Деревья, растения, травы

Сосны у Лидского замка

На склоне холма, как бы подпирая замок, растут две многолетних сосны. Они сохранились благодаря известному среди горожан и окрестных жителей убеждению, что выросли они не на растительном соке, а на крови.

Случилось это еще во времена, когда в Литве господствовало язычество. Пришли сюда девять монахов-францисканцев проповедовать христианскую религию. Однако литвины, не желая принимать христианство, убили этих миссионеров, а трупы их бросили в яму на склоне Лидского замка. На этом месте, не саженные, выросли две сосны, которых литовцы, уже ставшие католиками, не трогали.


Руины замка в г. Лида


Но вот однажды кто-то отсек ветку, и из нее выступила кровь. С тех пор никто уже не осмеливался поднять топор на эти деревья.

Бирута (А. Доровинская)

Дерево, которое скрипит

Не советуют рубить дерево, которое скрипит, ибо это верный признак, что в нем человечья душа мучится. Срубивший такое дерево заставляет ее искать себе новое пристанище, за это он может поплатиться увечьем, а иногда и своею жизнью.

(А. Богданович)

«Стародавний дуб»

Давным-давно близ Старого Борисова, большого имения, некогда принадлежавшего князьям Радзивиллам, расположенного в местности богатой лесами, рос на одной поляне «стародавний дуб» очень больших размеров. Если кто, бывало, рубанет его топором, то непременно с тем случалось несчастье. А когда, по приказанию владельца, срубили этот дуб, то, падая, он раздавил всех рубивших его. А, кроме того, целую неделю свирепствовала страшная буря с громом и молнией, причинившая много бед.

(А. Богданович)

Дуб на трех границах

Девственный лес, который называли Завишанской пущей, тянулся некогда верстами. Но у леса, конечно, были хозяева. Добрая половина принадлежала князю Радзивиллу, часть – казне. Была тут и небольшая поляна-прогалина, отданная крестьянам.

Старый дуб, на который выводили через лес просеки, как раз стоял на том месте, где сходились границы-пределы, что отделяли княжеский лес от государственного, а от него – крестьянское поле и луга.

А спилить великан-дуб приказал небогатый местный панок, который купил у князя часть пущи и этим, видимо, хотел всем показать, что наконец всемогущий магнат потерял свои права на пущу, которая столетиями принадлежала его княжескому роду. И все-таки знаменитый дуб пошел не на дрова. Распилили его на плахи и передали на строительство церкви в Лядах…

(Л. Прокопчик)

Дуб и сосна

По дороге в Несвиж растут, обнявшись, два дерева – дуб и сосна…

Говорят, было это еще при князе Радзивилле. У князя была красивая дочь, и полюбила она пастуха. И пастух ее тоже любил. Но пожениться они не могли, князь об этом и слушать не хотел. И вот они решили сбежать из замка. Узнав об этом, князь разгневался, недалеко от замка догнал их со своей свитой. Не пожалел князь ни дочери, ни пастуха: там и окончилась жизнь их. На том месте выросли дуб и сосна. Они и сейчас растут, навеки обнявшись.

Давно это было. Жили на свете девушка и парень. Они любили друг друга, хотели пожениться. Но пожениться им не дали родители, так как парень был богатым, a девушка бедной. С горя парень взял да умер, a девушка пришла к нему на могилу и отравилась. После этого на их могиле выросли сосна и дуб. Сосна своими лапками как бы обнимает дуб.

(«Легенды и предания»)

Про березу Мицкевича

Прощаясь со своей любимой Марылей, Мицкевич посадил в Тугановицком парке, расположенном недалеко от озера Свитязь, березу: «Пусть растет на память о том, что были времена, когда девушки выходили замуж не по любви».

Марыля поливала эту березку слезами тоски. Дерево выросло высоким. Однажды ночью в эту березу попала молния.

Девушки из окрестных деревень верят, однако, что береза живет. И той девушке, которая найдет ее, береза принесет счастье и сына-поэта. На Купалу вместо того, чтобы искать цветок папоротника, девушки из окрестных деревень ищут березу Мицкевича.

(«Легенды и предания»)

Осина

Осина считается проклятою, потому что на ней Иуда удавился. Она до сих пор дрожит от этого. Осину кладут на могилу колдунам, осиновыми кольями пробивают их в гробах, если они выходят из могил. Постоянный эпитет осины – горькая.

– Повисни ты на горькой осине – проклятие.

(Е. Романов)

Отчего ольха красная

Ольха у нас идет только на дрова, а больше ни на что не пригодна, потому что это дерево залито чертовой кровью. Вот как это было. Позавидовал черт Богу, что на свете все так красиво сотворено, да и захотел сам сделать еще лучше. «Погоди, – думает черт, – что это за собака: малая, неуклюжая. Вот я сделаю большую, сильную и с такими клыками, что ее все будут бояться». Подумал он и вылепил из глины волка. Как раз в то время шел Бог. Не узнал черт Бога, думал, что это простой человек, да и давай на него волка натравливать:

– Куси, куси его!

A глиняный волк стоит и не шелохнется, понятно, глина. Оглянулся Бог и сказал:

– Куси, волк, черта!

Только Бог это произнес, как волк бросился на черта и схватил его за лодыжку. Черт туда, сюда – не может вырваться из зубов волка. А тот как схватил за лодыжку, так немалую часть ее и вырвал. Льется кровь, как из вепря, когда его заколют. Допрыгал черт на одной ноге до дерева и заскочил на него. Сидит черт на ветке и поглядывает на волка, a кровь из ноги льется по всему дереву.

А это была ольха. Потому и древесина ее красная.

(А. Сержпутовский)

Рябина

Когда Бог изгнал Еву из рая, она так расплакалась, что из ее глаз стали капать кровавые слезы; из них впоследствии и выросла рябина.

(Н. Никифоровский)

Крушина

Крушина появилась на том месте, куда падали слезы дьявола. Черно-красный цвет ягод и самый сок последних и доселе хранит вид чертовых слез, только вкус их значительно изменился оттого, что крещеные люди касались кустарника.

(Н. Никифоровский)

Разрыв-трава

Разрыв-трава добывается особым способом. Эту траву знают только вещие птицы, как, например, сорока, сова и сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие, так чтобы птица не могла кормить своих детей. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных дитёнышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Бывает, что она и находит ее. Тогда она прикладывает разрыв-траву к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда-то и нужно смотреть на скатерть: не упала ли разрыв-трава. Если найдешь ее, разрежь ладонь на правой руке и подсунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой в запертую дверь – она отворится, стоит только взяться за замок – он сам открывается.

(А. Богданович)

Перелёт-трава, или летучее зелье

Рассказывают, что перелёт-трава способна переноситься с места на место, цветок ее из цветов радуги, чрезвычайно живой и красивый, и в своем ночном полете блестит, словно звезда. Счастлив тот, кто ее сорвет, не познает горя в своей жизни, все его желания исполнятся, это – зелье счастья…

(Я. Барщевский)

Загрузка...