О связи поколений

Давайте поговорим о наших предках. Каждый из нас, как дерево, корнями уходит в глубь веков. Тысячи людей – наши родственники, но мы их не знаем. Однако то, что мы их не знаем, не означает, что их нет. Мы не первые в мире, мы не Адам, мы взяты не из земли, мы от чрева, от семени. И там, за спиной у нас, есть множество людей, которых мы не видели, но которые есть. Они ушли из этого мира, но они живы по-своему в этом царстве живых за гробом. И вот об этом стоит вспоминать и думать. Связь с ними очень важна для человека.

Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа, где говорится о книге родства Иисуса, Сына Давидова, Сына Авраамова, и перечисляется длинный перечень имен, кто кого родил. Это, по сути, вся история Ветхого Завета, перечисленная в именах. Кто читает эти слова и не знает истории Старого Завета, тот читает «китайскую грамоту», а кто знает историю, тот читает с интересом, потому что за каждым именем есть целая книга, целая жизнь, и она известна читающим. Так вот, не зря эта книга открывает Евангелие – родословие Христа и Его связь с поколениями, жившими прежде Него.

Человеку очень важно знать, что он не один в мире, что не только здесь, на земле, вокруг него, есть друзья, знакомые, родственники, но что он опирается плечами на огромное количество ушедших из этого мира, но живущих в памяти людей, настоящих людей, не исчезнувших никуда, реальных личностей, которые оставили свой след в истории.

Однажды был у меня такой разговор с одной женщиной-психологом, которая весьма меня повеселила, порадовала мою душу неким тестом. Люди собираются в группу, скажем, человек двадцать, и выбирают одного. Допустим, мужчину. Ему говорят:

– Выбирайте себе из группы человека, который похож на вашего отца. Или человека, который симпатичен вам, потому что вы бы хотели, чтобы таким был ваш отец. А также мать или похожую на нее, или такую, какой бы вы хотели видеть свою мать.

Человеку очень важно знать, что он не один в мире, что не только здесь, на земле, вокруг него, есть друзья, знакомые, родственники, но что он опирается плечами на огромное количество ушедших из этого мира, но не исчезнувших никуда, а реальных личностей, которые оставили свой след в истории.

Человек выбирает себе предполагаемых отца и мать.

– Теперь выбирайте отца и мать для отца, то есть деда и бабушку со стороны отца, и отца и мать для матери, то есть деда и бабушку со стороны матери. По симпатии или как получится.

Выбирает.

– Теперь выбирайте для каждого из них отца и мать…

Дерево разветвляется. Выбрали. Получилось такое звено: два, четыре, восемь…

– Теперь вы поворачивайтесь к ним спиной, а они будут поддерживать друг друга за плечи. Прадеды – дедов, деды – отцов, отцы – вас, а вы потом падаете на их руки.

Человек перемещает вес тела на пятки и не стоит сам, а опускает свой вес на руки того, кто его держит. А его держат как бы мнимый отец, мнимая мать, а их, соответственно, деды и бабушки, прадеды и прабабушки… Вот так он висит на их руках. Так продолжается минуту, может быть, или полторы, меньше-больше… Потом они его ставят на место, и у людей расширяются глаза. Они вдруг понимают, что вот оно – нас держат поколения ушедших из жизни людей. Я не один в мире. Откуда я взялся? Были отцы, матери, у них тоже были отцы и матери…

Это все глубоко ушло, далеко-далеко… Но эти люди есть. И я есть благодаря им. Они могли быть грешниками, беззаконниками, лентяями, преступниками или, наоборот – трудолюбцами, милостивыми, щедрыми, целомудренными, терпеливыми, храбрыми, а может – трусами, жадинами… Они меня родили, и я опираюсь на них.

Большие мужчины, ростом под два метра, широкие в плечах, плакали, когда проходили этот тест. Они вдруг почувствовали, что за ними стоят тысячи людей. Они цветки на дереве, а дерево глубокое и большое. Осталось ощущение ладоней на плечах, на лопатках, где держали их мнимые отец и мать. У них горели плечи, как будто бы их пекли утюгами. Они неделями – целыми неделями – ощущали на своих плечах эти руки, запечатлевшиеся на них.

Это очень важно, братья и сестры, потому что мы с вами – не мыльные пузыри, мы не возникли вдруг: вот так вот появились и вот так вот исчезли. Мы приходим в мир после кого-то, благодаря кому-то. Оставляем кого-то или что-то как плод своей жизни в мире и передаем эстафету, а потом другие разбираются уже с нашей жизнью, потому что мы вложили себя в чью-то жизнь. И это очень важно.

Современная идеология не признает этого. Современный человек даже отчество не пишет в паспорте. Вот наши паспорта еще предполагают отчество. Например, Иван Иванович Иванов или там Петр Васильевич Шпак. А вот в английском паспорте или американском пишется только имя и фамилия. Кто твой отец, там не имеет значения. То есть Джон Малкович, и хватит. А Джон Джонович ты или кто, это там никому не нужно. Кто твой отец? Джон он был или трижды Джон, неважно. Важно, что есть ты, есть твоя фамилия – идентификация такая, и все.

А нам важно, до сих пор еще нам важно, кто они – наши отцы, отцы наших отцов, деды наших отцов… И чем глубже эти корни, тем серьезней и глубже человек, тем тверже он, тем глубже его корень, тем тяжелее его свалить. Чем меньше эта связь, тем он податливей падает под ударами судьбы, тем легче он ломается.

Заметьте, что Церковь наша мудра, мудрее всех. Она ввела в нашу церковную жизнь поминальные субботы. Причем когда у нас умирает кто-нибудь из родных, мы идем на поминальную литургию или на панихиду. Но есть отдельные субботы, называемые родительскими, когда мы поминаем всех от века почивших христиан. Среди них есть наши прапрапраотцы и прапрапраматери. Поминаем их мы перед святым великомучеником Димитрием, после Троицы и в посту несколько раз. Эти субботы называются родительскими.

Нам до сих пор важно, кто они – наши отцы, отцы наших отцов, деды наших отцов… И чем глубже эти корни, тем серьезней и глубже человек тем тверже он, тем глубже его корень, тем тяжелее его свалить. Чем меньше эта связь, тем он податливей падает под ударами судьбы, тем легче он ломается.

Так вот, через эти службы Церковь скрепляет нашу связь с усопшими сродниками. Очень важно не быть перекати-полем, таким одуванчиком, когда дунул – и все, и нет его, он улетел. Где он? Нет его. А где он был? А не знаем где. Человеку нужно ощущать корневую связь с прошедшими поколениями. Это чрезвычайно важно.

Этим начинается Евангелие. Кто кого родил, кто где жил, кто когда умер, кто где погребен. Мы этого не знаем, потому что двадцатый век разметал всех повсюду. Родился в Казахстане, умер в Германии. Родился в Австралии, умер на Чукотке. Родился на Украине, умер где-нибудь на Дальнем Востоке или в Мурманске. Не знаем, где кто. Многих из нас разметала жизнь. И это все не в последнюю очередь «благодаря» тому, что люди забыли свои корни и позволили жизни дунуть на нас, развести в разные стороны.

Так вот, я бы хотел, чтобы вы знали, что человеку нужно ощущать родовую связь со своими корнями. Без них он труп, без них он слабое звено, перекати-поле, одуванчик. Только с ними он силен, как Антей – античный герой, богатырь, который пальчиком касался земли и становился непобедимым. Чтобы его убить, нужно было полностью оторвать его от земли. Геракл, борясь с Антеем, поднял его в воздух и задушил, потому что если бы тот касался земли хотя бы локтем, хоть пальцем, хоть пяткой, он был бы непобедим. Земля кормила его и давала ему силы.

Человеку нужно ощущать родовую связь со своими корнями. Без них он труп, слабое звено, перекати-поле. Только с ними он силен. Нужно, чтобы мы помнили своих предков, держались бы земли. В этом сила каждого человека.

И мы так же. Если оторваны от земли – погибаем, если касаемся земли – живем. Нужно, чтобы мы помнили своих предков, держались бы земли. В этом сила каждого человека.

Загрузка...