Поговорим о благословении детей. Каждый из нас в семье – священник. Священник – это человек, который совершает таинство, но, кроме этого, он учит закону и удерживает от греха. И мать, и отец в семье – это священники. Они могут благословлять, наставлять, учить, проповедовать. В этом смысле им дано очень многое для того, чтобы человек был сдержан словами родивших его.
Я хочу сказать о том, что слова отца и слова матери должны быть очень полновесными, они должны иметь тот вес, о котором мы читаем в Библии, когда люди в древности благословляли или проклинали кого бы то ни было. Вот что написано про Ноя: когда он вышел из ковчега, то его сын Хам проявил неуважение к нему. Ной, не зная силы вина, выпил его и, опьянев, лежал, раскинув свои одежды, обнажившись. Он был смешон в это время. И Хам, посмотрев на него, посмеялся над ним, а затем позвал и братьев посмотреть и посмеяться над отцом. Однако братья шли спиной к отцу, они стыдились смотреть на его наготу. Братья накрыли его одеждой. Им было страшно смеяться над отцом, который произвел их на свет.
Когда Ной проснулся, то проклял Хама в лице его потомства, назвав это потомство рабами рабов (это значит, что они будут рабами у своих братьев), а потом благословил Сима и Иафета. Ной сказал, что благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:26–27).
Мы часто говорим детям: «Ты дурак, идиот, лентяй, бездарь, ты такой-сякой, ты придурок». Это плохо, потому что это антимолитва. Нужно благословлять детей своих, благословлять, а не проклинать.
Ной сказал это очень давно, но сказанное им сохраняется до сих пор, потому что потомки Сима – это евреи, арабы, семиты. Как говорит пословица: «Сим молитву дает, Хам пшеницу сеет, Иафет власть имеет. Смерть всем владеет». То есть семиты – это благословенный корень, это авраамиты, это дети Авраама. Евреи и арабы – это самые молитвенные люди в мире, они больше всех любят молиться и больше всех стремятся к Богу.
«Иафет вселится в шатры Симовы». Вот мы – северные люди. Славяне, норвежцы, норманны, финны, греки, вся Европа – это все иафетиты. Они вселились в шатры Симовы. Потом, когда евреи отпали от Христа, не признали Его, то мы, дети Иафета, вселились в шатры Симовы. То есть мы вошли в то богослужение, в те заветы, в ту молитву, в ту радость, которую раньше имели только одни евреи.
А Ханаан – раб рабов. Ханаан раб Иафету, раб Симу. Это однажды отец сказал, и до сегодняшнего дня это сохраняется. Какую власть имеет отец над детьми! Скажет – и останется. Да будет тебе так… и так оно и будет, потому что Бог дал власть отцу над детьми. И наоборот, чтобы ты был таким и вот таким… пусть Господь тебе даст это, пусть будешь ты таким-то, – и слово превращается в дело. Это нужно каждому отцу и матери.
Не раз замечено, что еврейские матери и отцы не ругают детей своих и не обзывают их обидными словами, не клянут их. Это очень благочестивая традиция. Мы часто говорим детям: «Ты дурак, идиот, лентяй, бездарь, ты такой-сякой, ты придурок». Многие родители уже привыкли говорить так… Это плохо, потому что это антимолитва. Нужно благословлять детей своих, благословлять, а не проклинать. Так говорит апостол Павел: «Благословляйте, а не проклинайте, ибо вы призваны к благословению» (см.: 1 Пет. 3:9).
Давайте постараемся не клясть своих детей, не ругать их лишний раз, а благословлять их. Вы спросите: «А как благословить, что сказать?» В Писании говорится, например, о многих благословениях отцов над детьми. Причем у всех семитов, вообще у всех людей восточного происхождения прослеживается отношение к слову как к вещественному.
Я читал про одного английского путешественника, который странствовал по пустыне. Он ездил на верблюде, голову и лицо укутывал платком от песка. По его внешнему виду нельзя было определить, белый он или араб. Ему повстречались бедуины. Они поприветствовали его: «Салам», что значит «мир тебе». А «салам алейкум» – мир вам. Англичанин ответил им: «Алейкум ас-салам» («И вам мир»). Когда бедуины присмотрелись, они поняли, что он не араб. Тогда они сказали: «Ой, отдай нам наш мир!» То есть мы тебе мира пожелали, но ты чужой. Мы тебе по ошибке дали мир, отдай нам наш мир, то есть то, что мы тебе дали.
Понимаете, у них слово – это дело. Ты сказал: «Мир тебе» – и ты вложил сердце в слово, и ты послал энергию в слово, и ты дал дело вместе со словом. Мы не так относимся к словам, и это наш грех. Мы примитивные, такие придурковатые европейцы, для которых слово – это пар, а дело – это дело. Дело можно съесть, дело можно одеть, а слово – это пар, и можно брехать всю жизнь. И это ужасная идеология.
Дай Бог, чтобы наши дети были благословенны нами, а через нас – Богом, потому что в этом состоит все их счастье.
Слово – это дело. «Мир тебе» – это значит, что я отдал тебе сердце, я половину своего сердца отрезал и дал тебе – «на тебе меня!» То есть съешь с моим словом вместе, пусть будет хорошо тебе. В Писании говорится, как Исаак благословлял своих детей. Он был уже стар, и у него были сыновья Иаков и Исав. И вот Исаак, уже ослабевший глазами, не видел, кто из них кто. А Ревекка, мать Исава и Иакова, хотела, чтобы ее любимый сын Иаков получил первородство. Тогда она одела его в шкуры, в которые одевался старший сын Исав, и подвела его обманом к отцу. Отец благословил его, сказав: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы и да поклонятся тебе племена… проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны! (Быт. 27:28–29). Иаков получил благословение и ушел.
А потом пришел старший сын – Исав. Тогда Исаак понял, что он благословил не того, и вострепетал он великим трепетом, и сказал: кто же это… и я благословил его? (Быт. 27:33). Оказывается, он младшего благословил больше. И Исав, выслушав его, поднял громкий крик. Он сказал отцу своему: «Отец мой, благослови и меня!» Но тот ответил: «Брат твой пришел с хитростью и забрал благословение твое!» Казалось бы, ну забери оттуда, дай этому. Нельзя! Уже сказано слово, слово уже сказано! Ты сказал – все! И что же? Исав спросил: «Уж не потому ли дано ему имя Иаков – “Запинатель”? Он запнул меня два раза уже, так дай мне благословение». И Исаак благословил его, но гораздо меньшим благословением.
Если Иакову говорится, что даст ему Господь Бог от росы небесной и от тука земного, то Исаву отец говорит: даст тебе Господь от тука земного и росы небесной, то есть наоборот. Переворачивается порядок – сначала земля, а потом небо, а Иакову сначала небо, а потом земля.
Так вот, братья и сестры, человек сказал, и слово осталось. Не думайте, что только Исаак такой был, или Иаков, или Авраам, или Моисей. Это у всех так. Вот скажешь сыну, что он дурак никчемный, тогда он так дураком никчемным и будет всю жизнь. И наоборот, скажешь: «Сынок, Господь да благословит тебя! Господь да вразумит тебя! Господь да сохранит тебя!» И сохранит Господь, и вразумит Господь, и покроет Господь. Поэтому отцы и матери не имеют права ругать детей своих нехорошими словами, они не должны проклинать их, а должны благословлять. И это благословение имеет великую силу. Дай Бог, чтобы мы это поняли, почувствовали, дай Бог, чтобы наши дети были благословенны нами, а через нас – Богом, потому что в этом состоит все их счастье.
Вы спросите: а как благословлять? Я сейчас дам вам ориентир, приведу цитату: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24–26). Такие три благословения Сам Господь дал сынам Израилевым, священникам, чтобы они благословляли так народ Божий. То есть можно это все выучить и так благословлять людей, которые находятся под вашей властью – пусть отец и мать благословляют детей, дед и бабушка – отца, мать, внуков, священник – людей.
Мы благословляем обычно именем Господним: «Именем Господним благослови, отче!» Или мы говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Это наше стандартное благословение. При этом можно читать любую молитву. Например: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас» или «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Любую молитву можно читать, так мы благословляем человека именем Господним. Шестая глава Книги Чисел дает нам три способа благословить человека и описание того, как Сам Господь вложил это в уста древним священникам.
Само троичное число благословений говорит нам о том, что Бог есть Троица. То есть Господь потихоньку готовил людей к той высокой мысли, что Бог Один, но Он же и Троица. Он Один по существу, но троичен в Ипостасях, в Лицах. Как в одном человеке есть дух, душа и тело, но человек не разделяется на три, он есть один – целый один человек. Так же как и храм один, но в храме есть притвор, центральная часть и алтарь. И вот три благословения, которые Он Сам дал священникам, говорят нам о том, что это говорит нам Бог Троица.
«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» Можно так благословлять людей, которые находятся под вашей властью.
Благословение, братья и сестры, – это великое дело. Научиться благословлять Господа – это, может быть, одна из самых главных наук человеческих. Дождь идет – скажи: «Благословен Господь Бог наш, дающий дождь на землю!» Сел за еду – скажи: «Благословен Господь Бог наш, напитавший нас дарами Своими». Заболел, например, – скажи: «Благословен Господь Бог, пославший мне болезнь для очищения грехов моих!» Это уже мудрость.
Когда мы благословляем Бога во время болезни, неприятностей, скорбей, опасностей, сложностей, трудностей, страхов, тогда мы мудрее всех философов. Христианство – это высшая философия. Если мы умеем благодарить, и хвалить, и благословлять Господа среди болезней, среди неприятностей, то мы христиане.
Так поступали три отрока в вавилонской печи. Что они пели? «И хвально, и прославлено имя Твое вовеки… да хвалят Господа небеса небес и вода, иже превыше небес». То есть пусть весь мир хвалит Господа. Да и мира мало. Пусть люди, ангелы, стихии, звери, скоты, пернатые – пусть все хвалят Господа. Это они в печи пели посреди огня, уже готовые умереть. Хвалить Бога во время неприятностей – это самая большая человеческая мудрость.
Бога нужно благословлять, детей нужно благословлять. Мы, когда заканчиваем Литургию, говорим: «Благословляй благословящих Тебя, Господи, и освящай на Тебя уповающих…» То есть Ты, Господи, благословляешь тех, кто благословляет Тебя, и освящаешь тех, кто уповает, то есть надеется на Тебя. Значит, мы с вами должны научиться благословлять Господа на всякое время. Так мы и поем на наших службах: «Благословлю Господа на всякое время, выну (то есть “всегда”) хвала Его во устех моих» (Пс. 33:2).
То есть сел обедать – «Благословен Господь Бог Израилев!» Встал, сел, лег или поднялся – «Господи, слава Тебе, Ты благословен!» Внутри себя, не на языке даже, может быть, а в мыслях, в сердце – «Господи, слава Тебе!», то есть «Все хорошо! Ты хвальный, Ты прославленный, имя Твое святое вовеки».
Сегодня мы с вами для того, чтобы подтвердить наши слова о важности благословения, почитаем из Писания о том, как престарелый Иаков, которому было уже 130 лет, благословлял детей своего сына Иосифа. Иосиф был продан в рабство и там был унижен, потом возвышен. И вот Иаков пришел в Египет и там благословил своего сына Иосифа и его детей.
У Иосифа было двое сыновей – Ефрем и Манассия (Ефроем и Манаше). Манассия был старший, а Ефрем – младший. И вот Иосиф привел своих детей к отцу своему Иакову, который был уже весьма стар и слаб глазами. Он уже похоронил Рахиль – жену свою. Она упокоилась в пределах Вифлеемских, в Бейт-Лехеме есть ее могила.
Когда мы благословляем Бога во время болезни, неприятностей, скорбей, опасностей, сложностей, трудностей, страхов, тогда мы мудрее всех философов. Если мы умеем благодарить, и хвалить, и благословлять Господа среди болезней, среди неприятностей, то мы христиане.
И вот, одинокий, престарелый, почти слепой Иаков пришел в Египет и сказал Иосифу: «Подведи ко мне своих детей. Я не видел их». И тот привел к нему сыновей Манассию и Ефрема для благословения. Он поставил Манассию под правую руку Израиля (то есть Иакова), а младшего, Ефрема, под левую руку, чтобы отец положил руки на них вот так: на старшего правую, а на младшего левую, и помолился над ними. Но Израиль, то есть Иаков, простер правую руку свою и положил на голову Ефрема, а левую на голову Манассии. И вот так их благословил, крестом!