де Воллан, Франц Павлович

(Francois Sainte de Wollant)

(1752—1818) – инженер-генерал Корпуса инженеров путей сообщения (6 сентября 1810 г.).

Происходил из дворянской семьи Брабанта, родился 20 сентября 1752 г. в Антверпене.

В молодости проживал в голландских поселениях Северной Америки, изучал военно-инженерное дело и принимал участие в боевых действиях против англичан.

С 1779 г. занимался топографическими исследованиями и картографией в Голландской Гвиане.

В 1784 г. возвратился в Голландию и участвовал в составлении атласа юго-восточной части страны.

30 октября 1787 г. по протекции российского посла в Гааге Степана Алексеевича Колычева принят на российскую службу инженер-майором.

В 1788 г. служил в составе флота адмирала Самуила Карловича Грейга, участвовал в Готландском морском сражении против шведов.

В конце 1788 г. направлен в состав армии князя Григория Александровича Потёмкина в Таврию, состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева.

Затем принял должность первого инженера действующей армии, участвовал в захвате крепостей Каушаны, Паланки, Аккерман, Бендеры, Килия и Измаил, сражался при Бабадаге, Браилове и Мачине.

В 1792 г. занимался укреплением городов и крепостей на побережье Азовского моря.

В 1793 г. совместно с вице-адмиралом Осипом Михайловичем Дерибасом составил план строительства порта в Ходжибее (Одессе), был назначен первым инженером Южной армии Александра Васильевича Суворова.

В 1794 г. участвовал в подавлении польского восстания Костюшко, за отличия произведён в полковники.

С 1794 по 1796 г. руководил постройкой Кинбурнской и Тираспольской крепостей, порта Ахтияр, а также основанием Перекопа, Овидиополя, Григориополя, Вознесенска и строительством Одессы.

24 июля 1797 г. – генерал-майор.

6 октября 1798 г. вышел в отставку и уехал за границу.

В 1799 г. возвратился в Россию и 25 августа был назначен членом Департамента водяных коммуникаций. Представил план обходных каналов Онежского и Ладожского озёр.

18 февраля 1800 г. награждён чином генерал-лейтенанта.

Он – автор проекта и постройки Тихвинской водной системы; проекта соединения каналом Онежского озера с Белым морем посредством рек Повенца и Выги (Сороки); проекта канала между реками Шексной и Северной Двиной для судоходства к Архангельску от Волги и сообщения между Архангельском и Санкт-Петербургом. Заведовал работами по рекам Цне и Суре; чисткой порогов Днепра; устроением Ненасытецкого порога с двумя шлюзами и Огинского канала.

С 1804 г. принимал участие в постройке порта Таганрога и сооружений по рекам Кума, Терек и Маныч, инспектировал работы на Днестре, Немане, Оке и Волге.

6 сентября 1810 г. – инженер-генерал Корпуса инженеров путей сообщения.

В 1812 г. – начальник военных сообщений.

В 1814 г. – член Кабинета министров.

С 1816 г. – член Комитета о построении и содержании больших дорог в Российской Империи.

Умер кавалер орд. Св. Георгия IV-го кл. (25 марта 1791 г.) («За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии»), Св. Владимира 2-й ст. (1796 г.), Св. Иоанна Иерусалимского (1801 г.), Св. Анны 1-й ст. (1802 г.) и Св. Александра Невского (1809 г.) 30 ноября 1818 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет.

Похоронен на лютеранском Волковом кладбище.

Загрузка...