Хронологические рамки: XI век до н. э. – XIII век
В начале VI века до н. э. в Приене жил философ Биас Приенский – древнегреческий мудрец и общественный деятель. Он является одним из семи особо почитаемых мудрецов древности. Именно ему приписывают авторство знаменитого изречения «Все свое ношу с собой».
Приена – античный город, руины которого расположены на территории современной Турции и находятся под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Греческое поселение Приена было основано Эпитом, сыном Нелея, в середине XI века до н. э. Город был расположен на побережье Латмийского залива (или залива Латмос) Эгейского моря. Он имел две гавани, в которых стоял небольшой флот.
Приена входила в союз двенадцати ионийских городов на побережье Малой Азии. Важный источник древнегреческой хронологии – Мраморная таблица с острова Парос, составленная в 264 году до н. э. Она приписывает создание союза Нелею и датирует его 1086–1075 годами до н. э. Однако бытует мнение, что объединение возникло не ранее IX века до н. э. Изначальной целью союза было укрепление и расширение власти городов – его участников над Анатолийским побережьем. В Приене находился главный храм союза – Панионион. Жители Приены принимали активное участие в панионийских празднествах.
Расцвет города Приена пришелся на VI век до н. э. В этот период Приена заметно выделялась среди других городов ионийской федерации. В IV–I веках до н. э. она стала важным торговым и ремесленным центром, причем во многом благодаря двум удобным гаваням. В дальнейшем значение союза двенадцати городов и влияние Приены неуклонно снижалось. Из-за отступления Эгейского моря, вызванного наносами реки Меандр, город постепенно приходил в упадок. Приена продолжала существовать в тени более крупных центров до XIII века. Город был уничтожен в результате мощного землетрясения и начавшейся после этого эпидемии малярии. Сегодня руины Приены расположены в 16 км от берега моря.
О прежнем великолепии Приены свидетельствуют неплохо сохранившиеся руины античного театра и византийской базилики, храмы Афины и Деметры, агора, здание сената булевтерий и античный муниципалитет пританей.
Приена является одним из самых ранних и самых лучших примеров эллинского градостроительства. Это один из немногих полисов Эллады, которые донесли до нашего времени подробную информацию о градостроительстве и планировке эпохи эллинизма.
Приена имела хорошо укрепленный природой акрополь. Он располагался на скале высоко над городом. Внизу у подножия крутого склона был построен нижний город. Разница в уровнях достигала 250 м. К акрополю вела крутая лестница, высеченная в скале. Крепостная стена объединяла акрополь и город. Повторяя рельеф местности, она имела неправильный, ломаный контур. Стены города, сложенные из тесаного камня, хорошо сохранились.
Древнюю Приену отличало террасное расположение зданий. На верхней террасе, размещенной непосредственно под скалой акрополя, высилось святилище Деметры; на среднем ряде террас находились храм Афины, театр, верхний гимнасий; на нижней террасе – агора с примыкающим святилищем Зевса, экклесиастерием и пританеем; на склоне скалы, у городских стен, располагался стадион и нижний гимнасий.
С гор по водопроводу из глиняных труб в Приену поступала вода, выводившаяся на поверхность в колодцы в разных частях города.
Несмотря на крутой уклон местности, город был разбит по «системе Гипподама». Благодаря мастерству архитектора строгая прямоугольная городская композиция была вписана в горный рельеф. Такая схема планировки города сохранилась в нетронутом виде только в Помпеях. Однако она на три века младше приенской. Из-за крутизны склона, особенно в западной части города, улицы, проложенные вдоль него, были устроены в виде лестниц, обрамленных подпорными стенками. С учетом рельефа местности продольные улицы расположены уступами. Главная улица Восточных ворот проложена в направлении запад – восток, ее ширина – 7,5 м. Поперечные 16 улиц-лестниц шириной 4,5 м ведут от подошвы горы Микале к вершине. Они разделяют Приену на 80 равных прямоугольных мини-кварталов размером 42 × 35 м.
В кварталах находилось по четыре жилых дома. Сохранилось множество жилых домов в хорошем состоянии. Среди построек обычного типа с простыми мощеными двориками выделяются немногочисленные богатые дома с перистилями. Высота домов достигала 6 м, большей частью они были двухэтажными. Стены возводились как из камня, так и из необожженного кирпича. Крыши покрывались черепицей. Санитарное благоустройство было на высоком уровне, в домах имелись туалеты с каменными стоками. Отдельный квартал занимали общественные здания.
Самый знаменитый памятник Приены – храм, посвященный Афине Полиас, что переводится как «хранительница города». Храм сооружен по проекту архитектора Пифея, автора знаменитого Мавзолея в Галикарнасе. Он расположен на фоне отвесной скалы и виден с большого расстояния. Строительство храма началось в середине IV века до н. э., когда Александр Македонский освободил Приену от персидского владычества. Согласно посвятительной надписи, хранящейся в Британском музее, храм Афины был построен по приказу Александра Македонского, который выделил деньги на его возведение. Строительство велось около двух веков. Восточная часть сооружения построена при Александре Македонском, западная – во II веке до н. э., в эпоху Древнего Рима. Длина и ширина основания храма – 37 и 20 м соответственно. Храм обнесен ионическим периптером – колоннадой из шести рядов по одиннадцать колонн. Однако сохранились только шесть из них. В тыльной части храма – опистодом: закрытое помещение для хранения ценнейших предметов утвари. Перед храмом видны остатки прекрасного алтаря. Заметно, что храм очень пострадал от ливней и землетрясений.
Пропорции и методы постройки храма использовались как стандарт даже в римские времена, когда сооружение повторно посвятили Афине Полиас и Августу – новому римскому императору. В те времена все существующие святилища и храмы Приены использовались для размещения бюстов и статуй императора, его семьи и предков. Перед храмом Афины сохранились руины великолепного алтаря.
Немецкие археологи во время раскопок вывезли часть здания, состоящую из двух колонн с крепидами (опорными стенами) и карниза. Сейчас она находится в Берлинском античном собрании.
В Приене одним из первых, в IV веке до н. э., был построен античный театр, который называли Акрополем. Во II веке римляне реконструировали его, перестроив сцену. Театр находится на самой вершине горы, у основания которой и раскинулся античный город. Театр выполнен в форме подковы в классическом эллинском стиле. Его изюминкой является то, что в центре расположен алтарь, который использовали для священных приношений Дионису. Изначально театр имел 50 ярусов скамей и вмещал 50 тысяч зрителей, длина сцены составляла 18 м. Наиболее яркой особенностью сооружения считается наличие пяти больших мраморных тронов для местных сановников. Театр отлично сохранился. Позади здания находятся руины византийской базилики.
На самой высокой террасе города, чуть севернее храма, расположены святилища Деметры и Коры, которые на полтора-два века старше любого другого сооружения города.
В центре Приены, чуть ниже храма Афины находится прямоугольная агора – торговая площадь. Она датирована III веком до н. э. Агора – центр жизнедеятельности города, место торговли и собраний. С трех сторон агору окружал непрерывный дорический портик, за которым находились торговые помещения. В северной ее части расположен священный зал длиной 16 м, а с трех сторон ее ограничивают колонные портики. Неподалеку находится булевтерий – здание парламента, рассчитанное на 640 человек, рядом с которым расположено место для священного огня – претапеон. Храм Зевса Олимпийского находился в восточной части агоры, а рынок – в западной. По обе стороны дороги, соединяющей агору с западными воротами, стоят некогда богатые жилые дома, стены некоторых из них имеют толщину до полутора метров. Недавно найденные лестницы домов доказывают, что в древности они имели как минимум два этажа.
На территории Приены расположены руины двух гимнасиев – верхнего и нижнего, стадиона, терм, рынков, храмов (в том числе – храм Деметры). В центре города расположен мраморный фундамент, служивший для жертвоприношений.
В 1765 и 1768 годах развалины города были предметом детального научного изучения представителями английского Общества дилетантов. В конце XIX века их досконально исследовали Теодор Веганд и Карл Хуманн.