Для возникновения правоотношений необходимо наличие участников этих правоотношений или субъектов. Участник правоотношений наделен нормами права в определенных ситуациях определенными правами и обязанностями, нормы права предписывают участнику правоотношений то или иное поведение. В таможенных правоотношениях существует две стороны отношений – таможенные органы и граждане, которые именуются лицами. Лица могут быть физическими и юридическими.
Таможенные органы в таможенном праве действуют по уровню их компетенции – от низовых таможенных органов, осуществляющих впуск и выпуск товаров, до федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного контроля.
Лица разделяются на российских и иностранных.
К российским лицам относятся физические лица граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, и юридические лица, созданные в РФ и согласно законам РФ.
К иностранным лицам относятся физические лица – граждане иностранных государств и юридические лица – созданные в иностранных государствах.
Разделение лиц на российских и иностранных связано с особенностями таможенного законодательства, по которому действия в некоторых областях таможенного права могут осуществлять только российские лица (декларант, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и т. п.).
К физическим лицам применимы все нормы гражданского права, которые определяют возможность или невозможность стать субъектами правоотношений. В первую очередь это дееспособность. Таможенно-правовая дееспособность наступает с 16 лет.
В правовом отношении к физическим и юридическим лицам применяются разные нормы, ориентация идет на использование товара в личных или предпринимательских целях.
Таможенные органы как субъект отношений таможенного права занимают в нем особое положение: они наделены огромными полномочиями и являются представителями государства, то есть они воплощают в себе государство. Высший таможенный орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля) имеет право издавать нормативно-правовые акты и изменять или конкретизировать существующие нормы таможенного права, а при необходимости устанавливать новые.