В




ВАГИНИЗМ (от лат. vagina – влагалище) – непроизвольное сокращение мышц влагалища и тазового дна, препятствующее половому акту. Обычно В. является следствием некоторых неблагоприятных психологических факторов. Поддается излечению психотерапевтическим воздействием на нервную систему.



ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1849–1934) – советский биолог и психолог, основоположник отечественной сравнительной психологии. Ввел в генетическую психологию объективный метод исследования, используя который показал роль психики (по В. «психических способностей») не только в индивидуальной жизни животных, но и в процессе их эволюции. В. отвергал как попытки сводить поведение животных к простейшим движениям, так и антропоморфизм при объяснении этого поведения. Он полагал, что научное изучение психологии может идти только в соответствии с эволюционным учением от простого к сложному, от животных к человеку, а не наоборот. В своих капитальных трудах «Биологические основания сравнительной психологии» (1910–1913) и «Возникновение и развитие психических способностей» (1924–1929) он дает широкий анализ основных направлений сравнительной психологии и имеющегося в ней богатого фактического материала, накопленного в том числе и собственными работами. Многочисленные труды В. посвящены также вопросам педагогики, социальной психологии, искусства и сельского хозяйства.



ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. valentia – сила) – в теории поля К. Левина психологическая ценность объекта, события, цели, человека и т. п. в «жизненном пространстве» индивида. Положительная В. означает привлекательность, негативная – непривлекательность для индивида каких-либо компонентов его «жизненного пространства». (См. Поле, Топологическая психология.)



ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (от лат. validus – здоровый, крепкий) – свойство психологического теста действительно измерять то, для чего он предназначен. В. т. определяется на основе корреляции результатов данного теста с каким-либо соответствующим внешним критерием. Например, валидность какого-либо теста способностей может быть определена посредством корреляции с результатами последующей деятельности данных индивидов. Так, если тест предназначен для того, чтобы измерять способности к обучению в медицине, и используется при отборе в медицинское училище, то В. этого теста будет доказана высокой корреляцией его данных с оценками, которые получают студенты, зачисленные в училище. Высокая корреляция, или высокий коэффициент валидности, значила бы, что индивиды, имевшие высокие тестовые показатели, добивались в медицинском училище заметных успехов, а у имевших низкие тестовые показатели успехи были слабыми. Большинство исследователей полагает, что необходим коэффициент корреляции, равный 0,70 и выше, для того чтобы убедиться в валидности данного теста. Процесс оценки степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, называется валидизацией. (См. Психодиагностика.)



ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1856–1925) – русский философ и психолог. Развивал идеи неокантианства. В своих работах «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В., как и другие неокантианцы, объявлял чужую душевную жизнь областью непознаваемого, относя ее к вопросам веры (т. е. душа неопровержима, хотя и недоказуема). По В. человеческие восприятия не имеют объективного содержания и являются целиком продуктами душевной деятельности, а знания относятся лишь к представлениям, но совсем не отражают действительности. В. полагал, что научная психология возможна лишь как описательная наука. Критикуя эмпирическую экспериментальную психологию, В. считал, что основным методом психологии является интроспекция (самонаблюдение). Идеи В. оказали заметное влияние на рефлексологию.



ВДОХНОВЕНИЕ – состояние подъема духовных сил человека в процессе творчества, позволяющее решать новые задачи или выдвигать креативные идеи, минуя продолжительные процессы анализа, проб и ошибок. В. характеризуется высоким уровнем общей активности человека, своеобразным напряжением и переживанием эмоционального подъема.



ВЕБЕРА – ФЕХНЕРА ЗАКОН, или основной психофизический закон, – положение, определяющее связь между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя. В соответствии с этим положением интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. В математической форме этот закон выражается следующим образом: S = K log J + C, где S – интенсивность ощущения, J – сила раздражителя, K и C – константы. Данная зависимость была выведена немецким физиком и психологом Г. Т. Фехнером (см.) на основе закона, сформулированного немецким физиологом и анатомом Э. Вебером (см.) (см. Бугера – Вебера закон). Эмпирическая проверка В. – Ф. з. в общем подтвердила его справедливость для средней области интенсивности ощущений. Однако наблюдаются значительные отклонения от этого закона (непостоянство величины разностного порога) при переходе к весьма слабым или, наоборот, очень сильным раздражителям. Нередко В. – Ф. з. противопоставляется закон Стивенса (см. Стивенса закон), согласно которому зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обеих формул дано Ю. М. Забродиным. В. – Ф. з. называется также законом Фехнера. Сам Фехнер называл его законом Вебера.



ВЕГЕТАТИВНАЯ (ИЛИ АВТОНОМНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА (от лат. vegeto – возбуждаю, оживляю) – часть нервной системы позвоночных животных и человека, регулирующая работу внутренних органов и систем – кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения и др., обмен веществ в организме и функциональное состояние (возбудимость, работоспособность и др.) его тканей. В. н. с. делится на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Во многих органах и системах организма эффект возбуждения симпатической нервной системы противоположен эффекту возбуждения парасимпатической нервной системы (соответственно учащение и урежение сокращений сердца, повышение и понижение кровяного давления, торможение моторики и ее усиление, расширение и сужение зрачка и т. п.), что позволяет говорить об относительном функциональном антагонизме этих двух отделов В. н. с. Деятельность симпатической нервной системы вместе с парасимпатической осуществляется в неразрывной связи с другими отделами нервной системы и регулируется высшими отделами головного мозга, его подкорковыми и корковыми элементами. В. н. с. обычно не поддается произвольному контролю, многие ее функции являются саморегулируемыми (или автономными). (См. Нервная система, Нейропсихология, Свойства нервной системы, Симпатическая нервная система.)



ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ – группа тестов для измерения общего интеллекта, разработанных американским психологом Д. Векслером. Первая форма В. ш., известная как шкала интеллекта Векслера – Белльвью, была опубликована в 1929 г. и пересмотрена в 1946 г. и в 1955 г. Одной из главных целей подготовки этой шкалы была разработка теста интеллекта, пригодного для тестирования взрослых людей. Последний ее вариант известен как векслеровская шкала интеллекта для взрослых (№А18) и является одной из наиболее часто используемых с этой целью. Данный тест состоит из серии субтестов, включающих в себя два главных типа компонента: вербальная шкала и шкала действия. В вербальную шкалу входят вопросы на общую осведомленность, словарный запас, тесты арифметические, на понимание, нахождение сходства и т. д. Шкала действия содержит в себе расположение картинок и их завершение, конструирование блоков, сборку объекта и т. д. Данный тест используется в диагностических целях также в психиатрии. В. ш. для детей предназначены для возраста от 6 до 16 лет. Подобно В. ш. для взрослых они также включают в себя два типа компонентов: вербальную шкалу и шкалу действия. Эти тесты для детей были пересмотрены в 1974 г. Имеется также векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, опубликованная в 1967 г. В целом, как считают специалисты, оценивая все три формы В. ш., по сравнению с другими индивидуальными тестами, их выборки стандартизации больше и репрезентативнее, методика их построения и проведения лучше. Слабым местом всех трех В. ш. считается недостаток эмпирических данных о валидности.



ВЕРА (в психологии) – отношение, установка или состояние сознания, которое выражается в эмоциональной приемлемости какого-либо положения или концепции. Рациональная вера основана на знании и выражается в убеждении. В. может представлять собой и бессознательную уверенность в чем-либо, не основанную на том или ином конкретном знании. В. – обязательный компонент любой религии.



ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ – замена в устной речи нужного слова другим, близким по смыслу. Например, больной вместо слова «стол» произносит «стул». Чаще всего встречается при акустико-мнестической афазии.



ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – такие действия, которые включают в себя различные операции с вербальным материалом, включая речь, реагирование на те или иные слова, запоминание вербального материала и т. д.



ВЕРБАЛЬНЫЙ (от лат. verbalis – словесный) – относящийся к словам в устной или письменной речи.



ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – интеллект, оцениваемый посредством тестов, основанных на способности оперировать вербальными материалами. Предполагается, что есть глубокая взаимосвязь между интеллектом и различными лингвистическими умениями.



ВЕРБИГЕРАЦИЯ – патологическое состояние, характеризуемое бессмысленным и беспрестанным повторением одних и тех же слов и фраз. Чаще всего наблюдается при шизофрении.



ВЕРНИКЕ ЦЕНТР – участок коры головного мозга, расположенный в височной части доминантного полушария, т. е. «языкового» полушария, которое является левым для всех правшей и большинства левшей. При поражении В. ц. возникает сенсорная афазия – нарушение понимания устной речи вследствие дефектов фонематического или речевого слуха, а иногда и письменной речи. Назван по имени немецкого невролога К. Вернике (1848–1905), который первым описал этот участок коры.



ВЕРОЯТНОСТИ ТЕОРИЯ – раздел математики, в котором по данным вероятности одних случайных событий находят вероятность других событий, связанных каким-либо образом с первым. Математический фундамент В. т. является обоснованием для всех статистических методов психологии.



ВЕРТХЕЙМЕР (WERTHEIMER) МАКС (1880–1943) – немецкий и американский психолог, один из создателей гештальтпсихологии. Изучал право, философию и психологию в университетах Праги, Берлина и Вюрцбурга, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора. Занимался исследовательской и преподавательской работой во Франкфурте и Берлине. В 1933 г. покинул нацистскую Германию и продолжил свои исследования в США. Открытие В., которое в итоге привело к основанию гештальтпсихологии, было сделано в 1910 г. Он экспериментировал со стробоскопом, купленным в магазине игрушек (стробоскоп – устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая таким образом у зрителя впечатление их движения). В. пришел к заключению, что кажущееся движение, порожденное последовательным рассмотрением серии неподвижных картин, невозможно объяснить на структуралистской основе. В сотрудничестве с В. Келером и К. Коффкой он сформулировал основы гештальтпсихологии. Как противопоставление ассоциативному принципу элементов была выдвинута концепция целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иначе говоря, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства отдельных ее частей. После переезда в США В. проявлял большой интерес к проблемам мышления, это привело к публикации его классической работы «Продуктивное мышление» (1945). В ней В. подвергает осуждению косный ассоцианистский тип обучения, который приводит, как он считал, к слепому непродуктивному мышлению, и аргументирует необходимость учить детей думать, используя средства, развивающие инсайт как постижение целого (соответствующая реструктуризация значимых элементов, имеющих отношение к решению проблемы).



ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (от лат. vestibulum – преддверие) – расположенный в среднем ухе рецептор, получающий сигналы об изменении положения головы и тела в пространстве, а также направление движения (ускорение, уменьшение скорости, вибрация).



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – взаимный эффект; такая связь между системами, когда события, имеющие место в одной системе, влияют на события, имеющие место в другой системе. 1) В социальном В. поведение одного индивида является стимулом для поведения другого, и наоборот. Такое В. подразумевает межличностные контакты – непосредственные (лицом к лицу) или опосредованные (с помощью каких-либо технических средств коммуникации). В. индивидов приводит их к взаимозависимости. Обычно выделяют два вида взаимозависимости – кооперацию и конкуренцию. Эти виды взаимозависимости не следует противопоставлять, рассматривая их как взаимоисключающие. Возможна взаимозависимость, сочетающая оба этих вида в различных пропорциях. 2) В статистическом В. эффект двух (или более) переменных является взаимозависимым. Например, трудность задачи для индивида и уровень его возбуждения часто взаимодействуют таким образом, что при увеличении возбуждения возрастает его продуктивность при решении легких задач, но уменьшается при трудных задачах.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ – влияние стимулирования какого-либо одного анализатора на функционирование другого, поскольку все они представляют собой систему, что обусловлено соответствующей анатомо-физиологической основой человеческого организма. Так, цветочувствительность изменяется при одновременном воздействии на человека звука: чувствительность к красно-оранжевым цветам понижается, а к зелено-синим повышается (данные С. В. Кравкова). Слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически всех анализаторов. Таким образом, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других. При этом сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувствительности других, слабые (даже подпороговые раздражители) – повышают этот уровень. Одним из проявлений В. а. является синестезия (см.).



ВИБРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – телесные ощущения контакта с вибрирующим стимулом (быстро следующими друг за другом прерывистыми раздражениями). В. ч. занимает промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями. Специфических рецепторов В. ч. не обнаружено. Слепоглухонемые познают внешний мир в значительной степени посредством В. ч. Она может также использоваться при обучении глухих произношению звуков речи.



ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ (от лат. viscera – внутренности) – анатомический термин, буквально означает «внутренностный», относящийся к внутренним органам животного организма.



ВКУС – ощущение, возникающее при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположенные главным образом на языке. Вкусовые ощущения подразделяются на горькие, кислые, сладкие и соленые. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные комбинации этих четырех основных. В. тесно связан с обонянием, влияет на аппетит и пищеварение, зависит от физиологического состояния. Экспериментально показано, что при голодании резко повышается чувствительность к сладкому, в меньшей степени к соленому; к горькому и кислому чувствительность, наоборот, снижается. При беременности также наблюдается изменение вкусовой чувствительности вследствие перестройки всех функций организма. По данным исследований американских психологов, количество отвергаемых видов пищи повышается с увеличением вкусовой чувствительности. В. может быть извращен при некоторых болезнях.



ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР – нейрофизиологическая система, подвергающая анализу вещества, поступающие в полость рта, начиная от рецепторов и заканчивая клеточными группами в коре больших полушарий головного мозга. На основании ряда данных полагают, что корковый конец В. а. локализуется в той же самой области коры, где расположен и корковый конец обонятельного анализатора. Минимальная концентрация какого-либо вещества, вызывающая вкусовое ощущение, называется абсолютным вкусовым порогом. Чувствительность различных участков поверхности языка неодинакова к различным раздражителям. Например, кончик языка человека наиболее чувствителен к сладкому, края – к кислому, основание – к горькому. Предполагается, что для ощущения различных групп вкусовых раздражителей существуют различные специализированные рецепторы. Для деятельности вкусового анализатора существенное значение имеет упражняемость, на чем основана возможность дегустации, т. е. определения качества пищи с помощью обоняния и на вкус.



ВЛЕЧЕНИЕ – направленность на удовлетворение какой-либо потребности живого организма. В. у низших организмов проявляется в инстинктивных реакциях, у высших животных может опосредоваться индивидуальным опытом. То или иное В. человека обычно выражает неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Появление того или иного В. рассматривается также как начальный этап процесса мотивации, за которым может следовать более или менее четкое осознание человеком своего желания и определение способов достижения цели. (См. Либидо, Наркомания.)



ВЛИЯНИЕ (в психологии) – процесс и (или) результат изменения индивидом или группой людей мнений, установок, ценностей и поведения отдельных индивидов или групп людей. Различают межличностное В., которое в той или иной степени индивидуализировано, и В., использующее средства массовой информации, которое имеет безличный характер. В последнем случае объекты В. могут исчисляться миллионами.



ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или явлении. Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга. Различают два вида В.: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное В. вызывается самим по себе объектом или явлением без предварительного сознательного намерения человека и сохраняется без особых усилий. Свойственно животным и людям уже в грудном возрасте. В основе непроизвольного В. лежит ориентировочный рефлекс. Произвольное В. является следствием сознательного целенаправленного намерения. Сохранение такого В. нередко требует определенных волевых усилий. Произвольное В. свойственно только человеку. Отечественные психологи выделяют также послепроизвольное В., появляющееся тогда, когда произвольное В. как таковое сохраняется, но усилий воли для этого уже не требуется. Послепроизвольное В. характерно для ситуаций увлеченности человека своей деятельностью. Понятие послепроизвольного В. было введено Н. Ф. Добрыниным. Явлением, противоположным В., является рассеянность – неспособность сосредоточиться на каком-либо объекте или виде деятельности, что проявляется в легкой и частой отвлекаемости. Выделяют две основные причины рассеянности: 1) слабость произвольного В., вызванная недостатками воспитания или в иных случаях плохим состоянием здоровья, утомлением; 2) большая сосредоточенность человека на каком-либо объекте или виде деятельности, когда человек не замечает ничего другого, что непосредственно не входит в сферу его избирательного В.



ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Оценка В. о. производится с помощью тахистоскопического предъявления (см. Тахистоскоп) некоторого ряда объектов (букв, слов, фигур и т. п.). По имеющимся данным, при зрительной экспозиции объектов в течение 0,1 с человек в среднем может воспринимать 5–9 отдельных элементов. Если эти элементы связаны определенной последовательностью, то это число возрастает.



ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому. Имеет большое значение в ряде профессий. Противоположным сознательному переключению внимания является его отвлечение, когда человек не может сохранять внимание в течение определенного времени на том, что необходимо для выполнения какой-либо основной деятельности, и его внимание перемещается на другие объекты.



ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. В. р. играет важную роль во многих профессиях, например в работе водителя транспорта, рабочего-многостаночника, оператора, учителя, дирижера. Умение распределять внимание является результатом упражнений и закрепления определенных навыков.



ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – продолжительность сохранения интенсивного внимания на одном и том же объекте или виде деятельности. В. у. способствуют изменчивость объекта внимания и разнообразие данного вида деятельности. Важной основой В. у. является соответствующая мотивация индивида.



ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ (от лат. favor – благосклонность) – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп (например, давая первым более высокие оценки, распределяя вознаграждения и т. п.).



ВНУШАЕМОСТЬ – восприимчивость к внушению, которая может быть как временным состоянием индивида (например, при утомлении, некоторых заболеваниях, под влиянием гипноза, приема наркотиков и т. п.), так и его постоянным свойством (как одно из проявлений слаборазвитой воли).



ВНУШЕНИЕ (или суггестия, от лат. suggestio) – процесс психического воздействия одного человека на другого с целью побудить его вести себя в соответствии с желаниями первого или некритически воспринимать какие-либо идеи, положения. Использование термина В. подразумевает отсутствие какого-либо принуждения по отношению к внушаемому лицу или логической аргументации в содержании воздействия на него. Различают В. в бодрствующем и гипнотическом состояниях. В. может осуществляться в формах гетеросуггестии (воздействие со стороны) и аутосуггестии (самовнушение). Объектом В. может быть как отдельный человек, так и группа (массовое В.). В. – один из методов психотерапевтического лечения. Физиологический механизм В. был представлен в работах И. П. Павлова, считавшего, что в основе В. лежит концентрированный очаг раздражения в коре головного мозга, вызывающий вокруг себя по закону отрицательной индукции зону торможения, чем и объясняется преобладающее значение этого раздражения. (См. Аутогенная тренировка, Гипноз, Самовнушение.)



ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением психики людей в условиях военной деятельности. В. п. включает в себя такую проблематику, как отбор, оценка и подготовка военного персонала, психологический анализ современного боя, влияние его условий на личность и воинские подразделения, их морально-психологическое состояние, характеристика психологических возможностей воина применительно к конструированию и использованию боевой техники и оружия.



ВОЗБУДИМОСТЬ. См. Раздражимость.



ВОЗБУЖДЕНИЕ – реакция живых клеток на воздействие раздражителей внешней или внутренней среды, при которой живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к специфической деятельности. Способность отвечать В. на воздействия среды является неотъемлемым свойством живых организмов (см. Раздражимость). В основе В. лежит изменение обмена веществ клетки, усиление энзимо-химических и физико-химических процессов, от которых зависит осуществление той или иной формы реакции. С процессами обмена веществ в клетке неразрывно связаны и биоэлектрические явления, сопровождающие В. в виде биоэлектрического потенциала, способного к распространению.



ВОЗРАСТ – в самом общем смысле – период времени, начиная с рождения индивида до данного момента (хронологический В.).



ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности различных периодов психического развития личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В В. п. выделяются психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология). Закономерности В. п. выступают как научное основание многих положений педагогической психологии.



ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – научное направление в психологии и философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала психики и бытия в целом. Согласно В. жизнеспособность того или иного индивида или сообщества зависит исключительно от их силы воли, а не от каких-либо других качеств. Воля признается основой и наиболее полным выражением психических процессов. Термин В. введен немецким социологом Ф. Тённисом (1855–1936). Как философское направление В. возник в XIX в. и вскоре проник в психологию. Коренной порок В. состоит в том, что воля считается имеющей основания в самой себе, а не способом сознательной регуляции социально-детерминированного человеческого поведения.



ВОЛЯ – способность человека к выбору собственных действий, направленных на достижение сознательно поставленных им перед собой целей. Наиболее отчетливое выражение В. находит в действиях, связанных с преодолением трудностей внешних (предметы, люди, время, пространство) и внутренних (борьба мотивов, влияние чувств, отклоняющих от цели, усталость, лень, недостаток знаний и т. п.). Обычно выделяют две функции воли: побудительную и тормозящую. Различают следующие стадии волевого процесса: 1) возникновение побуждения, осознание и постановка цели; 2) анализ и борьба мотивов; 3) выработка решения; 4) выполнение решения. В. как регулирующая сторона сознательной деятельности имеет условно-рефлекторную природу, что предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости. Этот очаг может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и возникать на основе ранее полученных воздействий. Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. В целом волевая регуляция связана с работой практически всей коры головного мозга. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, в них сочетаются моральные компоненты воли как результат воспитания и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, переживание страха, способность переносить усталость, скорость принятия решений в большей степени зависят от таких врожденных особенностей человека, как сила нервной системы и ее лабильность. Отсюда следует, что в процессе воспитания при формировании волевых качеств необходимо осуществлять индивидуальный подход. (См. Решение.)



ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) – психологический процесс, состоящий в создании новых образов посредством переработки материалов прошлых восприятий. Физиологической основой В. являются новые сочетания нервных связей тех групп клеток коры головного мозга, в которых при восприятии имел место процесс возбуждения. Повторные возбуждения этих клеток, которые возникают на основе уже образовавшихся ранее временных связей, вызывают определенные представления (образы). Продуцирующий образы фантазии мозг оказывает воздействие на периферические части человеческого организма, изменяя процессы их функционирования и вызывая соматические изменения (например, появление у верующих людей стигматов – знаков распятия Иисуса Христа на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков или язв). Различают В. произвольное (преднамеренное, активное) и непроизвольное (непреднамеренное, пассивное). Эти виды В. можно рассматривать как его генетические ступени. Так, развитие В. идет от возникновения непроизвольных представлений у детей младшего возраста к целенаправленному В. у взрослых. Непроизвольное В. проявляется в непреднамеренном возникновении образов (в грезах, полудремотном состоянии, в сновидениях). Произвольное В. направлено на решение определенной задачи. В зависимости от новизны и оригинальности образов различают воспроизводящее (репродуктивное) и творческое В. Воспроизводящее В. – это создание образов, которые соответствуют их описанию, схеме, рисунку, чертежу и т. п. Имеет важное значение в процессе обучения, во многих видах трудовой деятельности. Творческое В. – создание новых образов, ранее неизвестных. Особым видом творческого В. является мечта – образ желаемого будущего. Мечта может выступать в качестве мотивации деятельности человека, источника его творческой инициативы.



ВОСПИТАНИЕ – процесс целенаправленного, планомерного и систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью ее подготовки к жизнедеятельности в определенном обществе. В. является необходимым условием существования и развития человечества. В. тесно связано с процессами образования и обучения. Цели, задачи, конкретное содержание, организация и методы В. обусловлены особенностями общественных отношений людей в данной социальной системе. Основные направления воспитания: политическое, нравственное, экономическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое.



ВОСПОМИНАНИЕ – воспроизведение информации о прошлом по памяти с минимальным количеством внешних сигналов («подсказок»). Поскольку воспоминания каким-либо образом связаны с личной жизнью человека, они всегда имеют определенную эмоциональную окраску. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным. При произвольном В. какого-либо события индивид сознательно его восстанавливает. При непроизвольном В. те или иные образы спонтанно возникают в сознании (см. Персеверация).



ВОСПРИЯТИЕ – отражение в сознании человека действующих в данный момент на его органы чувств предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств и частей. В. отличается от ощущения тем, что представляет собой отражение предмета в его целостности, тогда как ощущение является отражением лишь отдельных сторон предмета. В. возникает на основе ощущений, но не сводится к их простой сумме, а является качественно новой и более высокой ступенью познания действительности, чем ощущения. В. основано на функционировании всего нервного аппарата, осуществляющего анализ и синтез раздражителей (анализатора). В зависимости от того, какой анализатор подвергается воздействию предметов окружающего мира или играет в В. преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые В. К сложным формам В. относятся В. пространства, времени, движения. В условиях той или иной деятельности В. в значительной степени зависит от того, насколько конкретизирована задача, стоящая перед человеком. Важную роль играет подготовка к В., знание того, что именно надо будет воспринимать, при каких обстоятельствах будет протекать В. и т. п. Важным свойством В. является его избирательность, т. е. его направленность на определенные предметы или их свойства. При этом из огромного числа воздействий на органы чувств индивид выделяет лишь некоторые с особой отчетливостью и осознанностью. Избирательность В. зависит от потребностей, интересов, установок и других аспектов психики человека (см. Апперцепция). Здесь следует отметить и такую особенность В., как его целостность, поскольку любой объект воспринимается человеком как устойчивая системная целостность (целый образ). В. представляет собой не только определенный чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающей среды объекта. Таким образом, В. тесно связано с мышлением: воспринимая какой-либо объект или явление, индивид осмысливает его, включая это знание в систему уже имеющихся у него. Важной особенностью В. является также его константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении условий В. (дистанции, ракурса, освещенности). Это объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности В. подразделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). В непреднамеренном В. отсутствует заранее поставленная цель, оно вызывается какими-либо особенностями окружающих предметов. Преднамеренное В. характеризуется заранее поставленной целью со стороны самого индивида, наличием у него волевого усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение. Такое В. может представать в форме наблюдения – целенаправленного, планомерного В. предметов или явлений окружающего мира.



ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – совокупность процессов восприятия, понимания и оценки человека человеком. В. м. является одной из важнейших сторон социального познания. Специфика В. м. состоит в том, что здесь в качестве объекта восприятия выступает личность, рассматриваемая как член той или иной социальной общности. При этом В. м. обычно сочетается со взаимодействием, в котором каждый из участвующих индивидов является одновременно и субъектом, и объектом восприятия. Особенности В. м. обусловлены характером взаимодействия, а взаимодействие, в свою очередь, подвержено влиянию впечатлений друг о друге, полученных его участниками. Итоги (даже первичные) В. м. могут выливаться в определенные отношения между данными людьми. Сигналами, получаемыми участниками процессов В. м. друг о друге, являются внешний облик человека, его лицевые экспрессии, телодвижения, позы и жесты, характеристики речи и голоса. В исследованиях процессов В. м. большое внимание уделяется формированию первого впечатления о человеке, поскольку именно на основе такого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации. Воспринимая различные объекты (в том числе и других людей) окружающего мира, индивид прежде всего идентифицирует их в соответствии с определенными признаками, а также, исходя из имеющихся у него знаний, классифицирует их, относя к той или иной категории. Эта тенденция применительно к процессам В. м. называется социальной категоризацией. Далее на данной основе осуществляется социальная стереотипизация. Поскольку информация о другом человеке страдает определенной неполнотой, особенно при первом впечатлении, В. м. присущи искажения образа воспринимаемого человека (см. Эффект недавности, Эффект ореола). Среди важнейших механизмов В. м. выделяют следующие: 1) идентификация – возникновение эмоциональной связи с другим человеком и восприятие себя как подобного этому другому; 2) рефлексия – понимание другого человека посредством размышления за него; 3) эмпатия – способность поставить себя на место другого человека и переживать чувства, испытываемые этим человеком. При решении проблем В. м. на Западе широко используется теория каузальной атрибуции (см.).



ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – восстановление хранившейся в памяти информации, возникающее в отличие от узнавания без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. без одновременно протекающего восприятия. Подобное В. называется также непроизвольным. Произвольное В. вызывается определенной задачей воспоминания, которая стоит перед человеком. Синоним – репродукция (см.).



ВПЕЧАТЛЕНИЕ – след, оставляемый в психике человека каким-либо внешним раздражителем. В. является эффектом восприятия тех или иных объектов (включая других людей). Раздражения, получаемые при этом человеком, нередко сопровождаются эмоциями, которые иногда отличаются ярким характером. Поэтому подверженность воздействию внешних раздражителей называется впечатлительностью, что может являться свойством личности. При этом В. доминируют над познавательной функцией восприятий окружающего мира. Особенно резко выраженная впечатлительность может иметь болезненный характер и наблюдаться при функциональных расстройствах нервно-психической сферы человека.



ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ – синоним условного рефлекса. Термин В. с. введен И. П. Павловым, отмечавшим, что временную «связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма… законно назвать… условным рефлексом». Основное условие образования В. с. – совпадение во времени ранее индифферентного раздражения с безусловным.



ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – время субъективное, переживаемое индивидом. Это восприятие продолжительности времени не зависит от каких-либо внешних инструментов оценки времени – часов, календарей, циклов дня и ночи. В. п. зависит от внутренних, эндогенных факторов. Некоторые из них могут быть биологическими (например, «биологические часы»), другие – ментальными или когнитивными. Термин В. п. используется также для отражения психологического возраста личности, ее самоощущения возраста.



ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – интервал времени с момента воздействия какого-либо стимула (акустического, оптического, тактильного и т. д.) до начала ответной реакции организма. В. р. зависит от вида стимула, специфики задачи, типа ответа и различных характеристик психического состояния и личностных свойств испытуемого. При решении задач профессионального отбора В. р. выступает в качестве критерия, на основе которого можно делать вывод о пригодности человека к тем или иным видам деятельности.



ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (от лат. signum – знак и греч. systema – целое, соединение) – понятие, введенное И. П. Павловым для обозначения системы условно-рефлекторных связей, которые формируются при воздействии речевых сигналов. В отличие от обычной условно-рефлекторной деятельности, присущей животным и человеку (см. Первая сигнальная система), В. с. с. является специфически человеческой формой отражения действительности, по Павлову «сигналом первых сигналов» (т. е. непосредственных раздражителей – зрительных, слуховых, тактильных и т. д.). В. с. с. – основа обобщенно-абстрактного мышления. Обе сигнальные системы человека при всех своих качественных различиях функционируют в тесном взаимодействии и единстве.



ВУАЙЕРИЗМ – извращенная форма сексуального поведения, выражающаяся в стремлении индивида к разглядыванию обнаженных половых органов других людей, что вызывает у него сексуальное возбуждение. Синоним – скопофилия.



ВУДВОРТС (WOODWORTH) РОБЕРТ (1869–1962) – американский психолог. Будучи представителем функционализма в психологии, В. разработал в его рамках динамическую психологию – систему, рассматривавшую причинно-следственные связи мотивов и поведения. В. отклонил основную схему бихевиоризма «стимул – реакция» и предложил включить в нее промежуточное звено – организм и его установки. Действия человека по В. всегда адаптированы к объектам, от которых исходят стимулы. Подвергая критике бихевиористскую теорию проб и ошибок, В. рассматривает действия индивида с окружающими вещами как способ познания мира. Понимая психические явления и процессы в качестве неотъемлемой части поведения, В. выдвинул положение о том, что и сами эти процессы являются специфическими формами взаимодействия индивида с окружающим миром. Эти формы складываются и развиваются у живого существа в соответствии с законами научения и имеют внутреннюю, присущую им мотивацию – воспринимать и познавать окружающий мир («Динамическая психология», 1918).



ВУНД (WUNDT) ВИЛЬГЕЛЬМ (1832–1920) – немецкий психолог, философ и языковед. Основоположник экспериментальной психологии и лидер школы структурализма. Основал первую лабораторию экспериментальной психологии (Лейпциг, 1879), учредил первый журнал, предназначенный для публикаций по психологии (1883). Врач по образованию, В. первоначально занимался проблемами физиологии, особенно изучением сенсорных процессов. Этот интерес привел В. к плану разработки физиологической психологии, которую он рассматривал как «новую область познания», использующую метод лабораторного эксперимента для извлечения фактов сознания из данных «непосредственного опыта» («Основания физиологической психологии», 1873–1874). При этом термин «физиологический» В. использовал как синоним термина «экспериментальный». В. разделял идеи психофизического параллелизма (см.). Будучи сторонником экспериментального подхода к исследованию психики, В. занимался также вопросами психометрии. Полагая, что сознание играет активную роль в организации своей собственной структуры, В. главное внимание сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, назвав свою систему волюнтаризмом. Поскольку по В. психология – наука об опыте сознания, то метод психологии – наблюдение индивида за собственным сознанием, элементами сознательного опыта (интроспекция). При этом сознание действует творчески, составляя из отдельных элементов мышления целое – по В. теория апперцепции. В последний период своей жизни В. обратился к культурно-исторической психологии, к которой относил изучение различных стадий развития человеческих психических процессов, проявляющихся в объективных продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, законах, морали («Психология народов» в 10 т., 1900–1920). Полагая, что простейшие психические процессы – ощущение и восприятие – можно и необходимо изучать лабораторным образом, В. отвергал экспериментальный метод для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и другими аспектами культуры. К ним по В. можно применить только методы социологии, антропологии, социальной психологии. В. оставил после себя огромное творческое наследие, будучи автором многочисленных книг по физиологической, социальной и экспериментальной психологии, а также по философии (всего около 54 тысяч печатных страниц).



ВЫБОРКА (или выборочная совокупность) – часть популяции (генеральной совокупности), отобранная в соответствии с определенной процедурой и с определенной целью (например, для опроса) таким образом, чтобы она была репрезентативна данной популяции, т. е. представляла ее характеристики. Численность (объем) выборки зависит от степени однородности или разнородности объектов исследования. Чем более они однородны, тем меньшая численность обеспечивает статистически достоверные выводы. Случайная В. формируется таким образом, что каждый представитель генеральной совокупности имеет одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность. Стратифицированная В. формируется так, чтобы каждая соответствующая целям исследования подгруппа генеральной совокупности была представлена в В. пропорционально своему размеру, но ее представители отбираются в случайном порядке. (См. Генеральная совокупность, Репрезентативность.)



«ВЫГОРАНИЕ» – реакция индивида на хронический стресс, характеризуемая снижением уровня продуктивности, физическим и (или) эмоциональным истощением, слабым осознанием себя. Наиболее частыми причинами В. являются завышенные ожидания индивида по отношению к своей работе, первоначально высокий уровень мотивации, а также нереалистичность поставленных индивидом перед собой целей, достижение которых превышает уровень его способностей.



ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1894–1934) – советский психолог. Разработал теорию развития высших психических функций, заложившую основы исторического подхода к изучению человеческой психики. Исходя из идеи опосредствованного характера психической деятельности людей, В. отмечает аналогию между орудием и знаком, говоря о том, что применение знаков перестраивает всю эту деятельность. В соответствии с другой своей кардинальной идеей – интериоризацией (см.) В. предпринял попытку найти диалектическую закономерность формирования психики человека, которая отражала бы сущность развития не только отдельных функций, но и всей личности в целом. Всякая высшая психическая функция по В. необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначальной социальной функцией. Занимаясь изучением детской психики, В. выдвинул гипотезу, в соответствии с которой процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут вслед за ними. На этой основе В. устанавливает особенности форм обучения, свойственные каждому из дошкольного и школьного возрастов. Плодотворной для отечественной детской психологии оказалась идея В. о «зонах ближайшего развития», в соответствии с которой успешным может быть лишь то обучение, которое «забегает вперед развития», выявляя возможности ребенка решать при участии педагога задачи, которые самостоятельно ему не по силам. Под руководством В. проводились исследования развития психики, которые были тесно связаны с задачами воспитания и обучения ребенка, а также экспериментальные исследования отношений между мышлением и речью. Среди основных трудов В. следует также отметить монографию «Психология искусства», защищенную как диссертацию и опубликованную в 1968 г. – много лет спустя после его смерти. (См. Культурно-историческая теория.)



ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ (ЭКСПРЕССИВНЫЕ) ДВИЖЕНИЯ – внешнее проявление эмоциональных состояний человека в виде мимики (движения лицевых мышц), пантомимики (телодвижений) и «вокальной мимики» (интонации и тембра голоса). В. д. позволяют человеку передавать информацию о своих состояниях и своих отношениях к тем или иным объектам и явлениям, другим людям. В. д. и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникновение, раскрывая внутреннее состояние человека во внешнем действии. По предположению Ч. Дарвина, В. д. человека являются своеобразными рудиментами (остатками) инстинктивных движений его животных предков. Современные исследователи согласны с Дарвином в том, что В. д. возникли в процессе эволюции и выполняют важную адаптивную функцию. При этом исследования В. д. людей, принадлежащих к разным культурам, показали, что в сфере выражения эмоциональных состояний наблюдаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур. (См. Экспрессия, Эмоции.)



ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность высших органов центральной нервной системы (коры больших полушарий головного мозга и подкорковых центров), обеспечивающая сложные взаимосвязи высокоразвитого животного организма с окружающей средой. Термин В. н. д. введен И. П. Павловым. Согласно его учению, в основе В. н. д. лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (которые служат основой для возникновения условных рефлексов). В поведении беспозвоночных и низших позвоночных животных врожденные формы нервной деятельности преобладают над приобретенными; в процессе исторического развития животных постепенно начинают преобладать приобретенные формы нервной деятельности. По Павлову В. н. д. животных, находящихся даже на высоком уровне исторического развития, сводится в основном к совокупности многообразных условных рефлексов, формирующихся в их индивидуальной жизни. Такая условно-рефлекторная деятельность составляет основу В. н. д. детей в первые годы их жизни и занимает значительное место в В. н. д. взрослого человека. Условно-рефлекторная деятельность, свойственная и животным, и человеку, представляет собой первую сигнальную систему. Качественно иная, более совершенная вторая сигнальная система, характерная лишь для человека, – это речь. Эта сигнальная система тесно взаимосвязана с первой. По Павлову основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй. В. н. д. включает в себя два нервных процесса – возбуждение и торможение, которые играют здесь исключительно важную роль. В. н. д. имеет аналитико-синтетический характер. В больших полушариях головного мозга с помощью анализаторов осуществляется дифференциация раздражителей окружающего мира, которые затем интегрируются соответствующим образом. В целом продуктом В. н. д. является психика. Синоним В. н. д., применявшийся И. П. Павловым, – корковая нейродинамика.



ВЫТЕСНЕНИЕ – в психоаналитической теории З. Фрейда один из видов психологической защиты (см. Защита психологическая), посредством которого нежелательные или вызывающие тревогу мысли, воспоминания либо импульсы вытесняются из сознания. В. по Фрейду является функцией «Эго». Импульсы, возникающие в недрах примитивного, направленного на поиски удовольствия «Ид» («Оно»), пытаются проникнуть в сознание, чтобы побудить «Эго», или рациональный разум, удовлетворить эти импульсы. «Эго», однако, исходя из реальности и требований «Супер-Эго», пытается вытеснить такие импульсы в сферу бессознательного. Любые вытесненные импульсы или воспоминания могут получить вход в высшие отделы сознания в символической форме в сновидениях, ошибочных действиях, языковых оговорках и в виде невротических симптомов. Механизм вытеснения по Фрейду является непроизвольным и неосознаваемым. (См. Психоанализ.)



ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ – состояние, которое возникает вследствие того, что человек или животное попадает в неприятную для него ситуацию, которой невозможно избежать, и чувствует свое бессилие контролировать ее каким-либо образом. Это приводит к отказу от дальнейших попыток изменить ситуацию. Так, в экспериментах собаки, которые усвоили ощущение беспомощности (они не могли избежать удара электротоком), не проявляли инициативы и в тех случаях, когда могли избежать наказания. Механизмы В. б. лежат в основе развития некоторых видов депрессии у людей. Этот термин (learned helplessness) ввел современный американский психолог М. Селигман. На наш взгляд, лучше переводить его на русский язык как «приобретенная» или «усвоенная беспомощность», но не «выученная». Однако последний вариант почему-то прижился у наших переводчиков.



ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА – группа психологов из Вюрцбургского университета (Германия) во главе с О. Кюльпе, занимавшихся экспериментальным исследованием мышления. Главные представители – Н. Ах, К. Бюлер, К. Марбе, А. Мессер, И. Орт. Они широко использовали интроспецию для описания в экспериментальных условиях процессов мышления: испытуемый должен был дать как можно более полный отчет о содержаниях своего сознания при решении той или иной задачи. Ограничивая мышление лишь его содержанием, представители В. ш. сводили психический акт к логическому. На основе полученных экспериментальных данных было введено понятие «детерминирующая тенденция», в соответствии с которой ход психических процессов направляется задачей, придающей им целенаправленный характер. Такая тенденция, по сути являющаяся установкой и определяющая ход мышления, регулирует в соответствии с задачей отбор и динамику его содержаний. Главная задача В. ш. – положение о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений. Работы В. ш. оказали влияние на гештальтпсихологию (см.).



Загрузка...