Статья 10. Допустить 1 млн ошибок, но каждую по разу

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Пауло Коэльо


Если вы не делаете ошибок, вы решаете слишком простые задачи, и это самая большая ошибка.

Фрэнк Вильчек


Приходя на государственную службу, каждый сталкивается с большим количеством задач: от простых, вроде отнести какую-то бумажку коллегам, размножить материалы для совещания или собрать папку документов, до очень сложных – подготовить изменения в правовые акты, построить сложную модель для расчёта или придумать решение назревших проблем.

В зависимости от участка работы доля задач, которая носит рутинный и повторяющийся характер, может варьироваться от 10-30 процентов до близкой к 100 процентам. Рутинные привычные задачи для людей, которые работают на этих участках много лет, являются легко выполнимыми, так как по ним набита рука, а сам механизм выполнения задачи отточен во всех отношениях.

Для меня в начале моей профессиональной деятельности все задачи делились на две группы. Первую группу задач я не то, что не понимал, как делать, но даже не представлял себе, с какой стороны подступиться к их выполнению. Вторая группа задач наоборот казалась супер легкой, их можно было сделать с наскока если не за пять минут, то в любом случае очень быстро. Такое вот бинарное распределение без каких-то промежуточных вариантов.

В итоге, как можно догадаться, подвох ждал, что там, что там. Задачи, которые казались очень простыми, на самом деле были гораздо глубже и сложнее с большим количеством подводных камней, которые я не осознавал в силу своего малого опыта. Можно ли было объяснить мне лучше на этапе постановки задачи? Может быть да, а может и нет. Тебе порой сложно осознать, что очевидные вещи очевидны не всем. Да и вдобавок очевидные вещи для человека, который уже прошел школу государственной службы, сильно отличаются от очевидных вещей для стороннего человека. В конце концов в каждом деле своя специфика.

Ну а сложные задачи давались молодым сотрудникам порой специально лишь для того, чтобы понять на что они способны, в каком направлении они мыслят и как могут справиться с чем-то нетривиальным. При этом зачастую руководство не ждет идеального результата от молодых специалистов, а в какой-то мере испытывает их таким образом. Поэтому не стоит в этих случаях расстраиваться, если что-то не получается. Но и прийти обратно с опущенной головой, что ничего не понял и ничего не сделал, тоже не вариант. Всегда лучше показать какой-то результат или движение к результату, даже если они и не на 100% верные.

Сейчас в моей работе одно из центральных мест занимает принцип «Ноль ошибок», для следования которому я прикладываю большие усилия. В свою очередь на начальном этапе карьеры я даже не могу описать, насколько большое количество ошибок сопровождало меня каждый день. Безусловно, все или почти все они были не критичны для итогового результата или выходящего продукта, и их все, как правило, находило мое руководство на разных этапах подготовки документов, в рабочих таблицах с расчетами или текстах проектов нормативных актов. В конечном итоге ни одна из них не вылилась во что-то фатальное с негативными последствиями. По крайней мере так мне казалось или хотелось верить.

Кому точно доставалось, так это моему непосредственному руководителю. Ему часто прилетало из-за меня: что недоглядел, не проверил, пропустил. Мне хорошо запомнился его диалог с одним из непосредственных руководителей после нахождения им ошибки в таблицах.

– Эти расчеты делал Евгений, – мой молодой руководитель не пытался снять с себя этим ответственность, но хотел скорее объяснить природу ошибки.

– Отлично, что делал. Но Евгений – молодой специалист, и ты должен проверять всё за ним, чтобы не допускать таких ошибок в документах. Для меня нет разницы, делаешь ты сам что-то или кто-то из твоих сотрудников, спрашиваю я с тебя.

Уже много лет спустя в одном из поздравлений с днем рождения я сказал своему экс руководителю, что на начальном этапе своей карьеры мне было безумно стыдно за свои ошибки и за то, что ему столько приходилось выслушивать за мои недоработки. Он сказал, что особо такого вспомнить не может. Но я это все скорее списываю на свойство человеческого мозга стирать из памяти не самые приятные воспоминания. Ну или может действительно на фоне суммарных ошибок всех «оболтусов» мои не казались столь выделяющимися.

Порой мне, честное слово, было очень стыдно допускать мелкие и глупые ошибки. Основная причина в том, что, выполнив какую-то задачу, я сразу старался как можно быстрее донести результат до руководства: «Вот, посмотрите, я все сделал. Я молодец.» При этом в угоду скорости и желания поскорее расстаться с задачей, я не проверял сам себя, не вычитывал еще раз на свежую голову текст, не отсматривал результат, как надо.

Здесь можно выделить несколько факторов. Первое – я ещё не обладал достаточным опытом в работе, не имел навыков подготовки документов, табличных расчётов и в силу этого не мог правильно организовать свой рабочий процесс. Второе – я всегда стараюсь сделать всё быстрее, быстрее, быстрее. Сделал быстро, сдал на проверку, переключился на следующее задание. Эта спешка порой приводила к не самым лучшим последствиям. И третье – у меня очень дотошное руководство, которое внимательно смотрит все документы, вылизывая их до идеального состояния и перепроверяя ключевые расчеты. Я всегда был уверен, что после них документы выходили в близком к идеальному состоянию. Некоторых людей такая ситуация может расслабить – раз за тебя все отсмотрят все равно, а кого-то даже демотивировать – что бы ты не сделал, все равно получишь вагон и маленькую тележку замечаний.

Причём одна из самых удивительных особенностей для меня – это то, как моё руководство умудряется находить ошибки. Я мог отдать распечатанный на бумаге отчёт с таблицами, заполненными огромным количеством чисел (сплошные цифры, цифры, цифры, цифры). Начальник отдела или директор могли взять этот документ, пролистать, остановиться на какой-то странице и найти там ошибку (!) без компьютера и даже без калькулятора. В эти моменты я пребывал в состоянии перманентного шока. Нахождение даже одной маленькой ошибки в большом документе создает иллюзию, что весь документ сделан неправильно, а ошибка далеко не единственная. Не зря один мой руководитель любил повторять фразу: «Если я вернул документ без исправлений – это абсолютно не значит, что все написано идеально. Это лишь значит, что я не очень внимательно смотрел».

Уже позже я понимал, что руководство видит эти документы из года в год, из месяца в месяц, а я, естественно, не первый, кто допускает такие ошибки. Возможно, когда они сами были на моем месте, то допускали такие же ошибки, поэтому прекрасно знают, где, в каком месте наиболее вероятно искать и как проверить, есть ошибка или нет. Можно провести хорошую аналогию с пожарной безопасностью. Если вы строите здания или внутренние коммуникации, то вам может показаться, что с точки зрения требований пожарной безопасности исполнено, всё идеально и вы всё учили. Но опытный пожарник видел на своем веку тысячи помещений и знает, что в каком месте устроено не так: где высота неправильная, а где огнетушитель просроченный. Такой человек буквально за несколько минут найдет у вас нарушение. По итогам такого опыта работы и проверки моего руководства побудили меня выстроить системную работу над своими ошибками.

Краеугольным камнем этой работы стал принцип «Можно допустить миллион ошибок, но каждую только один раз». Поэтому допуская ошибку, я всегда запоминал ее и при выполнении этой или подобной задачи еще раз, особое внимание обращал на те места, где прошлый раз уже оступался. Это позволяло минимизировать самые типовые ошибки. Не зря говорят, что мудрый учится на чужих ошибках, умный учится на своих, а дурак не учится совсем. Очень хочется быть мудрым, но не всегда получается. Отсюда задача минимум – хотя бы не оказаться в дураках.

Став руководителем, я транслирую такой же принцип своим сотрудникам: «Не страшно, если вы допускаете ошибку, плохо если вы допускаете одну и ту же ошибку из раза в раз».

Загрузка...