Первая история о трудоустройстве в ИТ компанию без ИТ опыта.

Карьеру в ИТ я начал, наверное, поздновато, но определённые плюсы в этом тоже были. К своим 30 годам я успел поработать ведущим инженером по инженерным системам, менеджером по продажам и руководителем филиалов компаний в моём городе, как я упоминал ранее. Я знал, как работают инженерные процессы, как функционируют продажи, как управляется компания и бизнес в целом в любой компании, которая продает товары или услуги. Я был знаком с основными структурами компании, основными бизнес-процессами, знал, как главные показатели влияют на успешность компании и так далее. Я работал в компаниях, занимающихся дистрибуцией продуктов, и знал «от и до» цепочку получения прибыли компании с момента заключения договора с производителем товара и до момента оплаты счета конечным покупателем. Я рос по должностным позициям, готовый выполнять любую работу лишь с одной мотивацией – «заработать побольше денег». Мне было не важно, чем занимается компания, чем буду заниматься я, главное были деньги. Я прыгал между компаниями, искал новые места работы с более финансово интересными предложениями в моём городе. И в один прекрасный момент вдруг внезапно «сошлись звёзды», и я оказался а) без работы и б) демотивирован и уставший от поиска бизнес-руководящих позиций, где везде была очень прямолинейная цель и задачи: «заработай денег и много». При собеседовании тебе могли рассказывать, какая комфортная рабочая среда и какие прекрасные условия даёт работодатель, но в итоге всё сводилось к концу месяца: «нужно, чтобы твой офис принес ХХХХХ денег в следующем месяце». И вот я решил сесть за стол в свой прекрасный нерабочий день, помедитировать (не какая-то специальная медитация, а просто глубоко задуматься) и определить, какую мне выбрать мою следующую работу. Я взял карандаш и записал на самом верху листа: «Зачем я хочу выбрать себе работу в новом направлении?». А действительно – зачем мне нужно выбрать работу? Ведь по идее разных вакансий много. Я вспоминаю свой опыт работы последних нескольких лет и стараюсь серьёзно не задумываться, а написать первое, что приходит в голову (по факту быстрые импульсы-мысли из подсознания): «чтобы не работать ради денег», «чтобы не просили выполнять планы по продажам», «чтобы не руководить», «чтобы я мог применить свои инженерные навыки и ум», «чтобы получать удовольствие от работы». Думаю, я набросал этот список за минуту-две, и он мне понравился.

После этого я просмотрел список наиболее востребованных вакансий на сайтах о работе. Моё внимание привлекли вакансии, связанные с растущим спросом на ИТ-специалистов. Я видел множество разных ИТ-позиций, но наиболее понятной для меня была позиция бизнес-аналитика. Я отправил своё резюме в несколько ИТ-компаний, и мне, естественно, везде пришли отказы, так как у меня не было ИТ-опыта. Время шло, и в один прекрасный день я встречаюсь со своим братом и делюсь своими мыслями о ИТ-мире, в который, видимо, мне были закрыты двери. И вдруг он сообщает, что его друг по школе, сейчас по чистой случайности (вот это совпадение!), работает бизнес-аналитиком в ИТ-компании и что он с ним поговорит. Признаюсь честно, я всё равно настроен не очень позитивно, так как мне везде отказывали в ИТ-компаниях, даже если я согласен на любую позицию стажера. Через несколько дней брат звонит и сообщает, что договорился со своим школьным товарищем, что тот посмотрит моё резюме. И подбадривает меня: «У нас всё получится – можно устроиться в любую компанию, если настроиться на успех типа ‘я хочу, я смогу!’»


Среди хороших психологических мотиваторов, которые описывают множество авторов в мотивирующей литературе, у меня всегда в голове хранится только один. Хотя, возможно, он и не из книг-мотиваторов (не очень люблю такие книги, так как они, на мой взгляд, оказывают лишь кратковременный эффект). Смысл этого мотиватора следующий: когда у тебя возникает мысль что-то сделать или предпринять для достижения цели, и ты начинаешь сомневаться, стоит ли вообще начинать, всегда представляй два варианта развития событий:

Первый вариант – ты что-то сделаешь и а) у тебя не получится, б) у тебя получится.

Второй вариант – ты ничего не сделаешь, и этот вариант, по сути, равен варианту «б» из первого. Из чего следует простое логическое заключение, что второй вариант бессмысленно выбирать, если он уже включен в первый. Поэтому я всегда двигаюсь по первому варианту – попробую, посмотрю результат, сделаю выводы и попробую дальше.

Я отправил своё резюме и стал ждать ответа. Через некоторое время мы созвонились, и друг брата сообщил, что есть два основных замечания по резюме. Первое – в моем резюме отсутствует упоминание факторов, которые могли бы заинтересовать ИТ-компанию. Должен быть якорь, что-то, что зацепит человека, просматривающего резюме, с точки зрения навыков. Хотя бы небольшой кусочек информации, который станет поводом для разговора с кандидатом. Это может быть личный опыт вроде "в свободное время пишу программы" или знание бизнес-процессов, например, "я детально знаю, какие бизнес-процессы существуют в компаниях". Второе замечание касалось того, что резюме – это "лицо" кандидата, первый контакт с компанией и первое впечатление о тебе. Поэтому моя первая версия резюме не выглядела как привлекательное "лицо".

Я провёл неделю, обновляя резюме и пересматривая пункты, которые могли бы продемонстрировать мою полезность для ИТ-компании. После повторной отправки резюме, он сказал, что теперь "резюме можно показывать коллегам в компании" и что он поговорит со своим руководителем о том, чтобы организовать мне собеседование. Через неделю мне назначили собеседование с руководителем отдела ИТ-бизнес-аналитиков в моем городе. Вот это новость!

Теперь мне нужно подготовиться к собеседованию и разобраться: что за компания, куда я устраиваюсь, чем она занимается, чем буду заниматься я, если меня возьмут на роль бизнес-аналитика, и как я смогу применить свои текущие навыки и опыт. Подготовка к собеседованию включает изучение компании и специфики моей потенциальной работы. Даже если у меня нет практического опыта в этой профессии, я должен понимать, что делает ИТ-бизнес-аналитик, как и зачем. На собеседовании обычно проверяют практический опыт кандидата, а если его нет или он не соответствует требуемому уровню, то проверяют знания и понимание навыков через вопросы по воображаемым сценариям. Понимание границ ответственности и обязанностей на занимаемой должности поможет мне правильно ответить на задачи.

Неделя прошла в подготовке и ожидании дня собеседования. Часть этой подготовки занимала постоянная и самоутверждающая интенсивная бомбардировка сознания мыслями, которые создавали по крайней мере личную убеждённость в том, что моё трудоустройство обречено на успех. Обречено, потому что я – именно тот, кто нужен этой компании; я знаю бизнес-процессы, которые помогут в создании ИТ-продуктов; я готов пройти собеседование таким образом, чтобы показать себя в наилучшем свете; я готов ответить на любые вопросы и решить практические задачи, которые могут мне задать. Психологически я настроен на то, что всё пройдет успешно, ведь для победы у меня должно быть внутреннее состояние, будто я уже победил, или будто я уже оформляюсь на новую работу, как будто собеседование уже позади. В моём мозгу не должно быть ни одной мысли, связанной с собеседованием в стиле «попробую, может повезет» или «начну рассказывать, а там как пойдет», или «если не пройду, то поищу другие вакансии», или «это не конец жизни, если не пройду это собеседование». Да, мы понимаем, что при прохождении собеседования основной акцент делается на оценке профессиональных навыков, но в дополнение к этому важную роль играет и уверенность в себе, которая должна исходить от кандидата – в его разговоре, тоне голоса, языке тела, степени уверенности. Именно этот фактор «я тот, кто нужен» часто добавлял дополнительный плюс кандидату на собеседованиях, которые я проводил. Этот плюс влиял на создание общей картины результатов собеседования.

Наконец наступил март 2013 года и день собеседования. Погода была отличная – на улице еще прохладно, но в солнечный день уже чувствовалось наступление весны, когда солнце грело, и в воздухе ощущалась теплая свежесть, создавая лёгкость настроения. Но только не для меня в этот день. Уже с самого утра у меня был включен «режим опасности». Это очень полезный, но в то же время нервно-истощающий режим для мозга, который активируется у любого существа на планете, когда оно чувствует опасность, и все рецепторы восприятия обостряются, а нервные окончания становятся очень чувствительными. Это состояние не связано со страхом неудачи. Ведь жизнь большинства людей не связана с реальной угрозой для жизни в повседневной жизни, но у людей это психологическое состояние возникает по другим причинам, которые влияют на нормальный ход жизни и ценности. В моем случае, если я знаю, что трудоустройство на работу напрямую влияет на благополучие моей семьи, то это, естественно, приводит к активации состояния опасности. Мысли только о предстоящем собеседовании крутились в голове, ладони потели, во всем теле ощущалось внутреннее напряжение и небольшая нервозность. Я был полностью сконцентрирован на предстоящем собеседовании, которое должно было начаться через 2–3 часа.

Наконец наступило время собеседования. Я зашёл в новый бизнес-центр нашего города, поднялся на 12-й этаж и был приглашён в комнату для собеседований. Там меня встретил руководитель отдела ИТ-бизнес-аналитиков. Само собеседование с первой минуты мне понравилось, поскольку оно скорее напоминало диалог двух заинтересованных бизнес-сторон, а не типичное собеседование в формате «а ты это знаешь?» или «а вот это ты делал?». Мне было приятно, что мы обсуждали мои знания, которыми я делился, а представитель компании оценивал, насколько и где их можно применить в деятельности, которую выполняют бизнес-аналитики в этой компании. Он не искал способа задать мне вопрос, на который я не смог бы ответить, хотя это было бы довольно просто, учитывая, что у меня нет практического опыта в БА. Например, я не знаю ничего о цикле разработки программного обеспечения. Зато я хорошо знаком с бизнес-циклом и процессами ведения клиента от первого контакта до завершения сделки. И моя ключевая польза для компании связана с тем, что есть направление разработки компонентов ИТ-системы, которые будут отвечать за управление жизненным циклом отношений с клиентом.

В конце собеседования проверили мои знания английского языка, который, естественно, необходим для бизнес-аналитика. Я не носитель английского языка, и мои знания были лишь теоретическими, так как всю жизнь я работал в местных компаниях моего города, не связанных с международными проектами или клиентами. Мой уровень английского слаб в плане коммуникации, но базово достаточен для начала работы бизнес-аналитиком, который не будет общаться с клиентами.

Как итог собеседования, руководитель отдела сразу сообщил мне, что они готовы сделать мне оффер (предложение о работе) и взять на работу на определённых условиях контракта, после чего мы закончили собеседование. Я вышел из офиса компании в каком-то парящем настроении. И это чувство было вызвано не столько результатами собеседования, сколько фактом завершения задачи. Внутреннее напряжение исчезло, как и мысли о подготовке и самом собеседовании.

Когда я вернулся домой и сел на кровать с хорошим настроением, но безработным, я начал размышлять обо всех «за» и «против» оффера, который мне сделали в новой ИТ-компании, и его перспективах. Перед принятием решения нужно было проанализировать не столько «за и против», сколько «за и риски», так как «за и против» следует оценивать ещё на этапе первого контакта с потенциальным работодателем.

На самом деле, в колонке «за» у меня мало что можно записать. Главное «за» – это моё огромное желание кардинально сменить сферу деятельности. Дополнительные «за» включают в себя то, что мне в общем понравилась специфика предложенной должности, а также сам формат компании – большая, международная, и, как мне показалось, с довольно стабильными перспективами профессионального и карьерного роста. На этом всё.

Более серьёзные размышления у меня вызывали риски. Для любого человека, особенно для семейного, вопрос уровня зарплаты является приоритетным, особенно после определённого времени без работы. Предложенная зарплата оказалась на 40% меньше, чем я зарабатывал последние 2-3 года. С одной стороны, новая область очень интересует, но есть и обратная сторона медали – вопрос самому себе: «А пойдёт ли у меня это направление и насколько успешно?» Ведь я никогда не работал в этом домене и даже приблизительно не могу оценить свой потенциал. И будет ли мне нравиться этот вид деятельности?

В итоге, как обычно, чем больше загружаешь голову противоречивыми мыслями или взвешиванием возможных решений, тем больше сомневаешься в правильности принятия какого-либо решения. И я принимаю, как мне кажется, единственно правильное решение – лечь спать и завтра утром, на свежую и пустую от мыслей голову, быстро спросить самого себя и мгновенно интуитивно ответить себе, что я решил.

Я просыпаюсь утром, смотрю на потолок и думаю о своей новой возможной работе и решаю, что я точно хочу попробовать эту новую работу ИТ-бизнес-аналитиком. Я захожу в почту на моём ноутбуке и отсылаю письмо компании, что принимаю предложение и готов выйти на работу. Чувствую себя очень легко и спокойно – обычно так бывает, когда принимается осознанное решение, которое полностью совпадает с подсознательным (интуицией). И даже волнующие и нервные мысли о новой работе, прилетающие в течение дня, всё равно создают атмосферу интригующего ожидания чего-то абсолютно нового!

На следующей неделе я выхожу на свою абсолютно новую работу. Это очень волнительно, так как я абсолютно ничего не знаю о моем новом рабочем месте и обязанностях в деталях. Вот и мой первый день в первой ИТ-компании. Я одет, как обычно на первый день в любой компании – рубашка, брюки и туфли (хорошо, что не одел галстук). Я захожу в HR отдел, где получаю информацию о том, где будет мое рабочее место и на каком этаже оно находится. Руководитель команды аналитиков также находится на моем этаже, поэтому я сначала подхожу к нему поздороваться, и он показывает, где я буду сидеть. Рабочее пространство мне нравится – это так называемое «открытое пространство» (open space). Весь этаж без стен, кроме комнат для совещаний. Несколько рядов столов, за которыми работают коллеги. Руководитель кратко представляет меня коллективу – на моем этаже работает большинство бизнес-аналитиков. Меня удивляет, что все одеты как хотят – кто в джинсах, кто в майке, а кто и в шортах. В следующие дни я быстро привыкаю к этому свободному дресс-коду, способствующему комфортной работе, которая в основном связана с персональным компьютером.

В первые дни мне нравится, что у меня сразу появляются реальные задачи, и я погружаюсь в удаленный/распределенный формат работы. Это происходит потому, что компонент ИТ-системы «Системы по поддержке бизнеса», в котором я участвую, не имеет проектной команды в офисе моего города. Поэтому мне определяют проектного ведущего БА и одновременно моего наставника (ментора) из другого города. Следующие 2 или 3 года я работаю с моим ментором полностью удаленно – не разу не увидев его вживую. С первого знакомства я интуитивно чувствую, что мне попался очень хороший ментор в прямом смысле этого слова – тот человек, который может помочь и существенно ускорить усвоение необходимых БА навыков и специфики работы на проекте. Никакой теории – он сначала показывает, чем занимается сам: анализирует бизнес-требования, создает функциональные требования, общается с коллегами по проекту, общается с клиентом для уточнения деталей о требованиях к системе. Он кратко описывает свои обязанности, но, естественно, эти активности я выполнять не буду. Сначала он дает мне очень простые задачи, но именно такие, которые должны поставить меня на "рабочие рельсы". На этих простых задачах я следующие несколько месяцев оттачиваю одни из ключевых навыков любого бизнес-аналитика, такие как анализ и документирование функциональных требований для системы, последовательность, структурированность и логичность написания, простота и понятность изложения, эффективное переиспользование форматов/шаблонов и частей уже существующих требований. Я четко понимаю, что это обязательная база, и рад, что мой ментор не дает мне более сложных и разнообразных задач. В этом просто нет смысла, так как любая профессия всегда имеет градации уровня владения профессиональными навыками. Главное в любой профессии – это поэтапно повышать свою квалификацию и обязанности.

Теперь давайте рассмотрим тему трудоустройства бизнес-аналитика в ИТ-компанию с другой стороны – перейдем от моего лирического жизнеописания к более практическому повествованию. Добавлю свои рекомендации и уроки, которые я извлек на основе текущей реальности.

Итак, существует два основных и логичных сценария трудоустройства: 1) без опыта в ИТ-сфере и 2) с опытом работы в ИТ как бизнес-аналитик. Я не буду здесь рассматривать дополнительный сценарий, когда человек с опытом не-БА работы в ИТ хочет стать БА, так как для таких людей самый простой путь – это сначала устроиться в нужную компанию на своей текущей должности, а затем уже внутри компании планировать переход на должность БА.

Оба варианта очень похожи с точки зрения процесса и подготовки. Что бы я выделил:

–Построение мыслей как база для создания настроения и принятия решений.

–Планирование начала карьерного пути, включая план трудоустройства.

–Подготовка резюме и прохождение собеседований.


Теперь о личном настрое и принятии решений:

Почему я особо подчеркиваю этот пункт как важный в контексте трудоустройства? Всё просто – любая цепочка действий человека в любом направлении начинается с мысли. Сначала мысль только появляется и начинает формироваться, приобретая форму и границы. Я бы назвал эту мысль блуждающей. Затем следует мысль-импульс, которая побуждает нас к различным действиям, способным материализовать первоначальную идею. Последний вид мысли, который я всегда ожидаю, – это убеждающая мысль-цель. Это те мысли, которые прочно оседают в моей голове и имеют полное одобрение моего подсознательного «я» или, скажем так, «интуиции». Это относится ко всем сферам жизни, но здесь мы говорим, конечно, о процессе трудоустройства. И это действительно важная часть нашей жизни – можно смело сказать, что работа занимает основную часть жизни большинства людей. Соответственно, правильный выбор работы – это очень ответственный и значимый процесс.

Если взять пример из моего трудоустройства, то я бы описал это так: сначала у меня появилась блуждающая мысль «я хочу устроиться на работу в новую сферу». Затем возникла мысль-импульс «где, как и куда посмотреть вакансии, какой домен выбрать». И, наконец, формируется конечная мысль-цель: «я хочу стать бизнес-аналитиком в этой конкретной компании». Как только мысль-цель укрепилась в моей голове, я был готов сделать любые шаги, необходимые для достижения этой цели, и самое главное – я не чувствовал внутреннего психологического или интуитивного сопротивления, когда делал действия для её достижения. Вы наверняка знакомы с ощущением внутреннего сопротивления, которое возникает в разных ситуациях. Например, когда вас просят сделать что-то дома или приглашают на мероприятие, или предлагают какой-то план – и даже если вы с чем-то согласны, внутри возникает блокировка и внутренний голос подсказывает: «лучше откажись», «скажи, что сделаешь позже», «мне не нравится этот план» и так далее. Это сопротивление не связано с принятием решения на основе мнений других, это исключительно ваше личное ощущение того, что правильно, а что нет.

Я начал свою попытку трудоустройства как бизнес-аналитик, руководствуясь внутренней целью-мыслью. И хочу подчеркнуть, что действия не всегда приводят к желаемому результату. Мои попытки могли закончиться негативно с финальным отказом, но я бы в любом случае дошел до конца и сделал всё, что мог.

Такой же концепт мышления я применяю при принятии решений в любой области. Если мне нужно принять решение, я прислушиваюсь к себе: есть ли у меня внутренние противоречия перед решением А, Б или С. Если противоречий нет, всё хорошо, но это бывает редко. Чаще всего противоречия и сомнения есть, и тогда я стараюсь декомпозировать решения, вызывающие у меня сомнения. Я пытаюсь определить критерии, мелкими или не очень кусочками: «Какие факторы могут влиять на мои сомнения?» и разбираюсь с этими критериями, что может существенно помочь принять решение.

Например, как я уже упоминал, когда мне сделали оффер, у меня было внутреннее противоречие. После декомпозиции одним из пунктов был уровень зарплаты, который мне предложили. Я устранил это противоречие, составив приблизительный план своего карьерного пути, который в конечном итоге должен привести к увеличению зарплаты. В противном случае основное решение могло бы быть принято, но меня постоянно бы «гложил» пунктик по зарплате, мешая нормально работать и даже отвлекая вне работы.

Рассказав кратко про свой пример, я бы хотел перейти к более практической части – планированию начала своего карьерного пути. Постараюсь предоставить как можно больше полезных деталей. Я опишу, какие пути могут быть для попадания в хорошую ИТ-компанию (конечно, зависящие от индивидуальных целей каждого), какие риски и нюансы нужно учесть при рассмотрении предложений, какие типы компаний существуют, какие тенденции наблюдаются в последнее время, какие навыки могут быть плюсом при поиске работы на позицию бизнес-аналитика. Чтобы правильно запланировать свой путь бизнес-аналитика, рекомендую сначала определить ваши сильные стороны и рассмотреть, как и какие из них вы можете улучшить или развить.

Вот несколько критериев, которые важны и должны быть учтены, когда вы оцениваете свои шансы на успешное трудоустройство:

1. Знание определённого бизнес/операционного домена: почему это один из ключевых критериев? Тут всё просто – абсолютно любой найм сотрудников в абсолютно любой компании является одной из многих активностей, направленных на одну цель – получение прибыли. И вот получают прибыль компании/люди/проекты всегда в определённом бизнес домене. И если, например, разработчику программного обеспечения может и не требуется знать, в каком домене он работает, то бизнес-аналитику уже даже исходя из названия его профессии – обязательно придётся столкнуться с работой и спецификой в определённом бизнес, операционном или продуктовом домене. И не важно, будет ли он работать в продуктовой компании или в сервисной компании. Когда компании нужен бизнес-аналитик на продукт или проект, то в определённый домен. Бизнес домен – это определённая область товаров и/или услуг, с которой работает клиент. Например, банковский домен – компании банки или компании, которые создают ИТ продукты для обеспечения работы бизнес-процессов банка. Или телеком и медиа домен – к этой области относятся телекоммуникационные и связанные компании, которые поставляют клиентам телекоммуникационные услуги (связи, интернет, ТВ, медиа контент и так далее). Ещё я всегда упоминаю операционные домены. Это определённая область в бизнес-процессах клиента. Например, есть логистические процессы, процессы продажи продуктов, финансовые процессы, процессы взаимоотношений с клиентами и так далее. И в контексте ИТ сферы естественно в нашем 21 веке все эти процессы построены, поддерживаются и управляются с помощью ИТ систем/приложений – никто уже не контролирует и не ведет процессы с помощью бумаги и ручки.

Для компании важно, чтобы человек понимал специфику доменов по проектам и продуктам, с которыми ему нужно будет работать. И компания смотрит, какой практический опыт у кандидата имеется. Довольно часто в моей практике были случаи, когда при найме кандидата в компанию или на проект практическое знание бизнес домена играло ключевую роль. И кстати, этот критерий был основным при приёме меня на работу в мою первую ИТ компанию – с одной стороны у меня были нулевые знания в ИТ домене, но с другой стороны у меня был опыт около 6 лет работы в различных компаниях по продаже инженерных продуктов. Я знал детально с практической точки зрения от начала до конца цикл продажи продукта и управления им и работы с клиентами в соответствующих ИТ системах. Интересный момент, что у меня также был нулевой опыт работы в бизнес домене, к которому относилась компания, куда я трудоустраивался – телекоммуникации. Но у меня был отличный практический опыт в операционном домене, который я мог использовать для создания системы по поддержке бизнес-процессов независимо от бизнес домена.

Подумайте, в каком домене вы сильны? Сколько лет опыта у вас есть работы в этом домене?

Если у вас есть 3+ лет опыта в определённом домене, то вы должны чувствовать себя комфортно в нём, чтобы показать это как одно из основных (или единственное) преимущества при трудоустройстве. Если у вас нет никакого доменного знания, то тогда нужно делать акцент на остальных критериях – нет смысла тратить годы на развитие доменных знаний только для того, чтобы потом запланировать трудоустройство в ИТ компанию как БА.


2. Знание языка (этот фактор не актуален для носителей английского языка или для тех, кто трудоустраивается в не международную компанию) – без знания английского языка сейчас, я думаю, трудоустроиться не получится. Да, уровень владения языком может быть совершенно разный, но в какой-то базовой форме он точно должен быть. Я бы разбил для БА уровень владения на три уровня. Нет, не официальные уровни, принятые в мире как A1, A2, B1 и так далее, а именно уровни, которые будут влиять на ваше трудоустройство, уровень позиции, на которую вас будут готовы взять, и, естественно, вашу привлекательность для работодателя. В работе БА в контексте использования языка можно выделить три вида основных типов активностей:

– Подготовка и управление артефактами (документированные результаты задач, необходимые для выполнения проекта/продукта) и процессами – умение писать на необходимом языке любую документацию.

– Коммуникация с клиентом – умение вести свободные переговоры с представителями клиентов (под «клиентами» я подразумеваю тех, кто не является частью вашей проектной/продуктовой команды, а являются частью той команды, для которой вы делаете проект/продукт).

– Коммуникация с командой – умение общаться с командой в процессе создания продукта/проекта.

В зависимости от одного из этих уровней работодатель может определить, насколько вы подходите для открытой позиции. В моём практическом примере, когда я трудоустраивался в свою первую ИТ компанию, моего владения английским языком хватало только на первый уровень для написания документации. Но этого было вполне достаточно, так как я трудоустраивался в продуктовую компанию, где серьёзный акцент был на разработке собственных продуктов и у многих БА коммуникация с клиентом вообще не входила в обязанности. Я думаю, в данный момент, у многих изучение английского языка начинается возможно даже с первого класса школы, и довести уровень до одного из трёх уровней не должно быть сложной задачей. Также сейчас есть тысячи бесплатных курсов, программ, книг для изучения. И чтобы повысить свою привлекательность для работодателя, можно запланировать, мне кажется, в течение 2-3 месяцев достичь 1 или даже 2 уровня, а за 6-8 месяцев – 3 уровня, то есть свободного базового владения разговорным английским языком для коммуникаций. Этот критерий хорош тем, что нет никаких препятствий для его развития – всё полностью зависит от вас.


3. ИТ-опыт – ИТ-опыт звучит хорошо, так как есть прямая связь с ИТ-системами и, скорее всего, с их разработкой. Однако не всегда этот критерий серьезно влияет на решение работодателя. Многое зависит от того, насколько человек владеет знаниями и опытом в области ИТ-проектов и какая у него сейчас профессия. Из моего опыта, в основном на БА переходят с позиций разработчика или тестировщика программного обеспечения. Например, есть профессия разработчика программного обеспечения (или простыми словами – девелопер/программист). Он хочет трудоустроиться как БА в компанию. И тут возникает вопрос: насколько глубок уровень его знаний в ИТ-разработке продуктов? Может быть так, что человек имеет четырехлетний опыт работы по поддержке уже существующего продукта и не знает ничего о цикле разработки продукта от начала до конца. В то же время может быть сценарий, что разработчик участвовал в полном цикле разработки, и соответственно его главным плюсом являются именно эти знания. Естественно, этот критерий не нужно развивать – он либо есть (опыт в ИТ), либо его нет.


4. Опыт в бизнес-анализе – это самый естественный и выгодный критерий: наличие опыта в профессии БА. Однако понятие 'опыт' весьма растяжимо и насколько ваш опыт соответствует ожиданиям работодателя, определяют несколько факторов. Первый критерий – это, разумеется, продолжительность вашего опыта. Если у вас более двух лет опыта, это уже можно считать позитивным. Однако этот критерий всегда рассматривается в связке с двумя следующими. Второй критерий – это масштаб вашей работы: какими видами активностей вы занимались, на каком уровне и масштабе проектов вы работали, сколько проектов вы завершили от начала до конца. Третий – это масштаб ИТ-компании, где вы получали опыт БА. Нужно понимать, что если трудоустройство происходит в более зрелую ИТ-компанию, то и её стандарты к найму БА будут выше. Например, человек работал в ИТ-компании из 15 человек над одним проектом по разработке одной из 100 функций системы в течение двух лет. При трудоустройстве в компанию на 10000+ человек его опыт может рассматриваться как недостаточный. Однако, учитывая огромное количество материалов, статей и книг в интернете о БА, этот критерий можно самостоятельно развивать до нужного уровня в любой компании за 3–6 месяцев, получая необходимый практический и теоретический опыт. Для тех, у кого нет практического опыта в БА, я бы также рекомендовал прокачивать этот критерий хотя бы с теоретической точки зрения – это будет полезным дополнением к вашим остальным критериям, если вы пройдете курс или изучите материалы о бизнес-анализе в ИТ.

Исходя из оценки этих критериев, можно предложить правильные временные рамки для начала деятельности по трудоустройству в компанию, которую вы выбрали. Это важно: планирование должно быть основано на ваших личных критериях:

А) Трудоустроиться за 1-2 месяца: это возможно, если у вас уже есть хороший опыт в БА или вы обладаете значительным опытом в одном из бизнес/операционных доменов, а также отличным знанием английского языка и, возможно, теоретическими знаниями о бизнес-анализе и ИТ.

Б) За 3-6 месяцев: если ваш опыт в БА недостаточно зрел для трудоустройства в новую, более развитую компанию, этого времени хватит для изучения лучших практик БА. Также это время можно использовать для улучшения знания английского и теоретических знаний в БА, если у вас уже есть солидный доменный опыт.

С) За 12 месяцев: этот срок предназначен для людей без опыта в БА, которые планируют трудоустройство в крупную компанию на высокую должность. Начав работать в меньшей компании с менее строгими требованиями, за год или два можно набраться необходимого практического опыта. Также это время позволяет людям с БА-опытом проанализировать и улучшить свои знания и навыки, расширяя зоны ответственности или меняя проекты в текущей компании.

А вот какие у вас могут быть пробелы, на каком уровне и как улучшить или развить свои навыки, будет описано в следующих главах. Одна из целей этой книги – помочь человеку без опыта в БА или с таким опытом проанализировать свой текущий уровень и построить план личностного развития и роста в БА в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важный пункт для тех, кто только планирует войти в БА домен или, например, работает как БА в компании, где интуитивно понимает, что не получает нужной экспертизы для перехода в другую. Этот пункт может также изменить временные рамки на подготовку к трудоустройству. Говоря о курсах подготовки БА, на рынке существует множество курсов по переквалификации из другой специальности в БА или просто по повышению квалификации в БА. Курсы, естественно, платные, и цель любого курса в мире (не только БА) – заработать деньги для их организаторов. Поэтому перед регистрацией на курс рекомендуется внимательно изучить его программу и выбирать те, где практические занятия занимают значительную часть программы. Потому что теорию можно бесплатно найти в интернете, а практические задания, где вы будете выполнять работу БА и наблюдать, как квалифицированные тренеры выполняют такие задачи, предоставляют бесценный опыт. Также стоит обратить особое внимание на курсы, организуемые непосредственно компаниями-работодателями, так как они могут предложить более ценный и практический опыт, который будет полезен в долгосрочной перспективе. Например, громадная компания, где я сейчас работаю, часто организует не просто БА курсы, а так называемую БА лабораторию, лучшие выпускники которой получают предложения о трудоустройстве. Выбор работодателя, будь то маленькая компания или крупная с высокими требованиями, существенно влияет на успешность трудоустройства с учетом описанных критериев.

Загрузка...