Игорь Грабарь родился в Будапеште (ныне – столица Венгрии). В 1876 г. семья переехала в Российскую империю. Поселились в Егорьевске, недалеко от Москвы.
Грабарь участвовал в творческих объединениях «Мир искусства» и Союз русских художников. В 1913 г. Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи, и на этой должности он пробыл до 1925 г.
В 1918 г. Грабарь создал и возглавил Реставрационные мастерские (теперь – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря) – место, где возвращали и возвращают к жизни старые, плохо сохранившиеся произведения искусства. Создавались мастерские прежде всего для реставрации икон: именно они являются одними из древнейших памятников истории, дошедших до нас.
Грабарь сумел собрать для кропотливой работы весь цвет отечественной научной реставрации того времени: и учёных-искусствоведов, и опытных художников-практиков. Среди сотен других произведений искусства здесь раскрывали икону «Троица» кисти Андрея Рублёва (удаляли с неё позднейшие наслоения), спасали сокровища Дрезденской галереи.
Всё полотно будто излучает свет: бывают такие невероятные сияющие дни в конце зимы. По ночам ещё трещат морозы, ещё длинны тени, но днём солнце светит так, что холод не страшен. Уже прибавился день, и природа затаилась в ожидании скорой весны.
Картину Грабарь писал с натуры: редкая для Подмосковья погода в тот год простояла две недели. Берёзы-красавицы будто бы позировали художнику.
На переднем плане – промёрзшие за долгую зиму белоствольные берёзы стоят в осевших голубых сугробах. Если перевести взгляд на кроны, покажется, что ещё немного подтает снег – и деревья взмахнут ажурными ветками-крыльями и взмоют в небесную синь. Лишь снежные хлопья посыплются с оголившихся стволов.
На заднем плане – полоса леса. Он кажется тёмным, но только издалека: если подойти ближе, лес окажется таким же жемчужным, как и потрясшие живописца берёзы. Весна скоро!