Глава 13. Смутное время (1598-1613).

Общее. Борис Годунов (1598-1605) и Лжедмитрий I (1605-1606).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба стремились к сближению с Европой.

Обоснование:

1. Оба стремились к заключению династических браков с иностранными аристократами. Например, дочь царя Бориса Ксения Годунова должна была выйти замуж за датского принца Иоганна, но тот умер перед свадьбой. Лжедмитрий I женился на Марине Мнишек (1606) – дочери польского магната Юрия Мнишека.

2. Оба предпринимали попытки европеизации России. Например, Борис Годунов отправил на учебу в Европу молодых дворян. Лжедмитрий I носил европейский костюм, брил бороду, переименовал Боярскую думу в Сенат.


Общее. Борис Годунов (1598-1605) и Лжедмитрий I (1605-1606).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба заботились о простом народе.

Обоснование:

1. Оба шли на уступки крепостным. Например, Борис Годунов восстановил крестьянский переход во время Великого голода (1601-1603). Лжедмитрий I также пошел на уступки крестьянам – разрешил уходить от помещика, если тот не кормил их во время голода. Бежавшие во время голода закреплялись за новым помещиком, кормившим их в трудное время.

2. Оба оказывали материальную помощь простому народу. Например, во время Великого голода (1601-1603) Борис Годунов открыл государственные закрома и велел продавать государственный хлеб по низким ценам. Лжедмитрий I освободил ряд южных районов страны от налогов на 10 лет.


Общее. Борис Годунов (1598-1605) и Лжедмитрий I (1605-1606).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба не стеснялись в методах в ходе борьбы за власть.

Обоснование:

1. Оба пришли к власти не по праву. Например, Борис Годунов добился своего избрания на царство на Земском Соборе 1598 года, хотя Романовы имели больше прав на престол, поскольку были родственниками Рюриковичей через мать царя Федора царицу Анастасию. Лжедмитрий I был вовсе самозванцем. Он выдал себя на «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, настоящее имя самозванца – Григорий Отрепьев.

2. Оба применяли насилие в борьбе за власть. Например, Борис Годунов отправил в ссылку бояр Романовых, Федора Никитича Романова насильно постриг в монахи под именем Филарет, поскольку Романовы могли составить ему конкуренцию в борьбе за власть. Лжедмитрий I ради престола развязал братоубийственную войну, в частности, состоялось сражение при Добрыничах (1605), навлек на Россию иностранную военную интервенцию, в частности, было много польских наемников.


Общее. Лжедмитрий I (1605-1606) и Василий Шуйский (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба не стеснялись в методах в ходе борьбы за власть.

Обоснование:

1. Оба пришли к власти не по праву. Например, Борис Годунов добился своего избрания на царство на Земском Соборе 1598 года, хотя Романовы имели больше прав на престол, поскольку были родственниками Рюриковичей через мать царя Федора царицу Анастасию. Василий Шуйский сфальсифицировал Земский собор 1606 года, чтобы на нем избраться на царство.

2. Оба применяли насилие в борьбе за власть. Например, Борис Годунов отправил в ссылку бояр Романовых, Федора Никитича Романова насильно постриг в монахи под именем Филарет, поскольку Романовы могли составить ему конкуренцию в борьбе за власть. Василий Шуйский совместно с другими заговорщиками убил царя Лжедмитрия I (1606), затем Василий Шуйский подавил восстание Ивана Болотникова (1606-1607) и воевал с Лжедмитрием II, а также навлек на Россию иностранную военную интервенцию, в частности, на его стороне воевали шведские наемники.


Различия. Лжедмитрий I (1605-1606) и Василий Шуйский (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Лжедмитрий I и Василий Шуйский опирались на разные политические и социальные силы.

Обоснование:

1. Внутри страны Лжедмитрий I опирался на южан, в том числе дворян, посадских людей, крестьян и казаков. Например, он освободил от налогов ряд районов юга России на 10 лет. Кроме того, под лозунгами защиты царя Дмитрия поднялось восстание Болотникова, в котором участвовали широкие слои населения юга России. Василий Шуйский опирался на Москву, в первую очередь, на бояр. Например, он составил крестоцеловальную запись (1606), в которой обязался править с опорой на бояр. Кроме того, восстание Болотникова против власти Василия Шуйского шло под антибоярскими лозунгами.

2. Вне страны Лжедмитрий I опирался на Польщу. Например, он подписал Самборский договор (1604), согласно которому, Лжедмитрий обязался отдать Польше Смоленск и Чернигово-Северскую землю. Польша взамен должна была предоставить материальную помощь и наемников для захвата власти в России. В войске Лжедмитрия I было много поляков. Василий Шуйский опирался на Швецию. Например, он заключил Выборгский договор (1609), в которому обязался отдать шведам Корелу. Швеция взамен предоставила шведское войско под командованием Делагарди для войны против Лжедмитрия II.


Общее. Лжедмитрий II (1607-1610) и Василий Шуйский (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба имели схожую опору.

Обоснование:

1. Оба опирались на бояр. Например, бояре перебегали из Москвы от Василия Шуйского в Тушино к Лжедмитрию II и обратно, чтобы получить новые привилегии при очередной измене. Такие перебежчики получили название Тушинские перелеты.

2. Оба опирались на интервентов. Например, Василий Шуйский опирался на шведов, в частности на его стороне воевало войско шведа Делагарди. Лжедмитрий II опирался на поляков, в частности, в его войске было много польских наемников.


Общее. Лжедмитрий II (1607-1610) и Василий Шуйский (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба не стеснялись в выборе средств в ходе борьбы за власть.

Обоснование:

1. Оба рвались к власти не по закону. Например, Василий Шуйский сфальсифицировал Земский собор 1606 года, чтобы избраться царем. Лжедмитрий II был самозванцем, который выдавал себя за якобы чудесно спасшегося царевича Дмитрия, чтобы обосновать свое право на престол.

2. Оба рвались к власти через кровь. Например, Василий Шуйский убил царя Лжедмитрия I (1605), чтобы самому стать царем. Лжедмитрий II развязал гражданскую войну, в частности, собрал войско и с боями дошел до подмосковного села Тушино.

3. Оба ради власти наводили на Россию иностранных интервентов. Например, на стороне Василия Шуйского воевали шведы под командованием Делагарди. В войске Лжедмитрия II было много польских наемников.


Различия. Лжедмитрий II (1607-1610) и Василий Шуйский (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Лжедмитрий II и Василий Шуйский опирались на разные социальные и политические силы.

Обоснование:

1. Внутри страны Лжедмитрий II опирался на южан. Например, его поддерживали жители Путивля. Василий Шуйский опирался на московских бояр. Например, он подписал крестоцеловальную запись (1606), в которой обязался править с опорой на бояр.

2. За пределами страны Лжедмитрий II опирался на поляков. Например, в его войске было много польских наемников. Василий Шуйский опирался на шведов. Например, на его стороне воевал отряд шведа Делагарди.


Различия. Иван Болотников и Василий Шуйский.

Тезис (оценочное суждение): *

Иван Болотников и Василий Шуйский опирались на разные социальные силы.

Обоснование:

1. Иван Болотников и Василий Шуйский опирались на разные сословия. Например, Иван Болотников опирался на крестьян и казаков, выступал против феодалов. Василий Шуйский опирался на феодалов, в первую очередь, на бояр, в частности, он подписал крестоцеловальную запись (1606), в которой пообещал править с опорой на бояр. На сторону Василия Шуйского перешли также дворяне под командованием Прокопия Ляпунова.

2. Иван Болотников и Василий Шуйский опирались на разные регионы страны. Например, Иван Болотников опирался на южан, в частности, на город Путивль и другие города юга России. Василий Шуйский опирался на Москву и другие города центра России.


Общее. Лжедмитрий I (1605-1606) и Лжедмитрий II (1607-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Лжедмитрий I был более успешен в борьбе за власть, чем Лжедмитрий II.

Обоснование:

1. Лжедмитрий I стал царем официально, Лжедмитрий II не стал царем официально. Например, Лжедмитрий II дошел до Тушино, но Москву не захватил, поэтому вошел в историю под прозвищем «Тушинский вор».

2. Лжедмитрий I был более популярен в народе. Например, после его смерти началось восстание Ивана Болотникова, который выдавал себя за воеводу чудесно спасшегося царя Дмитрия. Лжедмитрий II был убит собственными приближенными, и никто из-за него не бунтовал.


Общее. Лжедмитрий I (1605-1606) и Лжедмитрий II (1607-1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба принесли вред себе и другим.

Обоснование:

1. Оба проиграли борьбу за власть и погибли. Например, Лжедмитрий I был убит в результате заговора Василия Шуйского в 1606 году. Лжедмитрий II был убит приближенными в 1610 году.

2. Оба спровоцировали гражданскую войну с многочисленными жертвами. Например, в 1605 году состоялась битва при Добрыничах между сторонниками Лжедмитрия I и Бориса Годунова. В 1608 году Лжедмитрий II с войском дошел с боями до села Тушина под Москвой. Среди других эпизодов осада Троице-Сергиевой лавры войсками Лжедмитрия II.

3. Оба навели на Россию иностранных интервентов. Например, по Самборскому договору 1604 года Лжедмитрий I обещал отдать полякам Смоленск и Чернигово-Северскую землю в обмен на военную помощь. В войске Лжедмитрия II тоже было много поляков.


Общее. Василий Шуйский (1606-1610) и Владислав Сигизмундович (1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Царь Василий Шуйский и королевич/царь Владислав Сигизмундович были оба нелегитимны в глазах народа.

Обоснование:

1. Василий Шуйский был избран на русский трон Земским собором, который таковым не являлся. На Земском соборе 1606 года была представлена только Москва, представителей от других городов и регионов России там не было, фактически Шуйского на царство назначили московские бояре. Народ высказался в отношении Шуйского негативно. Например, на юге России произошел социальный взрыв, полыхнула крестьянская война Ивана Болотникова (1606-1607), затем там же на юге появился самозванец Лжедмитрий II.

Королевич Владислав был избран на русский престол также без полноценного Земского собора. Его избрала Семибоярщина, посовещавшись между собой, то есть опять московские бояре, мнение остальной части страны никто не спрашивал. Народ высказался в отношении Владислава негативно. Например, было создано сначала Первое народное ополчение (1611), затем Второе народное ополчение (1611), которые пошли освобождать Москву от поляков, кроме того, внутри Москвы вспыхнуло народное восстание (1611).

2. В глазах народа Василий Шуйский не мог быть царем даже в случае избрания на полноценном Земском соборе, поскольку он не принадлежал к династии «природных» царей, его воспринимали не как царя, а как боярина на троне, который залез на престол и сидит. Например, Борис Годунов был избран на полноценном Земском соборе 1598 года, но не был природным царем, поэтому, когда в 1604 году пришел самозванец Лжедмитрий I, народ, не желая служить Годуновым, поддержал самозванца. Семибоярщина признавала, что русский народ не хочет служить боярским царям, поэтому решила пригласить на русский престол государя, пусть иноземного, но настоящего «природного» царя, из легитимной династии.

В глазах народа Владислав не мог быть царем даже несмотря на то, что происходил из династии «природных» государей, поскольку был иностранцем, а потому все равно не вполне легитимным. Поначалу народ присягнул ему на верность, видя в этом способ прекращения русско-польской войны и гражданской войны, но затем, когда Владислав так и не приехал в Москву, народ приобрел раздражение против любых иностранцев и отказался от идеи приглашать иностранцев на престол. Например, один из лидеров Второго ополчения Кузьма Минин, призывая освобождать Москву от поляков, назвал приход иностранцев к власти в качестве причины бед Отечества наряду с самозванцами.


Общее. Василий Шуйский (1606-1610) и Владислав Сигизмундович (1610).

Тезис (оценочное суждение): *

Царь Василий Шуйский и королевич/царь Владислав Сигизмундович были оба нелегитимны в глазах народа.

Обоснование:

1. Оба были избраны на царство боярами, без выборов на Земском соборе. Например, Василий Шуйский был избран на Земском соборе 1606 года, но этот Земский собор Земским собором не являлся, поскольку был сфальсифицирован. В нем участвовала толпа москвичей и группа бояр, которые либо вовсе никого не представляли, либо представляли только Москву. О нелегитимности Земского собора 1606 года и Василия Шуйского говорит тот факт, что сразу после его избрания в стране началась полномасштабная гражданская война: сначала бунт Ивана Болотникова (1606-1607), затем мятеж Лжедмитрия II (1607-1610). В 1610 году Василия Шуйского свергли с престола, и никто за него не вступился. Королевич/царь Владислав был назначен царем по приглашению Семибоярщины, также без Земского собора. О нелегитимности царя Владислава говорит тот факт, что русский народ созвал Первое народное ополчение и Второе народное ополчение, чтобы выгнать из Москвы поляков и избавиться от королевича/царя Владислава.

2. Оба не отвечали представлениям народа о легитимном царе. Например, Василий Шуйский был русским, но боярином, то есть неприродным царем, а лишь боярином на троне. Владислав был представителем природной династии, истинно королевских кровей, но иностранец.


Общее. Династический этап Смуты (1598-1606) и социальный этап Смуты (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): **

На обоих этапах политическая борьба сопровождалась насилием.

Обоснование:

1. Династический этап Смуты отмечен убийствами крупных политических деятелей. Например, был убит царь Федор Годунов (1605), убит царь Лжедмитрий I (1606). Социальный период Смуты отмечен убийствами крупных политических деятелей. Например, были казнены лидер крестьянской войны Иван Болотников и самозванец Лжепетр (Илейко Муромец).

2. Династический этап отмечен кровавыми сражениями между конкурентами в борьбе за власть. Например, в 1605 году состоялась битва под Добрыничами, где сражались сторонники Лжедмитрия I и царя Бориса Годунова. Социальный этап отмечен сражениями между конкурентами в борьбе за власть. Например, Иван Болотников пошел походом на Москву, но был разгромлен царской армией Василия Шуйского и отброшен в Тулу.


Различия. Династический этап Смуты (1598-1606) и социальный этап Смуты (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): **

Социальный этап Смуты (1606-1610) был более кровавым, чем династический этап Смуты (1598-1606).

Обоснование:

1. В династический этап Смуты (1598-1606) насилия в отношении политических деятелей было меньше, чем в социальный этап Смуты (1606-1610). Например, в династический период были убиты царь Федор Борисович Годунов (1605) и царь Лжедмитрий I (1606). В социальный период были убиты лидер крестьянской войны Иван Болотников (1607), казачий атаман Лжепетр (Илейко Муромец) (1607), был свергнут с престола и отправлен в польскую тюрьму царь Василий Шуйский (1610).

2. В династический этап Смуты (1598-1606) классовых выступлений было меньше, чем в социальный этап Смуты (1606-1610). Например, в династический период произошло восстание холопов под командованием атамана Хлопка Косолапа (1603). В социальный период классы и сословия заявили о своих сословных интересах во весь голос. В частности, разразилась антифеодальная крестьянская война Ивана Болотникова (1606-1607) в союзе с казаками под командованием Лжепетра (Илейка Муромец). Дворяне организовались в отдельную политическую силу во главе с Прокопием Ляпуновым и Истомой Пашковым. Под их командованием дворяне воевали то в союзе с крестьянами и казаками против бояр, то в союзе с боярами против крестьян и казаков. Бояре обрели своего лидера в лице царя Василия Шуйского, который подписал крестоцеловальную запись (1606), по которой обязался править с опорой на бояр.

3. В династический этап Смуты (1598-1606) кровопролитных сражений было меньше, чем в социальный этап Смуты (1606-1610). Например, в династический этап было сражение царских войск и банды атамана Хлопка Косолапа (1603), а также битва при Добрыничах (1605) с участием царских войск и войск самозванца Лжедмитрия I. В социальный этап имели место осада Москвы болотниковцами (1606), осада болотниковцев в Туле царскими войсками Василия Шуйского (1607), осада Троице-Сергиевой лавры (1608-1610) войсками Лжедмитрия II, Клушинская битва (1610) (русские против поляков) и др.


Различия. Династический этап Смуты (1598-1606) и социальный этап Смуты (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): **

В династический этап Смуты народ был более мягок и наивен, в социальный этап Смуты народ стал более жесток и циничен.

Обоснование:

1. В династический период Смуты народ верил самозванцу. Например, народ поверил в то, что перед ними настоящий сын Ивана Грозного: войска и народ без особого сопротивления перешли на сторону Лжедмитрия I, кроме того, истинность слов Лжедмитрия I подтвердила мать царевича Дмитрия инокиня Марфа (Мария Нагая), что дополнительно укрепило веру в «чудесно спасшегося». В социальный период Смуты народ не верил самозванцам, использовал их как ширму для отстаивания своих классовых интересов. Например, казаки выдвинули Лжепетра (Илейко Муромец). Иван Болотников назвал себя воеводой вновь чудесно спасшегося царя Дмитрия. Затем появился Лжедмитрий II, который совсем не был похож на Лжедмитрия I даже внешне, но всем было уже всё равно, настоящий это Дмитрий или не настоящий, никто уже не спрашивал, почему Рюриковичи, которых еще недавно считали вымершими, вдруг появились из ниоткуда в таких количествах, как царевичу и царю Дмитрию удается постоянно «чудесно спасаться» после очередного своего убийства.

2. В династический период народ верил в мирное разрешение накопившихся социальных противоречий. Например, было только одно восстание – бунт холопов под предводительством атамана Хлопка Косолапа (1603). И то, бунт был вызван голодом 1601-1603 годов, не имел слишком широкого размаха, не охватил основные классы общества. В социальный период Смуты разразилась полномасштабная гражданская война. На арену вышли основные классы общества, в частности, дворяне организовались под руководством Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, казаки выбрали своим предводителем Илейку Муромца (Лжепетр), холопы и крепостные крестьяне пошли за Иваном Болотниковым, бояре сплотились вокруг царя Василия Шуйского (он им крестоцеловальную запись дал о том, что будет править при помощи бояр). Сначала на юге России полыхнула крестьянская война Ивана Болотникова (1606-1607), затем мятеж Лжедмитрия II (1607-1610). Страна раскололась на враждебные лагеря.


Различия. Династический этап Смуты (1598-1606) и социальный этап Смуты (1606-1610).

Тезис (оценочное суждение): **

На династическом этапе Смуты иностранная интервенция носила скрытый характер, на социальном этапе Смуты иностранная интервенция перешла в открытую фазу.

Обоснование:

1. На династическом этапе Смуты Речь Посполитая официально не участвовала в борьбе за власть в России. Например, Лжедмитрий I набрал в войско польских наемников, но напрямую польская армия с русской армией не воевала. На социальном этапе Смуты Речь Посполитая официально объявила войну России и начала вторжение, в частности, польская армия Сигизмунда III осадила Смоленск (1609).

2. На династическом этапе поляки делали ставку на самозванца. Например, согласно Самборскому договору 1604 года, Лжедмитрий I в обмен на помощь в захвате власти в России должен был передать Польше Смоленск и Чернигово-Северскую землю. На социальном этапе Смуты поляки перестали делать ставку на самозванцев и открыто заявили претензии на Смоленск и Чернигово-Северскую землю своими силами. Например, король Сигизмунд III отозвал свою поддержку Лжедмитрия II. Поляки, бывшие при самозванце, поступили в распоряжение короля, «тушинский вор» остался без иностранной поддержки.


Общее. Социальный этап Смуты (1606-1610) и национально-освободительный этап Смуты (1610-1613).

Тезис (оценочное суждение): **

На социальном и национальном этапах Смуты Россия столкнулась с иностранной военной интервенцией.

Обоснование:

1. На социальном этапе (1606-1610) и национальном этапе (1610-1613) Польша осуществляла военную агрессию против России. Например, с 1609 по 1618 год шла полномасштабная русско-польская война, в частности, поляки нанесли поражение русским под Клушино (1610), русские освободили Москву от поляков (1612).

2. На социальном этапе Смуты (1606-1610) поляки пытались установить власть над Россией косвенно. Например, поляки поддерживали русского самозванца Лжедмитрия II, в его войске было много польских наемников. На национальном этапе Смуты (1610-1613) поляки пытались установить власть над Россией напрямую. Например, Семибоярщина пригласила польского королевича Владислава на русский трон, после чего польская армия захватила Москву, и поляки стали править в России от имени Семибоярщины и царя Владислава, нарушая при этом условия приглашения Владислава на русский трон.


Различия. Социальный этап Смуты (1606-1610) и национально-освободительный этап Смуты (1610-1613).

Тезис (оценочное суждение): **

На социальном этапе Смуты (1606-1610) идеи сословной вражды преобладали над идеей патриотического единения, на национальном этапе Смуты (1610-1613) идея патриотического единства преобладала над идеями сословной вражды.

Обоснование:

1. На социальном этапе Смуты шла полномасштабная гражданская война между Москвой и центральными регионами с одной стороны, и югом России с другой стороны. Например, на юге загорелся пожар крестьянской войны Ивана Болотникова (1606-1607), затем вспыхнул мятеж Лжедмитрия II (1607-1610). На национальном этапе Смуты (1610-1613) бывшие сторонники Василия Шуйского и бывшие сторонники Ивана Болотникова, Лжепетра и Лжедмитрия II по призыву патриарха Гермогена объединились в составе Первого народного ополчения и Второго народного ополчения с целью защиты Родины от иностранной военной агрессии.

2. На социальном этапе Смуты шла яростная классовая борьба между сословиями. Например, московские бояре сплотились вокруг царя Василия Шуйского, им противостояли казаки под началом Илейки Муромца (Лжепетр) и крепостные крестьяне под руководством Ивана Болотникова. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым и Истомой Пашковым метались между двух лагерей, поскольку с одной стороны, ненавидели бояр, с другой стороны, сами были феодалами, поэтому боялись антифеодального движения казаков, крепостных и холопов. В частности, во время восстания Болотникова дворяне перешли на сторону Василия Шуйского, что предопределило поражение восстания. На национальном этапе Смуты произошло, хотя и не сразу, но затухание классовой борьбы и примирение сословий. Например, Первое народное ополчение состояло из казаков и дворян, но казаки и дворяне поссорились, казаки атамана Ивана Заруцкого убили лидера дворян Прокопия Ляпунова, после чего Первое народное ополчение распалось. Второе народное ополчение тоже состояло из представителей разных сословий, в том числе дворян и казаков, но сумело удержать внутреннее единство и освободить Москву от поляков в 1612 году.


Общее. Первое ополчение (январь 1611) и Второе ополчение (сентябрь 1611).

Тезис (оценочное суждение): **

Оба народных ополчения внесли существенный вклад в освобождение страны от иностранных оккупантов.

Обоснование:

1. Первое ополчение участвовало в освобождении Москвы от поляков. Например, первое ополчение освободило значительную часть Москвы летом 1611 года и взяло в осаду Кремль, в котором засели поляки. Второе ополчение пришло на помощь остаткам Первого ополчения и завершило освобождение Москвы, в частности, Минин и Пожарский одержали победу в битве на Девичьем поле (1612) и добились капитуляции польского гарнизона Кремля (1612).

2. Первое ополчение и второе ополчение разрабатывали политическую программу патриотического движения. Например, оба ополчения сошлись на невозможности пребывания иностранцев на русском престоле. Было решено избрать нового царя из русских. На Земском соборе 1613 года царем стал Михаил Федорович Романов.


Различия. Первое ополчение (январь 1611) и Второе ополчение (сентябрь 1611).

Тезис (оценочное суждение): **

Второе народное ополчение действовало более успешно, чем Первое народное ополчение.

Обоснование:

1. Первое ополчение распалось из-за внутреннего конфликта. Например, казаки атамана Заруцкого убили лидера дворян Прокопия Ляпунова, после чего многие дворяне покинули войско. Второе ополчение сумело избежать внутреннего конфликта и объединить вокруг себя патриотические силы народа. Например, Второе ополчение соединилось с остатками Первого ополчения.

2. Первое ополчение не сумело полностью освободить Москву. Например, в 1611 году после тяжелого штурма Москвы в руках поляков все еще оставался Кремль. Второе ополчение сумело полностью освободить Москву. Например, Второе ополчение отбило попытки деблокировать окруженный Кремль, победило в битве на Девичьем поле и тем самым принудило польский гарнизон Кремля капитулировать (1612).


Различия. Первое ополчение (январь 1611) и Второе ополчение (сентябрь 1611).

Тезис (оценочное суждение): **

Второе народное ополчение было лучше организовано, чем Первое народное ополчение.

Обоснование:

1. В Первом народном ополчении не было единства. Например, дворяне и казаки ненавидели друг друга из-за проблемы крепостного права: дворяне были крепостниками, казаки были бывшими крепостными. В частности, лидер дворян Прокопий Ляпунов был убит казаками атамана Ивана Заруцкого, после чего Первое ополчение распалось. Второе ополчение было внутренне более сплоченным. Например, ядром войска были посадские люди, то есть горожане, которые не были связаны с крепостным правом, соответственно, всегда могли встать между дворянами и казаками, предотвратить конфликт.

2. В Первом ополчении дисциплины было меньше. Например, казаки часто грабили местное население. Во втором ополчении уровень дисциплины был выше. Например, убийца Прокопия Ляпунова Иван Заруцкий бежал от Первого ополчения, опасаясь наказания за убийство.


Общее. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Тезис (оценочное суждение): **

Оба сыграли выдающуюся роль в патриотическом движении в годы Смутного времени (1598-1613).

Обоснование:

1. Оба руководили Вторым народным ополчением. Например, земский староста Кузьма Минин руководил хозяйственной частью, в частности, его усилиями жители Нижнего Новгорода пожертвовали 1/3 имущества на нужды войска. Князь Дмитрий Пожарский взял на себя военное руководство. Например, под командованием Дмитрия Пожарского Второе ополчение нанесло поражение полякам в битве на Девичьем поле (1612) и принудило польский гарнизон Кремля капитулировать (1612).

2. Оба дали пример патриотизма. Например, Кузьма Минин произнес пламенную речь перед жителями Нижнего Новгорода, в которой призвал пожертвовать имущество, заложить даже жен и детей ради спасения Отечества. Дмитрий Пожарский был тяжело ранен в битве за Москву (1611). Знатный человек, князь, который участвовал в битве за Москву (1611) в рядах простых воинов и был при этом ранен, все это мотивировало простых людей вступать в народное ополчение.


Общее. Земский собор 1598 года и Земский собор 1606 года.

Тезис (оценочное суждение): **

Земский собор 1598 года и Земский собор 1606 года имели ограниченную легитимность в глазах народа, были нелегитимны, незаконны в глазах общества.

Обоснование:

1. Земский собор 1598 года в глазах народа не имел права выбирать царя. Например, согласно представлениям того времени, власть могла быть только от Бога, а не от народа, соответственно, царь мог быть только «природным», то есть из династии Рюриковичей. Выборы царя на Земском соборе, то есть власть от народа, были в новинку, народ к такому не привык, многие не понимали, как это вообще возможно. Народ не смог смириться с идеей выборного царя, как следствие, появился самозванец Лжедмитрий I, который выдавал себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия – представителя династии Рюриковичей. Земский собор 1606 года Земским собором вообще не являлся. Это была группа бояр и толпа москвичей, которые либо совсем никого не представляли, либо представляли только Москву. Например, после Земского собора 1606 года в России началась полномасштабная гражданская война, в частности, грянул бунт Ивана Болотникова (1606-1607). Одна из причин – непризнание легитимности Земского собора 1606 года жителями Юга России.

2. На Земском соборе 1598 года царем был избран Борис Годунов, который не имел прав на престол. Например, бояре Романовы имели больше оснований претендовать на власть, поскольку были родственниками Рюриковичей через мать царя Федора Ивановича царицу Анастасию. На Земском соборе 1606 года на царство был избран Василий Шуйский, который также имел меньше прав на престол, чем бояре Романовы.


Различия. Земский собор 1598 года и Земский собор 1606 года.

Тезис (оценочное суждение): **

Земский собор 1598 был более легитимен, чем Земский собор 1606 года.

Обоснование:

1. Земский собор имел юридические полномочия выбирать царя. Например, участвовали представители разных сословий (бояре, дворяне, посадские люди, черносошные крестьяне). Земский собор выбрал царем Бориса Годунова, и весь народ без сопротивления принес ему присягу на верность. Земский собор 1606 года не имел юридических полномочий избирать царя, поскольку Земским собором не являлся. Например, участвовали лишь московские бояре и толпа москвичей, которые либо никого не представляли, либо представляли только Москву. Народ не признал легитимность Земского собора 1606 года, в частности, юг России охватило восстание: сначала крестьянская война Ивана Болотникова (1606-1607), затем мятеж Лжедмитрия II (1607-1610).

2. Земский собор имел моральные основания выбрать царем Бориса Годунова, а у народа были основания поверить в моральное право Бориса Годунова занять трон. Например, Борис Годунов много лет был главой правительства при слабоумном царе Федоре Ивановиче, жена Федора Ивановича царица Ирина Годунова была сестрой Бориса Годунова, за Бориса Годунова высказался патриарх Иов. Земский собор 1606 года не имел морального права выбирать Василия Шуйского на царство, а у народа не было оснований поверить в моральное право Василия Шуйского занять трон. Например, Василий Шуйский был никому неизвестен за пределами Москвы, не мог претендовать на общероссийскую популярность. Кроме того, он собирался править лишь в интересах бояр, о чем сообщил в своей крестоцеловальной записи 1606 года, то есть простой народ мог не рассчитывать на его защиту.


Общее. Земский собор 1598 года и Земский собор 1613 года.

Тезис (оценочное суждение): **

Оба имели огромное значение для судеб России, повлекли за собой серьезные последствия.

Обоснование:

1. Земский собор 1598 года создал прецедент выборного царя (до этого много веков правила «природная» династия Рюриковичей, которую никто не выбирал). Например, на Земском соборе 1598 года царем был избран Борис Годунов (1598-1606), затем последовало короткое царствование его сына – Федора Годунова (1606). По итогам правления Годуновых народ привык к идее избранного царя. Земский собор 1613 года подтвердил традицию избрания царя народом. Например, на Земском соборе 1613 года царем был избран Михаил Федорович Романов, который основал новую династию Романовых, а династия Романовых правила более 300 лет (1613-1917).

2. После Земского собора 1598 года в России начался династический кризис, который перерос в гражданскую войну. Например, царь Борис Годунов был выборным царем, но не был природным царем. Выборный царь не пользовался полным доверием общества, не обладал всей полнотой легитимность, поскольку в глазах народа царем мог быть только помазанник божий, который правит страной по формуле «Бог на небе, царь на земле». Царь, избранный на Земском соборе, воспринимался не как царь, а как боярин на троне, боярский царь. Как следствие, в России появился самозванец Лжедмитрий I, который выдавал себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия из легитимной, природной, династии Рюриковичей. После убийства Лжедмитрия I пришел самозванный воевода царя Дмитрия Иван Болотников, Лжепетр, затем Лжедмитрий II и Лжедмитрий III. Страна раскололась на враждующие лагеря. После Земского собора 1613 года в России закончился династический кризис. Например, вся страна признала новую династию и вновь обрела единство.


Различия. Земский собор 1598 года и Земский собор 1613 года.

Тезис (оценочное суждение): **

Выборы царя на Земском соборе 1613 года были более легитимны в глазах народа, чем выборы царя на Земском соборе 1598 года.

Обоснование:

1. В 1598 году царь Борис Годунов был избран с привлечением административного ресурса. Например, его поддержал патриарх Иов, который был обязан Годунову введением патриаршества в России и статусом первого патриарха всея Руси. Его поддержала царица Ирина Годунова, вдова царя Федора Ивановича. Возникло мнение, что избрание Годунова на царство было следствием придворных интриг. В 1613 году царь Михаил Романов был избран на Земском соборе волей вооруженного народа, поскольку Земский собор был организован Вторым народным ополчением Минина и Пожарского.

2. В 1598 году народ еще не привык к выборным царям. Многим казалось, что страной править может лишь «природный царь», из династии Рюриковичей. Как следствие, избрание Бориса Годунова спровоцировало появление самозванцев, которые выдавали себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия из династии Рюриковичей (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III). Разразился династический кризис, который, в свою очередь, стал детонатором полномасштабной гражданской войны. В 1613 году народ уже привык к выборным царям. Народ устал от самозванцев (Лжедмитрии I, II, III, Лжепетр), иноземцев (королевич Владислав), просто мошенников на троне (Василий Шуйский сфальсифицировал Земский собор 1606 года), что с радостью принял пусть выборного, зато русского царя, избранного на настоящем Земском соборе 1613 года. Как следствие, избрание Михаила Романова на престол положило конец династическому кризису, а династия Романовых получила такой кредит доверия и такой уровень легитимности в глазах народа, что правила Россией более 300 лет (1613-1917).

3. Избрание Бориса Годунова царем на Земском соборе 1598 года выглядело странно, поскольку Романовы имели больше прав на престол, так как были родственниками Рюриковичей через царицу Анастасию, мать последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича. Избрание на Земском соборе Михаила Романова выглядело более логичным по тем же причинам.


Различия. Земский собор 1606 года и Земский собор 1613 года.

Тезис (оценочное суждение): **

Земский собор 1613 был более легитимен, чем Земский собор 1606 года.

Обоснование:

1. Земский собор 1606 года не имел юридических полномочий выбирать царя, поскольку Земским собором не являлся. Например, участвовали лишь московские бояре и толпа москвичей, которые либо вообще никого не представляли, либо представляли только Москву. О нелегитимности Земского собора 1606 года говорит тот факт, что его созыв спровоцировал гражданскую войну в России: восстание Ивана Болотникова (1606-1607), затем мятеж Лжедмитрия II (1607-1610). Земский собор 1613 года был легитимен, поскольку был созван по воле вооруженного народа в лице Второго народного ополчения Минина и Пожарского. О легитимности Земского собора 1613 года говорит тот факт, что он положил конец Смуте (1598-1613), то есть установил в России власть, которую признали все слои общества.

2. Земский собор 1606 года не имел права выбирать конкретно Василия Шуйского на царство, а у народа не было оснований поверить в право Василия Шуйского занять трон. Например, Василий Шуйский был никому неизвестен за пределами Москвы, не мог претендовать на общероссийскую популярность. Кроме того, он собирался править лишь в интересах бояр, о чем сообщил в своей крестоцеловальной записи 1606 года, то есть простой народ мог не рассчитывать на его защиту. О нелегитимности Василия Шуйского говорит тот факт, что его легко свергли с престола в 1610 году, и никто за него не вступился. Земский собор 1613 года имел право выбрать на престол конкретно Михаила Федоровича Романова, а у народа были основания поверить в его право занять трон, поскольку Романовы были родственниками Рюриковичей через мать царя Федора Ивановича царицу Анастасию. О легитимности избрания Михаила Федоровича говорит тот факт, что династия Романовых правила Россией более 300 лет (1613-1917).

Загрузка...