Милане показалось, что она не успела толком уснуть, как ее уже будила Аля. На деле же оказалось, что она проспала четыре часа. Спать хотелось невероятно, но она заставила себя встать и пойти за всеми на улицу. Яна уже заварила чай и разлила его по кружкам. Взяв свою, Милана села к Роде, который тут же хмуро ей буркнул:
– Доброе утро.
– Ты чего такой мрачный?
– Не выспался.
Милана вдохнула ароматный напиток, сделала глоток и спросила:
– Скажи, а где вы берете продукты, если не приобретаете их в общей сети?
– Места знать нужно. Есть еще и черный рынок.
– Да? А где он находится?
– Да нигде, – вмешался в разговор Сергей. – Просто находишь в Парке нужных людей, и они все тебе обменивают. Электронной валютой за такие товары расплатиться невозможно, иначе выследят.
«Опять какие-то нужные люди!» – подумала про себя Милана, а вслух спросила:
– И на что продавцы меняют свои товары?
– На разное: кислородные баллоны, лекарства, предметы обихода.
– Но кислородные баллоны – это самое ценное, – заметил Саша. – Их мало кто может купить, а те, что выдают, обычно полностью уходят на собственное потребление.
– Но зачем они им? – не унималась Милана. – Этим вашим поставщикам продуктов разве не выдают баллоны?
– Нет, – отрезал Родя, – все они нелегалы.
Милана замолчала. Она раньше даже не задумывалась о такой категории людей, как нелегалы. В новостях говорили, что их практически не осталось. Она с ужасом осознала, что ничего не знает о настоящем мире.
– Загрузилась? – спросил Родя.
Милана кивнула.
– Не пытайся понять все и сразу. Нам предстоит длинный путь, успеешь все как следует обдумать.
– Кстати, о длинном пути, – подал голос Петр Савельевич. – А не пора ли нам двинуться?
Все стали собираться, а Милана никак не могла сосредоточиться и понять, что все происходящее реально и ей не снится. Что она действительно сбежала из города, в котором родилась и выросла, и отправляется в неизвестность с незнакомыми людьми.
«Но рядом же Родя, – подумала она. – Я не одна. А впереди леса, поля и речки. Все, как в кино!»
Думая об этом, она засунула остатки печенья в сумку и, глядя на остальных, натянула защитный костюм, но без шлема. Без баллонов кислорода он становился смертельно опасным, так как никакой воздух извне в него не проникал.
Когда все собрались, Петр Савельевич взял за руку Алю и скомандовал:
– Идем друг за другом. Замыкает Саша.
И он двинулся вглубь леса. Милане было даже интересно, какая у него протяженность, и сколько дней они будут бродить среди деревьев. Но уже к обеду деревья снова стали черными и поредели, а это означало, что лес заканчивается.
– Такой маленький! – вздохнула Милана.
– Хоть такой есть, – сказал Родя. – Мы до сих пор живы только благодаря ему.
– Спасибо, – прошептала Милана и обняла рядом стоящее дерево.
Затем, не оборачиваясь на идущих за ней спутников, она поспешила догонять впереди идущих. Она понимала, что Родю ее выходка не смутила, но совсем забыла, об идущем следом Александре, который наверняка над ней посмеивается. Если бы она обернулась, то поняла бы, что неправа. Саша смотрел с вниманием, но без иронии, но она об этом так и не узнала.
Чем меньше становилось деревьев, тем тяжелее дышалось. Впереди замаячила новая выжженная пустыня, и Милана забеспокоилась.
– Родь, а как мы пойдем по ней без кислорода? – спросила она. – Прошлую мы преодолели с баллонами.
– Здесь не так страшно. Города поблизости нет, а растительность исчезла в результате выбросов из атмосферы. Такое тоже случается.
– Дождь?
Родя кивнул.
– А что, если… – Милана побледнела, но не договорила.
– У нас есть брезент, – сказал на ходу Сергей. – Его хватит на несколько раз. Но вообще, дожди летом редкость.
Немного успокоившись, Милана уже с меньшим ужасом думала о предстоящем пути.
Не дойдя до конца леса, Петр Савельевич скомандовал привал и обед. Мужчины сосредоточились вокруг него и начали что-то обсуждать, Боря сел играть сам с собой в сторонке, а Аля кинулась помогать Яне с приготовлением пищи. Милана тоже решила к ним присоединиться.
– Ты когда-нибудь раньше сама готовила? – осторожно спросила ее Яна, когда та предложила помощь.
– Нет. Но я готова учиться.
– Тогда сегодня просто посмотри. Мы не будем готовить ничего сложного, только сварим кашу.
Милана с интересом смотрела, как женщина засыпает в котелок крупу, заливает водой и ставит на разведенный мужчинами огонь. Скоро появился и запах, немного непривычный для нее, но за полдня пути она изрядно проголодалась, поэтому съела бы что угодно.
Каша сегодня уже казалась вкуснее, о чем она торжественно заявила Яне. Все рассмеялись.
– Вкусовые рецепторы у тебя со временем придут в норму, – сказал Сергей, – особенно когда мы доедим твои припасы с бесчисленным количеством добавок.
После обеда Петр Савельевич скомандовал надеть повязки. Родя достал из своего рюкзака две, и одну протянул растерявшейся Милане. Глядя, как это делают другие, она завязала платок так, чтобы он закрывал рот и нос. После этого все цепочкой двинулись по пустыне.
Здесь идти было тяжело. Стояла сухая и жаркая погода, земля под ногами хрустела, а воздуха не хватало. Второй отрезок пути был гораздо длиннее первого. Уже начало темнеть, когда впереди показался очередной клочок леса. Милана сразу поняла, что привал они устроят там.
Ноги плохо слушались. Еще после их с Родей побега из города болели мышцы, но после сегодняшнего путешествия Милана не знала, сможет ли она еще хоть когда-нибудь ходить. Ей казалось, что еще один шаг, и она рухнет на землю и уже не встанет, но несмотря на внутренние ощущения, продолжала идти со всеми, только с каждой минутой все сильнее и сильнее отставала.
Очередной лес выглядел здоровее. Здесь было мало мертвых деревьев, больше зелени, и чище воздух. Едва Петр Савельевич скомандовал привал, как Милана рухнула на землю.
– Что с тобой? – спросил Родя.
Но девушка не отвечала. Ноги покрылись мозолями и болели, сил не было не только говорить, но двигаться и реагировать на что-либо. Поэтому она погрузилась то ли в сон, то ли в полубессознательное состояние. Она чувствовала, что с нее сняли костюм и обувь, чем-то укрыли. Позже ноги ощутили приятную прохладу, от которой расслабились, и Милана уснула по-настоящему.