Измерять результативность ваших решений можно по-разному.
1. Временные рамки. Измерение результативности в зависимости от временного интервала. Возьмем пример из быта. Допустим, 1 января вы решили «Я должен сбросить 3 кг за месяц». Это ваше решение. Прошел месяц – и вы весите на 4 кг меньше. Цель достигнута. Что произошло потом? Через месяц вы набрали опять 2 кг, через два месяца вы весите на 4 кг больше, чем весили 31 января, т. е. вы весите точно столько, сколько весили 1 января. А через месяц вы набрали еще 3,5 кг. Так вот. По результатам 1 месяца у вас отличный результат, но по итогам трех месяцев у вас отрицательный результат – полный провал. В таких случаях формулировка «Я должен сбросить X кг за N месяцев» лишена смысла в долгосрочной перспективе. Даже достигнув результата, вам придется постоянно «ставить цели» в будущем и двигаться по «замкнутому кругу», то набирая вес, то сбрасывая. В один прекрасный день вам надоест такой «расклад», вы просто махнете рукой и пустите свой вес на самотек. Точно так же, когда трейдеры достигают определенных положительных результатов в течение нескольких месяцев, они неустанно рекламируют их для привлечения новых клиентов. Признаюсь, с одной стороны, получить прибыли в течение нескольких месяцев на Форексе – уже само по себе большой успех, но, с другой стороны, получать прибыли в течение 3–6 месяцев и быть в плюсе в течение 5 лет – это две абсолютно разные вещи, и они похожи друг на друга ровно настолько, насколько похожи хамса и акула.
2. Относительное значение. Предположим, вы являетесь футбольным клубом «Динамо» и у вас есть цель стать чемпионом страны. Допустим, все клубы должны провести по 20 матчей и по итогам результатов определится чемпион. Сколько вам нужно выиграть, сколько матчей сыграть вничью и проиграть, чтобы стать чемпионом? Если даже вы выиграете в большинстве из матчей, чемпионство вам не гарантировано. Такой же результат может быть и у другого клуба (или клубов). С другой стороны, вы можете стать чемпионом, выиграв лишь в 12 матчей из 20, при условии, что все остальные клубы выиграют в 11, 10, в 9 и меньшем количестве матчей. В этом случае нет смысла планировать «Мы должны выиграть 18 матчей, чтобы стать чемпионами». Цель должна быть формулирована по-иному: «Мы должны выиграть в большем числе матчей, чем любой другой клуб страны». В случае с инвестициями должен существовать некий «эталон», относительно которого нужно измерять результат. В некоторых случаях это может быть фондовый индекс: допустим, широко применяемый индекс S&P 500 или просто некий процентный показатель, допустим, 12 % годовой прибыли.
3. Финансовая отдача. Результаты можно оценивать по нескольким критериям, но главной меркой все же должна быть финансовая отдача.
4. Нефинансовая мерка. Результатом может быть получение какого-нибудь титула, диплома, научной степени и т. д. То есть что-то, что невозможно измерить в денежном выражении, то, что будет представлять собой «одноразовое явление», оставшееся навсегда с вами. К примеру, чемпионом Евро-2016 по футболу стала команда Португалии, и это не поменяется в будущем. Если вы защитили докторскую диссертацию, она никуда не исчезнет и будет вашей всегда. Часто достижение такой цели может сопровождаться финансовым результатом. Допустим, защитив диссертацию, можно рассчитывать на академическую должность профессора и получить больший оклад, нежели при отсутствии защиты. Получив диплом вуза, можно получить более высоко оплачиваемую работу и т. д., но, во-первых, финансовый результат не обязателен, и, во-вторых, мотивируют человека далекие от финансов причины.
5. Количество попыток. Результат для многих может измеряться в количестве попыток. Допустим, за один месяц до начала Олимпийских игр человек поставил себе цель стать олимпийским чемпионом. Начал тренироваться, но не смог стать обладателем титула чемпиона. Но у него может быть другой шанс на следующих Олимпийских играх. Если он решит, что этого одного раза с него достаточно, то результат этих Олимпийских игр и будет для него результатом, или, вернее, отсутствием такового. Обычный человек говорит себе: «Вот сейчас попытаюсь, и если не выйдет, то все, я пас». И это тоже мерка.
Критериев оценки результатов может быть 1, 2, 3 и т. д. Предположим, вы участвуете в забеге на 100 метров. Здесь критерием может быть только время пробежки со старта до финиша. Если вы пожелаете измерить результат по количеству шагов или времени пробежки, но при учете веса, возраста, социального статуса, семейного положения, размера обуви, количества иждивенцев в семье спортсменов организаторы состязания пошлют вас на три буквы (только не подумайте, что на БАМ). В этом случае критерий однозначен – время пробежки. Когда я учился в школе, в «письме» нам ставили две оценки: одну по грамматике, а вторую за смысл. Оценки ставили не 5 или 4, а 5/5, 5/4 или 4/4. В этом случае оценка основывалась на двух критериях. В большинстве случаев результаты в бизнесе можно измерять множествами способов. Владельцы бизнеса измеряют результаты по прибылям, а менеджеры могут применять такую мерку, как «доля рынка», «количество дилеров», «объем продаж» и т. д. Государство применяет такие критерии, как «Большой бизнес», «Средний бизнес», «Малый бизнес». Как говорится в народе: «У каждого свой аршин».
Существует соблазн того, что человек выберет тот критерий для оценки результативности своих действий, который представит его в лучшем свете. Допустим, если доля рынка или объемы продаж имеют впечатляющие значения, менеджер будет тыкать ими во всех (и в первую очередь – во владельцев). Но он промолчит насчет затрат маркетинговых мероприятий на единицу продаваемой продукции, если они будут выше всяких разумных пределов.
Надо выбрать тот критерий оценки результатов, который наиболее объективно будет отражать общую картину. Для выбора компании для инвестирования в ней таким критерием может служить величина прибылей за последние 10 лет.