Один человек ходил на охоту и рыбу ловил, но у него никогда хлеба не было. Однажды он сел и горюет, что хлеба нет, хлеб же говорит:
– Оставь ружье и удочку, и я у тебя буду.
Он и оставил, и с того времени имел хлеба столько, что не знал, куда и девать.
(М. Федоровский)
Мужик работал в поле, выронил крошку хлеба. А пауку назначено было Богом за хлебом присмотреть. Взял он эту крошку, да на дерево с нею. Когда настал вечер, он стал плести свою паутину. Ветер как понес ее, как понес – до облаков. Крошка эта выросла уже и заплесневела. Сел паук на облако да на небо. Пришел к Богу, показывает ему эту крошку:
– Боже, Боже! Зачем ты даешь им столько хлеба, что они не могут его съесть? Глумятся над даром Господним, бросают под ноги всюду!
– Ну, – говорит Бог, – я буду им меньше давать!
Так вот и есть, не надо крошек бросать, потому как паук собирает их и к Богу на небо носит. А Бог меньше хлеба дает.
(Е. Романов)
Давным-давно, во времена незапамятные, когда людей еще было мало на свете, все хлебные растения, как то: рожь, ячмень, пшеница и другие, – родились такими колосистыми, что колос был в длину всего стебля, от макушки до земли, и такими полновесными, что несколько таких колосьев только что в подъем для одной руки человеческой. Много и теперь ленивых жниц, а тогда все женщины были лентяйки, жили в довольстве, как сыр в масле, притом их было немного, а всего родилось в изобилии. Вышли раз женщины жать такую колосистую и полновесную рожь и стали роптать на Бога, что он родит рожь с такими колосьями, которые и тяжелы, и простираются в длину всего стебля, как бы только для того, чтобы они мучились, когда и в руку-то забирать такие усатистые и увесистые колосья неудобно и тяжело, а носить снопы и возить в гумны совсем не под силу.
Бог, услышав такой ропот, решил стрясти все колосья и оставить одни стебли. Но в то время, когда он приступил к этому делу, в поле находилась собака. Смекнув, что если очистится весь колос, то хлеба вовсе не будет, она завыла жалобно, прося Бога оставить хотя бы небольшую часть колоса на их собачью долю. И Бог внял собачьему вою и, сжалившись, очистил не весь колос, а оставил его наверху стебля на столько, на сколько он родится и теперь. И так люди теперь питаются не своей долей хлеба, а собачьей.
Когда Бог создал человека, то долгое время хлеба не было: люди ели разные корни. Говорят, даже бульбы не было. Больше всех голодали собаки. Поэтому они, подняв свои морды вверх, страшно завыли, прося у Бога хлеба. Бог услышал их просьбу и бросил им с неба один ржаной колос. Но собак было много, и один колос не смог накормить их всех, поэтому они стали его отбирать друг у друга и рвать в разные стороны, пока наконец не растерзали его на хлопья и не затоптали ногами. Оттого зерно рассыпалось по земле, и на второй год от одного колоса пошел такой богатый урожай, что люди намолотили целую бочку ржи. И с тех пор стали сеять хлеб – a все по почину собак.
Прежде, в далекие старые годы, на каждом стебле ржи вырастало по два колоса. Хлеба у человека тогда было столько, что он не знал, куда его девать: валялся он и под ногами, и топтали его все, как люди, так и животные.
Раз приходит к мужику Бог в виде убогого нищего и просит милостыни. Мужик велел ребятишкам собрать валявшиеся на полу корки хлеба и положить их нищему в суму. Ребятишки положили в суму и целые стебли, и отдельные колоски. Нищий вышел из хаты с видимой досадой; ему обидно было, что мужик так брезгует даром Божиим и дает нищим только тот хлеб, который валяется на полу. А нищий этот был сам Бог, и поэтому он сделал так, что в короткий промежуток времени рожь совершенно выродилась и сделалась до такой степени тощей и скудной, что человек вынужден был отказать в корме не только домашним животным, но и себе.
Собака и кошка, наголодавшись более других, пошли к Богу просить себе пропитания. Бог вынул из нищенской сумы стебелек, с одним только колоском наверху, и велел им разводить себе с него рожь. Стала у них рожь расти с одним только колоском. Человек, заметив у собаки и кошки эту рожь, отнял и ее на свою нужду, а им предоставил самую малую часть.
Хотя по древности люди позабыли, что настоящие хозяева ржи, стало быть, и печеного хлеба, собственно собаки и кошки, но следы полноправности на этот дар Божий до сих пор обнаруживаются при еде хлеба: человек, когда ест, подбирает даже крошечки, собаки и кошки оставляют эти крошки без всякого внимания.
(П. Шейн)
Когда Бог первый раз собственноручно засеял рожь, то рожь была плодородней! Зерна как бобы, колосья до самого верха росли, в трубу свивались. Но как только черт придумал из зерновых водку гнать, то они сейчас и десятой доли того не рождают.
(М. Федоровский)
Это было еще в ту стародавнюю пору, когда люди верили, что черти ходят по земле в образе человека. Вот к одному не очень богатому человеку – крестьянину – пришел парень и попросился на работу (это был черт). Крестьянину парень понравился, и он взял его к себе.
Наступила весна, начали люди пахать поле и сеять хлеб. Тогда парень и говорит хозяину:
– Этот год будет мокрым, а потому зерно нужно сеять на возвышенности.
И, правда, год был мокрый. У крестьян почти все зерно пропало, и только у него был хороший урожай. Крестьянину этот трудяга так пришелся по сердцу, что он его оставил и на другой год.
Прошла зима, вновь наступила весна. Трудяга и говорит:
– А этот год будет очень сухим, и поэтому нужно сеять зерно в низинных местах.
Так и сделали. Выросло у хозяина так много хлеба, что и девать некуда.
– A теперь, – говорит трудяга, – наварю я райского питья, – и начал варить водку.
Хозяин созвал много гостей и начал угощать их сваренной чертом водкой. Сам хозяин и гости так перепились, что не могли удержаться на ногах, а потому качались, кто-то упал, а там и без ругани не обошлось. Все черти очень обрадовались такой выдумке и с насмешкой смотрели, как пьяные ругались друг с другом. Вот поэтому и сейчас пьяного человека черти доводят до дурного.
(С. Сахаров)