Накопления вместе со сложным процентом могут совершать чудеса.
Изучение бухгалтерских записей – очень нудный и скучный процесс. Не всем хватит терпения и нервов пройти через него. Но для того, чтобы быть уверенным в вопросе «Достаточно ли надежна и прибыльна компания для того, чтобы доверить ей свои сбережения», нужно потрудиться.
Мир бизнеса очень сложен и разнообразен, и бухгалтерские правила не всегда являются адекватными мерилами экономической реальности. Я не имею ничего против отчетности, напротив, я полностью согласен, что закон требует бухучета. Без него невозможно в достаточной мере уверенности утверждать, насколько «финансово здорова» компания. Но принимать все цифры в качестве «Истины в последней инстанции» было бы, мягко говоря, наивно и глупо.
Возьмем, к примеру, случай компании Уоррена Баффета «Беркшир Хатауэй» (Berkshire Hathaway). Она в 1982 году владела около 35 % от компании GEICO, но раз она уступила компании голос выбора, то в балансовых ведомостях компании «Беркшир Хатауэй» для налоговых целей фигурировала в категории «владеющая меньше чем 20 %». Дивиденды от компании GEICO (те, которые компания смогла отразить в своих прибылях) в 1982 году составили $3,5 млн после уплаты налогов, в то время как $23 млн представляли долю компании Уоррена от нераспределенной прибыли. Если бы GEICO заработала меньше денег в 1982 году, но выплатила бы дополнительные $1 млн дивидендами, в таком случае обнародованные прибыли «Беркшир Хатауэй» были бы больше, несмотря на то, что бизнес-результаты были хуже. Наоборот, если бы компания GEICO заработала бы на $100 млн больше и удержала бы их всех, отчетная прибыль компании Баффета была бы неизменна. Ясно, что «бухгалтерские» прибыли могут серьезно исказить экономическую реальность.
Гораздо разумнее придерживаться концепции «экономических» прибылей, которые подразумевают все нераспределенные прибыли, несмотря на то, каким процентом владеет человек. Ценность удержанных прибылей для всех владельцев предприятия определяется той эффективностью, с которой эти нераспределенные прибыли используются, а не тем, сколькими процентами владеет кто-то. Но, с другой стороны, если вы владеете 100 % бизнеса, который требует уйму капитальных вложений в течение десятилетия, удержанные прибыли, несмотря на то что были бы полностью отражены в ваших балансовых книгах с кропотливой точностью, по стандартам бухгалтерской отчетности, для вас ничего не значили бы с точки зрения экономической ценности.