Вру́бель Михаил Александрович (1856-1910)

Михаил Врубель родился в Омске в семье офицера. Учился живописи в Санкт-Петербурге, работал гувернёром и репетитором: Михаил хорошо знал латынь.

Приехав в Москву, он сблизился с С. Мамонтовым, предпринимателем и меценатом, увлёкся майоликой (вид картин на керамике), которую изготавливали в мастерских в имении Мамонтова в Абрамцеве.

Женой и музой Врубеля стала певица Надежда Забела – ведущее сопрано частной оперы Мамонтова, а позже солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Художник обладал очень чувствительной натурой: впервые попав в Эрмитаж, от нахлынувших чувств он упал в обморок. Картины Врубеля необычны по сюжетам, манере, подбору красок, композиции.

Сегодня на фасаде стоящей почти напротив Большого театра гостиницы «Метрополь» в Москве можно увидеть майоликовое панно «Принцесса Грёза». Его изготовили в абрамцевских мастерских по картине Врубеля. Когда художник уже практически перестал творить, ему присвоили звание академика живописи. Сейчас имя М.А. Врубеля носит Омский музей изобразительных искусств.

«Снегурочка» (1890)

Картину художник написал, работая над эскизами костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Роль сказочной девочки предназначалась жене живописца Н. Забеле, возможно, поэтому автор написал не только костюм, но и зимний лес, из которого вышла Снегурочка. Видимо, не часто ей доводится покидать лесную чащу – взгляд огромных глаз распахнутый и удивлённый. Однако у Снегурочки нет портретного сходства с Н. Забелой.

Снегурочка Врубеля одета в шубку из неведомого материала: ткань образуют гигантские снежинки не по-зимнему тёплого цвета. Шапка тоже украшена снежинками и комочками пушистого снега. Обута девушка в ботиночки с по-восточному загнутыми носами.

То, что Снегурочка – лесная жительница, подчёркивает белочка, сидящая у её ног и нисколько её не боящаяся.

Картина находится в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина.

«Царевна Лебедь» (1900)

На полотне «Царевна Лебедь» изображена героиня оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», созданной по одноимённой сказке А.С. Пушкина. Врубель делал для спектакля эскизы декораций и костюмов. Партию Царевны Лебеди исполняла жена художника: её написали специально для Н. Забелы.

Многие думают, что и на картине – жена художника в сценическом костюме, однако Врубель изобразил здесь не её, а именно героиню оперы: картинная царевна мало похожа на Н. Забелу.

Художник запечатлел самый главный момент: превращение лебеди-птицы в Царевну. Она появляется из белоснежных птичьих перьев, как бы вырастая между лебединых крыльев – такая же лёгкая, чистая, невесомая и прекрасная. На голове – то ли русский кокошник, то ли корона. На плечах – белая полупрозрачная вуаль. Взгляд огромных глубоких тёмных глаз обернувшейся красавицы с необыкновенно бледным лицом как бы говорит зрителю: «Подожди, не подглядывай».

Суровое северное море неспешно катит волны к берегу прекрасного яркого острова. На него шагнёт Лебедь, став Царевной.

Далеко не все современники восхищались «Царевной Лебедью». Однако знающий толк и в живописи, и в сказках В. Васнецов говорил об этой картине, что изображённый на ней образ Царевны создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками.

Полотно «Царевна Лебедь» находится в Третьяковской галерее, два эскиза картины – в Русском музее.

Загрузка...