Г




ГАЛЛЬ (GALL) ФРАНЦ ЙОЗЕФ (1758–1828) – австрийский врач и анатом. Создал теорию о локализации психических функций человека в коре больших полушарий головного мозга. В соответствии с этой теорией каждая «способность души» имеет свой орган в больших полушариях мозга. Г. утверждал, что высокое развитие способностей ведет к тому, что части мозга, служащие их органам, разрастаются и на черепе образуются соответствующие выпуклости. Отсюда следовало, что исследование поверхности черепа позволяет диагностировать индивидуальные особенности личности. На этой основе возникла френология (см.).



ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат. hallucinatio – бред, видение) – непроизвольно возникающие ложные (мнимые) восприятия несуществующих объектов, которые носят для индивида характер реально существующих. Г. являются симптомом психического расстройства и наблюдаются при многих психических заболеваниях (например, при шизофрении), травмах, интоксикациях. Г. классифицируются по органам чувств: слуховые, обонятельные, вкусовые и др. Различают истинные Г. и псевдогаллюцинации. Истинные Г. – это действительно мнимые восприятия, проецирующиеся вовне, не отличимые индивидом от реальных восприятий. Псевдогаллюцинации (впервые описанные русским психологом В. Х. Кандинским), не проецируются вовне (индивид видит мнимые образы «внутренним зрением», слышит голоса внутри своей головы). Г. следует отличать от иллюзий.



ГАЛЛЮЦИНОГЕН – любое химическое вещество, природное или синтетическое, которое вызывает галлюцинации.



ГАЛО-ЭФФЕКТ – см. Хало-эффект.



ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902–1988) – советский психолог. Автор теории поэтапного формирования умственных действий. Изучая пути развития мыслительной деятельности школьников, Г. разработал принципиально новый подход к практике школьного обучения на основе скрытых резервов этой деятельности. Г. разработал «тип учения», в котором осуществляется планомерное, опирающееся на определенные образцы обучение самостоятельному анализу нового задания и условий его выполнения. Г. также внес вклад в разработку теоретических вопросов программированного обучения. Основной труд Г. – «Введение в психологию» (1976).



ГАЛЬТОН (GALTON) ФРЭНСИС (1822–1911) – английский психолог и антрополог. Медицинское и биологическое образование, а также разработка статистических методов в связи с занятиями метеорологией обусловили выдвижение Г. новых идей, сформировавшихся под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Г. придавал наследственности решающую роль, считая влияние внешних условий второстепенным. На этой основе Г. подходил к трактовке индивидуальных различий между людьми. Так, изучая различия умственных способностей людей, Г. полагал, что данные различия объясняются фактором наследственности. При этом игнорировалась роль социальных воздействий, воспитания, личной инициативы. Собрав огромный биографический материал относительно родственных связей выдающихся людей Англии, Г. утверждал, что высокая даровитость определяется степенью и характером родства. Постановка вопроса о роли факторов наследственности в развитии личности была новаторской, однако преувеличение их роли привело Г. к идее о возможности совершенствования человеческой природы посредством искусственной селекции. Чтобы помочь достижению этой цели, Г. создал новую науку – евгенику, рассматривавшую факторы, которые могли бы улучшать наследуемые качества людей. Г. предлагал разработать специальные интеллектуальные тесты для отбора высокоодаренных мужчин и женщин с целью последующей селекционной работы. Большое значение имеют работы Г. в области статистики. Современные методы определения обоснованности и надежности тестов, так же как и методы факторного анализа, прямо связаны с открытием Г. корреляции. Первым разработал Г. и тесты умственных способностей. С целью психологической диагностики изобрел ряд приборов, широко используемых в лабораторных исследованиях. Г. был также первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование в психологических целях и технику свободных ассоциаций. Г. является автором более 30 работ по проблемам наследственности. Среди его основных книг – «Наследственность таланта» (1869), «Английские ученые, их природа и воспитание» (1874), «Естественная наследственность» (1889). Г. является одним из основателей дифференциальной психологии и методов тестирования. (См. Регрессивный анализ.)



ГАННУШКИН ПЕТР БОРИСОВИЧ (1875–1933) – русский психиатр, ученик С. С. Корсакова. Один из создателей учения о пограничных состояниях, рассматривавшего неразвернутые формы психических заболеваний. Г. является также инициатором изучения патологических характеров. В своем основном труде «Клиника психопатий: статика, динамика, систематика» (1933) предложил классификацию психопатических личностей, подчеркивая при этом, что психопатия не представляет стойкой неизменной статической картины, а является процессом, возникающим, меняющимся, развивающимся из соотношения врожденных свойств индивида и неблагоприятных условий его жизни.



ГАРТЛИ (HARTLEY) ДЕЙВИД (1705–1757) – английский философ, врач. Будучи одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм), считал ассоциацию универсальным принципом объяснения психической деятельности. Г. исходил из положения И. Ньютона о том, что одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации. Г. применил эту идею к пониманию деятельности мозга и нервной системы в целом. Причиной психических явлений он считал «вибрации» нервного вещества, посредством чего импульсы передаются из одной части тела в другие. Эти «вибрации» порождают малые колебания в мозге. По мнению Г., мозговые «вибрации» и являются физиологической основой появления идей у человека. Психическая жизнь начинается с ощущения и элементарных чувствований удовольствия и неудовольствия. Все представления и понятия есть только сочетания (ассоциации) ощущений, а все чувства – только сложные ассоциации ощущения и элементарных чувствований. В качестве детерминирующих факторов ассоциации у Г. выступали: 1) смежность во времени и 2) частота повторений. Г. был также пионером исследования роли речевых реакций в организации волевого контроля и развитии абстрактного мышления. Несмотря на механистичность позиций Г., его взгляды были крупным шагом вперед к пониманию функционирования нервной системы. Считается, что Г. предвосхитил ряд идей современной нейропсихологии. (См. Эмпиризм.)



ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone – удовольствие): 1) в психологии – концепция, в соответствии с которой поведение индивида мотивируется прежде всего стремлениями к получению удовольствия и избежанию страдания; 2) в этике – теория, утверждающая, что удовольствие или стремление к получению удовольствия должны быть целью поведения человека.



ГЕЗЕЛЛА ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ – две шкалы, предназначенные для определения уровня развития общего поведения детей раннего и дошкольного возраста. Тестовые задания здесь предлагаются по следующим четырем категориям поведения: моторное, адаптивное, речевое и социальное. Названы по имени американского психолога и педиатра А. Гезелла (1880–1961).



ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1896–1967) – советский психолог. Один из создателей отечественной психотехники. Основные труды Г. посвящены проблеме упражнения в сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Большое внимание Г. уделял психологическому изучению различных видов труда с целью выявления тех психических процессов, которые участвуют в выполнении той или иной трудовой деятельности. Занимался также разработкой проблем профотбора и профконсультации. Проводил большую теоретическую и экспериментальную работу в области авиационной психологии и медицины, эргономики и технической эстетики, психологии спорта. В годы Великой Отечественной войны Г. занимался исследованием путей восстановления утраченных психических функций, проблем возвращения трудоспособности раненым, находившимся в эвакогоспиталях («Восстановительная трудовая терапия», 1943). В психологии спорта Г. разрабатывал вопросы оптимизации двигательных реакций спортсменов («Чувство времени и скорость двигательной реакции», 1958).



ГЕЛЬМГОЛЬЦ (HELMHOLTZ) ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД ФОН (1821–1894) – немецкий естествоиспытатель, работавший в области физики, физиологии и психологии. Впервые дал математическое обоснование закона сохранения энергии, показав, что происходящие в живых организмах процессы также подчиняются этому закону («О сохранении силы», 1847). Для психологии особый интерес представляют изыскания Г. по вопросам определения скорости нервных импульсов, а также исследования механизмов зрения и слуха. Его труды («Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», 1863; «Физиологическая оптика», 1867) заложили фундамент современной физиологии органов чувств, оказали воздействие на развитие естественно-научных представлений о деятельности сознания. При изучении детерминации психических явлений Г. подчеркивал зависимость непосредственного восприятия внешних объектов от предшествующего опыта. На этой основе Г. развивает плодотворную идею о существовании фундаментального пласта психических процессов, особенности протекания которых можно установить только опосредствованно путем объективного анализа. Однако, рассматривая проблему связи ощущения с внешними условиями, Г. сформулировал теорию символов, в соответствии с которой ощущения представляют собой символы или знаки, в содержании которых нет ничего сходного с реальными свойствами предметов. Тем не менее физико-химический подход к органическим явлениям, который осуществляли Г. и его последователи, создал предпосылки для приложения экспериментальных и математических методов к анализу нервно-психических актов. Г. в процессе своих исследований сконструировал ряд оригинальных измерительных приборов. (См. также Цветового зрения теории.)



ГЕМЕРАЛОПИЯ (от греч. hemera – день + alaos – слепой + ops – глаз, букв. дневное зрение) – расстройство способности видеть при слабом (сумеречном, ночном) освещении. Г. возникает в результате нарушения приспособления сетчатки глаза к темноте. Г. может быть обусловлена недостатком витамина А. в организме или некоторыми заболеваниями зрительно-нервного аппарата. Народный термин для Г. – «куриная слепота».



ГЕМИАНОПСИЯ (от греч. hemu – половина, наполовину + opsis – зрение) – выпадение половины (правой или левой) поля зрения в каждом глазу, половинная слепота. Г. возникает вследствие функциональных или органических заболеваний нервной системы.



ГЕН (от греч. genos – род, происхождение) – единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. Эта единица способна к воспроизведению и расположена в определенном участке данной хромосомы. Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 г. австрийским естествоиспытателем Г. Менделем. В 1909 г. датский биолог В. Иогансен назвал их Г. Уникальное свойство Г. – сочетание их высокой устойчивости (неизменяемости в ряду поколений) со способностью к наследуемым изменениям – мутациям, которые являются источником генетической изменчивости организмов и основой для действия естественного отбора.



ГЕНДЕР (от англ. gender – род в грамматическом смысле) – в психологии социально-биологическая характеристика, с помощью которой исследователи оперируют понятиями «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как половые различия.



ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ – набор образцов поведения, ожидаемых для представителей каждого из полов в рамках данной культуры.



ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis – общий, главный) – 1) обобщение, логический переход от частного к общему. Г. почти всегда включает в себя процесс индукции. Г. осуществляется на основе ограниченного числа наблюдений (данных) отдельных элементов, относящихся к какой-либо категории, и затем распространяется (т. е. генерализуется) на другие элементы (данной категории); 2) распространение процесса, имеющего первоначально локальный, местный характер, по всему организму, всей сфере психических явлений.



ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – явление, характерное для начального этапа выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и целым рядом других, сходных с ним. Например, когда выработан условный рефлекс на один какой-нибудь определенный тон, то другие близкие тоны вызывают ту же условную реакцию. В основе Г. у. р. лежит иррадиация нервного возбуждения. Г. у. р. преодолевается посредством постепенной выработки дифференцировок.



ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – все множество индивидов, которые имеют какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной социальной категории. В каждом исследовании необходимо четко оговаривать пространственные и временные границы генеральной совокупности.



ГЕНЕТИКА (от греч. genesis – происхождение, рождение) – биологическая наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, включая их физическую основу в ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоте).



ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ – отрасль генетики, изучающая закономерности наследования поведенческих и психологических признаков. Данные Г. п. позволяют понять характер наследственной передачи тех или иных особенностей индивида, проявляющихся в его жизнедеятельности. Синоним – поведенческая генетика.



ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая возникновение и развитие психических явлений у животных и человека в их филогенезе и онтогенезе. Исследование генезиса психики и ее проявлений является важной предпосылкой познания закономерностей ее функционирования.



ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – исследовательский подход в психологии, направленный на изучение развития знания. Термин Г. э. обычно связывается с работами швейцарского психолога Ж. Пиаже, который подчеркивает следующее: 1) знание развивается в том смысле, что оно становится все более и более соответствующим и приспособленным к окружению индивида; 2) этот процесс развития основан не на врожденных идеях, не на простом созревании, а является активным созиданием со стороны самого индивида; 3) это созидание знания инициируется и осуществляется благодаря потребности в преодолении противоречий, вызванных функционированием индивида в сложной меняющейся среде. (См. Женевская школа генетической психологии.)



ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – познание и (или) объяснение поведения индивида и функционирования его психики исходя из его наследственных признаков и истории развития.



ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius – дух) – высшая степень проявления творческих сил человека. Г. выражается в создании качественно новых, уникальных произведений, открытии новых творческих форм. Отличие гения от таланта состоит в том, что гений создает новую эпоху в сфере своей деятельности. Г. выражается при этом также в чрезвычайной работоспособности и высокой продуктивности.



ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от лат. genitale – половые органы) – пятая, и последняя, стадия психосексуального развития в психоаналитической теории З. Фрейда. Для этой стадии характерно сосредоточение энергии либидо в области гениталий. Начинается в подростковом периоде, когда мальчики и девочки осознают свои половые различия и ищут пути удовлетворения потребностей эротических, а также в сфере межличностных отношений. Г. с. длится в течение всей жизни, и в ее ходе формируются зрелые отношения с лицами противоположного пола. (См. Психоанализ.)



ГЕНОТИП (от греч. genesis – происхождение + typos – образец, форма) – генетическая конструкция какого-либо организма, совокупность всех его генов. Г. включает наследственные факторы, которые могут быть переданы будущим поколениям, даже если они никак не проявились в данном индивиде. Г. представляет собой единую систему, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами. Все отдельные характеристики какого-либо организма (его фенотип) – это результат проявления Г. в определенных условиях окружающей среды (см. Генетика поведения, Фенотип).



ГЕРБАРТ (HERBART) ИОГАНН ФРИДРИХ (1776–1841) – немецкий философ, психолог и педагог. Пытался построить психологию как систематическую науку, полагая, что тогда она может стать опорой педагогики. Система Г. была основана на предположении, что существует своеобразная борьба идей в их стремлении достичь порога сознания. По. Г. идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны. Исходным феноменом в психологии Г. является апперцепция (термин заимствован им у Г. Лейбница). По Г. новое чувственное впечатление должно быть связано с прежде воспринятыми идеями («апперцептивной массой»), уже находящимися в сфере сознания. Только после этого данное впечатление станет значимым. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются за его пределы. Поскольку концепция включает в себя наличие в человеческой психике бессознательного, Г. называют предшественником психоаналитической мысли. В рамках своей концепции Г. обратился к математическому анализу и предпринял попытку математического описания формулирования и взаимодействия идей. Свои психологические взгляды Г. изложил в двух книгах – «Учебник психологии» (1816) и «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (1824). Г. также внес большой вклад в педагогическую науку, выдвинув концепцию четырех ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод).



ГЕРМАФРОДИТ (от греч. Hermaphroditos) – растение или животное, обладающее и мужскими, и женскими половыми органами. Различают естественный гермафродитизм, свойственный определенным видам растений и животных, и аномальный – как порок развития. Последний встречается и у человека. Термин Г. взят из древнегреческой мифологии, где Г. называли сына Гермеса и Афродиты, который был соединен богами с влюбленной в него нимфой в одно двуполое существо.



ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. geron, gerontos – старец) – отрасль психологии, изучающая психологические аспекты старческого возраста (изменения психики, поведения, деятельности). Г. может также рассматриваться как составная часть возрастной психологии. (См. Старость.)



ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (от греч. heteros – другой + лат. sexus – пол) – сексуальная ориентация чувств и поведения индивида на лиц противоположного пола.



ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt – образец, форма) – конфигурация или структура, представляющая собой некую целостность, природу которой невозможно раскрыть, лишь просто анализируя отдельные компоненты, составляющие ее. Эта идея вытекает из положения о том, что целое (гештальт) отличается от суммы отдельных своих частей. Данное положение представляет собой суть гештальтпсихолологии. (См. Прегнантность, Целостность восприятия.)



ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – направление в западной психологии, возникшее в Германии в 1910-е гг. Выступая первоначально против структурализма, сторонники Г. установили, что психологические феномены не могут быть поняты, если они не рассматриваются как организованные структурные целостности (гештальты). Если структуралистская позиция состояла в том, что психологические феномены могут быть на интроспективной основе подразделены на простые перцептуальные элементы, то, по мнению сторонников Г., подобный анализ оставляет вне поля внимания целостность, унитарную «суть» феномена. Таким образом, осознаваемый опыт нельзя разлагать на отдельные структурные элементы и поведение нельзя сводить к сочетаниям рефлексов или обусловленных чем-либо реакций – и в том, и в другом случаях сохраняются их уникальность и значимость. Сторонники Г. также возражали против рассмотрения нервной системы как статичной машиноподобной структуры, способной лишь постепенно реагировать на воздействующие стимулы. Предпочтительнее, по их мнению, рассматривать кору головного мозга аналогично некоему «полю силы», находящемуся в активном равновесии, при котором каждый поступающий стимул воздействует на все «поле» в целом. При этом явления, происходящие в коре головного мозга, изоморфны внешним явлениям – они связаны таким образом, как, например, дорожная карта связана с реальной дорогой. Карта вносит искажения в ландшафт, и изгибы и повороты дороги сглаживаются для большей простоты, но тем не менее существенные связи между картой и дорогой сохраняются. Наибольший вклад Г. внесла в сферы восприятия и научения. Это перцептуальная концепция фигуры и фона (зависимость образа предмета от его окружения), закономерности простейшей организации восприятия – константность, структурность и др. В сфере научения это работы, посвященные продуктивному мышлению. Научение рассматривается сторонниками Г. не в виде связей между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), а как реструктуризация или реорганизация ситуации в целом, часто включающей инсайт в качестве решающего компонента. В социальной психологии работы сторонников Г. привели к созданию теории поля. Главные представители Г. – М. Вертхеймер, В. Кёлер и К. Коффка. (См. Изоморфизм, Прегнантность.)



ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ – форма психотерапии, которая делает акцент на таких принципах гештальтпсихологии, как единство и целостность применительно к поведенческим расстройствам. Г. разработана Ф. Перлзом (1893–1970). Функционирование здоровой личности рассматривается как восприятие пациентом своего опыта в качестве значимого целого, которое характеризуется постоянно изменяющимися взаимосвязями между тем, что находится в центре внимания пациента, и тем, что оказывается на его периферии. Терапевтическое воздействие при этом обычно осуществляется в группе и направлено на расширение осознания индивидом себя на основе использования его прошлого опыта, воспоминаний, эмоциональных состояний, телесных ощущений и т. д. Все, что может внести вклад в формирование у индивида значимой конфигурации осознания себя, является соответствующим компонентом процесса Г.



ГИПЕРКИНЕЗ (от греч. hyper – сверх + kinesis – движение) – чрезмерные, излишние непроизвольные движения, характеризующие органические и функциональные нарушения центральной нервной системы. В основе Г. лежат чаще всего заболевания подкорковых двигательных центров головного мозга. К Г. относят дрожательный паралич, тик, хорею и др. (См. Минимальная мозговая дисфункция.)



ГИПЕРМНЕЗИЯ (от греч. hyper – сверх + mnesis – воспоминание) – необычная (иногда патологическая) степень запоминания и воспроизведения какого-либо специфического прошлого опыта в деталях. Наблюдается при мозговых травмах, во время гипноза, при электрическом раздражении определенных участков коры больших полушарий мозга.



ГИПЕРПАТИЯ (от греч. hyper – сверх + pathos – страдание) – патологическое повышение протопатической чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают различные неприятные ощущения, вплоть до боли.



ГИПЕРСОМНИЯ (от греч. hyper – сверх + лат. somnus – сон) – расстройство сна, характеризуемое повышенной сонливостью, приступообразной или постоянной. Г. является следствием органических поражений нервной системы или некоторых соматических заболеваний.



ГИПЕРЭСТЕЗИЯ (от греч. hyper – сверх + aisthesis – ощущение) – повышение чувствительности к прикосновению. Иногда термин Г. используется для любого случая сенсорной гиперсенситивности (например, акустическая Г.).



ГИПНОЗ (от греч. hypnos – сон) – искусственно вызываемое, близкое ко сну состояние человека и высших животных. В основе Г. лежат явления торможения, которым охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки. При этом частичном торможении сохраняются отдельные очаги возбуждения – «сторожевые пункты» (как их называл И. П. Павлов), обеспечивающие возможность контакта между гипнотизируемым и гипнотизирующим. С наступлением парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее, чем сильные (например, болевые ощущения), наблюдается высокая внушаемость гипнотизируемого человека, что может использоваться в лечебных целях. Состояние Г. вызывается воздействием на нервную систему разнообразных факторов. Например, каким-либо внезапным и чрезмерным по своей силе внешним раздражителем или, наоборот, очень слабыми и монотонными слуховыми, зрительными, тактильными раздражителями. Явления Г. у человека можно также вызвать, используя словесное внушение. Г. применяется в медицине для лечения хронического алкоголизма, наркомании, курения, как средство обезболивания в акушерстве, стоматологии, хирургии, а также для многих других психотерапевтических целей.



ГИПОМНЕЗИЯ (от греч. hypo – внизу, под + mneme – память) – частичная амнезия, ослабление памяти.



ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления. Г. всегда формулируется таким образом, чтобы она подлежала проверке на эмпирической основе, вслед за чем она может быть или поддержана или, наоборот, отвергнута. Отказ от Г., не способной объяснить какое-либо явление, вызывает потребность в создании новой Г. Обычно Г. предшествует разработке теории (см.).



ГИПОТЕЗА РЕДУКЦИИ ДРАЙВА (от лат. reductio – возвращение к прежнему состоянию, восстановление; англ. drive – приводить в движение, заставлять, побуждать) – общее предположение, состоящее в том, что целью любого мотивированного поведения является ослабление или снижение (редукция) состояния драйва (влечения, побуждения). Г. р. д. широко используется в теориях научения (Э. Торндайк, К. Халл). Редукция драйва может выступать также в качестве подкрепления в классической процедуре формирования условных рефлексов.



ГИППОКРАТ (ок. 460–377 до н. э.) – древнегреческий врач и мыслитель. Один из основоположников античной медицины, оказавшей влияние на развитие клинической медицины в последующие века. В трудах Г. нашли отражение его представления о целостности организма, необходимости индивидуального подхода к больному и лечения именно данного больного, а не болезни. Г. высказывал мысли о влиянии географических условий и климата на жизнедеятельность организма (в том числе и на возникновение болезней), свойства, характер и даже на общественный строй. С именем Г. обычно связывают учение о четырех типах темперамента, что объясняется различным соотношением между четырьмя разнородными жидкостями тела (кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь). Считается, что выделением четырех типов темперамента Г. вошел в историю психологи как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению личности. «Клятва Г.» является исходным пунктом врачебной этики. (См. Типы личности.)



ГЛАЗ – периферический орган зрения. У человека и позвоночных животных – парный орган; состоит из собственно Г. (глазного яблока), соединенного зрительным нервом с мозгом, и придаточных частей глаза – век, глазодвигательных мышц и слезного аппарата. Через отверстие в радужной оболочке (зрачок) лучи света входят в Г. и, преломляясь на поверхности глазного яблока в роговице, хрусталике (представляющим собой прозрачную двояковыпуклую линзу) и стекловидном теле, сходятся на сетчатке (или ретине), давая на ней изображение видимого объекта. К диоптрическому аппарату также относят служащие для аккомодации реснитчатое тело и радужную оболочку. В ее ткани находятся особые мышцы, которые, расширяя и суживая зрачок, регулируют поступление в Г. световых лучей. От пигментации радужной оболочки зависит цвет Г. (См. Слепое пятно, Центральная ямка.)



ГЛАЗОМЕР – способность оценивать на глаз, т. е. без специальных измерительных приборов, различные величины зрительно воспринимаемых объектов и расстояний до них и между ними.



ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie) – единое название ряда направлений западной психологии XX в., рассматривающих в качестве предмета исследования так называемые глубинные силы личности (ее неосознаваемые влечения и тенденции), которые противопоставляются явлениям, происходящим на «поверхности» сознания. К Г. п. относятся гормическая психология У. Макдугалла, фрейдизм и неофрейдизм, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и др.



ГЛУБИННОЕ ЗРЕНИЕ – способность воспринимать глубину пространства и оценивать относительное расположение предметов в пространстве. Точность Г. з. обусловлена бинокулярными факторами, зависящими в значительной степени от врожденной организации аппарата зрения (см. Бинокулярное зрение), и монокулярными факторами, зависящими в основном от прошлого опыта. Способность Г. з. у различных людей неодинакова.



ГОББС (HOBBES) ТОМАС (1588–1679) – английский философ. Для Г. характерен материалистический подход к пониманию природы психического, в соответствии с которым психическое сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку по Г. материя во всех ее проявлениях подчиняется механическим законам, то эти законы соответственно распространяются и на высшие проявления жизни – психику животных и человека. Отсюда делался вывод, что психическое есть особое внутреннее состояние движущейся материи, возникающее в живом теле в результате внешних воздействий. При этом первичной формой перехода внешних движений во внутренние считаются ощущения. Все другие психические состояния – производное от них. Так, после воздействия ощущений в мозгу по Г. остаются следы представления. Раскрывая природу представлений, Г. выдвигает догадку об их ассоциативном механизме (по смежности), хотя сам термин «ассоциация» он еще не вводит. Целенаправленное управление представлениями составляет суть мышления по Г. Он отводил важную роль в познавательных процессах речи как орудию мысли и средству общения, а также подчеркивал, что познавательные процессы тесно связаны с побуждениями, волей и деятельностью человека в целом. Г. одним из первых сформулировал тезис о «естественном человеке», который от природы наделен постоянным стремлением к самосохранению и собственной выгоде («О человеке», 1658). Человек вступает в социальные контакты с другими людьми в надежде гарантировать себе мир. В противном случае люди пребывали бы в состоянии постоянной «войны всех против всех». Поэтому только развитие Левиафана (мифическое библейское чудовище), или своеобразного супергосударства, ограничивающего свободу каждого, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Г., был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». В целом идеи Г. ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях. Г. также можно считать предвестником будущей ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм).



ГОЛОД – 1) физиологическое состояние организма, возникающее в результате нарушения равновесия питательных веществ в теле, а острота этого состояния обусловлена степенью данного нарушения равновесия; 2) множество ощущений из области желудка, описываемых как гложущие неприятные ощущения; 3) внутреннее состояние организма, возникающее в результате пищевой депривации, острота которого измеряется продолжительностью данной депривации (операциональное определение, даваемое биохевиористами).



ГОМЕОСТАЗ(ИС) (от греч. homoios – подобный + stasis – стояние) – тенденция организма как целого к установлению постоянства своего функционирования или восстановлению равновесия, если это постоянство нарушено. Американский физиолог У. Кеннон (1929) ввел этот термин для обозначения любого процесса, видоизменяющего существующие условия и тем самым инициирующего другие процессы, которые действуют стабилизирующим образом, чтобы восстановить первоначальные условия. Например, термостат представляет собой механический Г. Термин Г. используется в физиологической психологии, им обозначается ряд сложных биологических механизмов, осуществляющих свою деятельностью посредством автономной нервной системы для регулирования таких факторов, как температура тела, кровяное давление, водный баланс, метаболизм и т. д.



ГОМЕОСТАТ (от греч. homoios – подобный + statos – неподвижный, стоящий) – техническое устройство, предназначенное для моделирования и изучения гомеостаза. Первая модель Г. создана английским биологом Р. Эшби в 1948 г. В настоящее время Г. используется в экспериментальных целях при изучении психологической совместимости. При этом использование Г. позволяет моделировать групповую взаимозависимую деятельность по принятию решений.



ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (от греч. homos – тот же самый, такой же + лат. sexus – пол) – сексуальное влечение к лицам своего пола (сексуальная инверсия). По данным отечественного социолога И. С. Кона, исключительно гомосексуальную половую жизнь ведут 2–5 % мужчин и 2–3 % женщин. Как свидетельствуют американские данные, около 1 % сексуально активного населения ведет исключительно гомосексуальный образ жизни, а около 40 % населения имели по крайней мере один гомосексуальный контакт, приведший к оргазму. В некоторых обществах Г. рассматривается с официальной точки зрения как извращение или как психическое заболевание. В психоанализе есть термин «гомосексуальные неврозы», обозначающий группу расстройств, вызванных подавленным гомосексуальным влечением. Имеется тенденция в популярной литературе и даже в некоторых специальных изданиях использовать термин Г. для контактов между мужчинами и термин «лесбиянство» для контактов между женщинами.



ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. horme, букв. животный импульс или возбуждение, влечение, стремление) – одно из направлений западной психологии, связанное с работами англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (см.). Его главное предположение заключалось в том, что поведение характеризуется какой-либо целью или тенденцией поиска цели и в основном мотивируется инстинктами либо чувствами. Под инстинктами понимаются «внутренние склонности» (например, воспроизводство потомства, приобретательство, драчливость, любопытство, самоутверждение и др.). Все инстинкты в Г. п. описываются исходя из трех основных характеристик или атрибутов – когнитивного, аффективного и конативного. Таким образом, все инстинкты имеют сенсорный, мотивационный и эмоциональный компоненты. Под влиянием опыта и социальных взаимодействий инстинкты модифицируются в чувства. Например, любовь, ревность, патриотизм и т. п. являются сочетанием инстинктов. Г. п. Мак-Дугалла была популярна среди психологов и социологов в начале 1920-х гг. Однако критика Г. п. со стороны бихевиористов привела к тому, что концепция Мак-Дугалла быстро утратила свое научное значение. Основное положение Г. п. о влечениях и инстинктах как основе человеческой психики позволяет отнести это направление к глубинной психологии (см.).



ГОРМОН (от греч. horme – возбуждение, влечение, стремление) – продукт желез внутренней секреции, выделяемый непосредственно в кровь и поступающий в другие органы, инициируя и (или) регулируя их активность. Каждый из Г. влияет на организм во взаимодействии с другими Г. Термин Г. ввел в научный оборот в 1904 г. английский физиолог Э. Старлинг (1866–1927). (См. Катехоламины, Кортикостероиды, Эндокринная система.)



ГОСПИТАЛИЗМ (от лат. hospitalis – гостеприимный) – синдром патологии детского развития, являющийся результатом отделения младенца от матери и его ранней институализации. Для Г. характерны потеря в весе, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, неадекватное реагирование в ситуациях взаимодействия. Г. является следствием недостатка нормальных физических и социальных стимулов, поскольку наблюдается даже в тех случаях, когда ребенок имеет приемлемые социальные условия и питание. Отметим, что термин Г. не используется, если в каком-либо конкретном случае имеется очевидная задержка психического развития. Термин ввел в 1945 г. австрийский психоаналитик Р. Шпиц.



ГРАДИЕНТ (от лат. gradiens – шагающий) – прогрессирующее непрерывное изменение какого-либо качества или переменной. Г. отражает меру возрастания или убывания какого-либо показателя (например, Г. раздражителя).



ГРАДИЕНТ ПОДКРЕПЛЕНИЯ – принцип, состоящий в том, что чем скорее за определенным подкреплением следует какой-либо ответ, тем он оказывается сильнее.



ГРАФЕМА (от греч. graphe – начертание) – минимальная смысловая единица письменной речи (например, а, б и т. д.), соответствующая фонеме (ее варианту или последовательности фонем) в устной речи.



ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grapho – пишу + logos – учение) – учение о почерке как выражении психологических свойств и психических состояний пишущего. Графологический анализ с целью идентификации текстов используется в юридической практике, а также в экспериментальной психологии (поскольку ряд психомоторных особенностей личности проявляется в специфике ее почерка). Однако эти ограниченные возможности Г. привели к появлению шарлатанов, заявляющих о возможности использования Г. с целью оценки личности, диагностики заболеваний и т. п.



ГРАФОМАНИЯ (от греч. grapho – пишу + mania – безумие, страсть) – патологическое, навязчивое стремление к писанию, многословному дилетантскому сочинительству.



ГРЕЗЫ – одна из форм воображения, представляющая собой ряд образов или идей, преднамеренно вызванных индивидом, но оторванных от конкретной действительности, не направленных на их претворение в реальность.



ГРОМКОСТЬ – мера субъективного восприятия звукового стимула, соответствующая физическому параметру интенсивности этого стимула.



ГРУППА БОЛЬШАЯ – 1) реально существующая и значительная по своим размерам совокупность людей, занятых какой-либо совместной деятельностью (например, коллектив школы, вуза, предприятия); 2) условная общность людей, количественно не ограничиваемая, выделяемая на основе определенных социальных характеристик (социально-демографические группы, социальные классы, партии, профессиональные объединения и т. п.). Подобные Г. б. называются также социальными категориями; 3) стихийно возникающие кратковременные общности (например, толпа, зрители на стадионе, в театре и т. п.).



ГРУППА ВСТРЕЧ – форма психотерапии, фокусированная на интенсивных межличностных взаимодействиях (или «встречах») в малой группе. Цель Г. в. состоит в поощрении личностного роста и улучшении межличностных коммуникаций посредством интенсивного обмена опытом общения между членами группы. Лидеры (терапевты) таких групп поощряют открытость, честность, эмоциональную экспрессию и сенситивность по отношению к чувствам других людей. Опыт терапии в подобных группах считается на Западе одним из путей развития также и личностных способностей терапевта, его навыков консультирования и помощи людям. (См. Т.-группы.)



ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – группа, включающая в себя людей, имеющих общие ценности и стандарты поведения, но применительно лишь к некоторым отдельным сферам своей жизни. В Г. в. обычно отсутствуют прямые контакты каждого из ее членов со всеми другими. Примеры Г. в. – профессиональные организации, политические партии, клубы. Термин Г. в. введен в 1909 г. в научный оборот американским социологом Ч. Кули (1864–1929).



ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ – группа испытуемых, тщательно отобранных таким образом, чтобы она была подобна во всех отношениях членам экспериментальной группы, исключая воздействие на нее со стороны экспериментальной или независимой переменной. (См. Нулевая гипотеза.)



ГРУППА МАЛАЯ – совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности.



ГРУППА МАРГИНАЛЬНАЯ (от лат. margo – граница, край) – группа, находящаяся на «обочине» культуры какого-либо общества, которая лишь частично ассимилировалась с формами доминантной культуры.



ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (неофициальная) – общность, возникающая стихийно на основе индивидуальных симпатий, сходства интересов, личностных характеристик или каких-либо прагматических соображений. Г. н. нередко возникает в пределах каких-либо формальных (официальных) групп и организаций, но может быть никак не связана с их целями. Структура Г. н. возникает и развивается спонтанно, по мере того как ее члены взаимодействуют друг с другом; она отличается сравнительной гибкостью.



ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – контактная группа, для членов которой характерны тесные интимные взаимоотношения, общие ценности и стандарты поведения. Термин Г. п. ввел в 1909 г. в научный оборот американский социолог Ч. Кули. Примеры Г. п. – семья, круг близких друзей. Принадлежность к той или иной Г. п. сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует никаких других целей.



ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (от англ. reference – ссылка) – группа, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Термин Г. р. ввел в научный оборот американский психолог Г. Хаймен, который проводил различие между группой членства (т. е. той, к которой индивид принадлежит в действительности) и Г. р., используемой как некоторая основа для сравнения. При этом Г. р. может быть или не быть группой членства. Г. р. порой бывает даже воображаемой (например, романтически настроенный подросток может пытаться вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма или других литературных героев). Выделяют несколько типов Г. р. Нормативные Г. р. – такие, ценности и нормы которых индивид одобряет, хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Сравнительные Г. р. – такие, которые индивид использует лишь как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Негативные Г. р. – такие, по отношению к которым индивид находится в оппозиции, поскольку они символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида. У каждого индивида обычно имеется несколько Г. р. Синоним – эталонная группа.



ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность индивидов, объединенных на той или иной основе, имеющих чувство общности и более или менее постоянно взаимодействующих друг с другом определенным образом. Последний критерий особенно важен, поскольку он позволяет отличать Г. с. (в строгом смысле) от понятия социальной категории (применительно к какой-либо совокупности людей). Термин Г. с. очень широко используется в социальной психологии и социологии и часто применяется для обозначения совокупности людей, не имеющих чувства общности (например, социальный класс или слой) и не взаимодействующих систематическим образом друг с другом (например, этнические группы). Использование термина Г. с. в строгом смысле всегда подразумевает наличие той или иной основы для взаимодействия ее членов. Американский социолог Н. Смелзер (1988) выделяет следующие функции Г. с.: 1) социализации; 2) инструментальную (т. е. для осуществления какой-либо совместной деятельности; 3) экспрессивную (для удовлетворения потребностей людей в общении, одобрении, доверии, уважении и т. п.); 4) поддерживающую (в психологическом смысле). В соответствии с классификацией, предложенной Г. М. Андреевой, выделяют Г. с. условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые. Большие Г. с., в свою очередь, подразделяются на стихийные и устойчивые, а малые – на становящиеся (развивающиеся) и развитые (коллективы). Условная Г. с. – совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т. д.). Точнее, это социальная категория, или номинальная Г. с. Реальная Г. с. – общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т. д.). Лабораторная Г. с., будучи реальной, со всеми чертами подобной общности, в то же время является группой искусственной, поскольку она всегда создается в соответствии с замыслом исследователя, предусматривающего ее состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик. Естественные Г. с. подразделяются на большие и малые.



ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (официальная) – совокупность лиц, связанных между собой официальными организационными отношениями с целью осуществления какой-либо совместной деятельности. Г. ф. является ячейкой той или иной официальной организации, т. е. имеющей юридически фиксированный статус. Структура Г. ф. обусловлена официальным разделением труда в данной организации, официальными правами и обязанностями ее членов.



ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – группа испытуемых, которая подвергается воздействию независимой или экспериментальной переменной в условиях эксперимента. Г. э. составляется таким образом, чтобы во всех отношениях соответствовать контрольной группе. (См. Нулевая гипотеза.)



ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (от греч. dynamis – сила) – 1) в самом общем смысле это совокупность взаимодействий в какой-либо группе; 2) направление, изучающее причинно-следственные взаимоотношения в группе. Впервые термин Г. д. предложен К. Левином в 1936 г. В соответствии с его пониманием Г. д. – это исследование динамических, внутригрупповых процессов, таких как власть, перемена власти, лидерство, сплоченность, принятие решений, конфликт, формирование подгрупп, отношение группы к другим группам и т. д. Отметим, что некоторые исследователи ограничивают использование термина Г. д. только малыми группами. Это обосновывается тем, что указанные динамические компоненты проявляются в полной мере лишь в такой группе, которая достаточно мала для того, чтобы все ее члены были включены в значимые взаимодействия.



ГРУППОВАЯ НОРМА – см. Норма социальная.



ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. polarisatia – сдвиг к краю) – тенденция, проявляемая индивидами при групповом принятии решений подчеркивать собственную первоначальную точку зрения, вследствие чего группа как целое занимает более полярную позицию по сравнению с теми позициями, которых первоначально придерживались ее члены. Например, если группа умеренно либеральных политиков принимает совместное решение, то оно окажется более либеральным. И наоборот, если совместное решение принимается группой умеренно консервативных политиков, то это решение будет более консервативным. Частным случаем Г. п. является сдвиг к риску (см.).



ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – общий термин, используемый для обозначения любого психотерапевтического процесса, в котором группа индивидов встречается с терапевтом, действующим как лидер дискуссии. Предполагается, что само по себе взаимодействие между членами группы является терапевтическим и во многих случаях более эффективным, чем использование традиционной диады «клиент – терапевт». Это объясняется тем, что знание о проблемах других людей и о том, как они разрешают их, оказывает терапевтическое воздействие на индивида. В психодраме – одной из форм Г. п., введенной Д. Морено в 1930-е гг., – пациенты с помощью друг друга, исполняя роли на сцене, в присутствии терапевта избавляются от своих трудностей. Начиная с 1940-х гг. К. Роджерс стал развивать метод Г. п. в форме так называемых групп встреч, с целью предложить опыт развития людям, которые считаются «нормальными». Практика Г. п. включает в себя много различных подходов.



ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ – тенденция группы к сохранению своего существования посредством объединения своих членов. Степень сплоченности группы обычно отражается в сопротивлении попыткам внешних сил внести в нее раскол. Главным фактором, вызывающим Г. с., является наличие межличностной аттракции (см.) среди членов группы. При этом Г. с. может быть следствием как дружеских отношений членов группы, так и необходимостью решения какой-либо общей групповой задачи. Высокий уровень Г. с. обычно приводит к повышению эффективности функционирования группы. Однако порой следствием высокого уровня Г. с. является так называемое группомыслие (см.), негативно влияющее на эффективность групповых решений. (См. Групповая поляризация, Групповое принятие решений.)



ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА – взаимосвязь между членами группы, между подгруппами в пределах основной группы, между лидером (лидерами) и членами группы, степень постоянства этих характеристик группы. Термин Г. с. сейчас считается достаточно эклектичным для строгого научного использования.



ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – группа может принимать решения, выступая как целое, т. е. на основе консенсуса, или же посредством индивидуальных действий каждого члена группы – в этом случае решение обычно представляет собой мнение большинства. Сравнение групповой и индивидуальной продуктивности при принятии решений показывает, что группы принимают лучшие, более точные решения, чем отдельные индивиды, если речь идет о структурированных задачах, но тратят больше времени, чтобы прийти к этим решениям. При решении неструктурированных задач, требующих креативности, индивиды демонстрируют более высокую продуктивность, чем группы. Это объясняется тем, что Г. п. р. свойственны такие явления, как группомыслие и групповая поляризация.



ГРУППОМЫСЛИЕ (от англ. groupthink) – способ мышления, при котором сохранение единства и солидарности группы считается более важным, чем реалистичный взгляд на проблему. Термин Г. ввел в научный оборот американский психолог И. Джанис (1971), утверждающий, что подобный эффект может быть вызван крайними формами групповой поляризации.



ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – научное направление в современной американской психологии, ведущее начало в значительной мере от работ А. Маслоу (см.), который представил его как «третью силу» после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком сосредоточена либо на том, что связано с неврозами и прочими расстройствами (психоанализ), либо на том, что объясняется на механистической основе (бихевиоризм). В соответствии с положениями Г. п. поведение не направляется в значительной степени ни бессознательными побуждениями и мотивами, ни внешними стимулами и вознаграждениями. Вместо этого сторонники Г. п. сосредоточиваются на феноменологической перспективе, обращая свой взор на субъективный опыт индивида. Отсюда выводится, что люди обладают свободой воли, свободны в своих действиях, сознательны и креативны, а также имеют присущую им от природы тенденцию к реализации своего потенциала. Маслоу назвал такую реализацию самоактуализацией. При этом самоактуализация рассматривается как процесс, осуществляющийся в течение всей жизни, а не как цель, которую человек когда-либо достигает. Гуманистический взгляд в понимании Маслоу должен развернуть науку в сторону более высоких человеческих мотивов, саморазвития, знания, понимания и эстетики. К числу главных теоретиков Г. п. относятся также К. Роджерс, Э. Фромм и Р. Май. Одним из ответвлений Г. п. является экзистенциальная психология (см.).



Загрузка...