Анализ – расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Способ познания предметов путем расчленения целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей.
Синтез – выявление связей и зависимостей между отдельными частями (элементами) изучаемого предмета, соединение их.
Экономический анализ – абстрактно-логический метод исследования экономических явлений.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Макроэкономический анализ – изучение экономических явлений и процессов на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей.
Микроэкономический анализ – изучение экономических явлений и процессов на уровне отдельных субъектов хозяйствования (хозяйственных единиц) – анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Этапы возникновения и развития экономического анализа.
1. 4000 г. до н. э. – возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов. Это связано с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансирования.
2. Вторая половина XIX в. – теоретическое и практическое развитие экономического анализа в эпоху развития капиталистических отношений.
3. Первая половина XX в. – обособление анализа хозяйственной деятельности (АХД) в особую отрасль знания, с помощью которой изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производственно-финансовой деятельности, оцениваются результаты деятельности и предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Становление АХД обусловлено следующим:
1) удовлетворением практической потребности, которая возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства;
2) развитием экономической науки в целом и дифференциацией ее отраслей:
а) выделением анализа хозяйственной деятельности в самостоятельную отрасль знаний – научную базу принятия управленческих решений;
б) началом комплексного аналитического изучения деятельности предприятия;
в) выпуском первых специальных книг по экономическому анализу хозяйственной деятельности.
4. 30-е г г. XX в. – курс АХД введен в программы вузов СССР. Становление АХД как науки.
5. Послевоенное время – основательная разработка теоретических вопросов анализа.
Разработка самостоятельных направлений методологии анализа. Выделяют методы:
1) сравнительный;
2) технико-экономический;
3) оперативный;
4) экономико-математический;
5) функционально-стоимостной и т. д.
6. Современное состояние анализа – это довольно основательно разработанная в теоретическом и практическом плане наука, она предполагает:
1) широкое применение математических методов и ЭВМ;
2) использование методик экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении производством на разных уровнях;
3) внедрение теоретических достижений науки в практику экономического анализа;
4) развитие экономического анализа;
5) повышение заинтересованности в этой науке.
Перспективы развития экономического анализа обусловлены развитием смежных наук, запросами практики в обосновании управленческих решений на местах, совершенствованием экономического механизма через переход к рынку, конкуренцией предприятий и форм собственности.