Глава 1.2 – Саморазвитие

С детства мы только и делаем, что стараемся получать все более новые и новые навыки и умения: стоять, ходить, писать, дышать или, наоборот, задерживать дыхание и прочее. Получение новых знаний, навыков, нового опыта, преодоление пределов и развития в себе новых качеств – это прививают нам сначала родители, затем воспитатели и учителя. Однако в какой-то момент каждому приходится взять на себя ответственность за свою жизнь. Обычно этот момент наступает неожиданно, у каждого по-разному: один, когда закончил девятый класс, второй, когда одиннадцатый класс, третий, когда резко сменились обстоятельства в жизни, а четвертый может никогда не оказаться в таких обстоятельствах и остаться безответственным до самого конца.

Истинную же потребность в саморазвитии человек испытывает в двух случаях:

– когда есть конкретная задача, и надо получить конкретные (определенные) знания в короткий промежуток времени, под решение в определенной ситуации, или для применения в определенной задаче в короткий промежуток времени;

– когда есть цель и человек развивается, чтобы достичь ее;

Схожие понятия, соглашусь, но совершенно разные результаты.

Тем не менее испытав потребность в развитии, человек задается вопросом «С чего начать?», «В каком направлении развиваться?».


Основные задачи, которые решает саморазвитие – это:

– Постоянное развитие человека и человечества на протяжении жизни;

– Поддержание конкурентоспособности в обществе, жизни, любви;

– Поддержание уровня самооценки;

– Помощь в осуществлении и поддержании потребностей человека;


Знаете фразу «Движение – это жизнь»? Саморазвитие в прямом смысле и есть движение в вашей жизни. Занимаясь им, мы поддерживаем и выполняем основную миссию человечества – эволюционируем!

Из чего может состоять саморазвитие

– Физическое развитие – развитие тела, силы, мускулатуры, выносливость;

– Физиологическое развитие – улучшение здоровья в целом. Благотворное влияние на системы организма.;

– Психическое развитие – развитие способностей, навыков, умений через работу с ощущениями, восприятием, мышлением, памятью, чувствами и воображением;

– Социальное развитие – развитие умений, навыков и качеств, улучшающих способность к общению, карьерному росту, переходу между социальными слоями, межличностными отношениями и общему поднятию авторитета;

– Духовное развитие – философское и изотерическое направление, заключающее в себе познание и осознание самого себя, смысла жизни, принятия ответственности, понимание природы мироздания;

– Интеллектуальное развитие – получение и обработка новой информации, развитие новых качеств;

– Профессиональное развитие – развитие профессиональных качеств;


Вне зависимости от вашего текущего уровня знаний, вы всегда подсознательно знаете, в какую сторону вам лучше саморазвиваться (куда двигаться и куда идти). Иногда ситуация делает выбор за нас и выталкивает вас из зоны комфорта, заставляя получить навыки и знания, удовлетворяющие текущие потребности.


Самым же эффективным (и отчасти сложным) является осознанный выбор направления.

Основные шаги к саморазвитию

1) Осознать необходимость в изменениях;

2) Определить направление для развития;

3) Сформировать образ желаемого будущего;

4) Подобрать подходящие способы достижения желаемого результата;

5) Поставить цель;

6) Начать действовать исходя из поставленных целей и выбранных способов

Каждый из шагов мы будем в той или иной степени разбирать в книге в последующих главах. Сейчас же давайте обратим внимание на первый пункт.


Осознание необходимости в изменениях.

Для того, чтобы что-то изменить в себе или свое отношение к чему-то, для начала необходимо осознать эту потребность. Можно годами жить в текущем состоянии, и вам будет хорошо, и в этом тоже нет ничего плохого. Чтобы начать решать какую-то задачу, следует заметить какую-то неточность («шероховатость», увидеть проблему, почувствовать потребность), а затем как в математической задаче определиться с начальными условиями. Лучшим способом для этого этапа является самопознание, описанное выше.

Саморазвитие в этом случае – это путь решения этой задачи, то, что находится между начальными условиями и полученным результатом.


В самом начале пути сложно сразу окунуться в самопознание и научиться прислушиваться к себе, поэтому можно опереться на косвенные признаки, которые могут понять, что пора что-то менять и приступать к саморазвитию:

1) Вы заметили, что мир сильно изменился.

Люди говорят слова, сочетания, фразы, а вы их не знаете или не понимаете. Люди совершают непонятные и не поддающиеся вашей логике поступки. Вокруг происходят необъяснимые, с вашей точки зрения, события.

В этой ситуации каждый по-разному справляется, но главное – не сойти с ума. Обычно это происходит, когда человек закапывается в рутину, уменьшает количество контактов, занимается не своим делом, или ему скучно, а затем либо человек сам выныривает из этого состояния (посмотреть по сторонам) или его выталкивают обстоятельства. В этом случае необходимо срочно искать пути выхода из ситуации.

2) Вы ощущаете пустоту, бессмысленность действий в жизни или на работе, ваш мир никуда не движется, а у вас нет цели и стремлений, а достигать новых вершин вам просто не хочется.

3) Вы ощущаете тревогу.

4) Все время откладываете важные дела вы прокрастинируете и копите дела.

В этом случае вам следует обратиться к своим приоритетам и обратить внимание на то, что для вас на данный момент важно, что не устраивает. Это время ставить новые цели.

5) У вас появились вредные привычки.


Что может мешать саморазвитию

Кратко рассмотрим список вещей, которые прямо или косвенно могут мешать саморазвитию:

1) Лень.

Лень – это ловушка разума. Способ мозга сберечь энергию. Вы даже можете не заметить, что вы отказываете себе в саморазвитии, просто убедив себя, «что вам, не хочется это делать именно сейчас», «что у вас полно времени и возможностей».

2) Стресс.

Стресс напрямую завязан с желанием, энтузиазмом, мотивацией, радостью. Чтобы избежать этого фактора, выделяйте время для качественного отдыха и физической активности.

3) Интернет.

На самом деле интернет – полезный ресурс, если использовать его именно для этой цели. Однако зачастую к нему подмешивается прокрастинация и вот уже рука об руку, вы листаете сотый ролик или играете в игру.

4) Прокрастинация.

Прокрастинация – это откладывание дел и задач на потом, несмотря на наличие времени и возможности для их выполнения.

Мозг может придумать для вас десяток рутинных ежедневных активностей, выполняя которые вы будете оттягивать исполнение ваших дел: проверить почту, посмотреть новости, полистать ролики, проверить социальные сети, поздравить с днем рождения, проверить календарь и вот, уже час пробежал, а вы и не заметили.

5) Боязнь негативного опыта (или его повторения), страх из-за отсутствия опыта (вообще).

Ошибки и неудачи – часть процесса роста, относитесь к ним как к учителям. Они лишь показывают вам, какие способы не работают или приводят к результатам, которых вы не хотели. Вам лишь надо скорректировать план, цель или методику, чтобы добиться желаемого и попробовать снова.

6) Стремление контролировать все подряд.

С одной стороны контроль – это хорошо, но с другой стороны тотальный контроль – это ужасно. Я видел людей, у которых график их жизни буквально расписан по минутам, и у них нет времени на что-то новое, интересное. Они четко (но чересчур) сфокусированы на своей цели. К сожалению, такая жизнь приводит очень быстро к выгоранию, усталости, стрессу.


Чтобы не попадать в ловушку контроля, следует найти баланс между желаемым и вашими возможностями.

Все это факторы, мешающие вашему саморазвитию. На самом деле их гораздо больше, чем описано тут, но мы остановимся на этих как на основных негативных факторах. Присмотритесь к ним. Присутствуют ли они в вашей жизни на данный момент? Если да, насколько сильно их влияние?

Загрузка...