2 Ирка. Звёздная душа

Ирка влюблялась во всех подряд. И ничего, что училась пока только в шестом. Мальчики из класса, пацаны со двора, где она, впрочем, слыла главным предводителем индейцев и бесстрашно рубилась во всех войнушках, отчаянно лазила по крышам вместе с мальчишками. Вечно разбитые коленки не успевали зажить и снова и снова покрывались полосами зелёнки и стрептоцида.

Но Иркина любовь всегда была безответной. Видно, никак не находилось достойной пары. В очередной раз Ирка влюбилась в Вовку, соседа с четвёртого этажа – долговязого тощего чернявого парнишку. Молчаливого и незаметного. Про таких говорят – себе на уме. Невозможно предугадать, в какую сторону его понесёт.

Нести было куда. Во дворе их сталинского дома, который солидной буквой «П» вальяжно расположился на центральной улице города, стояли многочисленные гаражи, был проход в детский садик, куда Ирка в своё время успела походить в старшую и подготовительную группу.

А ещё там ютились деревянные домишки, наследие далёких лет. Как гномы-старички, кряхтели ржавыми пружинами дверей, дымили цигарками печных труб, вёдрами глотали чистую воду, что носили из колодца с соседней улочки на коромыслах деловитые расторопные хозяйки в тёмных головных платках или их подросшие сыновья. Коричневые, потемневшие от времени фасады смотрели на мир распахнутыми глазами-окошками с резными наличниками.

Ирка частенько гадала, что же творится там, внутри, за скрипучими ставнями, которые на ночь запирались со страшным грохотом на железные перекладины и надёжно пригвождались длинными металлическими штырями, вставляемыми в уключины…

В одном из таких домишек жил гроза всего Центрального района Вован по прозвищу Чижик. Главный бандит и хулиган двора. Поэтому Вовку-Иркиного-соседа звали Вовкой-маленьким, хотя он был всего на год младше Ирки.

Однажды днём отчаянная дворовая команда с Иркой во главе совершила очередной набег на детский садик. Неизведанное-запретное всегда манило пуще любого другого. После обеда малышей на площадках не было, и ребята неплохо порезвились на пустой территории. Но навели много шума. И в самый разгар игры в казаков-разбойников на крыльце садика появилась высокая пухлая женщина с «бабеттой» на голове. Угрожающе замахала руками, открыла рот, и понеслось:

– А ну-ка марш отсюда, фулюганы, а то сейчас милицию вызову!

Дальше Ирка не помнила себя от страха. Бывшая весёлая компашка ветром понеслась к забору, отделявшему садик от двора. Вовка первым быстро влез по решётке железных ворот на крышу гаража и оттуда подал руку Ирке. Но разве дворовый предводитель может показать свою слабость и принять помощь? Да никогда! Иркины принципы не позволяли такого, и … Вовка был послан далеко и надолго. Надо ли говорить, что их дружба на этом закончилась. Возможная любовь тоже, не успев даже начаться…

Но Ирка не унывала. Отойдя после небольшого шока и потери друга, осознала печальный опыт, поняла, что так делать нельзя, и переключилась на другое. Дворовые игры закончились. Девочка выросла.


Её всегда манило звёздное небо. Длинными летними вечерами сидела на крылечке дачного деревянного домика и смотрела, смотрела, смотрела, как на чёрном покрывале неба разворачиваются завораживающие картины звёздного сияния.

Звёзды были разные – синие, красные, жёлтые. Она видела это своими глазами совершенно ясно: как будто переливались, перетекали одна в другую картинки в калейдоскопе. Особенно ярко светилась белая звезда, расположенная рядом с созвездием, похожим на крест. Она мечтала, что когда-нибудь полетит туда на космическом корабле… Интересно, как же эта звезда называется? Ирке нравилось красивое слово «Альтаир», созвучное с собственным именем. Как пели в пионерской песне «орлят»:


С неба лиловые падают звёзды,

Даже желанье придумать непросто…

На небосклоне привычных квартир

Пусть загорится звезда Альтаир…


Как бесконечные звёздные дали,

Мы бы на яркость людей проверяли,

Прав лишь горящий, презревший покой,

К людям летящий яркой звездой…


Пусть перед нами дороги земные,

Слышим мы дальних миров позывные.

Юность и песню, и крылья дала

Тем, кто поверил в созвездье Орла2.


Ирка обожала дилогию детской космической саги: «Отроки во Вселенной», Москва – Кассиопея». Смотрела раз десять в кинотеатре «Пионер», что был напротив их дома.

Каково же было Иркино удивление, когда на экскурсии в планетарии она узнала, что красивая яркая звезда действительно называется Альтаир, а звёздный крест – это созвездие Лебедя, или Северный крест. Это созвездие летом расположено на юго-востоке и перемещается к югу, довольно высоко над горизонтом. Оно хорошо заметно благодаря яркой голубовато-белой звезде Денеб – Альфа Лебедя. Звезда Денеб – одна из вершин фигуры, которая называется Летним Треугольником. Другие его вершины образуют Вега – Альфа созвездия Лиры, и Альтаир – Альфа Орла. Эти три звезды, самые яркие на летнем небе, девочка и различала по цвету.

Ирка «заболела» космосом. Юрий Гагарин стал её кумиром. Фото первого космонавта, вырезанное из газеты «Правда», украшало стенку над письменным столом. Покоритель космоса, звёздный странник, улыбался светло и загадочно и, казалось, звал Ирку с собой в далёкие дали…

Как-то вечером она долго не могла уснуть, а в голове сам собой сложился стих:


Увидел звёздный странник

Просвет среди ночи –

То в космосе сиянье –

Попробуй, промолчи,

Когда живые струны

Внутри тебя встают

И свет четырёхлунья

Тебе передают…

Ты видел, звёздный странник,

В кромешной тьме ночи

Над Мидгардом сиянье —

Попробуй, промолчи!


И хотя Ирка не очень понимала, что за четырёхлунье, Луна же вроде на небе нынче одна? И уж тем более, что за Мидгард такой? Горя желанием разобраться, перечитала всю космическую фантастику, что была в детской областной библиотеке: Иван Ефремов, Алексей Толстой, Александр Беляев. Даже подтянула физику, стала любимицей учительницы. Вообще училась Ирка почти на круглые пятёрки. Вот только геометрия и черчение плохо ей давались: трудно было переносить на бумагу по памяти изображения объёмных фигур. Да и расчёты тоже. Так что с контрольными был полный ахтунг. Пространственное воображение – Ирка где-то слышала такой умный термин – почему-то хромало, будто заблокированное неизвестными ворогами, чтобы она не могла вспомнить что-то очень важное…

Хорошо ещё, что молоденькая математичка не придиралась, не особенно требовала успехов и натягивала за красивые глаза Ирке четвёрку – отличница же! Главное, чтобы тетрадь со всеми конспектами была на месте.

Загрузка...