собственным родственникам (например, материнское поведение) направлено в целом на сохранение своих генов. В соответствии с другим подходом в процессе когнитивного развития с возрастом укрепляется моральная аргументация поведения личности и ее способность принять роль другого. По теории социального научения индивид в ходе социализации усваивает альтруистическое поведение посредством наблюдения за другими и моделирования их поведения. Исходя из социологической теории обмена, А. – это расчетливое поведение. Имеется в виду, что, помогая другим, индивид способствует соответствующим действиям с их стороны. Некоторые психологи полагают, что А. обусловлен личностными чертами, т. е. альтруистическое поведение в большей степени проявляется у одних людей, чем у других. (См. Любовь.)



АЛЬФА-РИТМ – тип электрической активности мозга человека, находящегося в состоянии расслабленного бодрствования. Наблюдаемый посредством электроэнцефалографии А.-р. имеет нормальную частоту примерно 8—12 Гц и зависит от возраста, приема лекарственных средств, психической активности, сенсорных воздействий. (См. Бета-ритм.)



АЛЬЦГЕЙМЕРА БОЛЕЗНЬ – форма старческого слабоумия, характеризуемая постепенным снижением интеллектуальных способностей и памяти, речевыми расстройствами, а также личностными изменениями. А. б. имеет скрытое начало, наступает чаще всего после 65 лет. На ранних стадиях ослабление памяти и едва различимые изменения личности могут выступать в качестве единственных симптомов, которые прогрессируют, представая на последующих стадиях в качестве явных когнитивных и поведенческих изменений. На заключительных стадиях индивид полностью немеет и не может заботиться о себе. Современные данные позволяют предположить, что А. б. имеет генетическую основу, особенно в случаях своего раннего проявления (до 50 лет).



АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo – оба + valentia – сила) – 1) одновременное наличие у одного и того же индивида смешанных или противоположных чувств, таких, например, как любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие; 2) быстрое чередование эмоций по отношению к чему-либо. Именно в этом смысле термин А. был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) для обозначения свойственных шизофреникам отношений, которые быстро сменяют друг друга; 3) в соответствии с теорией поля К. Левина это состояние, в котором индивид побуждается к действию в направлении двух взаимно исключающих целей в одно и в то же время, что свидетельствует о внутреннем конфликте личности.



АМБИДЕКСТРИЯ (от лат. ambo – оба + dexter – правый) – одинаковое развитие функций обеих рук. А. бывает врожденной или может являться результатом тренировки.



АМБЛИОПИЯ (от греч. amblys – тупой + ops – глаз) – ослабление зрения, особенно пространственного, при отсутствии органических изменений систем глаза. Наблюдается при косоглазии, аномалиях рефракции. Может быть также вызвана наркотиками и другими токсическими воздействиями.



АМИМИЯ (от греч. a – отриц. частица + mimos – подражание) – ослабление или полное отсутствие мимики вследствие поражения нервной системы.



АМНЕЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + mnesis – воспоминание) – общий термин для обозначения любой частичной или полной потери памяти. В одних случаях А. может иметь «физиологическую» основу и вызываться повреждением клеток мозга (органическая А.), в других – А. является «психологической» и обусловлена невротическими реакциями (репрессивная А.). В последних случаях неспособность вспомнить что-либо обусловлена тем, что забывание мотивировано, обычно на неосознаваемой основе, стремлением индивида путем забывания избавиться от психологически травмирующих воспоминаний. Выделяется ряд специфических форм А. При этом в качестве основных рассматриваются две – ретроградная А. и антероградная А. Ретроградная А. (т. е. простирающаяся назад) – нарушение памяти на события, произошедшие до заболевания (например, травмы мозга). Поскольку ретроградная А. зачастую подразумевает неспособность индивида вспомнить материал, который был ему известен, многие исследователи памяти рассматривают ее как недостаток способности восстановить в памяти информацию, а не подлинную потерю этой информации. Этот род А. также типичен для старческого увядания мозга, мозгового артериосклероза, прогрессивного паралича. При этом А. вызвана органическими изменениями клеток мозга. Антероградная А. (т. е. простирающаяся вперед) – нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания. Антероградная А. может охватывать различные по длительности периоды. В случаях полной антероградной А. индивид оказывается неспособным к формированию новых воспоминаний, хотя материал, усвоенный до начала заболевания, в основном не затронут патологическим воздействием. Своеобразный вид А. представляют случаи, когда неспособность к воспроизведению охватывает только определенные группы событий, связанных между собой в силу их внутреннего смысла для данного индивида (системная А.). Эта форма А. особенно свойственна истерии. Наиболее грубые формы А. были глубоко изучены русским психиатром С. С. Корсаковым (1854–1900) и получили название «корсаковский синдром». Можно отметить также А. детства – феномен психики взрослого человека, заключающий в том, что человек не помнит события первых трех-четырех лет своей жизни.



АМФЕТАМИН – лекарственное вещество, являющееся синтетическим стимулятором центральной нервной системы. А. подавляет аппетит, увеличивает сердцебиение и кровяное давление, в больших дозах вызывает чувства прилива энергии и эйфории. Используется в медицине для прерывания хронической депрессии, ослабления нарколепсии и регулирования детского гиперкинеза. Отечественное название – фенамин.



АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс мысленного или практического расчленения какого-либо объекта (феномена) на составные элементы, которые можно рассматривать в отдельности, сопоставлять между собой, выявлять взаимосвязи и т. д. Процедура, обратная анализу, – синтез (см.). А. и синтез взаимодополняют друг друга.



АНАЛИЗАНТ – индивид, проходящий процедуру психоанализа. Как отмечают историки психоанализа, этот термин был введен потому, что начинающие психоаналитики, проходившие личный анализ, как часть своего обучения, не хотели называть себя пациентами.



АНАЛИЗАТОР – анатомо-физиологическая система человека и высших животных, обеспечивающая ощущения, восприятия и анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды. Понятие А. введено в 1909 г. И. П. Павловым (см.). Каждый А. состоит из трех частей: периферического рецептора (воспринимающего образования), проводящих путей (передающих возбуждение в центральную нервную систему) и высшего центра (группы нейронов в коре больших полушарий головного мозга). Выделяют афферентные проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим отделам центральной нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням А., в том числе к рецепторам, и регулируют их активность. В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный А., анализаторы внутренних органов и кинестетический (двигательный) А., осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий (синоним – сенсорная система). (См. Органы чувств.)



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – система психоанализа, созданная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом (см.). Находившийся первоначально под влиянием З. Фрейда, Юнг отошел от его взглядов и в 1912 г. опубликовал работу «Психология бессознательного», в которой представил новую интерпретацию либидо. Если Фрейд рассматривал либидо преимущественно в рамках сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще. Она может проявляться в одних случаях как сексуальная энергия, в других – как творческие или артистические формы поведения или в третьих – как стремление к превосходству. Психологический процесс, посредством которого энергия либидо трансформируется в активность индивида, является определенным символом. Те или иные символы возникают в бессознательной части психики. Некоторые из них относятся к примитивному, коллективному бессознательному – наиболее глубокому уровню психической деятельности, который содержит в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков. Другие символы принадлежат личному или индивидуальному бессознательному – области бессознательного, включающей в себя образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению. Символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, Юнг назвал архетипами, считая их универсальными. Примерами таких общих архетипов являются мать, герой, всемирный потоп, крест, которые по Юнгу вновь и вновь обнаруживаются во всемирной мифологии и литературе. По мере того как архетипы проявляют себя в сознании, они становятся направляющей силой человеческого поведения, особенно в религиозных и этических аспектах. Архетипами, особенно значимыми для личности, являются такие, как персона, тень, анима и анимус, «самость». Персона – это маска, в которой индивид предстает перед миром. Тень – это темная, деструктивная сторона личности. Анима – это женский компонент мужчины, представляющий собой вид идеальной женщины, которую мужчина ищет. Анимус – это соответственно мужской архетип, имеющийся у женщины. «Самость» – это ядро личности, вокруг которого интегрированы другие архетипы. Юнг также подчеркивал биполярный характер психики. Наиболее известным из выделенных им психических параметров является такая полярность, как интроверсия/экстраверсия (типы направленности личности или на внутренний, или на внешний мир). Юнг полагал, что существуют четыре основных вида психической активности, составляющие две противоположные пары: мышление и чувство, с одной стороны, ощущение и интуиция – с другой. Комбинируя эти четыре основных вида психической активности с экстраверсией и интроверсией, он выделил восемь основных психологических типов личности. Система терапии Юнга, так же как и фрейдовская, использовала свободные ассоциации и интерпретацию сновидений. Однако Юнг использовал анализ сновидений для того, чтобы понять текущие проблемы индивида и его стремления, а не в качестве основы для выявления роли прошлого опыта как причины психических трудностей.



АНАЛОГИЯ (от греч. analogia – соответствие) – сходство различных предметов, явлений или понятий по определенным параметрам. Использование А. включает в себя описание, аргументацию или объяснение, основанные на сравнении одного предмета (явления, понятия) с другим, уже известным предметом. А. являются одним из источников научных гипотез, играют важную эвристическую роль в научных открытиях.



АНАЛЬГЕЗИЯ (от греч. analges – обезболенный) – нечувствительность к боли, отсутствие болевого ощущения. А. может достигаться с помощью обезболивающих лекарств (анальгетиков), а также посредством гипноза. А. наблюдается при некоторых заболеваниях периферических нервов, спинного или головного мозга.



АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ИЛИ ФАЗА) (от лат. anus – задний проход) – в психоаналитической теории З. Фрейда вторая стадия психосексуального развития, характеризуемая особым интересом к функциям ануса и, исходя из концепции либидо, к получению чувственного удовольствия от анальной стимуляции и дефекации. Исходя из развития эго, эта стадия рассматривается как начало социализации, что проявляется посредством контроля сфинктера (мышц, замыкающих отверстие какого-либо органа, в данном случае – ануса). А. с. охватывает возраст от двух до четырех лет.



АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – термин психоаналитической теории, обозначающий тип личности взрослого человека, в котором выражена фиксация на анальной стадии развития. Человек с анально-изгоняющим характером отличается неопрятностью, расточительностью, беспорядочностью и т. п., человеку с анально-удерживающим характером свойственны аккуратность, скупость, упрямство и т. п. В соответствии с психоаналитической теорией анальный характер принимает одну из двух указанных форм или даже такую форму, в которой сочетаются указанные черты.



АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминание) – медицинский термин, используемый и в психологии. Это сведения о прошлом изучаемого индивида, получаемые от него самого либо от хорошо знающих его людей. А. может составлять необходимую часть некоторых психологических исследований личности. В медицине различают А. жизни и болезни.



АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907–1972) – советский психолог. Основатель современной санкт-петербургской (ленинградской) научной психологической школы. Автор направления исследований, обозначаемого им как человекознание, или единое фундаментальное учение о человеке, синтезирующее итоги комплексного изучения человека, достижения многих изучающих его наук. Попытка обобщения этих достижений представлена в монографии А. «Человек, как предмет познания» (1969). Здесь А. прежде всего отмечает образование ряда отдельных крупных «очагов» в общей структуре науки, синтезирующих открытия широкого круга наук о человеке. Такими «очагами» являются: а) проблема человека как биологического вида Homo sapiens; б) изучение человечества; в) онтогенетика человека как индивида; г) изучение человека как личности. Сознание человека А. понимал как общий эффект конвергенции труда, общения и познания. На этом основании А. рассматривал человека как субъекта прежде всего основных социальных деятельностей – труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Баланс интериоризации – экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей. Большое внимание А. уделял изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. Он считал, что единичный человек в своей индивидуальности может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. А. обосновал положение о психологии как научно-методическом центре человекознания. При этом он показал, что развитие не только «человековедческих», но и всех областей научного знания и практики связано с психологическими проблемами. Большое значение имеют также исследования А. в области сенсорных и перцептивных процессов. Будучи главой ленинградской психологической школы, А. дал дорогу в жизнь таким новым (для начала 1960-х гг.) направлениям, как инженерная психология и социальная психология. Именно в университете (тогда Ленинградском) учениками А. были образованы первые в стране лаборатории инженерной (1959) и социальной психологии (1962).



АНАРТРИЯ (от греч. anarthros – нечленораздельный, невнятный) – частичное или полное нарушение артикуляции. Обычно этот термин используется для обозначения расстройств членораздельной речи, являющихся следствием поражений центральной нервной системы.



АНГЕДОНИЯ (от греч. a, an – отриц. частица + hedone – наслаждение) – психическое состояние, характеризуемое потерей интереса к жизни, утратой способности радоваться. А. является признаком депрессии. Синоним – агедония.



АНДРОГИНИЯ (от греч. andros – мужчина + gyne – женщина) – случай, когда в одном и том же индивиде представлены отдельные мужские и отдельные женские характеристики. Этот термин используется как применительно к биологическим (физическим), так и к психологическим (поведенческим) характеристикам. А. отличается от гермафродитизма тем, что индивид, обнаруживающий А., демонстрирует сексуальную дифференциацию и может быть отнесен на биологической основе к мужчинам или женщинам. Некоторые авторы используют термин А. только применительно к биологическим мужчинам, обнаруживающим физические или поведенческие женские характеристики, в то время как для обозначения биологических женщин с мужскими характеристиками используется термин «гинандрия».



АНИЗЕЙКОНИЯ – оптическое несовершенство глаза, при котором величина образа воспринимаемого предмета на сетчатке одного глаза больше, чем на сетчатке другого.



АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – 1) вера в то, что все объекты природы – живые и неживые – обладают душой или другой формой духовной сущности, которая выходит за пределы физических форм. (См. Суеверие, Фетишизм); 2) вера в то, что душа или дух существует отдельно от материи и имеет определенные характеристики. Термин А. используется в антропологии как производное от анимализма (представлений об одушевленности всех предметов и явлений мира, окружающего человека) и рассматривается в качестве ранней формы религии. А. лежит в основе современных религиозных верований. В западной психологии развития термин А. используется для обозначения ранних «паттернов» мышления и речи маленьких детей, в которых чувства, желания и верования ребенка включены в мир животных и неодушевленные объекты. (См. Антропоморфизм.)



АНКЕТА (от фр. enquéte – расследование) – опросный лист для получения каких-либо сведений от того, кто его заполняет. В социально-психологических и социологических исследованиях А. представляет собой перечень вопросов (обычно с возможными вариантами ответа), составленных в соответствии с исследовательской программой. При разработке анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице А. указывается организация, проводящая этот опрос. Далее идет обращение к опрашиваемому (респонденту). При этом называются цели исследования, объясняется, почему желательно получить ответы от опрашиваемого (можно, например, подчеркнуть общественное значение изучаемой проблемы). Порой необходимо дать некоторое разъяснение того, как заполнять А. (здесь возможны примеры). Следует также обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученной от него информации. В конце А. всегда выражается благодарность опрашиваемому. При разработке А. исследователи чаще всего включают в нее закрытые вопросы. Открытые вопросы используются сравнительно редко. Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать требования, обусловленные использованием вычислительной техники с целью обработки полученных данных. Структура вопросов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны. Иногда, чтобы уменьшить утомление опрашиваемого в процессе заполнения А., в нее включают различные рисунки юмористического содержания, имеющие отношение к теме исследования.



АНКЕТИРОВАНИЕ – разновидность заочного опроса в социально-психологических и социологических исследованиях. Одним из первых использовал А. в психологическом исследовании английский психолог и антрополог Ф. Гальтон с целью изучения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами использования А. в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США (конец XIX – начало XX в.). К А. наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории); б) выяснить мнения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам. Существует несколько способов проведения А.: 1) рассылка анкет по почте; 2) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах; 3) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства. (См. Выборка, Общественное мнение.)



АНОЗОГНОЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + nosos – болезнь + gnosis – знание) – отсутствие сознания своей болезни.



АНОМАЛИЯ (от греч. anomalia – отклонение) – зафиксированное отклонение от социальных или статистических норм, но без патологических характеристик. Синоним – девиация.



АНОМИЯ (от греч. a – отриц. частица + nomos – закон, букв. без закона) – 1) частичная или полная утрата способности вспоминать названия каких-либо объектов. Синоним – аномическая афазия; 2) термин А. введен в социологию Э. Дюркгеймом (1858–1917). Означает такое состояние общества, при котором разрушается его социальная структура, обнаруживаются нехватка социальных ценностей и распад норм культуры. Термин А. имеет дополнительное значение неразберихи, дезорганизации, отсутствия коллективной безопасности в таких, например, случаях, как война, землетрясение или иное стихийное бедствие. Порой термин А. используется для характеристики ситуации, когда большое количество людей, выросших в сельской местности, переезжает в крупные города, где первоначальные социальные ценности этих мигрантов препятствуют их успешной ассимиляции в городском обществе. А. выражается в отчужденности индивида от общества, апатии, девиантном поведении.



АНОРЕКСИЯ (от греч. a – отриц. частица + orexis – аппетит) – патологическая потеря аппетита. А. является общим симптомом ряда нервно-психических расстройств. Нервная А. – эмоциональное расстройство, характеризуемое сильным страхом располнеть и вследствие отсутствия аппетита резкой потерей веса, навязчивым беспокойством по поводу своего веса, расстройствами образа тела в такой степени, что пациент «чувствует себя толстым», несмотря на нормальный вес или даже тогда, когда он истощен. Поражает главным образом молодых женщин (редко после 30 лет). При этом используемая ими диета или полное прекращение приема пищи в некоторых случаях приводит к смерти.



АНОСМИЯ (от греч. а, an – отриц. частица + osme – обоняние) – снижение или потеря обоняния.



АНОХИН ПЕТР КУЗЬМИЧ (1898–1974) – советский физиолог, ученик и сотрудник И. П. Павлова. Развивая его учение, А. доказал, что рефлекс, который завершается ответным действием, представляет собой лишь элемент рефлекторной деятельности. Поведенческие акты людей и животных не заканчиваются тем или иным ответным действием, а непосредственно переходят в оценку мозгом тех результатов, которые были достигнуты при совершении данного действия. Таким образом, делается вывод о наличии единой циклической системы, которая характеризуется тем, что ни одно ответное действие организма не может быть осуществлено без немедленного отправления информации о результатах этого действия. А. ввел в научный оборот понятие обратной, или санкционирующей, афферентации как совокупности афферентных импульсов, поступающих в центральную нервную систему и информирующих ее об адекватности или, наоборот, неадекватности произведенного действия («афферентный синтез»). Можно отметить совпадение понятия обратной афферентации с одним из центральных понятий кибернетики – понятием обратной связи. А. принадлежит идея о наличии в мозге аппарата, функциями которого являются получение обратной афферентации, оценка ее сигнала и сопоставление с исходным намерением («акцептор действия»). На основе полученных данных А. выдвинул теорию функциональных систем.



АНТАБУС (ТЕТУРАМ) – лекарственное средство для лечения алкоголизма. Вызывает тошноту при последующем употреблении алкоголя.



АНТИДЕПРЕССАНТЫ (от лат. anti – против + depressio – понижение, углубление) – психотропные вещества, поднимающие настроение, снижающие напряжение и тревогу. Используются для лечения психических депрессий.



АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio – предвосхищение) – свойство высших животных и человека в той или иной форме предвосхищать события. В психологии понятие А. введено В. Вундтом (см.) и обозначает: 1) психическую готовность к восприятию того или иного стимула; 2) предвосхищающую реакцию на стимул, что проявляется, например, в определенной позе бегуна, ожидающего сигнала стартового пистолета. Подобное ожидание (или «опережающее отражение») обеспечивается механизмом акцептора результатов действия, описанным в 1955 г. П. К. Анохиным.



АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos – человек + genesis – происхождение) – процесс происхождения и развития человека (Homo sapiens). Рассматривается на основе комплекса данных сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, физиологии, археологии и геологии. Выделяют следующие основные проблемы А.: а) положение человека в системе животного мира; б) прародина человека; в) время происхождения человека; г) факторы очеловечения. Учение об А. является одним из основных разделов антропологии. (См. также Развитие психики, Сознание.)



АНТРОПОИД (от греч. anthropoeides – человекообразный) – термин, обычно используемый по отношению к человекообразным обезьянам.



АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos – человек + logos – слово, учение) – дословно – наука о человеке, «человекознание». Включает в себя изучение физических и расовых характеристик человека, его культуру. А. подразделяется на физическую А., рассматривающую анатомию и антропометрические характеристики различных расовых, географических и этнических групп, и культурную (культуральную) А., изучающую культуру и социальные структуры различных общностей и народностей.



АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – см. Культурная (культуральная) антропология.



АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек + morphe – форма, вид) – 1) приписывание человеческих свойств неодушевленным предметам, животным, растениям, явлениям природы; 2) представление богов в человеческом образе, свойственное многим религиям. А. является формой анимизма.



АПАТИЯ (от греч. apatheia – бесчувственность, бесстрастие) – безразличие и невосприимчивость к окружающему, резкое снижение активности, отсутствие эмоциональных реакций. А. может формироваться в результате расстройства психики. Так называемый апатио-абулический синдром (состояние полного безразличия и безволия) наблюдается при некоторых органических поражениях головного мозга.



АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к, при + perсeptio – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знания и общего психического состояния в момент восприятия. Термин А. введен немецким философом Г. Лейбницем (см.). В его понимании А. – это сознание (в широком смысле слова), а также проявление и выделение в душе человека элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. По мнению немецкого философа и педагога И. Ф. Гербарта (см.), А. – это фундаментальный процесс приобретения знания, в котором воспринимаемые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующим знанием. Он использовал термин «апперцептивная масса» для знания, которое уже приобретено. Положение о том, что усвоение учебного материала основано на признании взаимосвязей между новыми идеями и существующим знанием, является аксиоматическим почти для всей образовательной теории и практики. Немецкий психолог В. Вунд (см.) использовал термин А. подобным образом, имея в виду активный психический процесс отбора и структурирования «внутреннего» опыта, фиксируя внимание на сфере сознания. В современной психологии различают временную А. (обусловленную психическим состоянием человека в момент восприятия) и устойчивую А. (обусловленную устойчивыми характеристиками личности – мировоззрением, социальными ценностями, убеждениями и т. п.). В психофизиологическом плане А. является результатом системной деятельности коры головного мозга, проявляющейся под влиянием не только наличных раздражений, но и предшествующих воздействий на мозг, вследствие чего и возникает влияние этих прежних воздействий на новые раздражения, а также селективность (избирательность) восприятия.



АПРАКСИЯ (от греч. apraxia – бездействие) – частичная или полная потеря способности выполнять целенаправленные движения в результате повреждения в определенных участках коры головного мозга, чаще всего в лобных долях. Форма А. зависит от локализации поражения. В соответствии с классификацией А. Р. Лурия (см.) выделяются следующие четыре основные формы А.: 1) кинестетическая А. – распад нужного набора движений, особенно при отсутствии зрительной опоры, вследствие нарушения кинестетического (т. е. связанного с ощущением положения и движения своего тела) анализа и синтеза; 2) пространственная, или конструктивная, А. – нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта, т. е. затруднение движений, осуществляемых в разных пространственных плоскостях; у страдающих такой А. особенно выражено нарушение рисования – по памяти или копирование; 3) кинетическая, или динамическая, форма А. – затруднение в выполнении ряда последовательных движений, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций; 4) «лобная» регуляторная А. – нарушение подчинения движений заданной программе, расстройство речевой регуляции произвольных движений и действий, появление сложных персевераций и эхопраксии. Особой формой А. является апрактоагнозия – сочетание зрительных пространственных нарушений (см. Агнозия) и двигательных расстройств в виде пространственной формы А. Выделяют также оральную А. – нарушение кинестетической основы аппарата речи. Эта форма А. часто сочетается с афферентной моторной афазией.



АПРОЗЕКСИЯ (от греч. a – отриц. частица + prosexis – внимание) – неспособность к концентрации внимания, обусловленная сенсорными или психическими расстройствами.



АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. А. впервые отграничил психологию от других областей знания, что представлено в его трактате «О душе». Изложение психологических взглядов А. содержится также в его произведениях «Этика», «История животных», «Риторика», «Метафизика». А. полагал, что человек – это рациональное животное, обладающее врожденной способностью приобретения знания посредством чувственного восприятия, и что знание является результатом выводов из всеобщего и принципов, вытекающих из воспринимаемой действительности, а не «возвращением себе» врожденных идей, как полагал Платон (см.). А. обосновывал необходимость тщательного наблюдения и точной классификации явлений естественного мира. Вопрос о душе рассматривался А. как одна из центральных проблем философии. А. считал, что душа является формой живой материи. При этом душа как форма понималась им в качестве сущности всего живого – растений, животных, человека. Выполняя деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без него, точно так же как существование любого естественного организма невозможно без формы или души. Однако, устанавливая единство души и тела, А. рассматривает их как два самостоятельных начала. Такую точку зрения нельзя считать последовательно материалистической. Новизна во взглядах А. на строение души заключается в том, что в них: 1) нашел выражение целостный подход, при котором душа понималась как нечто единое и неделимое на части; 2) схема строения души по А. проникнута идеей развития.



АРИТМОМАНИЯ (от греч. a – отриц. частица + rhytmos – ритм + тата – безумие, восторженность, страсть) – навязчивое стремление к счету различных объектов, событий и т. п., произведению в уме счетных операций. Наблюдается при неврозах навязчивых состояний.



АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – ошибочная или неточная информация, получаемая в результате несоответствующих условий эксперимента, а также вследствие необъективности исследователя при обработке и анализе данных. Например, А. могут быть эффекты непроизвольного внушения испытуемым определенных ответных реакций, осуществляемого со стороны экспериментатора.



АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo – расчленяю) – работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), совершаемая при произнесении звуков речи. Произвольные движения органов речи, необходимые для правильной А. какого-либо звука, устанавливаются членом той или иной языковой общности посредством обучения и постепенно становятся привычными, автоматическими. Преемственно усвоенный уклад органов речи для образования звуков, привычный для всех членов данной языковой общности, является соответствующей артикуляционной базой. Каждая языковая общность имеет свою артикуляционную базу, т. е. свою совокупность привычных навыков произношения.



АРХЕТИП (от греч. arche – начало + typos – образ) – в аналитической психологии К. Юнга термин, обозначающий врожденные (унаследованные) идеи и образы, которые являются компонентами коллективного бессознательного, предрасполагают индивида испытывать определенные отношения (чувства и мысли) относительно какого-либо объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец). А. по Юнгу лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии.



АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria – несоразмерность) – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Нейропсихологические исследования показывают ведущую роль левого полушария в осуществлении речевых и других функций, связанных с речью, – чтение, письмо, счет, память, логическое мышление. Правое полушарие обеспечивает организацию тех высших психических функций, которые протекают в чувственном, наглядном плане, – оперирование образами, ориентация в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к тем или иным объектам и явлениям. Имеются данные о неравномерности правого и левого полушарий головного мозга в раннем онтогенезе. Эти данные свидетельствуют о наследственном и структурном характере асимметрии головного мозга человека, особенно проявляющемся в двигательных и речевых функциях. В соответствии с положениями Б. Г. Ананьева наибольшая выраженность функциональной А. головного мозга достигается к зрелому возрасту и затем, по мере старения, такая А. постепенно нивелируется. Данные множества исследователей показывают, что оба полушария функционируют во взаимосвязи при осуществлении всех психических функций. А. полушарий мозга характеризуется своеобразной динамикой: при поражении одного полушария возможны частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.



АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio – уподобление, слияние, усвоение) – в психологии: процесс интерпретации новой информации соответственно уже имеющейся у индивида в наличии. Закон А. – принцип, в соответствии с которым организм будет реагировать на новую ситуацию тем же самым образом, которым он реагировал на знакомую ситуацию. В теории Ж. Пиаже А. – применение ребенком своих когнитивных схем к какому-либо объекту, человеку или событию. Один из двух взаимодополняющих процессов, лежащих в основе когнитивного развития. (См. Аккомодация.)



АССОЦИАНИЗМ (от лат. associatio – соединение) – философско-психологическое направление, в соответствии с которым высшие психические процессы являются результатом комбинации (ассоциации) более простых психических элементов в форме идей, вытекающих из сенсорного опыта. А. не представляет собой одну научную школу, а скорее является общим принципом, который служит основой для ряда различных теорий. Корни А. можно найти в эпистемологии (теории познания) Аристотеля, отметившего в своем трактате о памяти три возможных типа связей между элементами, которые приводят к ассоциациям: сходство, контраст и смежность. Идеи А. доминировали в английской философии XVII и XVIII вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Гартли, Д. Юм). Именно в этот период английская философская мысль стала приобретать сильную эмпирическую ориентацию. Философы-эмпирики объясняли разум как продукт идей, которые, в свою очередь, являются продуктом сенсорного опыта. Эмпиризм противостоял доктрине врожденных идей, в соответствии с которой, по крайней мере, некоторые идеи были врожденными. Сторонники А. обратились к эмпиризму для того, чтобы объяснить взаимосвязанность идей. Высшего развития А. достиг в работах Д. Милля (1773–1836). Каждый из этих философов подчеркивал смежность и сходство как основные законы ассоциации, что соответствовало позиции Аристотеля, хотя они давали различную интерпретацию этим законам. А. в экспериментальной психологии ведет свое начало от исследований памяти, предпринятых немецким психологом Г. Эббингаузом (см.). Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением И. П. Павлова (см.) об условных рефлексах и американским бихевиоризмом, у истоков которого стояли Э. Торндайк (см.) и Д. Уотсон (см.). Этот подход отличался от ранних философских построений А. следующим образом. Во-первых, примитивные элементы, которые оказались связанными, были теперь не «ощущениями» или «идеями», а операционально определенными стимулами и реакциями. Во-вторых, если раньше философы преимущественно фокусировали свое внимание на рациональном анализе уже сложившихся ассоциаций, теперь исследователи сосредоточились на том, как именно ассоциации формируются. Так, научение стало одной из самых интенсивно исследуемых сфер психологии. В-третьих, если ранее психологи широко оперировали данными интроспекции, то теперь они обратились к объективно измеряемым поведенческим реакциям. Хотя в современной психологии такое научное направление, как А., отсутствует, его влияние проявляется в различных теориях научения и когнитивных исследованиях.



АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Ассоцианизм.



АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЛИ ТЕСТ – экспериментальная процедура, предназначенная для оценки реакции индивида на стимулы различного рода. Это проективный тест, предложенный швейцарским психологом К. Юнгом в 1919 г. с целью выявления скрытых аффективных комплексов. В тестах свободных ассоциаций испытуемого инструктируют, как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. В контролируемых ассоциативных тестах испытуемый должен отвечать в соответствии с заранее определенной категорией слова, такой как синоним, антоним и т. д. А. э. используется как для исследовательских, так и для психодиагностических целей.



АССОЦИАЦИЯ – функциональная связь или соединение двух психологических феноменов (ощущений, восприятий, двигательных актов, идей и т. п.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других. Различают А. по смежности (в пространстве или во времени), сходству и контрасту. Термин А. ввел Д. Локк (в 1698 г.), хотя само явление связи психических процессов отмечали еще Платон (см.) и Аристотель (см.). В дальнейшем научное рассмотрение проблем А. вылилось в такое философско-психологическое направление, как ассоцианизм. Психофизиологической основой А. является условный рефлекс.



АССОЦИАЦИЯ (в социальной психологии) – любая группа, члены которой имеют общие цели или интересы. Например, политические партии, профессиональные союзы, добровольные спортивные общества.



АСТАЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + stasis – стояние) – потеря способности сидеть, держась прямо, или стоять вследствие нарушения моторной координации. Наблюдается при заболеваниях нервной системы. Связана с истерическими реакциями. А. и абазия часто наблюдаются вместе.



АСТЕНИК (от греч. asthenes – слабый) – общий термин, применяемый к человеку, которому свойственны хроническое истощение, низкий энергетический уровень, быстрая утомляемость. В соответствии с конституциональной типологией немецкого психиатра Э. Кречмера (см.) человек, который имеет стройное телосложение, узкие плечи, слабую мускулатуру, вытянутое лицо, соответствует типу А. По Кречмеру астеническому телосложению присущ шизотимный (шизоидный) тип темперамента, для которого характеры замкнутость, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между сенситивностью и бесчувственностью, предрасположенность к шизофрении.



АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – окрашенные негативными переживаниями эмоции безнадежности, печали, отчаяния и т. п. Противоположностью А. э. являются стенические эмоции.



АСТЕНИЯ (от греч. astheneia – бессилие, слабость) – различные виды функциональной недостаточности и общей нервно-психической слабости индивида. А. проявляется в повышенной утомляемости, истощаемости, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т. п. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерном физическом или умственном напряжении, неправильном режиме труда, отдыха и питания, в случаях продолжительных негативных переживаний. Особый вид представляет А., обусловленная анатомическим строением и физиологическими особенностями данного организма.



АСТЕРООГНОЗ (от греч. a – отриц. частица + stereos – твердый + gnosis – знание) – частичное или полное нарушение способности узнавать даже знакомые предметы на ощупь. А. возникает при поражении теменной области мозга. А. является одной из форм агнозии.



АСТИГМАТИЗМ (от греч. a – отриц. частица + stigmе – точка) – дефект зрения (преломляющей способности глаза), который состоит в том, что лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке на сетчатке глаза и, как следствие, изображение получается расплывчатым. А. чаще всего бывает врожденным, но может быть и приобретенным. А. можно корректировать посредством использования цилиндрических линз. В некоторых случаях применяется хирургическое лечение.



АТАВИЗМ (от лат. atavus – отдаленный предок), или реверсия, – появление в строении или функционировании организмов признаков, отсутствовавших у их ближайших предков, но существовавших у очень далеких предков. Например, развитие хвостовидного придатка у человека, повышенная волосатость тела. Явление А. является доказательством исторического развития организмов, их эволюции.



АТОНИЯ (от греч. atonia – расслабленность, вялость) – 1) ослабление тонуса мышц скелета и внутренних органов при истощении, нервных и других заболеваниях. Может быть врожденной; 2) относительная или абсолютная потеря тонуса.



АТОМИЗМ – общий философский подход, в соответствии с которым наилучший способ изучения и понимания психологических феноменов состоит в сведении их к совокупности составных частей или элементов. Сторонниками А. были немецкий психолог В. Вундт и американский последователь его системы Э. Титченер.



АТРИБУТ (от лат. attributum – присовокупление) – основное или характерное свойство чего-либо. 1) Фундаментальный аспект или характеристика какого-либо ощущения, с исчезновением которого исчезает и ощущение. Например, все ощущения должны иметь качество (модальность), интенсивность и продолжительность; 2) термин А. используется при описании или характеристике какой-либо личности.



АТРИБУЦИИ ТЕОРИЯ – один из общих теоретических подходов в западной социальной психологии, связанный с проблемами социальной перцепции. Акт атрибуции состоит в том, что индивид приписывает те или иные характеристики (черты, эмоции, мотивы и т. д.) другому индивиду или какому-либо социальному объекту. В своей основе А. т. исходит из положения о том, что прошлый опыт индивида играет важную роль в процессах получения и анализа новых впечатлений. Начало разработки данной проблематики положил американский психолог Ф. Хайдер в 1958 г. Он был первым социальным психологом, который на строгой научной основе стал анализировать, каким именно образом человек пытается понять причины поведения других людей. По мнению Хайдера, у каждого имеется общая теория человеческого поведения (то, что он назвал «наивной психологией»), и человек использует ее для объяснения различных социальных событий. При этом в поисках соответствующих атрибуций люди мотивируются двумя основными потребностями: 1) потребностью сформулировать логически обоснованный взгляд на мир и 2) потребностью приобрести контроль над окружающей обстановкой. Способность предсказать, как другие люди будут себя вести, служит в итоге удовлетворению обеих указанных потребностей. Именно такая способность позволяет самым разным людям понимать друг друга на работе, на улице, в других общественных местах. И не только понимать, но и порой успешно взаимодействовать даже с незнакомыми людьми. А. т. сформировалась на основе ряда исследовательских направлений американской социальной психологии. Это исследования: 1) факторов, побуждающих индивида получать информацию, необходимую для объяснений причин чего-либо; 2) факторов, определяющих, какая именно причина будет приписана данному явлению; 3) последствий того, что осуществлена одна каузальная атрибуция, а не другая. Исследовательские работы современных американских психологов в данных направлениях основаны на трех общих предположениях: 1) индивид пытается приписать причину для значимых ситуаций своего поведения и поведения других, в случае необходимости он ищет информацию, которая обеспечит ему такую возможность; 2) процесс приписывания тех или иных причин происходит определенным систематическим образом; 3) отдельная причина, которую индивид приписывает какому-либо явлению, имеет важные следствия для последующих чувств и поведения данного индивида. Значение этого явления и последующая реакция индивида на него обусловлены в значительной степени той причиной, которая была здесь приписана данным индивидом. В зарубежной социальной психологии А. т. выступает как основа для исследования широкого ряда социально-психологических явлений.



АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ (от лат. attribuere – придаю, наделяю + causa – причина) – досл. приписывание причины. Основы теории каузальной атрибуции заложены американским психологом Ф. Хайдером. В соответствии с ней восприятие индивидом поведения других людей обусловлено в значительной степени тем, какие причины он приписывает данному поведению – внутреннему состоянию другого или каким-либо внешним факторам. При объяснении поведения другого человека индивид может приписывать ему внутренние причины (интернальная атрибуция) или внешние (экстернальная атрибуция). К внутренним (диспозиционным) причинам можно отнести личностные черты другого человека, его способности, установки, настроения, стремления, состояние здоровья и т. д. – все то, что формирует соответствующую предрасположенность личности к тем или иным действиям. При этом предполагается, что индивид обладает свободой выбора своих действий. К внешним (ситуационным) причинам относятся особенности окружающей социальной или физической среды, которые, наоборот, ограничивают возможности выбора индивидом своего поведения. Это специфика социальной ситуации (см.) действия других людей, погода или просто случай, стечение обстоятельств. Американские психологи выделяют ряд параметров, используемых при А. к. Некоторые из них критикуют дихотомический подход, предусматривающий или интернальность, или экстернальность. Отмечается, что порой одно или другое из этих объяснений не всегда противоположны друг другу, а могут оказаться взаимодополняемыми. (См. Фундаментальная ошибка атрибуции.)



АТРОФИЯ (от греч. a – отрицат. частица + trophe – питание) – истощение, уменьшение в размерах какого-либо органа в животном организме, сопровождающееся нарушением функционирования этого органа, вызванное болезнью, недостаточным питанием, старостью или его продолжительным бездействием.



АТТИТЮД (от фр. attitude – поза) – см. Установка социальная.



АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – явление привлекательности для индивида какого-либо объекта, действия или другого индивида. А. в межличностных отношениях характерна для тех случаев, когда некто может вознаградить индивида или помочь ему удовлетворить его потребности. К числу личностных характеристик, которые способствуют увеличению А. по отношению к какому-либо человеку, чаще всего относят, как показывают исследования, его искренность, сердечность, компетентность и физическую привлекательность. А. обычно возникает в тех случаях, когда люди имеют общие установки, ценности, интересы, личностные свойства. Нередко факторам, способствующим А., является пространственная близость каких-либо индивидов. Так, между коллегами по работе, соседями по месту жительства нередко возникает определенная психологическая близость. А. в межличностных отношениях проявляется в разнообразных формах симпатии, дружбы и любви. (См. Сплоченность групповая.)



АУБЕРТА ФЕНОМЕН – видимое смещение вертикальной линии в направлении, противоположном наклону головы в тех случаях, когда в визуальной сфере не представлено никаких других объектов.



АУБЕРТА – ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН – явление, состоящее в том, что способность раздельного видения однородных объектов значительно выше для тех, которые являются маленькими и близкими, чем для больших и более удаленных при их одинаковых угловых размерах.



АУБЕРТА – ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН – явление, состоящее в том, что при зрительном восприятии движущийся объект кажется перемещающимся более медленно, когда наблюдатель фиксирует свой взор на этом объекте, нежели тогда, когда он фиксирует взор на фоне.



АУДИОМЕТР (от лат. audire – слышать + греч. metron – мера) – прибор для исследования остроты слуха. По характеру используемого звукового стимула А. может быть тональным, речевым или шумовым. Стандартная процедура аудиометрии при использовании тонального А. состоит в оценке уровня потери слуха сравнительно с установленными нормами. Этот уровень выражается в децибелах. Речевой А. используется для исследования порога слышимости речи и определения кривой нарастания разборчивости речи. При шумовой аудиометрии испытуемому предъявляют звуковые стимулы на фоне различных уровней шума.



АУДИОМЕТРИЯ – отрасль научного знания, занимающаяся исследованием слуха.



АУДИТОРИЯ (в психологии) – 1) группа лиц, воспринимающих речь; 2) совокупность слушателей и (или) зрителей радио- и телепередач.



АУРА (от греч. aura – дуновение) – своеобразное состояние, предшествующее приступу эпилепсии или мигрени. Выражается в ощущениях обдувания ветром, легкого ползания мурашек, звона в ушах, потоотделении и т. п. А. может длиться от нескольких часов до нескольких секунд до начала приступа и обычно включает в себя различные сенсорные галлюцинации (например, вспышки света).



АУТИЗМ (от греч. autos – сам) – психическое состояние, которое характеризуется поглощенностью собой и почти полным отстранением от внешнего мира, погруженностью в фантазии. Мышление при А. не подчиняется требованиям объективной действительности и не соответствует ей. А. может быть не только чертой характера интроверта, но и симптомом психического заболевания, в особенности при шизофрении. Термин А. был первоначально введен швейцарским психиатром Э. Блейлером (1911) именно для шизофрении.



АУТИЗМ ДЕТСКИЙ – сравнительно редкий, но серьезный патологический синдром, проявляющийся уже в раннем детстве. Характеризуется отгороженностью от других людей, практическим отсутствием речи или ее недостаточной коммуникативностью (обычно, например, эхолалии), эксцентричным поведением, включающим повторяющиеся движения, аутодеструктивные действия (например, удары головой о стену). А. д. встречается в среднем в 2–4 случаях на 10 тыс. человек и примерно в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Одни авторы рассматривают А. д. и детскую шизофрению как одно психическое расстройство, другие – разделяют их. Причины А. д. неизвестны. Первоначально считалось, что А. д. связан с черствостью и неотзывчивостью матерей. Сейчас же полагают, что А. д. вызывается другими факторами, поскольку многие аутистичные дети имеют чутких, заботливых матерей. Некоторые исследователи считают, что А. д. имеет органическую основу, однако не могут точно указать, где именно находится физиологическая недостаточность. (См. Эхолалия.)



АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – 1) мышление, характерное для аутизма; 2) мышление, которое контролируется лишь собственными желаниями и стремлениями индивида безотносительно к внешним факторам реального мира, что более или менее эквивалентно фантазиям.



АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos – сам + genos – происхождение) – метод психотерапии, состоящий в том, что при помощи самовнушения (см.) пациент обучается воздействию на свое физическое или психическое состояние. Используется в целях снижения эмоциональной напряженности, для повышения эффективности какой-либо деятельности, для кратковременного отдыха. (См. Релаксация.)



АУТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ. См. Автокинетический эффект.



АФАЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + phasis – речь) – полное или частичное нарушение речи при сохранности органов речи и слуха, вызванное локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга – левого полушария у правшей и правого полушария у левшей. Имеется множество вариаций А. и классификаций ее форм. Одни из этих классификаций основаны на локализации поражения коры головного мозга, другие – на общих сенсорных или моторных функциях, которые нарушены, третьи – на отдельных утраченных лингвистических умениях. В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия (см.), выделяют следующие семь форм А., каждая из которых связана с нарушением какого-либо из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и отмечается при определенной локализации патологического процесса: 1) сенсорная А. – нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуки слов (трудности понимания устной речи, письма под диктовку); 2) акустико-мнестическая А. – нарушение слухо-речевой памяти (трудности понимания быстрой речи, одновременного предъявления двух речевых сообщений; трудности, возникающие в устной речи (например, поиск нужных слов, вербальные парафазии – т. е. индивид вместо нужного слова произносит другое, большей частью близкое по смыслу), затруднения письма под диктовку; 3) оптико-мнестическая А. – нарушение зрительной памяти (затруднения в назывании различных объектов и их изображений при большей легкости называния действий и знании смысла этих объектов); 4) семантическая А. – нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (например, брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления; 5) афферентная моторная А. – нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими вследствие трудностей дифференциации близким артикулем – артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова. При этом бывают нарушены самостоятельное письмо и письмо под диктовку; 6) эфферентная моторная А. – нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов; 7) динамическая А. – нарушение последовательной организации речевого высказывания (нарушение связной устной и письменной речи). (См. Нейролингвистика.)



АФОНИЯ (от греч. a – отриц. частица + phone – звук) – потеря голоса при сохранении шепотной речи. Наблюдается при заболеваниях гортани, при перенапряжении голоса (у артистов, лекторов, педагогов), а также при истерии и других неврозах.



АФФЕКТ (от лат. affectus – волнение, страсть) – относительно кратковременное эмоциональное состояние, характеризуемое бурно протекающим переживанием. В А. могут проявляться переживания и радости, и горя. А. сопровождаются определенными телесными симптомами. Так, при гневе происходят усиление двигательной иннервации (человек повышает голос, увеличивается жестикуляция), возбуждение деятельности сердца (учащенное сердцебиение), расширение периферических сосудов (лицо багровеет). Однако порой (гораздо реже) А. может сопровождаться прямо противоположным внешним выражением – прекращением активности, задержкой движений, кратковременной потерей речи. Физиологической основой А. являются как те процессы, которые происходят в коре больших полушарий головного мозга, так и процессы, связанные с работой подкорковых центров. Нервный процесс, соответствующий состоянию А., распространяется из коры на подкорку и, захватив находящиеся здесь центры симпатической нервной системы (которые регулируют работу внутренних органов и желез внутренней секреции), вызывает определенные телесные изменения. Для А. характерно «сужение» сознания, что приводит к ослаблению самоконтроля над поведением. Одним из последствий А. может быть частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали состоянию А. и происходили в период А. В уголовном праве преступление, совершенное в состояние А., вызванного неправомерными действиями потерпевшего, рассматривается в качестве смягчающего вину обстоятельства. Диагностика А. представляет собой одну из характерных задач судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний. (См. Эмоции.)



АФФЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ – любой психоз, в котором проявляются серьезные эмоциональные расстройства. Классическим примером является маниакально-депрессивный психоз, для которого характерны чередования состояний повышения (мания) и понижения (депрессия) настроения.



АФФЕРЕНТАЦИЯ (от лат. affero – приносить, доставлять) – поток нервных импульсов, поступающих с периферии (от органов чувств) в центральную нервную систему. Таким образом, афферентные пути – это центростремительные нервные волокна, по которым возбуждение передается от рецепторов в центральную нервную систему (ср. Эфферентные нервные волокна).



АФФИЛИАЦИЯ (от англ. affiiation – присоединение, членство) – стремление человека к дружеским связям с другими. На основе А. возникает кооперация, появляются группы, формируется дружба. А. является также одним из компонентов любовных отношений. Американский психолог Г. Мюррей (1893–1988) рассматривал А. как основную человеческую потребность. Тенденции к А. начинают проявляться с самого раннего периода человеческой жизни, когда у младенца формируется сильная привязанность к значимым для него взрослым людям. Лабораторные эксперименты показывают, что тенденции к А. возрастают, когда люди испытывают чувства страха или неопределенности. В целом А. является более ценной для индивида в тех случаях, когда он объединяется с людьми, которые значимы для него и (или) вызывают симпатию.



АХ (Ach) НАРЦИСС (1871–1946) – немецкий психолог, представитель вюрцбургской школы. На основе экспериментальных исследований мыслительных и волевых процессов посредством интроспекции ввел понятие «детерминирующих тенденций». Их источником является по А. «представление цели» как состояние сознания, вызванное инструкцией экспериментатора. «Детерминирующие тенденции» отличны от ассоциаций и играют доминирующую роль в организации сознания, хотя их действие и не осознается. А. усовершенствовал используемую им методику интроспекции с целью получения более обстоятельных и систематических данных от испытуемых. Одна из экспериментальных методик изучения мышления А. позднее была модифицирована в научной школе Л. С. Выготского.



АХРОМАТИЗМ (от греч. achromatos – бесцветный) – цветовая слепота, расстройство цветового зрения у человека, которое выражается полной потерей способности различать хроматические тона (такие как красный, зеленый, синий). При А. все цвета воспринимаются как серые. А. обычно сочетается с фотофобией – светобоязнью, высокой чувствительностью к яркому свету – и низкой остротой зрения. Синоним А. – ахроматопсия. (См. Дейтеранопия, Протанопия, Тританопия.)



АХРОМАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. achromatos – бесцветный) – зрительные ощущения, отражающие переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета. Противоп. – Хроматические ощущения (см.).



АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – т. е. не имеющие цвета, нейтральные, находящиеся в бело-серо-черном континууме. Противоп. – Хроматические цвета (см.).



Загрузка...