Да, мне можно написать на почту kg@kulinar-club.su с пометкой «Детская кулинарная школа» и я обязательно отвечу.
Заполняя одну из первых анкет в своей жизни, в графе социального происхождения я уверенно написал «из интеллигенции», на что мой папа сказал, что это звучит слишком громко и лучше писать «из служащих». В свои 14 я еще не знал старого анекдота, что для того, чтобы считать себя интеллигентом, университет должен был закончить не только ты сам, но и твой дед.
От одного из педагогов, трудившихся в нашей «музыкалке», Эрнеста Генриховича Герла, я услышал фразу, что всякий думающий музыкант рано или поздно приходит к джазу. Естественно, что до игры джаза у меня дело не дошло, но я воспринимаю его как вполне себе серьезную музыку. Майлс Дэвис и Джон Колтрейн «форева».
Не секрет, что в большую жизнь мы, как правило, выходим с двумя десятками блюд, доставшимися нам от мамы и бабушки. Они, несомненно, хороши. Но мировые кулинарные горизонты значительно шире.
Этот перечень далеко не полный. Мой личный опыт, точнее, осознанные траты на его приобретение, начинались с сожженной сковороды и многослойной пластиковой доски. Приведение чугунной сковороды в первоначальное состояние заняло весьма продолжительное время, т.к. перечень чистящих средств начинался с ножа(!) и заканчивался порошком «Пемолюкс», а весь этот список состоял из двух позиций. Пластиковая доска, по тем временам вещь недешевая и весьма себе модная, выполнив функцию крышки на горящей сковороде, раскрылась веером. Восторга родителей было не передать.
Вообще говоря, часто останавливает отсутствие возможности где-то подсмотреть, желательно бесплатно, готовое решение и потом реализовать его у себя – тратить время на изобретение велосипеда хочется мало кому.
Пицца из готовых ингредиентов – хорошее отработанное решение. Оно вполне прозрачно – нужно просто сделать тесто и предложить съедобный конструктор из ингредиентов, позволяющий собрать тот вариант итальянского открытого пирога, который хочет ребенок. Логистика занятия простая, и основная задача проводящего подобное занятие обеспечить, чтобы никто не обжегся – духовка все же горячая.
См. Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Школа
См. Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей
И не удивляйтесь, что никто с вами особо здороваться не будет и спрашивать кто вы и что. Будет задан простой и конкретный вопрос. И нечего терять драгоценное время. А если вы не знаете на него ответ (а такое бывает), то о чем с вами разговаривать?
Нужно принять во внимание тот факт, что продукты имеют не только вес, но и объем. И это не шутка.
Отнесение бесед с родителями к основным или косвенным задачам оставлю вам на домашнее задание. Просьба возвращаться к нему время от времени, записывая результат. Вы будете удивлены, что, несмотря на весьма прозрачные условия задачи, решение каждый раз будет разное. Не говоря уже о нюансах.
Ну, вы понимаете, что у вас должна быть зарегистрированная контрольно-кассовая машина, имеющая выход в Сеть для связи с оператором финансовых данных.
Естественно, мы имеем в виду людей опытных.
Речь идет о книге В.Я. Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки. Текст можно найти в Сети.
Имеет смысл смотреть только оригинальные версии, а не франшизы.
Вопросы экономики, а точнее обсуждение дохода студии, на мой взгляд, вопрос едва ли не более интимный, чем дискуссия о личных пристрастиях в сексе.
Вы же понимаете, что желание и необходимость – это две абсолютно разные мотивации?
Существует огромное количество методик работы над проектами. Мне ближе т.н. «метод нисходящей разработки», который нашел широкое применение в программировании лет 40 назад. Суть его как раз и состоит в пошаговой детализации задач. Т.е. сначала формируется главная задача, она разбивается на несколько независимых более мелких, каждая из которых снова дробится и т.д. Более подробно с этим подходом можно ознакомиться в книге Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ / Э. Йодан; Пер. с англ. В.В. Фролова, Л.А. Теплицкого; Под ред. Л.Н. Королева. – М.: Мир, 1979
Кстати, нечто похожее есть у Артемия Лебедева и носит название «метода прогрессивного джипега».
Да не будьте вы настолько впечатлительными! Не боги горшки обжигают. Вперед!
См. Е. В. Балацкий, Витальные ресурсы и контуры сознания, Вестник РАН, 2008
Вспомните отличный фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», сцену, где герой Вячеслава Тихонова беседует с завучем, которая восклицает: «Это кому я буду доказывать?!» И герой Тихонова просто объясняет: «Им. Каждый день. Каждый урок. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится».
Я позволяю себе обороты вида: «Были бы вы постарше, я бы пошутил. Хотя, пожалуй… и тогда бы не пошутил».
Само собой, эмоциональный накал присутствует на каждом занятии – всегда есть опасность, что кто-то что-то себе отрежет, обожжет и т.д. И в этом самом запале изо рта упрямо рвется поток лексики, накопленный за всю сознательную жизнь, с единственным стремлением объяснить подростку, что он не прав. В качестве решения, уберегающего от подобного словесного водопада, способного свернуть в трубочку не только слабые детские ушки, но и уши весьма себе закаленных товарищей постарше, я завел за правило пользоваться парой слов на языке итальянском. И уверенно ими пользовался до тех пор, пока не появился мальчик, который негромко так сказал, что ему кажется, что это слово не очень хорошее. Пришлось краснеть и признавать, что неправ.
Я периодически пересказываю следующую историю.
Идет матч по водному поло. Мяч попадает к игроку, тот толкает его перед собой, рвется к воротам противника. На бортике тренер кричит: «Отдай мяч Гогиа!». Игрок игнорирует, плывет еще быстрее. Тренер беснуется: «Отдай мяч Гогиа!». Игрок бросает мяч, забивает гол. Тренер: «Я же тебе сказал, ОТДАЙ МЯЧ ГОГИА!» – «Тренер! Я гол забил?!» – «Гогиа утонул…»
Все это к чему? Да к тому, что я сейчас в роли того тренера и вижу всю картинку целиком. Поэтому послушайте меня и сделайте, как я прошу – буквально через минуту все встанет на свои места.
Обязательно заготовьте стакан с водой – пить приходится практически непрерывно, т.к. вам постоянно приходится напрягать голосовые связки.
У нас был следующий инцидент. на занятиях детской кулинарной школы подростки резали кубиком морковку и, само собой, болтали. В этот момент практически полным ростом спиной мальчик падает на пол. Первая мысль, что подавился морковкой. Но руки к горлу не тянул, значит, предположительно, дыхательные пути свободны. Проверил наличие функций дыхания и сердцебиения – есть. Скомандовал вызывать скорую помощь. Дальше… «Скорая» оказалась так себе скорой и приехала через 40 минут. К этому моменту мальчик уже, хотя и бледно-зеленый, лежал на диване и почти оклемался…
По меткому замечанию известного фотографа Юрия Роста, «снимать нужно глазами».
Моему самому молодому участнику мастер-класса – 1,5 года. Количество участников того занятия – 2. Работающего персонала студии тоже 2. А также 2 няни. Совершенно очевидно, что при таком раскладе, себестоимость занятия вспухает, как на дрожжах. Что делать в такой ситуации? Отказываться от мероприятия?
Вне всякого сомнения, такое занятие «штатным» назвать нельзя даже с большой натяжкой. А значит, оно может быть переведено из категории мастер-классов в частное мероприятие. Причина? Для мастер-классов, как правило, действует фиксированная цена; для частных мероприятий, опять же, как правило, программа формируется нестандартная и цена устанавливается договорная. Т.е. вы можете попытаться отрегулировать данное занятие ценой. Желательно, чтобы она покрыла все издержки и дала хотя бы небольшую маржу.
Если заказчик готов платить заявленные вами деньги, то нужно их взять и честно отработать. Все.
Если заказчик деньги платить не готов то – можно смело сослаться, на то, что в соответствии с действующими правилами проведения занятий минимальный возраст участников установлен в 6 (шесть) лет (цифра условная) и мы, к огромному сожалению, не можем организовать данное мероприятие. Ведь все же понимают, что правила пишутся, чтобы их исполнять. А если я их нарушу, то люди, нанявшие меня для этой работы, могут поставить под сомнение мою способность управлять данным проектом.
Это еще одно разговорное клише, в котором вы можете углядеть несколько важных моментов:
а) в студии должны быть правила проведения занятий, и про это поговорим отдельно;
б) не нужно без особой причины «козырять» вашим статусом единоличного владельца заведения – можно спрятаться за скромную вывеску «руководитель проекта» и не рассказывать никому о том, что вы наняли себя сами. Равно как можно вскользь упоминать о совладельцах проекта, которых может и не быть, но кто в короткой словесной перепалке это проверит? Ну что мне вас учить!
Хорошей практикой является, по возможности, получить от родителей согласие на использование металлических ножей.
Конечно, вызывает некоторое сомнение, что в глазах подрастающего поколения профессия сталевара почетна. Но не писать же о стремлении стать госслужащими или топ-менеджерами «Газпрома». Хотя, судя по рекламе, только у них мечты сбываются.
Два раза первое впечатление произвести нельзя. Этот факт должен быть принят во внимание при построении всей стратегии переговоров. И не только с родителями.
Подтекст этой фразы весьма очевиден – в США периодически разгораются скандалы о разного рода домогательствах в отношении малолетних.
Кстати, а вы еще не задумывались о возможности оговора вас как тренера? Мол, вы трогали… за то и за се… Задумайтесь, это не настолько беспочвенно, как вам кажется.
От англ. trash – «копание в мусоре, хаос, вандализм».
Один из самых часто задаваемых по телефону вопросов: «Расскажите, как это у вас все происходит?». Т.е. в данном случае речь идет именно о формате – нужно говорить о том, есть ли у каждого участника свое рабочее место, сколько поваров будет задействовано в мастер-классе, сколько блюд и какие будут приготовлены, сколько времени это займет.
Дабы не загромождать книгу не нужными подробностями, детальный разбор этих форматов предлагаю оставить на индивидуальные консультации.
Цит. по https://ru.wikipedia.org/wiki/Уникальное_торговое_предложение
Цит. по http://powerbranding.ru/competition/teoriya-portera/
Конечно, кто-то скажет, что «повторенье – мать питания», и пусть вместе со всеми еще разок пройдутся по программе с новичками. Но это – высоко лояльная к вам аудитория, готовая платить деньги, вы только учите. А если все будет то же самое, то этих ребят потеряете. Т.е. вы потеряете деньги. Безвозвратно.
Авторство фразы «повторенье – мать питания» принадлежит Юрию Константиновичу Пономареву, автору идеи большого кулинарного троеборья.
Ориентируйтесь не на свой, а на их, подростков, уровень.
Есть четыре непонятных, но очень красивых слова на букву «К» – кремю, конфи, кули и компоте, узнать значение которых предлагаю вам в качестве домашнего задания.
На программе «Мастер-шеф. Дети» один из участников 11 лет от роду делал что-то, подавая это на земле из бородинского хлеба, т.е. специальным образом подсушенной крошке. Это иллюстрирует возможную степень различия в подготовленности ваших учеников.
Естественно, здесь имеет место отсыл к «Книге о вкусной и здоровой пище», которая играла роль кулинарной Библии на пространстве СССР на протяжении полувека, соревнуясь по популярности с «Домоводством». Кстати, не такая уж плохая идея полистать эти книги – внимательно присмотревшись, вы поймете, что для своего времени это были действительно серьезные путеводители в мир добротной домашней кухни времен Жоржа Огюста Эскофье. По крайней мере, авторы этих фолиантов точно были знакомы с его Le Guide Culinaire.