После того как Бог изгнал первого человека из рая, то человек начал дрожать от холода. Тогда Бог велел ему взять два куска крепкого дерева и тереть их. Человек послушал Бога, и от его труда дерево загорелось и согрело человека. Подсмотрел черт, как человек греется, украл у него немного на розжиг огня и поджег хворост, так что поднялось пламя наравне с лесом. А черт, чтобы погреться, как прыгнет в огонь, так вся шерсть его и опалилась, и весь он обгорел, будто головешка. Он потому такой и черный, только зубы и белки глаз белые. Увидел черт, что огонь жжется, да и отнес его в ад, чтобы тем огнем мучить грешные души. С того времени огонь служит и людям, и злу. Огонь нам светит, нас греет, дает тепло, но может принести и немало зла.
(А. Сержпутовский)
Первый огонь прилетел к нам с Перуном. Как загорелся один курень из хвороста, то люди сбежались отовсюду и давай хватать головешки и в своих куренях перепрятывать!
Но с этим огнем никому не повезло. Пока одному старому колеснику, который кроме колодок точил и веретена, не пришла в голову светлая мысль. О том, чтобы попробовать кружки на веретене вытачивать ясеневым клинком, а не вырезать ножом, как он это делал ранее.
– Почему нет? – говорит колесник сам себе. – Ясень тверже, поэтому должен взять более мягкую березу, вот и давай попробуем.
Заострив ясеневый клинок, приставил его к веретену. И, сильно прижимая, начал шморгать клинком, как смычком, то сюда, то туда, с каждым разом быстрей и быстрей, даже, смотри, пошел дым из веретена, да так пахнет, будто от огня. Он это дальше стал шморгать и еще быстрее, и быстрее, уж лоб стал мокрый да из веретена искры посыпались. Так человек нашел настоящий огонь. Тогда люди повсюду погасили тепло Перуна и завели домашний огонь. И с тех пор стали лучше жить.
(Ч. Петкевич)
Раньше камни росли большие, как дома. Один раз шла Матерь Божья и сбила пальцы о камень, заплакала и сказала:
– Ах, дай Боже, чтобы вы такие уже не росли.
С той поры камни хоть и растут, но понемногу и уже не такие большие.
(М. Федоровский)
Когда мир начался, люди не знали, как хату ставить, наконец поставили; опять не знают, что сделать, чтобы в ней видно было. Так одна женка все носит решетом солнышко и пускает в дом, а мужик мешком. Подошел человек и спрашивает:
– Что это вы, люди, делаете?
Они начали сетовать:
– Вот поставили хату и никак солнышка не наносим, все темно и темно.
Тот человек говорит:
– Что вы мне дадите, если я вам пущу солнышко в хату?
Они говорят:
– Что хочешь, то и дадим.
А не знали, что это был сам Бог. Так он им говорит:
– Я ничего от вас не хочу, только дайте слово, что в любой день примите жаждущего человека, которого накормите и позволите ему переночевать.
Они согласились. Тогда Бог им окна врезал, и видно в хате стало.
(М. Федоровский)