Статья 1. Госслужба для всех

Часто мы так долго смотрим на закрытую дверь, что не видим той, которая была открыта для нас.

Хелен Келлер


Еще когда мне было лет 10-12, я говорил, что хочу работать на государственной службе и заниматься экономикой. Пожалуй, после детского желания стать милиционером (у меня были более приземленные желания, и в космос я не стремился) это было первое осознанное видение своей будущей профессии.

Поступив в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации и успешно дойдя в ней до 5 курса, я уже почти наполовину приблизил свою детскую мечту. Главное было не свернуть с пути.

После 4 курса (во времена специалитета и пятилетнего обучения) многие студенты уже устраивались на свою первую работу. Я тоже не хотел быть исключением и думал попробовать трудоустроиться в компанию Ernst&Young (я был стипендиатом этой компании) или фирму, занимавшуюся обслуживанием газового оборудования (отец моей одногруппницы был ее руководителем и как раз под расширяющиеся задачи набирал команду молодых специалистов).

Но точку над «i» на тот момент я поставил после разговора с моим отцом.

– Не гонись за работой сейчас. У тебя все равно будет учеба еще, хоть и вечером. Там будут домашние задания, курсовые и другие работы, а еще для диплома уже нужно подбирать материал. Со второго семестра начнется практика и надо идти на практику в ту организацию, где ты сможешь заниматься тем, о чём мечтал с детства.

Как показал жизненный опыт, решение, принятое мной по итогам того разговора, было на 100% правильным, а учеба даже в вечернюю смену требовала большого количества времени и сил. Благо из общежития на 5 курсе еще не выселяли, и с крышей над головой не было проблем.

С моего факультета налогов и налогообложения на преддипломную практику в Минфин России как правило не направляли, но заручившись поддержкой декана и письмом проректора меня как отличника и потенциального краснодипломника включили в списки на прохождение практики. И вот после того, как закончились январские праздники и начались рабочие будни, я впервые пересек порог Минфина России.

Так началось мое знакомство с государственной гражданской службой… И хотя я был всего лишь на практике, но многие вещи о государственной службе стали раскрываться новыми красками. Для людей, которые имеют слабое представление о государственной гражданской службе, можно ответить одной фразой на все их заданные и незаданные вопросы: «Все совсем не так, как вы себе представляете».

По мере знакомства с нюансами работы государственных органов и получения бесценного опыта, я стал формулировать для себя определенные правила государственной службы и ее особенности, которые впоследствии сформировались в мой персональный кодекс чиновника.

Первая статья будущего кодекса была написана еще в первые дни практики. Вокруг меня было много молодых, умных, талантливых и перспективных ребят и девушек, которые сознательно предпочли службу на стороне государства коммерческим компаниям, хотя я просто уверен, что их бы с руками и ногами оторвали и там. Кстати, важный момент, про который многие забывают, даже находясь на госслужбе – это не работа, а служба со всеми из этого вытекающими последствиями.

Подавляющая часть молодых сотрудников устроилась на работу после практики, показав себя за 2-3 месяца с лучшей стороны. То есть никакие не дети, племянники, крестники и другие родственники действующих сотрудников. Не дети богатых и влиятельных родителей, которые устраивали свои чада в теплое местечко. А просто обычные студенты, которые хорошо учились и попадали в списки на практику от учебного заведения.

Однако мало хорошо зарекомендовать себя на практике, надо еще пройти конкурсные процедуры, так как все назначения на должности государственной службы идут только через конкурсную основу, даже если нужно просто продвинуть на одну маленькую ступень хорошо работающего сотрудника. Минус в этой ситуации безусловно в том, что процесс назначения или повышения может занимать до полугода, но есть и плюсы. Порой вот так вот с улицы приходят очень талантливые и толковые специалисты, которые благодаря таким открытым конкурсам становятся важной частью коллектива в будущем.

Конкурс – это второй большой источник для пополнения кадров любого государственного органа.

Это открытие стало первой статьей в кодексе чиновника – попасть на государственную службу можно не по блату, не по знакомству, не по звонку и тем более не за деньги, а просто если ты соответствуешь установленным критериям.

Как я пользуюсь этой статьей? Во-первых, она дала мне правильное понимание того, как устроена государственная служба. Во-вторых, это позволило мне дальше по ходу работы привлекать на работу большое количество талантливых сотрудников. Многие из которых до сих пор работают в Минфине России уже на более высоких должностях, а кто-то продолжил работу в других местах, потому что каждого из них буквально отрывали с руками и ногами их текущие работодатели.

В моей практике, когда я уже выступал в роли хедхантера и искал людей себе в подразделение, случались практически все вариации поиска сотрудников. Много людей мы подтягивали к себе среди тех, кто проходил преддипломную практику. Некоторых мы нашли через открытый конкурс, когда его целью было лишь желание найти толковых и перспективных коллег, у которых была только вакансия на нашем сайте и собранный пакет документов. Некоторые присоединялись к нашей команде в рамках горизонтальной и внутриведомственной ротации, а кто-то по личному совету после прохождения многоступенчатого отбора (на базе разработанного нами тестирования на профессиональное соответствие) после конкурсных процедур также вливался в коллектив.

Статья «Госслужба для всех» до сих пор позволяет мне самостоятельно отбирать самые ценные кадры, формировать вокруг сильную и жизнеспособную команду, а не ждать, что кто-то сделает это за меня или еще хуже – заставит занять вакантное место слабо мотивированным и неподготовленным специалистом.

Загрузка...