Безвыходность ситуации вовсе не означает, что я брошусь отвечать на вопросы, не задав своих. Да, меня поймали в ловушку, но я намерена отсюда выбраться, и потому считаю нужным узнать, что именно я должна делать и почему, чтобы уйти.
– Условия? – переспросил Хатор Д’Орах Аешоль. – Я их тебе уже сообщил, но вообще-то, если это необходимо, могу кое-что уточнить. Ты не услышишь следующий вопрос, не ответив на предыдущий. Твой ответ должен быть однозначным и единственным. Второй попытки нет. Время на раздумья не ограничено: можешь думать день, а можешь несколько лет. Хотя не думаю, что ты захочешь оставаться здесь так долго. Если ответишь на все вопросы правильно, ты свободна.
Время на раздумья не ограничено. Это хорошо, полезная информация. Пока единственная полезная информация.
– А если я ошибусь, ты меня убьёшь? – уточнила я и не удержалась от комментария: – Это очень странное развлечение, не находишь?
– Ты не совсем права, – спокойно возразил князь Тени. – Тебя убью не я, я всего лишь запускаю определённый механизм с таким вот побочным эффектом, это сложно будет объяснить. Хотя какая тебе разница, если всё равно отправишься в Царство Мёртвых?
– Итак, ты будешь задавать вопросы. Откуда мне знать, что ответ на твой вопрос точно существует?
– Я не могу задать вопроса, на который невозможно правильно ответить. Таковы правила, а правила превыше всего.
Да уж, так я только ещё больше запутаюсь…
– Ага, какие-то абстрактные правила, о которых я слышу от тебя, не имея понятия о том, врёшь ты или нет. И при этом я просто должна поверить тебе на слово и вести себя, как кроткая овечка, отвечая на вопросы. Чего ради?
– Что ж, выберись другим способом, – предложил собеседник.
А другого способа нет. Я пробовала уйти по земле, пробовала уйти по воздуху. Даже пробовала сделать подкоп, но невидимый щит действует и под землёй тоже, ограждая весь замок со всех сторон. Это бесполезно.
– Хм… я не ошибусь, предположив, что, во-первых, вышеупомянутые правила придуманы не тобой, а во-вторых, ты по какой-то причине должен был непременно мне их озвучить? – сделала некоторые умозаключения я.
– Это так, – последовал краткий ответ.
– Кто ж ты такой? – хмыкнула я, осознавая, что в этом наполненном странностями мире ни с чем подобным не сталкивалась, даже не слышала.
– Князь Тени.
Спасибо, кэп! Или мне звать тебя князь Очевидность?
– Ладно, давай первый вопрос, – вздохнула я.
Чем раньше начнём, тем раньше закончим. Я не могу торчать тут вечно, и в этом смысле время работает не на меня.
– Что ж, слушай. Как-то раз король Хильдорлана должен был судить преступника. Придворный маг разума присутствовал при этом и мог отличить правду ото лжи. Никто не сомневался в виновности подсудимого, а король торопился на обед с послами, поэтому решил провести суд быстро, и он сказал преступнику: «Я даю тебе право произнести всего одну фразу. Если ты скажешь правду, ты умрёшь быстро, ибо тебе отрубят голову. Если ты солжёшь, тебя бросят в клетку с дикими волками». После этих слов преступник выполнил желание короля и произнёс всего одну фразу. Король долго думал и в итоге был вынужден отпустить преступника на свободу. Вопрос: что это была за фраза?
Ну, это даже не интересно! Задачка на логику, у нас на Земле таких до фига и больше. Хотя вопрос не самый лёгкий, вынуждена признать. И, если он идёт в самом начале, боюсь представить, какие вопросы мне будут задавать потом.
– Это всё на самом деле было? – поинтересовалась я.
– А есть разница? – спросил князь Тени.
– Никакой. Полагаю, он сказал: «Меня бросят в клетку с дикими волками».
– Ответ верный. Второй вопрос?
– Да, конечно. К чему зря время тянуть?
Миры-то разные, а логика одинаковая. Если так дело дальше пойдёт, думаю, вскоре я отсюда выберусь.
– Хорошо. Однажды Альберг из общины Тяжёлого Молота выковал новый боевой топор для своего сородича. Тот честно заплатил ему, только монетами гномьей чеканки. Альберг из общины Тяжёлого Молота запросил за свою работу четыре с половиной золотых, получил два кошеля с деньгами и не дал никакой сдачи. Как расплатился его сородич, если в одном из кошелей не было серебра?
Пришлось отойти в сторонку и подумать. В подобных вопросах всегда кроется подвох, поэтому торопиться тут нельзя. Если я помню правильно, гномы чеканят только золотые и серебряные монеты, других у бородатых коротышек не бывает (и при этом они пользуются мелкими монетами других народов намного чаще, чем теми, что сами чеканят!). Казалось бы, вопрос такой простой, но в нём слишком много деталей, чтобы этого не заметить. Почему в вопросе фигурируют именно гномы? Наверняка ведь потому, что они всегда честно расплачиваются, не берут и не дают в долг. Значит, гном заплатил ровно столько, сколько с него стребовали.
– Он заплатил серебром и золотом. В одном из кошелей серебра не было, но в другом-то могло быть.
– Ответ верный.
И мы перешли к вопросу третьему. В общем-то, мне не требовалось слишком много времени на раздумья, я даже забыла о том, что уже ночь (что неудивительно, ведь проснулась я сегодня поздно). К рассветному часу я дала ещё несколько правильных ответов, но одиннадцатый вопрос поставил меня в тупик.
– Это было во времена пятого Лавинийского императора. Лавинийская армия захватывала мелкие государства, но долго не могла завоевать маленькое Гладастрийское герцогство. Сам император не принимал непосредственного участия в войне, он сидел в столице и отдавал приказы. Когда лавинийские маги сообщили императору, что столица герцогства окружена, император решил проявить милосердие. Он отправил герцогу послание, в котором сообщалось, что оставшихся в живых гладастрийцев пощадят при условии, что они, бросив всё своё имущество, покинут территорию герцогства, но тех же, кто останется, безжалостно истребят. Герцог и его народ решили воспользоваться предложением и спастись. Через неделю все гладастрийцы были истреблены, хотя император не нарушал данного слова. Почему?
Пришлось задать несколько уточняющих вопросов, ибо это не возбранялось. Тем не менее, ничего не прояснилось. На современной карте не было никакого Гладастрийского герцогства (и неудивительно, потому что рассказанная князем история действительно имела место быть). И я никак не могла понять, в чём там было дело. Если эти люди хотели уйти, так взяли бы и уходили. Но нет: они остались, несмотря на то, что согласились бросить всё своё имущество и уходить прочь. Лавинийский император никак им не препятствовал, и никто не препятствовал. Всё же эти люди остались на территории герцогства и были истреблены, потому что не выполнили требования императора. Да уж, тут придётся подумать основательно.
– Хм… а библиотекой пользоваться можно? – уточнила я.
– Можешь делать на территории замка, что захочешь. Но поверь, это не поможет тебе ответить на вопрос.
Не поверю, пока не проверю. Ну, значит, мне можно для начала пойти поспать. Вероятно, выспавшись, я буду лучше соображать и докопаюсь до сути. Покинув зал, я поднялась в свою комнату. Как же хорошо, что я тут убралась при помощи магии, иначе было бы совсем невозможно тут находиться! Когда я спала тут в первый раз, мне было совершенно безразлично, где спать, но теперь-то нет.
Что-то частенько я в последнее время попадаю в незавидные положения. Если так дальше продолжится, это войдёт у меня в привычку, а я что-то не уверена, что мне этого хочется.
Интересное, однако, у князя Тени развлечение! Неудивительно, что люди боятся заходить на безымянные земли: полагаю, я не первая, кто попался в эту ловушку, и не факт, что хоть кто-то из моих предшественников успешно отсюда выбрался. Спрошу об этом при случае. В конце концов, приятно будет знать, что задача моя не такая непосильная, как кажется на первый взгляд. Следует признать, участь ближайшие недели отгадывать загадки – это не худшее из того, что сложившаяся ситуация в принципе могла мне преподнести. Если не ошибаться, конечно. Моё сердце замирает всякий раз, когда я даю очередной ответ, потому что я прекрасно понимаю, чем это может закончиться в случае неудачи. Ни в чём нельзя быть уверенным до конца. Впрочем, пока я справлялась. Вероятно, коварный одиннадцатый вопрос со временем покорится мне, если найду в себе достаточно усердия хорошенько его обдумать.
Но более всего меня интересовала загадочная личность князя Тени. Можно ли вообще назвать личностью бесплотный голос, из ниоткуда беседующий со мной? Честно говоря, немного напрягает не видеть своего собеседника и совершенно не представлять, где он в данный момент находится. За время пребывания в этом мире я не пыталась выяснить, можно ли с помощью магии стать невидимым. Но, даже если такая возможность существует, не думаю, что в данном случае дело в этом. Быть может, я имею дело с призраком? Только до сих пор мне казалось, что призрака увидеть можно, пусть он и будет насквозь просвечивать. Хотя почему бы и нет? Призрак князя Тени гуляет по своему заброшенному замку. Присутствие медленно разлагающегося зомби немного подкрепляет такую версию. А может, он какой-нибудь мелкий местный божок? Барьер вокруг замка говорит о невероятном могуществе того, кто его возвёл. И это не магия!
Интересно, что голос князя Тени звучит напрямую у меня в голове. Не знаю, как это понять и, тем более, как это объяснить. Из-за такого способа коммуникации мне даже не разобрать, высокий голос или низкий. Не говоря уже о том, что я понятия не имею, на каком мы общаемся языке. Может, вообще ни на каком. Из языков Гу-Арны я знаю всего пару, причём Рехош и сам не смог объяснить, чьи они. Понимаем друг друга – и ладно. Вот зомби Мальком говорит на лавинийском! Не странно ли?
Но мне надо поскорее отсюда выбраться.
Я ведь обещала как можно скорее прислать мага на Ур-Раду, чтобы он залатал разрушающийся купол. Если не будет купола, в скором времени не будет тех, кого он защищает. Надо искать выход. И на этот раз он не там, где вход…