Глава 2 Дажьбог, Один или Христос

Минувшие со смерти Игоря тридцать лет – срок в общем-то небольшой. Хотя в народе этот князь успел стать почти легендой, бояре и воеводы отнюдь не забыли событий его правления. Особенно часто киевская знать поминала шумные пиры князя Игоря и его дружины.

В правление Ольги большие застолья почти прекратились. Изредка княгиня дозволяла дружине гульнуть в княжьей гриднице16, но сама, будучи женщиной скромной, не участвовала в гулянках, а предпочитала отмечать праздники там же, где принимала по будням пищу – в малой трапезной, представляющей собой небольшой зал, где за столом помещались сама Ольга, ее близкие да приглашенные бояре и воеводы.

Зато Святослав любил покутить, не зная меры ни в вине, ни в веселье. Княгине это не нравилось, и ее сын, почитая матушку (во всем, что не касалось дружины, войны и вероисповедания он был послушным сыном), гулял не в княжьих хоромах, а в других местах. Пир мог состояться даже в поле.

Ярополка, в отличие от его отца, многолюдные кутежи утомляли. От вина и шума у него по несколько дней болела голова, а порой случались и другие неприятные последствия. В конце концов, Варяжко ему посоветовал:

– Зови к себе на пир бояр и воевод, а прочие пущай сами по себе бражничают.

– Не обиделась бы дружина, – забеспокоился князь.

– А ты давай дружинникам побольше вина, и они на тебя не обидятся.

Пестун оказался прав: когда во двор выкатывали множество бочек с вином, ратники не стремились попасть за один стол с князем.

В этот день все было, как обычно. Простые дружинники начали пьянствовать во дворе еще до того, как Ярополк направился вместе с боярами, воеводами и старшими дружинниками в палаты. Оттуда, где кучками собирались воины, слышались радостные возгласы и разноязычные песни.

– Токмо бы не подпалили чего-нибудь, как в прошлый раз, – проворчал боярин Явтяг.

Князь пировал, как полагается, в гриднице, хотя участвующих в застолье людей было явно маловато для такого огромного помещения. Трое музыкантов играли на крыловидных гуслях, а едва возникали перерывы в музыке, как Ногут сыпал прибаутками. Однако старания гусляров и шута успехом не увенчались: музыка была плохо слышна из-за того, что звук разлетался по огромному пустому пространству, шутки же Ногута порядком всем приелись. В конце концов, раздраженный князь прогнал и гусляров, и шута.

Когда незадачливые забавники покинули гридницу, боярин Мутур произнес здравицу во славу Дажьбога. Почти все сидящие за столом осушили свои чарки, лишь Блуд и молчаливый воевода Теодрик Дьярвов пригубили вино. Мужи, не пожелавшие восславлять Дажьбога, оба были христианами.

– С нашими богами все понятно, – заворчал, глядя на них Мутур. – Дажьбог – солнцем управляет, Перун – хозяин дождя и небесного огня, у прочих божеств тоже есть свое место. А кто такой Христос? Почто люди ему поклоняются?

– Христос – сын Бога Единого Творца всего земного, – пояснил Блуд. – Он был послан на землю Своим Отцом, дабы люди узнали истину.

– А почто у нас никто Христа не видал? – продолжал вопрошать Мутур.

– Он жил среди иудеев, – подал голос Ярополк.

Боярин презрительно хмыкнул:

– Иудеев? Торговцев рабами?

В X веке торговля рабами являлась одним из самых доходных предприятий, поэтому евреи ею и занимались, нанимая в надсмотрщики представителей иных народностей.

– Да, – ответил Блуд. – У них та же вера, что и у хазар, а вернее хазары переняли веру у иудеев.

– И чем же иудейская вера от прочих вер отличается? – поинтересовался Стегги.

Неожиданно проявил осведомленность сын Свенальда, Мстиша:

– Иудеи давно уверовали в Бога Единого и не признают иных божеств.

Свенельд бросил недовольный взгляд на младшего сына, и тот втянул голову в плечи.

– Но они не сочли Христа Сыном Божьим, – добавил князь.

– Ну, и ну! – подал голос боярин Явтяг. – Почто же иные народы должны уверовать во Христа, коли иудеи от него отреклись?

– Христос не перестал быть Единым Богом опосля того, как от него отреклись иудеи, – заметил Блуд.

– Погоди! – вмешался боярин Кары Тудков. – Ты же говорил, что Христос Сын Бога, а не Сам Бог.

– По христианской вере Бог един в трех ликах: он Бог Отец, Бог сын и Святой Дух, – объяснил Ярополк.

– Больно уж мудрено, – протянул Явтяг.

А Мутур добавил:

– Я же говорил, что христианство – непонятная вера.

– А по мне так христианские бредни не стоят того, чтобы их знать, – вмешался Свенельд. – У вас есть Перун и Дажьбог, у нас Один и Тор. Зачем же нам Христос?

Лют поддержал отца:

– Я слыхал, что Христос был сыном мастерового и сам мастерил, покуда не возомнил себя богом. Неужто простолюдин умел управлять высшими силами? Нипочем в сие не поверю!

– Ну, да! – согласился с ним Стегги. – Разве можно равнять жалкого Христа с нашими и вашими великими богами.

– Христос отнюдь не жалкий, – подал голос Варяжко. – Как-никак ему поклоняются целые народы.

– Пущай поклоняются, а мы не будем! – заявил Мутур.

– А вдруг Христос и впрямь всемогущ? – засомневался Кары. – Вдруг он сильнее наших богов? Будет нам тогда наказание за непослушание.

Лют ударил кулаком по столу.

– Я кладу требы нашим богам, и они меня защитят! А Христос не бог вовсе, и все его ревнители – дураки!

– Значит по-твоему я – дурак? – спросил Блуд, нахмурившись.

Лют сообразил, что сказал лишнее, и растерялся.

– Как ты посмел обидеть моего почетного гостя? – рассердился на него князь.

– Проси прощения, дубина! – велел сыну Свенельд.

Такому гордецу, как Лют было проще одному сразиться с сотней врагов, чем прилюдно попросить у кого-то прощения. Но воля отца – закон.

– Прости, князь, вину мою, – забормотал Лют, с трудом выдавливая из себя слова. – И ты, Блуд, прости… Я не желал тебя обидеть…

– Ладно, прощаю, – сразу подобрел Ярополк. – Блуд тоже не станет таить на тебя зла.

Блуд, считавший старшего сына Свенельда весьма недалеким малым, не собирался с ним враждовать.

«В камень стрелять – стрелы терять», – снисходительно подумал Блуд, а вслух сказал:

– Не стану. Мало ли что с языка срывается ненароком.

И все-таки у него на душе остался неприятный осадок.

«Коли вам моя вера не по нраву, так нечего о ней и толковать», – раздраженно подумал он.

Добродушный Явтяг попытался направить разговор в другое русло:

– Вы слыхали о двух пришлых кудесниках?

– Я слыхал, – откликнулся Кары.

– И я, – добавил Мутур.

– Что за кудесники? – заинтересовался князь. – Почто я о них ничего не знаю?

Варяжко пожал плечами.

– У нас много бродяг и половина из них – чудодеи, творящие всякие хитрости.

– Не все кудесники – обманщики, – возразил Стегги.

Кары поддержал его:

– Люди толкуют, что пришлые чудодеи пропадают невесть куда и возникают невесть отколь. А еще они по воздуху, как по земле, ходят.

– Ты сам-то видал их чудеса? – осведомился Свенельд.

– Нет, токмо слыхал о них, – ответил Кары.

– Я от баб в своем дворе тоже много чего слыхал.

Не найдя слов для возражения, Кары сердито закряхтел.

Чтобы наладить никак не клеившуюся беседу, Варяжко, выбрал самую безопасную тему – он заговорил о делах княжьей дружины; все с готовностью его поддержали, и больше недоразумений за столом не возникало.

Спустя час Ярополк простился с гостями. Уже направляясь к двери, он неожиданно обернулся и велел Блуду:

– Ступай за мной!

За порогом гридницы начинались длинные извилистые сени, двигаться по которым надо было с большим вниманием, потому что княжьи хоромы представляли собой довольно сложную постройку: княгиня Ольга добавила к существовавшим при князе Игоре покоям еще немало нужных ей помещений, располагающихся как попало, поэтому, чтобы попасть куда-то приходилось порой долго петлять.

На одном из поворотов князь споткнулся и едва не сбил с ног идущего впереди с факелом отрока17. Блуд подхватил под руки Ярополка, а тот, выпрямившись, проворчал:

– Не зря Варяжко уговаривает меня снести все, что настроили дед с бабкой и поставить новые хоромы. Здесь, покуда до нужной горницы доберешься, руки и ноги переломаешь.

«Кто же тебе мешает возвести хоромы получше?» – подумал Блуд, но вслух ничего не сказал.

В конце концов, они пришли к горнице, которую княгиня Ольга обычно использовала, когда ей требовалось что-либо обсудить в узком кругу. Поскольку вопросы там решались, как правило, тайные, все стали называть горницу Заветной. Ярополк использовал этот покой так же, как и его бабка, поэтому человек, которого приводили сюда, догадывался, что предстоит сокровенная беседа.

Горница представляла собой небольшое помещение с одним окном. Кроме высокого резного табурета и двух массивных дубовых лавок в ней ничего не было.

Отрок зажег свечи, поставил подсвечник на одну из лавок и вышел.

«Уже ночь наступила», – машинально подумал Блуд, глянув в темное окно.

Князь опустился на табурет.

– Садись, Блуд! Хочу с тобой потолковать.

Расположившись на одной из лавок, Блуд приготовился слушать князя, но тот почему-то безмолвствовал. Ярополка был смущен, как будто стыдился того, что хотел сообщить. Молчание затягивалось, и Блуд невольно принялся разглядывать деревянную резьбу на стене. В затейливых узорах при внимательном рассмотрении можно было увидеть кресты.

«Наверняка сия резьба осталась со времен княгини Ольги», – предположил Блуд.

– Трудно мне, – заговорил, наконец, Ярополк. – Прежде за меня решал Варяжко, а нынче самому надобно во все вникать.

Он опять замолчал и тяжело вздохнул. Молчал и Блуд, соображая, куда клонит князь.

– Ты ведь христианин? – задал Ярополк неожиданный вопрос.

– Христианин, – ответил Блуд с недоумением, поскольку никогда не скрывал своей принадлежности к христианам.

– Я тоже хочу принять христианство, – сообщил Ярополк, – но токмо не от греков, как моя бабка, а от Рима.

В то время христианская церковь еще не разделилась, хотя в ней уже существовали два соперничающих центра – Константинополь и Рим. Нередко случались споры священнослужителей, однако при этом отсутствовал тот антагонизм, который станет главной чертой в отношениях двух ветвей христианства, три-четыре века спустя. Люди не духовного звания вообще не видели разницы между греческим и римским пониманием веры в Спасителя. Блуд тоже отнесся спокойно к заявлению князя.

– Варяжко, хоть сам и не христианин, уговаривает меня принять новую веру, – продолжил князь. – Дескать, тогда нам станет проще и с греками, и с немцами, и с иными сильными народами дела иметь. А чернец18 немецкий Гервазий обещал сосватать за меня девицу из рода короля Оттона, коли я стану христианином. Мне и самому хочется поклоняться вашему Иисусу, ибо, признаться, от наших богов нет толка.

Блуд пожал плечами.

– Ну, так прими христианство. За чем же дело стало?

– За тем, что я княжу над русскими людьми, а многие из них не приемлют христианскую веру.

– Однако же бабка твоя, княгиня Ольга, окрестилась.

– Бабка правила не за себя. А отец мой, как ты помнишь, не желал отрекаться от наших старых богов в первый черед из-за дружины. Бояре тоже стоят за исконную веру. А князю нельзя с боярами и дружиной ссориться. Не забывай, что у меня есть братья, кои могут захотеть киевского княжения.

– Твои братья еще малы.

– Не так уж они и малы. Олег всего на год младше меня, а Владимир – на три года.

Блуд сообразил, что у него представление о братьях Ярополка почти семилетней давности. Когда он видел их в последний раз, Олегу исполнилось десять лет, а Владимиру – восемь, теперь соответственно первому было около семнадцати лет, а второму пятнадцать.

– Да, летит время. Кажись, совсем недавно вы были мальцами, а нынче уже того и гляди женитесь.

– Олег во Вручии19 уже женился и даже сына родил, – сообщил Ярополк. – Владимир тоже собирается взять себе жену.

– И на ком женился древлянский князь?

– На дочери одного из своих бояр. Олег с тестем ладит, но главные советчики у него – волхвы.

– А пестун древлянского князя куда делся?

– Его Олег, будучи в гневе, прибил насмерть. Больно уж вспыльчив мой братец.

– Да, он с малолетства был несдержан, – согласился Блуд.

– А вот Владимир другой, – продолжил князь. – Мой младший братец себе на уме, и я, по чести молвить, боюсь его даже больше, чем Олега.

– А Добрыня живой? – поинтересовался Блуд.

– Жив ловкач, – ответил со вздохом Ярополк. – Он и сватает Владимиру невесту. Мне о сватовстве ни слова, и я токмо случаем прознал про то, что младший брат собирается жениться на чешской княжне.

– Владимир берет себе жену из Чехии? – удивился Блуд.

– И кажись, не из добрых намерений. В то время, когда я ищу согласия с немецким королем, братец мой желает дружить с его врагом, князем Болеславом Чешским.

– Вот оно как!

– Оба моих брата точат на меня зубы, – с горечью продолжил Ярополк. – Страшусь я, ох, страшусь менять веру!

Блуд пожал плечами.

– Что тебе посоветовать? Я всего лишь воин и в княжьих делах не разбираюсь. Поступай, как знаешь. Коли решишься принять христианство, я, вестимо, поддержу тебя, а коли не решишься, не осужу. Верно служить тебе я буду в любом случае.

– И на том спасибо! – отозвался князь. – Ступай!

Блуд поклонился и вышел из горницы. А Ярополк не двигался с места, пока не услышал в сенях осторожный шорох.

– Кто там? – спросил князь.

– Я! – отозвался Варяжко.

– Заходи! Чего скребешься, как мышь?

Дверь отворилась, и пестун князя появился на пороге.

– Ты подслушивал нашу с Блудом беседу? – осведомился Ярополк без малейшего гнева.

Варяжко сделал вид, что оскорбился.

– Разве же я смею?..

– Подслушивал, – прервал его князь. – Я же тебя знаю.

– Подслушивал, – признался Варяжко и, разведя руками, добавил: – Коли я и поступаю зазорно, то лишь ради тебя.

– Знаю, потому и не сержусь.

– Зря ты откровенничаешь с Блудом, – сказал Варяжко после недолгой паузы.

– Чем он тебе не угодил? – удивился Ярополк. – Сам же слыхал, что Блуд обещал служить мне верно.

– Мало ли чего кто-то обещает! Обещания все горазды давать, токмо выполняют их немногие.

– Я к Блуду милостив. Неужто он заплатит мне злом?

– Людишки сплошь и рядом платят за добро злом.

Князь покачал головой.

– Что же, я никому не должен доверять?

– Да, почитай никому.

– Даже тебе? – с усмешкой осведомился Ярополк.

Варяжко ответил очень серьезно:

– Ты же знаешь, что у меня есть токмо ты.

– Блуд тоже одинокий.

– Он молод и не сегодня так завтра обзаведется семейством.

– Ну, и что?

– Предают обычно ради самых близких людей, – изрек Варяжко.

Зевнув, Ярополк проворчал:

– Кажись, ты просто ревнуешь меня к Блуду: привык, что я токмо у тебя прошу совета. Но ведь пора мне уже самому выбирать себе советчиков. Так что уйми свою ревность и ступай. Мне пора спать.

Варяжко молча отвесил поклон и покинул горницу.

«Обиделся мой пестун, – подумал князь. – Но ничего, он отходчивый. Пущай привыкает к тому, что теперь я не во всем буду его слушаться».

Загрузка...