Стереотипы в бизнесе

1993 год. Казино "Метла" в Москве. Трое новых русских, в неизменных малиновых пиджаках с золотыми пуговицами, обсуждают свои планы развития бизнеса. Сергей Аристархович после приватизации в 1991 году заполучил уже известную нам турбазу "Бухалинские озера", Армен Тигранович владеет домом отдыха "Дубинушки", а Мойше Соломоновичу, самому старшему из всех троих, достался санаторий "Здоровый стахановец".

Все три курортных объекта находятся в московской области, везде средняя степень изношенности номерного фонда и прочих зданий, есть персонал с советским подходом к сервису, но в силу не заполненности рынка, у наших героев уже неплохо идут дела – они думают о дальнейшем расширении своего дела.

Подняв бокал коньяку "Наполеон" Армен Тигранович рассказал о своей бизнес-стратегии, хотя тогда он этих терминов и не знал. Он не верит, что у его дома отдыха есть серьезные перспективы, плюс он хочет вернутся в теплый климат Армении, поэтому он сказал что будет "доить" свои "Дубинушки" до упора, забирать прибыль и вкладывать ее в строительство своей винодельни в Армении, и в сеть шашлычных "Душа Армении" в Москве (термин "сеть" он тоже еще не знает).

Стратегию Сергея Аристарховича мы уже знаем – он не планировал революций, он просто хотел, чтобы его турбаза всегда существовала, обновлялась в разумных пределах и приносила стабильный доход, который позволит семье Сергея безбедно жить на небольшой вилле на берегу Средиземного моря на Кипре. Он не жадный и не амбициозный, рисковать тем что уже есть, он не намерен!

Мойша Соломонович посмотрел на свой золотой Rolex, его уже ждала дама сердца, но он все-таки решил рассказать друзьям свой великий план. "Здоровый стахановец" был только модельной базой оздоровительного заведения будущего. Мойша собирался пригласить израильских врачей и инженеров для превращения его санатория в самый современный реабилитационный центр на всем постсоветском пространстве. Уже было подобрано название соответствующее новому статусу "Европейский центр молодости". Далее такие же центры должны были быть открыты рядом со столицами всех бывших республик СССР. Новые здания, современное оборудование, дорогие специалисты – все чтобы люди, имеющие деньги могли продлить свою молодость. "А чего люди могут хотеть больше этого?" – закончил свою презентацию Мойша (слово "презентация" они тогда тоже не знали, у тогдашних правильных пацанов это называлось "базар").

После ужина наши новые русские расселись по своим "шестисотым" и разъехалась по домам.

Прошло 30 лет…

2023 год. Казино Монте-Карло.

Все та же компания. Бутылка Шато О-Брион. Куда же пришли наши бизнесмены?

Сергей Аристархович и "Бухалинские озера". Все также владеет базой, живет на Кипре на деньги, которые ему ежемесячно отправляет Виктор Никифорович как зарплату – иногда 500 тыс, иногда миллион рублей. Немного есть на счетах. Других бизнесов строить не стал. Текущие дела на базе мы знаем.

Мойша Соломонович тоже не отступил от своего плана. Стал очень крупным бизнесменом. Построил сеть оздоровительных центров "Европейский центр молодости", для этого набрал долгов на десятки миллиардов рублей. Выручка – сотни миллиардов. Прибыль есть, но на покрытие тела долга ее не хватает. Обслуживает проценты, фактически на бизнесе Мойши полноценно зарабатывают только банки, а не сам Мойша. Деньги из бизнеса он не выводит, попал в петлю бесконечного развития – если он не открывает новые клиники, то показатели его бизнеса резко падают, и банки начинают требовать возврата кредитов. Открывая новые клиники, он увеличивает задолженность. Перспектива выйти из этой ситуации – только полная продажа бизнеса, чем Мойша и пытается заняться, но пока найти покупателя, который будет заинтересован не только в возможностях этого бизнеса, но и будет готов покрыть долги, не удалось. Мойша стал заложником собственного дитя – он его вырастил, а детище взяло его за горло. Конечно у Мойши есть недвижимость в разных странах мира, яхта и прочие игрушки, но их стоимость даже близко не перекрывает стоимость его долгов.

Мойша в глубокой депрессии и напряжении.

Армен Тигранович тоже проявил удивительное упорство. Он реализовал свой план – каждый месяц он забирал почти всю выручку "Дубинушек", оставляя только минимально необходимое для выживания дома отдыха. Кредитов не брал и постепенно на "выжатые" из дома отдыха деньги, он построил винзавод в Армении, открыл сначала одну, а потом еще сто недорогих шашлычных в Москве и Ереване, предлагает гостям кавказскую кухню и вино своего производства. Когда понял, что шашлычки отлично развиваются (открывать их дешево, прибыль дают со второго месяца) он решил, что вложит и оставшиеся ресурсы в этот проект. Территорию "Дубинушек", которая была недалеко от престижной "Барвихи", он продал под элитные коттеджи, как только стало ясно, что лучше сразу получить миллиард, чем каждый месяц по 500 тысяч рублей, при этом дико напрягаясь. Шашлычки приносили отличный стабильный доход. В итоге, постепенно Армен Тигранович стал долларовым миллионером, и расслабленно живет "вот тут недалеко на вилле в Каннах".


Вывод.

Мы посмотрели на три подхода к стратегии развития бизнеса – консервативный, амбициозный и прагматичный. Стереотипы нашептывают нам "рост – это самый правильный путь, идите вперед, расширяйте бизнес, вкладывайтесь". Но говорить о рисках, это скучно, никто не хочет обсуждать, а что стоит за этим безудержным ростом. Какова его цена?

Бизнес – это творчество, а не ремесло, тот кто проявляет индвидуальность, идет своим путем и не действует по шаблону, обычно выигрывает!

Загрузка...