Почемучка

В силу специфики работы бизнес-аналитика, этот навык просто обязателен с самого начала карьеры. Вся наша работа связана с получением информации из различных источников, её трансформацией и передачей. Первый пункт особенно важен, так как он является исходной точкой, и изменить эту последовательность нельзя. Сначала информацию нужно получить. Получение информации в работе бизнес-аналитика – один из ключевых и непрерывно повторяющихся процессов. В процессе «Получить информацию» конечно же есть активность «выслушать и записать» и множество других важных активностей. Особенно важной является активность «задавать вопросы», без которой любая полученная информация может оказаться некорректной, неверной, недостаточной, неполной и даже бесполезной. Что здесь добавить – активность «задавать вопросы» это ключевой навык на протяжении всей жизни человека, особенно в первые несколько лет, начиная с рождения. Ведь через вопросы ребёнок познаёт и изучает мир, изначально даже задавая вопросы без слов – жестами и звуками. Если вы становитесь бизнес-аналитиком, то вам необходимо, так сказать, вернуться в детство и воспринимать эту активность как обязательную часть работы. Вы никогда не сможете создать требование, дизайн и, в конечном итоге, продукт высокого качества, если, например, к вам подойдет человек и скажет: «Я хочу зеленую кнопку в этой программе», а вы, после этого, просто напишете требование и дизайн для своей команды, состоящее из одного предложения: «Клиент хочет зеленую кнопку». Можно сказать, что именно вопросы создают востребованные решения и продукты. Что же, на мой взгляд, включает в себя этот навык «Почемучка»? На мой взгляд, бизнес-аналитик должен обладать следующими способностями: умение задавать вопрос вовремя, правильно формулировать и, при необходимости, визуализировать вопрос, определять и привлекать нужную целевую аудиторию для получения информации, оценивать как значимость вопроса, так и ценность получаемой информации, и, конечно, самое важное – не бояться задавать вопросы, даже если они кажутся слишком простыми, очевидными или даже глупыми. Возможно, пункты выше кажутся очень простыми, но это только на первый взгляд. За свою карьеру я видел достаточно реальных примеров, когда 4-6 месяцев работы целой команды могли быть потрачены напрасно из-за одного незаданного вовремя вопроса или вопроса, заданного неправильно или не тем людям. И это именно навык, который включает в себя приобретенные способности и знания – это не просто умение человека задать вопрос. Да, мы все можем задавать вопросы, для этого нужны только рот, язык, выдох и желание выразить что-либо в вопросительной форме. Например, один из эффективных вопросов, который помогает формировать правильную информацию, – это прямой вопрос: «А зачем нам это нужно?» Однако в большинстве случаев, особенно при взаимодействии с представителями клиента, такой вопрос может сразу и серьезно испортить отношения и замедлить прогресс проекта. В этом сценарии должна проявиться специфика навыка – задать этот простой вопрос правильно сформулированным образом, в нужное время и для правильной аудитории.

Загрузка...