26 Февраля 2013 года.
Иногда спрашивают, как успешно продавать продукцию своего хозяйства на рынке, например молоко от своих коров? Один сосед говорит: в моём хозяйстве молоко самое качественное, вкусное и жирное, покупателям понравится, будут брать. А у вас похуже, никто не возьмёт. Другой сосед говорит: а у меня постоянные покупатели, подъезжаю продавать, а они уже ждут. Посмотрел я, посмотрел на их торговлю, да вижу – вяло идёт, привозят три фляги и полдня выторговывают, пока не скиснется на жаре. Надо помозговать, как дело наладить.
И вот утром мы, соседи фермеры, привозим молоко на площадь в ближнем рабочем посёлке, продавать от вечерней и утренней дойки. Ближний ко мне сосед на телеге с лошадкой, с женой. Говорит: мы на лошадке, хоть и помедленней, да солярку тракторную сэкономим, а опережать вас, соседи-фермеры нам не нужно, наше качественное молоко в первую очередь купят. Другой сосед – фермер на стареньком авто "Москвич412", постоянных покупателей подзывает. Ну и я, на тракторе синего окраса "Беларусь", достался мне из совхоза после тракториста – алкаша, подремонтировал и езжу. А было это ещё в 90 гг.
У всех примерно одинаковая очередь, у меня, как нового торговца, поменьше. Сосед на телеге ухмыляется, мол говорил тебе, что все покупатели ко мне пойдут. Бросай свою торговлю, только мешаешь.
И вот в очереди продвинулась с банкой женщина пенсионного возраста и говорит мне: продайте мне подешевле, пенсия очень маленькая. Я задумался – как мне компенсировать этот убыток от снижения цены пенсионерам. И тут же – эврика! Мой разум мгновенно выдал решение этой задачи. Мне нужны рекламные агенты! Именно реклама двигатель торговли, а не качество и постоянство. Лучше потратиться на рекламу немного, чем терять массу времени, стоя на рынке. При хорошей рекламе можно увеличить объём продаж, и прибыль возрастёт, а не потеряется.
И вот говорю этой женщине: я буду давать вам молоко без оплаты каждый день, а вы поработаете у меня рекламным агентом. Подходите, когда я продам, поговорим. Обязанности будут простые, можно сказать – забавные, нужно только весёлое настроение.
Подходит она ко мне позже и спрашивает: что, мне объявления нужно будет расклеивать? Нет, отвечаю я, эти объявления никто читать не станет. И спрашиваю: у вас в рабочем посёлке есть центральный магазин, куда в основном все жители заходят? Да, есть, говорит. Спрашиваю: а в этом магазине есть основной зал, в котором прилавки и все друг друга слышат и видят? Да, есть. Спрашиваю: а вы, когда заходите в магазин, видите от входа своих знакомых в зале? Да сразу вижу. Спрашиваю, а со многими ли вы свободно общаетесь в этом посёлке? Да, отвечает, очень многих хорошо знаю.
Вот я и объясняю этой женщине: работа будет состоять в том, чтобы с весёлым настроением, с сумочкой ходить в магазин, как бы за покупками. Несколько раз в день, лучше в то время, когда покупателей побольше. Зайдёте в магазин, высмотрите в очереди свою знакомую и прямо от входной двери, на весь зал, громко ей говорите: Таня (Маня, Глаша…), привет, как жизнь? А ты уже купила молоко? Ещё нет? А я уже купила, у фермера на синем тракторе. Очень хорошее молоко, свежее я постоянно у него покупаю! Синий трактор каждый день на центральной площади с утра.
Потом пойдёте отдохнуть, а через несколько часов – опять в магазин, и опять на весь зал в том же духе, громко. Часто ходить не нужно, иначе поймут замысел, достаточно раз пять в неделю.
Всё, договорились.
И вот мы, соседи – фермеры вновь съезжаемся продавать молоко на площадь в посёлке. И вот как результат рекламы – ко мне очередь более тридцати человек, и всё прибывает. Задние спрашивают: а нам молока хватит? У соседа на телеге – никого.
Он пыхтел, пыхтел, потом слезает с телеги и ко мне подходит, говорит – ты что, цену снизил? Смотри не шуткуй, а то зароем. А лучше убирайся отсюда со своей торговлей, у нас молоко качественное скисает, покупателей нет. Я отвечаю: о цене спроси у моих покупателей, мне всёравно не поверишь, что цена такая же, как у тебя. А уходить мне негоже, все жители хотят у меня молоко покупать, зачем их обижать.
Меньше чем через час я всё продал, подходит ко мне мой рекламный агент. От души ей молока сколько пожелает и благодарность за хорошую работу.
И вот говорю ей: ещё пару человек, пенсионеров привлеките рекламу делать. Обучите тому же весёлому рекламному занятию, что сами для меня выполняете. А я им свежего молока.
Так успешная торговля на площади продолжалась длительное время. Что-то заставило меня перейти с площади на рынок. Вроде бы администрация посёлка так решила, сейчас уже не помню Да и там удалось успешно рекламу развить. Соседние торговки мне обещали флягу на голову надеть.
А несчастный сосед на телеге сказал – невыгодное это дело коров содержать и молоко продавать, брошу я этим заниматься, никакой прибыли нет, одни убытки, семью не на что содержать, в бедность впали. По этой же причине и с женой они разругались и разъехались.
А что поделаешь, рынок – он жёсткий. Конкуренция.
А причина успешной торговли в расширенном взгляде на этот процесс. Некоторые замыкаются на мелких действиях: отмерил молоко покупателю, получил деньги, ждет следующего, в это время болтает с соседями.... Эти действия обычные, выполняются автоматически, мысль спит. А при расширенном подходе замечаешь другие обстоятельства торговли и приучаешь себя постоянно обдумывать – а как я могу применить эти обстоятельства для улучшения сбыта, привлечения покупателей. Берёшь на заметку любую новую информацию и даёшь своей голове задание применить её в торговле. Если это происходит с сильной заинтересованностью в успехе торговли, с эмоциями, то через некоторое время в голове само собой появляется подсказка и план действий.
(цитата) … люди очень сосредотачиваются на решении ограниченного круга проблем Таким образом, для успеха в деле нужен широкий взгляд на связанные обстоятельства и СМЕЛОСТЬ в использовании этих связей. Нужно не стремиться "урвать" шанс обстоятельства, а для достижения успеха нужно стремиться "не потерять" никакую информацию об обстоятельствах и внимательно присматриваться, прислушиваться к широкому множеству подсказок из внешнего мира.