Вы должны изучить правила игры. И тогда вы будете играть лучше, чем кто-либо ещё.
Альберт Эйнштейн
В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь – простая штука, и в ней чем проще, тем правильнее.
Оскар Уайльд
Работа государственного служащего регламентирована от и до. Порой люди, сталкивающиеся с представителями исполнительной власти при получении госуслуг, могут услышать такие слова: «Это не моя компетенция, не моя сфера ответственности. Обращайтесь туда-то и туда-то». И тут начинается хождение по всем кругам бюрократического ада, который стоит признать сильно сократился после развития МФЦ и электронных услуг.
С подобной ситуацией многие сталкивались, что-либо кроме отторжения и неприязни она не вызывает у абсолютного большинства населения. Но, к сожалению или, как возможно мы далее поймём – к счастью, это обусловлено не целенаправленным желанием каких-то определённых людей или сил навредить или усложнить жизнь простым гражданам или тем более тем, что они просто встали не с той ноги.
Давайте разбираться. Все мы знаем, что основной закон нашей страны – это Конституция РФ. В соответствии с ней формируются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственная Дума принимает законы, которые готовит сама или которые готовят субъекты права законодательной инициативы: Президент, Правительство, члены парламента, законодательные органы субъектов Российской Федерации. После принятия законов Думой их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент. Это в самом упрощенном понимании то, как строится система права в нашей стране или, скажем так, её верхнеуровневая часть.
Уже во исполнение федеральных законов принимаются нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, которые охватывают регулирование вопросов, полномочия по которым переданы Правительству. Для понимания некоторые нормы законодательства очень детально прописаны в законах вплоть до словесного описания формул расчёта регулируемых величин. Некоторые нормы устанавливают лишь рамочные положения, а все содержательные элементы регулирования практически в полном объеме отдаются на откуп исполнительной власти. Плохо это или хорошо? У меня нет однозначного ответа.
Главным здесь является не то, кто установил ту или иную норму, а полномочность принятия на соответствующем уровне государственной власти решений. Например, нельзя отдать на уровень министерства или тем более службы регулирование порядка установления отдельных льгот или мер компенсации, которые носят денежный характер. В свою очередь детальное регулирование на законодательном уровне всех сфер общественной жизни (бизнеса и граждан) делает такую систему неповоротливой и менее гибкой, зато, с другой стороны, более защищенной от регулярного пересмотра. Поэтому всегда нужно исходить из принципа эффективности стратегического и оперативного управления соответствующей сферы.
Далее на уровне конкретных исполнителей это всё дополняется директивами, указаниями, поручениями, регламентами, протокольными решениями, инструкциями.
В системе права есть два принципа регулирования. Первый принцип – принцип административного права, когда всё, что не разрешено – запрещено. Второй принцип – принцип гражданского права, когда всё, что не запрещено – разрешено. Система органов власти работает по принципу административного права, поэтому для того, чтобы что-то было разрешено или чиновники совершили какое-то действие – это должно быть четко прописано в каких-либо актах, инструкциях или всем вышеперечисленном. Ещё лучше, чтобы это было дополнительно санкционировано непосредственным руководителем и на всякий случай в письменной форме, чтобы избежать какого-то неоднозначного толкования устаревших норм или правовых несоответствий разных регламентов друг с другом. Это порождает необходимость детальнейшего регулирования любой сферы от и до.
С каждым годом юристы совершенствуются в своих навыках. Вот для примера как выглядели указы Петра 1, регулирующие существенный пласт жизни. Многие из вас знают шуточные цитаты из Указов Петра, как например о подчиненных и начальстве.
«Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».
Но естественно было большое количество и рядовых указов в рамках текущей нормотворческой жизни.
Указ о ведении всех торговых иноземцев в Ратуше и о выдаче им паспортов. 15 января 1700 года.
Всех Государств торговых иноземцов, которым к Москве приезд, також и из Москвы отъезд, кому куда надлежит для торговых их вольностей, ведать им в том в Ратуше Бургомистром, и проезжия листы давать из Ратуши за ратушскою печатью; а у приезду их и отпуску, на Москве и в порубежных городех, что надлежит, претив прежняго, чинить и проезжия листы как писать, и на листах ли, или в столбцах, о том ведомость взять из Государственнаго Посольскаго приказу.
Согласно исследованию Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) Высшей школы экономики (https://www.hse.ru/news/expertise/396493711.html) прогрессирующее в последние годы усложнение формулировок отечественных законов затрудняет их восприятие даже профессиональными юристами.
Авторы вычислили интегральный индекс сложности законов (ИСЗ). Он определялся по сочетанию числа грамматических основ в одном предложении, числа слов в абзацах и предложениях, количеству деепричастных и причастных оборотов, а также зависимых слов. В результате многие отечественные законы оказались синтаксически и грамматически более тяжеловесными чем «Анна Каренина» Льва Толстого и сопоставимы с «Критикой чистого разума» философа Иммануила Канта.
В качестве примера цитата из одного из самых сложных среди исследованных законов.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
(Часть 5 статьи 3 закона)
Решение об установлении ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим право на получение такой выплаты, за исключением граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, представляемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и при необходимости представляемых другими федеральными органами исполнительной власти, органами социальной защиты Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые должны быть представлены до 31 декабря 2014 года в рамках соглашений об информационном взаимодействии, заключенных между Пенсионным фондом Российской Федерации и указанными органами. Если такие сведения не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 31 декабря 2014 года, решение об установлении и о выплате за период с 1 января 2015 года ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина, поданного не позднее 31 декабря 2015 года.
Согласно пояснению авторов исследования расширение и усложнение законодательства отчасти вызвано объективными причинами. На смену плановой социалистической экономике пришел более сложный рыночный уклад. Это потребовало регламентации ранее не существовавших или запрещенных видов хозяйственной деятельности, новых субъектов экономики и возникавших правоотношений между ними. Развитие новых средств коммуникации и цифровой экономики также вызвало рост числа явлений и субъектов, подлежащих законодательному регулированию.
В условиях, когда бороться с таким явлением достаточно проблематично, законодатели находят иные способы выхода из ситуации. Например, в Новой Зеландии приняли так называемый «законопроект о простом языке». Теперь чиновники не должны будут использовать специальные термины и аббревиатуры во время общения с гражданами. Закон предполагает, что чиновники откажутся в своей речи от «канцеляризмов» и «сложных слов». Согласно закону, простой язык определяется как «соответствующий целевой аудитории, ясный, лаконичный и хорошо организованный».
Ведь скорее всего, если дать кому-то стороннему переписать закон, то либо ничего не выйдет, либо будут пробелы правового регулирования. Каждое усложнение происходит не потому, что чиновники, пишущие законы, или люди, их исполняющие, стали глупее и им нужно всё разжевывать, а скорее наоборот. У каждой нормы права появляются свои лазейки, которыми могут воспользоваться отдельные личности, чтобы интерпретировать нормы законодательства в свою пользу. В этих условиях законодатель старается описать максимально каждый аспект, учесть все нюансы.
Минусы этой ситуации все прекрасно понимают: это и сложность трактовки норм, и узкая конкретизированная сфера регулирования каждого шага. Но как я уже говорил, у такой системы есть плюсы, и они достаточно очевидны.
Самым явным является чёткая регламентация деятельности. Кроме норм, которые регулируют вешнюю сферу, то есть, когда законодателями или иными органами власти устанавливаются особенности общественных правоотношений гражданин-гражданин (С2С), бизнес-гражданин (B2C), бизнес-бизнес (B2B), безусловно большую долю нормотворчества занимают документы и законы, регулирующие правоотношения между гражданами и бизнесом с государством (C2G и B2G). Есть еще немаловажная часть, которая менее известна широкому профилю – это отношения, которые регулируют деятельность самого государства (G2G). Сюда входят отношения внутри публичной власти между разными ведомствами и министерствами, между регионами и муниципальными образованиями и т.п. Имеется огромный пласт нормативно-правовой базы, которая регулирует именно внутренний порядок деятельности, то есть регулирует сама себя. Для чего нужно регулировать самих себя?
Первое. Установление рамок функционирования, ограничений и четкого порядка деятельности. Если таких рамок нет, то как будто можно все, но при этом кто-то все равно должен на своем уровне принимать решение, как именно поступать в конкретной ситуации. Когда есть принятый порядок, то ты действуешь строго в рамках этих рамок: согласно закону, постановлению или приказу.
Яркий пример – федеральный бюджет и процесс его формирования. Если бы не было никаких ограничений, рамок и правил, то предельный уровень расходов ничем бы не ограничивался и мог бы каждый раз «улетать к космос». Нетрудно догадаться, что в условиях огромной потребности в бюджетных средствах по всем направлениям без должного ограничения такая ситуация привела бы страну к хроническому дефициту, росту государственного долга и кризису устойчивости на годы вперёд. Именно поэтому у нас есть бюджетное правило, которое ограничивает предельные расходы бюджета на уровне, достаточном для экономического развития с одной стороны и обеспечивающем бюджетную устойчивость с другой.
Второе. Опять тот же самый принцип административного права, когда любое действие должно быть чем-то установлено, чем-то урегулировано.
Так чем же всё-таки хорошо детальное регулирование каждого шага в деятельности чиновников?
Очень тщательная детализация действий повышает устойчивость системы. В переводе на простой язык это означает, что у любого специалиста, обладающего базовыми знаниями в соответствующей сфере, упрощается и ускоряется адаптация к выполнению установленной деятельности. Также это позволяет избежать так называемых кадровых ловушек, когда вас не устраивает действующий сотрудник, но вы не можете расторгнуть непрофессиональные отношения, потому что его некем заменить, а то, что делает он, в деталях никто больше не знает. Другой человек не то, что долго будет вникать в процесс, а неизвестно, вникнет или нет.
Поэтому в своей деятельности мы стараемся выстроить работу каждого конкретного сотрудника таким образом, чтобы основные процессы были зарегламентированы и прозрачны для исполнения непосредственным исполнителем. В этом случае даже если на каком-то участке окажется человек менее способный и менее талантливый, чем его предшественник, задачи будут выполняться на приемлемом уровне в силу четкости и однозначности процедур, а также установленной последовательности действий, которые ждут от человека. Понятность и прозрачность работы во многом определяет качественный результат, выдаваемый сотрудником.
Такая, казалось бы, банальная формулировка очередной статьи, говорящая нам о том, что на каждый чих есть свой регламент и своя инструкция, на самом деле является очень важной с точки зрения краеугольного камня всей системы государственного управления. Именно освоив этот принцип, мне было легче выстраивать работу по системному управлению рабочими процессами. Очень непросто бывает запустить машину бюрократии, описать в нормативных актах и регламентах все алгоритмы действий каждого участника процесса. Но как только машина запущена, она будет ехать сама, порой даже без чьего-то личного участия. Все потому, что последовательность действий будет понятна для всех участников этого процесса, в том числе для тех, кто подключится позже и не будет знать первоначальных договорённостей. В этом случае он просто откроет регламент, сядет и будет выполнять свою работу, не тратя время на обход по кабинетам и выяснение того, как и что делать.
Кроме того, такой принцип сохраняет преемственность. Это означает, что работа будет продолжена на высоком уровне после вас и вне зависимости от того, участвуете вы в этом процессе или нет. Для меня, пожалуй, как для любого человека, который неравнодушно относится к своей работе, учитывая, что сферой регулирования, которую затрагивает работа в моём случае – это финансовая система всей страны, сохранение преемственности является одной из самых главных задач. Свои задачи я воспринимаю примерно следующим образом: «Прийти, сделать так, чтобы процессы на участке работали немного лучше, донастроить, поправить, привнести что-то новое и в будущем оставить это тем, кто придёт после тебя. Для того, чтобы они уже от более высокой базы двигались дальше».