И за скорби будем благодарны Богу

Давайте поговорим о великих людях древности. Нужно обратить внимание, насколько тяжела была их жизнь, как мало было великих, которые жили бы комфортно, припеваючи, не имея никакой беды, страха, боли, скорби – общественной или своей личной.

Вот, к примеру, в одном из пророчеств святого пророка Иезекииля Господь говорит, что «если бы были в этом народе такие праведники, как Ной, Даниил и Иов, то Я помиловал бы только их. Эти люди не спасли бы своей праведностью даже детей своих, а только себя бы спасли» (см.: Иез. 14:14). Настолько в то время народ онечестивился, стал гадок…

Вот три фигуры – Ной, Даниил и Иов. Эти люди нашли благоволение в очах Божиих, и Господь называет их троих – как некогда Авраама, Исаака и Иакова, – тремя великими, которые есть люди Божии и родоначальники избранного народа. Ной, Даниил и Иов – это люди, из которых Ной, например, не еврей. Тогда еще не было евреев. Это человек, который представляет собой все человечество без различия национальностей. Национальности начались уже после Ноя, начиная с вавилонского смешения языков.

Также и Иов. Это праведник, который не принадлежит к еврейскому народу, это человек, который свят и велик, и Христа образует собой, но он не еврей. Троих здесь называет Иезекииль, напоминая о том, каковы они, как они жили.

Ной жил во времена страшного развращения нравов. Люди тогда были иными. Сильные, красивые, высокие, статные… И жили долго – по пятьсот, семьсот, восемьсот лет. Были настолько могучими, что к чадорождению приступали только после ста лет жизни. Праведники иногда рождали первенца в триста-четыреста лет. Это люди, совершенно не похожие образом жизни на нас. Люди, не видящие смерти, так как кладбищ не было. Они так долго жили, что мертвеца могли видеть только раз в жизни, на закате своих дней. При этом развращены были до крайности, извратили свою жизнь до невозможности, до невообразимости. Нечто похожее на Содом и Гоморру.

Жизнь в плену. Что может быть хуже? Что может быть горше? И в это время, как скисшая вода поднимается вверх, так скорбящая душа обретает утешение в вере. Человек взлетает на вершины праведности благодаря помогающим ему скорбям.

И праведник Ной слышит Божий призыв, готовится к спасению, потому что люди неисправимы, а он исправим. Нужно сберечь его, чтобы через него размножить людей. И он сто с лишним лет строит ковчег. Сто с лишним лет трудов, со стороны людей – насмешки. И он, будучи в душе праведным, смотрит на дела беззакония и мучается, как Лот в Содоме. Вот такая у него жизнь.

Потом, собственно, произошла страшная катастрофа, специально устроенная Богом. Ной спасается в ковчеге. Затем от его сыновей пошли новые народы. Выход из ковчега, а затем заселение земли заново. Но ничего такого расслабляющего и нежного, сладкого и мягкого не было. Это как жизнь Предтечи – жизнь в пустыне, жизнь в тесноте, жизнь в молитвах, жизнь в трудах, жизнь в духовных опасностях.

Даниил – человек, который вообще жил в плену. Он был уведен в плен, в плену воспитывался, с тоской смотрел в сторону родного города. Он имел обыкновение трижды в день молиться в сторону Иерусалима. Его сердце рвалось туда, на землю отцов, а сам он жил в палатах языческого царя, служил ему своей мудростью, подсказывал, советовал, изучал халдейские премудрости, а сердцем рыдал. Вопил к Богу о позоре своего народа, о том, что они грешили и беззаконили.

И Бог прав, что Он поступил так. Он поступил справедливо, отдал их людям беззаконным, как и предсказывал. Жизнь в плену. Что может быть хуже? Что может быть горше? Праведник опять-таки живет среди иноплеменников: вера в поношении, храм разрушен, все в поругании, священников нет, святые книги забыты. Все перекосилось, ничего хорошего не происходит. И в это время, как скисшая вода поднимается вверх, так скорбящая душа обретает утешение в вере. Человек взлетает на вершины праведности благодаря помогающим ему скорбям.

Иов – это человек, о котором страшно говорить. Нет в жизни ни одной скорби, которой бы Иов не претерпел: болезни, предательство друзей, внутренний развал семьи из-за непонимания, гибель детей, потеря всего имущества. Что еще можно придумать? Чем еще можно ударить человека?

Потом его душа колеблется в отношении к Богу. Он начинает сомневаться и терпит многие внутренние колебания, хотя остается твердым, как скала. Однако чего это ему стоило!

Читайте Писание, от него вразумляйтесь на доброе, не ропщите на Господа, а благодарите Его за то, что есть у вас сегодня. И щедрый Господь готов дать вам в сто раз больше, лишь бы вы при этом не испортились!

Иов в своих страданиях страшен и чуден. Страшен, потому что нам страшно подумать, что подобное может случиться с нами. Это испытание для сердца. Это великий праведник. Праведник, который, повторяю, является образом страдающего Мессии. Святой страдает. Это Иов учит нас собою, что такое бывает, что Христос, собственно, это и есть Святой, Который пострадал за всех.

Иезекииль называет троих, как когда-то называл Бог Авраама, Исаака, Иакова. Иезекииль называет Ноя, Даниила и Иова. Все святые, все великие, но никто не жил тихо, спокойно и хорошо. Все претерпели жесточайшие испытания.

А если посмотреть на других? Возьмем Иосифа. Это тоже образ Спасителя – братья его предали, продали за сребреники, как Христа продал Иуда за тридцать сребреников. Тоже образ Господний – целомудренный, праведный, имевший откровение от Бога, чудный человек, в юношестве показавший величайшее целомудрие.

Он отверг домогательства развратной хозяйки-египтянки, будучи рабом и в молодом возрасте. Рабство выковывает из него человека, рабство делает его терпеливым, и Бог был с ним. Иосиф, попадая в самые тяжелые ситуации, не малодушествовал, но находил в себе силы служить Господу.

И опять-таки его жизнь не сладка. Это изгнание, это предательство. Пока он стал первым человеком после фараона, сколько вынесла его бедная душа! «В рабы продан был Иосиф, – говорит псалом, – в железо вошла душа его» (см.: Пс. 104:17–18). То есть он прошел через темничные узы и оковы.

Возьмем Илию. До сих пор жив человек, не умер. Тела его нет в земле, костей его нет в земле, он жив. Бог взял его, и он умрет только во времена антихриста. Этот святой человек всю жизнь свою провел в скитаниях и плаче. Говорил Господу: «Господи, пророков убили, жертвенники разрушили, мою душу ищут. Забери меня, потому что я не лучше отцов моих!» (см.: 3 Цар. 19:4, 10).

Иезавель, жена Ахава, хотела убить его. Он был беглецом. Человек, который никого не боялся, вынужден был, как заяц, убегать от женщины. Он постоянно уходил от ее гнева. Она искала его душу с тем упорством, на которое способна только нечестивая, безбожная, бесноватая женщина, потому что злоба женская сравнима только со злобой бесовской. Редко у мужика будет столько злобы, на которую способна Евина дочка.

И этот великий человек жил очень тяжело – терпел засуху, голод, отступление народа, преследования Иезавели и многие-многие другие тяготы. Ведь святость закаляется в лишениях.

Но был, правда, один великий и чудный человек, просивший у Бога мудрости и проживший всю жизнь в мире – да и само имя его означает «мир». Это Соломон, царство которого находилось в таком состоянии, когда золото было по цене меди, а медь по цене камня. Каждый сидел под своей смоковницей, в тени виноградника своего и наслаждался миром. Израиль не воевал, он строил Храм и собирал со всех подати.

Разговаривающий с Богом несколько раз устами к устам имевший от Него столь много, что никто другой столько не имел, Соломон при всем мире и безопасности при спокойствии и тишине научился грешить больше, чем грешили другие.

Но этот великий муж полюбил женскую красоту больше, чем все остальное. Он набрал себе иноплеменных жен и наложниц и в конце концов научился от них идолослужению, чем прогневал Бога. Он омрачил свою жизнь безумием и идолопоклонством. Разговаривающий с Богом несколько раз устами к устам, имевший от Него столь много, что никто другой столько не имел, Соломон при всем мире и безопасности, при спокойствии и тишине научился грешить больше, чем грешили другие.

Вот вам, братья и сестры, урок. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, – говорит апостол Павел (1 Фес. 5:3). Когда был мир и безопасность при Соломоне, тогда сердце его потолстело, разжирело, забыло Господа, и он научился многим грехам.

Эти праведники – Иосиф, Илия, Ной, Даниил, Иов и Авраам (странник, не имевший на земле места для стопы своей, то есть он везде странничал, был пришельцем), и Исаак, и Иаков – выковывали свои души в страданиях и готовились к будущей лучшей жизни, к будущему городу, архитектором и строителем которого является Господь.

Все это я говорю для того, чтобы мы с вами не отчаивались, когда нам плохо. Ну плохо нам, да! А с какой стати нам должно быть хорошо? Неужели мы такие хорошие, чтобы нам было хорошо? Если мы хотим быть хорошими, то тем более не должны удивляться, что зачастую нам бывает так плохо, потому что именно тогда, когда человеку плохо, он может стать хорошим. Когда человеку очень хорошо, это для него вредно, потому что он становится плохим.

Здесь есть неизбежная диалектика, с которой необходимо разобраться. Хорошо ли мне по-настоящему или плохо? Это сложный вопрос, потому что живем-то мы вроде комфортно, более-менее сытно и более-менее тихо, только жалуемся, потому что души у нас неблагородные.

Если мы хотим быть хорошими, то тем более не должны удивляться, что зачастую нам бывает так плохо, потому что именно тогда, когда человеку плохо, он может стать хорошим. Когда человеку очень хорошо, это для него вредно, потому что он становится плохим.

Думайте почаще о тех, кто был лучше нас, потому что они жили хуже нас, но не роптали при этом, а говорили: «Слава Тебе, Господи! Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» Читайте Писание, братья и сестры, от Писания вразумляйтесь на доброе, не ропщите на Господа, а благодарите Его за то, что есть у вас сегодня. И щедрый Господь готов дать вам в сто раз больше, лишь бы вы при этом не испортились!

Загрузка...