Поговорим о тех вещах, тех явлениях, которые воспитывают человека до Евангелия, до Церкви. Это природа, совесть и родители. Святой Иоанн Златоуст говорит, что мы должны быть внимательны, перед нашими глазами всегда есть книга природы. Она раскрыта: звездное небо, земля весной, рождающая траву, напоминающая нам о слове Божием: «Да произрастит земля зелень, траву» (Быт. 1:11).
Вся тонкость этих вещей вокруг нас – от клейкой почки до больших китов, рыб, зверей в зоопарке – это все книга, книга мудрости. Наблюдая за миром, мы учимся познавать Творца. В первую очередь книга природы указывает на Творца.
Картина, написанная человеческой рукой, подписью говорит о художнике, ее создателе. Внизу, написано, скажем: «Веласкес» или «Эль Греко». Природа – это тоже книга или картина, говорящая о Творце. То есть смотреть на закат, на восход, слушать щебет птиц, шум водопада и при этом не говорить: «Слава Тебе, Господи!» – нельзя. Это безбожно, нечестиво, по меньшей мере неумно. Потому что картина говорит о художнике.
– Кто написал?
– Васнецов.
– О, молодец!
– Кто создал?
– Господь!
– Слава Тебе, Господи!
Это нормально, это прямое указание на славословие Божие.
Заметьте, что Христос прославил несколько профессий, которые напрямую связаны с природой. Это рыбаки и пастухи. Многие рыбаки были апостолами, а пастухи знали многое из того, чего не знали книжники.
Давид был пастухом, Авель был пастухом, пастухами были те, кто слышал ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Значит, Господь показывает нам, что простые занятия могут вести нас ко Господу благодаря своей простоте, благодаря тому, что человек, трудящийся на природе, находится среди Божиих вещей.
Вот чеканщики по металлу, или гончары, или кожевники, или сапожники – они тоже молодцы, они руками зарабатывают свой хлеб, но они не на природе, они в мастерской, в четырех стенах или на улице своего города.
Наблюдая за миром, мы учимся познавать Творца. Природа – это один из наших учителей помимо Евангелия. Нам можно и нужно вырываться на природу с книжкой в руках, с Евангелием Псалтирью, молитвенником.
Обычно на Востоке где работают, там и продают. То есть тут твоя мастерская, тут же и лавочка, где ты продаешь. И среди колготни, шума, среди суеты они работают.
А рыбак и пастух находятся на реке, озере, на море или в полях, в горах, на пастбищах. Они открыты Богу больше, чем другие, эти люди знают Бога лучше. И это мы узнаем из Евангелия. Слишком многое Господь открыл именно пастухам и рыбакам, чтобы в этом сомневаться.
Итак, природа – это один из наших учителей помимо Евангелия. Нам можно и нужно выходить на природу, вырываться на природу с книжкой в руках, с Евангелием, Псалтирью, молитвенником. Ходить среди деревьев, среди кустов цветущих роз, любых растений, вдыхать этот аромат и славить Бога. Это очень важно, особенно городскому жителю.
После природы нам нужна совесть. Замечено уже не раз, что слово «совесть» в Библии отсутствует. В Старом Завете у евреев не было такого понятия. Слово «совесть» придумали язычники, философы, стоики, греки. Они думали: «Кто же это подсказывает мне, что нужно делать так, а так не делать? Кто же это мною командует, кроме меня? Почему если я украл, мне стыдно, а если я отдал свое, мне хорошо? Кто утешает меня? Кто учит меня? Кто мучает мою душу?» И они родили такое понятие – «совесть».
И если слово «совесть» в Ветхом Завете отсутствует, то уже в Евангелии и в Посланиях апостольских оно есть. В Евангелии повествуется, как терзаемые совестью люди уходили от блудницы, которую привели ко Христу, чтобы убить ее камнями. Господь сказал им: «Кто без греха из вас, пусть первый бросит в нее камень» (см.: Ин. 8:7). И они, обличаемые совестью, ушли от нее.
Совесть – это подарок Божий нам, братья и сестры. Это наш мучитель, благой мучитель. Это наш тиран, такой домашний тиран, который терзает нас и мучает, и заставляет нас пробуждаться ночью и вспоминать свою жизнь.
Совесть дружит с памятью. Кто памяти не имеет, того совесть не тревожит. Зачастую спокойная совесть – это признак плохой памяти. То есть человек не знает себя, не помнит себя, иначе он был бы весь красный как рак – от ушей до пяток, но он не помнит ничего, поэтому не мучается. Память и совесть – это сестры.
Совесть мучает человека, это ее задача. Она же и утешает человека. Когда мы поступаем правильно, вопреки житейским ситуациям, вопреки давлению обстоятельств, совесть утешает нас. И это утешение рождает радость ни с чем не сравнимую. Вот наш учитель.
О ней говорит только Новый Завет. Старый про нее ничего не говорит. Евреи считали, что нужно бояться Бога. Страх Божий – это начало премудрости. А язычники говорили, что нужно совесть иметь, и Евангелие подхватывает языческую мысль. Нужно иметь совесть. Об этом повествует Евангелие от Иоанна, потом апостол Павел говорит, что совесть язычников обличает или утешает. И они, не зная закона написанного, поступают по закону, потому что ими руководит совесть.
Совесть – это немой мучитель, а природа – это немой проповедник.
Итак, природа учит нас, и совесть учит человека. Внимательны будьте и к тому, и к другому. Слушайте совесть и почаще выходите на природу, в тишину, от шума городов, туда, где плещется река, или шумят деревья, или птицы поют, или колосятся засеянные нивы.
И третье, что важно, – это родители. Если совесть и природа бессловесны, немы (совесть – это немой мучитель, а природа – это немой проповедник), то отец и мать – это уже наши словесные наставники. Им Господь доверил наше воспитание.
Совесть – это подарок Божий нам. Это наш благой мучитель. Это наш домашний тиран, который терзает нас и мучает, и заставляет нас пробуждаться ночью и вспоминать свою жизнь.
Блажен человек, который имеет отца, переживающего о нем, и мать, тревожащуюся о его нравственности. Есть много отцов, которым наплевать, как живут их дети. Есть много матерей, которым наплевать, как ведут себя их сыновья и дочери. Что сделал, куда пошел, что смотрел, что читал, с кем говорил, с кем дружишь, где был, куда пропал – наплевать.
Миллионам отцов и матерей наплевать, хотя Бог взыщет с нас, братья и сестры, за наших детей. Мы должны обязательно отвечать перед Богом за тех, кого родили, мы являемся словесными наставниками по природе, как глашатаи закона Божия для рожденных нами детей.
Вот три вещи или три явления, которые учат человека помимо Христа и Церкви, помимо Христа и Евангелия. Это окружающий красивый мир, творец которого – Господь. Это голос совести внутри человека, которая осуждает человека или хвалит его. И это отец и мать, которые наставляют, запрещают, ругают, наказывают… Помоги, Господи! Только чтобы без греха и в меру.
Они же поощряют человека к добру, переживают о нем: «Я умру, а ты останешься. Дай Бог, чтобы тебе было хорошо, когда меня не будет, ибо пока что я тебя храню, но я же не вечный. Поэтому будь таким, каким нужно, чтобы без меня ты был правильным».
Это тревога каждого отца, каждой матери, которые имеют хоть каплю разума в голове и каплю страха Божия в сердце.
Так будем обращать внимание на эти вещи: на окружающий красивый мир, на звездное небо, на падающий снег, на дождь из тучи, на растущую траву. Это все книга Божией премудрости. Будем обращать внимание и на совесть нашу, которая нас бичует или утешает. И конечно же, на детей, отцов и матерей наших.
Совесть дружит с памятью. Кто памяти не имеет, того совесть не тревожит Зачастую спокойная совесть – это признак плохой памяти.
Мы друг для друга и учителя, и ученики. Мы помогаем друг другу жить по-Божьему. Даже если мы не знаем Евангелия! Даже если… но мы-то, слава Богу, знаем Евангелие, поэтому эти вещи нам помогают еще больше, если мы просвещены Словом Божиим, очищены Крещением и напитаны святыми Тайнами Христовыми.