– Марек, вы обещали, что будете дома к обеду, – выговаривала юноше пани Фелиция, – Пан Казимир приехал, а вы болтаетесь неизвестно где! Потрудитесь отвечать за свои слова.
Марек стоял, навалившись животом на конторку. Руками он держался за край столешницы. Штаны сползли по ногам и съехали на пол, кальсоны были спущены до колен.
– Пани Фелиция, простите! Я совсем позабыл.
Пан Казимир сидел за столом и ел солянку. Это был солидный господин лет пятидесяти в коричневом сюртуке и белой сорочке. У пана Казимира была бритая голова, рыжие усы и бородка. В глазу у пана поблескивал монокль. На шее был повязан галстук—бабочка в красную клетку.
Тетка откинула рукой челку, чтобы не падала на глаза. Решительно поджав губы, она отвела назад руку с ремнем, помедлила несколько мгновений, а после хлестнула Марека по ягодицам.
– Извольте считать!
И снова хлестнула юношу ремнем. И снова ягодицы обожгла боль. Марек замычал, стиснув зубы. Молодой человек представил, как на его бледной заднице, одна за другой проступают широкие малиновые полосы, следы от ремня.
– Два! – стал считать Марек, – Три!… Четыре! Тетя Фелиция, простите!… Пять!
Покуда тетка порола Марека ремнем, пан Казимир невозмутимо хлебал солянку. Горничная Грася сидела с краю стола, подперев кулачком подбородок. Она тихо улыбалась и задумчиво смотрела за окно.
Отсчитав десяток ударов, пани Фелиция повесила ремень на гвоздь в стене и села к столу. Марек тихо всхлипнул и вытер рукой выступившие на глазах слезы. Поморщившись, юноша натянул кальсоны. Нагнулся и подобрал с пола слетевшие с ног штаны. Он привел в порядок одежду и тоже сел к столу. Горничная поставила перед Мареком тарелку солянки. Ягодицы горели после порки, и юноша елозил на стуле.
– Я люблю деревню, – сказал пан Казимир и плеснул в рюмку сливовицу из графина, – я преподаю физику в здешней гимназии без малого четверть века. Да-с, четверть века…
И пан опрокинул рюмку.
– А скажите, – спросила его тетка, – вы полагаете, можно научить юношу наукам без розог?
– Я полагаю, что ничему нельзя научить без розог, – серьезно ответил пан Казимир, глядя из-под кустистых бровей на Марека, – юношей необходимо пороть. Да-с, без этого никак нельзя… А вы сами, молодой человек, как полагаете?
Марек не знал, что и ответить.
После обеда тетка провела пана Казимира и Марека в заднюю часть большого дачного дома.
– Здесь было что-то вроде классной комнаты во времена моего детства, – стала рассказывать тетка, – я не ходила в гимназию. Родители нанимали для меня репетиторов. Этой комнатой много лет не пользовались. Я попросила горничных здесь прибраться.
Пани Фелиция толкнула дверь в просторную комнату с большим окном, заросшим со стороны улицы зеленым плющом. В комнате стояли парта и кресло для учителя, а возле окна – грифельная доска. Мареку стало немного не по себе, когда он увидел в углу комнаты козлы для порки. Пан Казимир тоже увидел козлы и улыбнулся пани Фелиции.
– Совершенно необходимая вещь для изучения физики, – пошутил учитель.
– Я попросила нарезать свежих розог.
Пан Казимир оглянулся по сторонам и заметил стоящее возле дверей ведро с березовыми прутьями.
– Великолепно! – сказал пан Казимир, улыбаясь в усы. – Ну-с, я полагаю, можно начинать урок.