Вейсенштейн, Отто Иванович

(Отто-Адольф фон Вейсман) (20 декабря 1726 – 22 июня 1773) – барон, более известен в отечественной истории просто как генерал-майор Отто Иванович Вейсман по прозвищу «Русский Ахилл».

Он – чуть ли не единственный из современников А. В. Суворова, о котором тот, человек крайне желчный в оценке чужих военных талантов, отзывался с особым пиететом и невиданной похвалой…

Происходил из лифляндской дворянской фамилии.

Службу начал в 1744 г. рядовым.

В 1756 г. он – уже капитан.

Свою боевую карьеру он начал в Семилетнюю войну (1756—63), участвуя в сражениях при Гросс-Егерсдорфе и Цорндорфе, причем, в последнем он был дважды ранен.

В 1768 г. Вейсман командовал Белозерским пехотным полком и находился в составе войск, квартировавших в Польше. Активно участвовал в боевых действиях против польских конфедератов (участников т. н. Барской конфедерации – движения польской шляхты, выступавшей за восстановление прерогатив католической религии и отмену религиозного равноправия с некатоликами). Однажды, преследуя конфедератов, он, по следам их, перешел турецкую границу и, в пылу боя, сжёг город Балту, последствием чего было объявление Турцией войны России.

Вейсман, оказавшись со своим полком в войска князя А. М. Голицына, участвовал во всех ключевых моментах кампании 1769 г. и особенно отличился при истреблении (в ночь с 6 на 7 сентября) 9-тысячного турецкого корпуса на левом берегу Днестра. Затем командуя бригадой в армии Румянцева, он участвовал в сражениях при Ларге и Кагуле.

За отличия в этих двух битвах он был награждён орд. Св. Александра Невского и 27.7.1770 – Св. Георгия III-го кл. №9, минуя низший четвертый класс.

14 ноября 1770 г. Вейсман, переправившись с небольшим отрядом через Дунай, неожиданно появился у крепости Исакчи, откуда турки, поражённые паникой, бежали в Бабадаг.

Кампания 1771 г. открылась его же действиями: 23 марта, переправившись через Дунай, он вытеснил турок из Тульчи, 14 апреля истребил в Исакче значительные магазины и захватил всю артиллерию, а 19 мая замечательно проявил себя под Тульчей. 20 октября Вейсман опять пришел к Тульче, рассеял стоявшие у неё турецкие войска, взорвал укрепления, а затем, стремительно появившись у Бабадага, заставил верховного визиря бежать оттуда. Потом он подошел у Исакче, взял и разрушил её, захватив у врага 179 орудий.

15 июля 1771 года за все эти свои победы он был награждён орд. Св. Георгия II-го кл. – наградой полководческого масштаба.

Наряду с Суворовым он, прозванный «Ахиллом армии», стал настоящей грозой турок, налетая на них также внезапно и бескомпромиссно.

В кампанию 1773 г. Вейсман опять первым переправился через Дунай и 7 июля разбил 10-тысячный турецкий корпус при Гурдабале, чем очистил переправу для главной армии.

По мере продвижении к Силистрии Вейсман, командуя передовыми частями, он неоднократно проявлял свою отвагу и распорядительность, занял ближайшее к Силистрии укрепление и держался в нём до обратного движения армии Румянцева за Дунай.

22 июня в скоротечном бою под Гуробалами 5-тысячный отряд Вейсмана, прикрывая переправу-отход главных сил Румянцева назад на левый берег Дуная, стремительно атаковал 20-тысячный корпус Нуман-паши в почти недоступной позиции, у деревни Кучук-Кайнарджи, но сам был смертельно ранен пулей в грудь.

Вся армия оплакивала гибель своего «Ахилла».

Екатерина II отреагировала на его гибель по-женски доходчиво: «Смерть храброго генерал-майора Вейсмана мне чувствительна весьма была, я много о нем сожалею».

Его отличительной чертой была чисто суворовская стремительность и кое-кто даже видел в этом блестящем военачальнике «несостоявшегося Суворова»!?

На самом деле он раньше Александра Васильевича начал применять тактику быстрых поисков (рейдов) с уничтожением противника путем преследования. Своего «Егория» II-го класса – орден полководческого уровня (редкую награду для генерал-майора!) Вейсман получил за именно такое жаркое дело 19 июня 1771 г. под Тульчей.

Участник трех войн (Семилетней, Барская конфедерация и Русско-турецкая война (1768—1774), герой кровавых сражений (Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Ларга, Кагул, Силистрия и Канарджи), генерал-майор, барон Отто-Адольф Вейсман фон-Вейсенштейн ушел в Свой Последний Солдатский Переход – в Бессмертие в возрасте 46 лет, отдав службе в армии почти 30 лет…

…Между прочим, «Русский Марс», невероятно амбициозный и болезненно ревнивый до любой чужой полководческой славы – на военном Олимпе нет места для двоих, поскольку место на его вершине «покупается» морем крови (своей и чужой) и смертями «бес числа» (с обеих сторон) – А. В. Суворов очень емко и доходчиво высказался о смерти «брата по оружию» уже в разгар своего знаменитого Итальянского похода: «Вейсмана не стало; я из Польши один бью; всех везде бьют». (В этом весь Александр Васильевич!) После гибели Вейсмана Суворов действительно остался единственным генералом российской армии, которому всегда сопутствовал успех. Потом еще не раз вспоминал он о гибели Отто Ивановича, сравнивая его – единственного во всей российской армии – с… самим собой. (Суворов знал себе цену!). В общем, из всей «когорты» екатерининских военачальников, «… остался он один-одинешенек» и нет более никого рядом…

Вейсман на самом деле считался первым номером в славной обойме боевых генералов Петра Александровича Румянцева.

Со временем, когда ушли из жизни «братья по оружию» и «коллеги по кровавому ремеслу» Вейсмана, стерлись из людской памяти и воспоминания о нем – зачинателе стремительных рейдов («поисков») на турецкую территорию…

Загрузка...