Магнесия-на-Меандре

Время основания: IХ век до н. э.

В античности окрестности Магнесии-на-Меандре были богаты магнетитом – минералом, который имеет магнитные свойства. Некоторые исследователи предполагают, что термины «магнетизм», «магний» и «магнит», которые восходят к греческому понятию «магнитис литос», то есть камень Магнесии, связаны с названием города.

Магнесия-на-Меандре – античный город, который в настоящее время является музеем под открытым небом. В нем представлен один из самых значительных комплексов античной архитектуры. С 1985 года исторические районы города Магнесия-на-Меандре пребывают под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Город, расположенный в Ионии, на западе современной Турции, иногда называют просто Магнесией. Но чтобы избежать путаницы из-за наличия в Средиземноморье еще нескольких городов с подобным названием, еще в древности город называли Магнесией Ионийской или Магнесией-на-Меандре – по названию протекающей рядом реки.

Согласно античному историку Страбону, основателями города Магнесия-на-Меандре были выходцы из Крита и Магнесии в Фессалии. Участие в основании города критянина Левкиппа подтверждает найденная при раскопках эллинистическая надпись. Долгое время Магнесия была небольшим поселением, входившим в состав ранних античных государств, в том числе и Лидийского царства. В середине VII века до н. э. Лидия была разорена киммерийцами, пришедшими из Закавказья. В этот период Магнесия также была разрушена. Материальных свидетельств о присутствии киммерийцев в этих местах сохранилось немного. После разрушительных нападений киммерийцев город скоро возродился и снова стал частью Лидии. Век спустя, в 548–547 годах до н. э., Лидия, в которой правил легендарный царь Крез, и контролируемая лидийцами Иония были завоеваны пришедшими с востока персами.

Вот что пишет об этом Геродот: «Мазарес, один из персидских полководцев, подчинил приенцев, прошел всю долину Меандра и отдал город Магнесию на разграбление своему войску. Вслед за тем Мазарес занемог и скончался. Несмотря на смерть военачальника, контроль над Магнесией, как и над всем регионом, персы без проблем удержали».

Но владычество персов не привело к культурному или экономическому упадку. Даже в условиях подавления гражданских прав и свободной торговли появлялись люди, создававшие замечательные произведения искусства. Среди прочих наиболее известен скульптор Батикл, который работал над украшением нескольких античных храмов, в том числе храма Аполлона в Амиклах в Греции.

Около 500 года до н. э. начинается сопротивление ионийцев и греков. Однако позиции персидских сатрапов в Магнесии того периода остаются твердыми. Поэтому, несмотря на утрату некоторых прибрежных городов, владычество империи персов в материковых городах сохранилось. Более того, один из героев Греко-персидских войн, полководец Фемистокл, разгромивший персов в знаменитом сражении при Саламинах, из-за политических междоусобиц в Афинах вынужден был бежать и нашел пристанище именно у персов. Царь Артаксеркс I лично пожаловал недавнему врагу несколько городов во владение. До самой своей смерти в 460 году до н. э. Фемистокл жил в Магнесии.

Вот что пишет о его правлении Плутарх: «По свидетельству большинства писателей, Фемистоклу были даны три города на хлеб, на вино и на рыбу – Магнесия, Лампсак и Миунт… Фемистокл соорудил в Магнесии храм Диндимены и сделал в нем жрицей дочь свою Мнесиптолему… Он перестал разъезжать по Азии, как уверяет Феопомп, а жил в Магнесии, получал большие подарки и пользовался почетом наравне с самыми знатными персами». Великолепная гробница Фемистокла находилась на площади в Магнесии. До наших дней могила не сохранилась.

К началу IV века до н. э. в регионе установился паритет: греки контролировали побережье Ионии, но Кария и внутренние районы Малой Азии принадлежали персам. Попытки спартанцев в 392 году до н. э. отвоевать Магнесию окончились неудачей. Тогда в сражении близ города был разгромлен полководец Тимброн, повадившийся набегать из Эфеса в персидские владения.

В 334 году до н. э. началось победоносное шествие по Азии Александра Македонского. Эфес сдался без боя, Магнесия-на-Меандре последовала его примеру. Согласно историку Арриану, после падения Эфеса граждане Магнесии пришли к Александру сдавать свой город.

После ранней кончины непобедимого Александра Македонского его огромное государство быстро распалось на несколько частей. Район Эфеса и Магнесии стал местом множества сражений между полководцами, получившими земли от Александра. Эфес в итоге попал под контроль династии Птолемеев, а Магнесия стала частью государства Селевкидов. Эфес и Магнесия, хоть и располагались в разных государствах, поддерживали самые тесные экономические и культурные связи. Фактически Магнесия была союзником и в определенном смысле даже городом-спутником Эфеса. До наших дней сохранились фрагменты городских ворот Эфеса, которые назывались Магнесианскими.

В 189 году до н. э. город переходит под контроль Пергамского царства и остается в его составе вплоть до прихода в регион римлян. Магнесия была перенесена в более удобное для обороны место у подножия горы Торакс. В этот период Магнесия достигает наибольшего могущества и расцвета культуры. Этому способствует удачное стратегическое расположение между городами Эфесом, Траллами, Приеной. Во II веке до н. э. Магнесия была застроена в монументальном стиле по проекту архитектора Гермогена из Алабанды. Прекрасные храмы, фрагменты которых дошли до наших дней, были возведены под руководством Гермогена.

Известный архитектор и теоретик Витрувий в своем знаменитом труде «Десять книг об архитектуре» выделяет всего пять типов храмов. В качестве лучшего образца для одного из них Витрувий приводит храм Дианы (Артемиды) в Магнесии, авторство которого принадлежит Гермогену. Очень высоко ценил творение Гермогена и Страбон. Он писал, что святилище Артемиды Левкофрины уступает эфесскому по величине храма и по числу посвятительных даров, но далеко превосходит его в смысле гармонии и искусного устройства священной ограды.

Сооружение древнегреческого архитектора Гермогена было широко известным и в некотором роде выдающимся. В процессе возведения храма Артемиды Левкофрины (в переводе с греческого – Артемиды Белобровой) Гермоген использовал новшество – псевдодиптер. Так называлась двойная колоннада, окружающая здание храма. Второй, внутренний ряд колонн является ложным, потому что он состоит из полуколонн, выступающих выразительным рельефом из стен сооружения. Впоследствии этот прием применялся в римской архитектуре.

Фриз храма Артемиды Левкофрины был украшен богатой скульптурной композицией, фигуры которой выполнены в виде крупного и выразительного рельефа. Темой скульптурно-рельефной композиции является битва греческих героев с воинственными амазонками. Общая длина фриза составляла 175 м. Однако сохранились только отдельные фрагменты, которые сегодня представлены в музейной экспозиции Лувра.

Храм Зевса Сосиполиса (в переводе с древнегреческого – Зевса – защитника города) был возведен в Магнесии-на-Меандре на рубеже III–II столетий до н. э. Его автором также считают Гермогена. Архитектурная стилистика храма в полной мере соответствует творческой манере архитектора. В археологическом комплексе представлены только колонны храма, которые дают возможность представить всю красоту и великолепие сооружения. Фасад храма Зевса вывезен в Германию и в качестве постоянного экспоната выставлен в Пергамском музее Берлина.

Подлинный расцвет Магнесия пережила в римский период своей истории. В городе, где уже находилось несколько храмов и стадион, на рубеже эпох появляются новые религиозные постройки, строят новый театр, расширяют созданный прежде стадион, возводят новые крепостные стены, термы, общественные туалеты. К началу III века Магнесия-на-Меандре обретает славу «седьмого города Азии». Азия в те времена включала не только провинцию Азию, расположенную на берегу Эгейского моря, но и значительную часть территории современной Турции, а также Кипр. Наряду с Апеннинским полуостровом и Египтом этот регион был наиболее густозаселенным во времена расцвета Римской империи.

Но с середины III века империя клонится к упадку. В 262 году Эфес и Магнесия были разграблены варварами. Города оправились от разорения, но при этом и численность населения, и достаток сократились. С IV века в Магнесии начинают возводить христианские храмы. Фрагменты первых церквей до наших дней не дошли. К социальным причинам упадка добавились природные: вследствие изменения русла Меандра окрестности Магнесии стали заболачиваться. Жители перебрались в Айдын-Траллес и Сельчук, выросший недалеко от также покинутого Эфеса.

В 1890-е годы Магнесию посетил известный археолог Карл Хуманн. Результатом двухлетней исследовательской работы стала книга о Магнесии, которая до сих пор является одной из лучших публикаций о городе. Раскопки в Магнесии продолжаются по сей день. Летом 2013 года был обнаружен еще один храмовый комплекс. В настоящее время ведутся исследования, которые, возможно, позволят определить, кому было посвящено найденное религиозное сооружение.

Загрузка...