Примечания

1

Физическое здоровье – это функционирование органов тела и всего организма как системы. При этом человек обычно не испытывает физической боли, а ощущает прилив сил для нормальной полноценной жизни и выполнения ежедневных обязанностей.

Психическое здоровье – это отсутствие психической патологии (например: биполярное аффективное расстройство (БАР; шизофрения; пограничное расстройство личности (ПРЛ); синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); расстройства аутического спектра (РАС) и др.), а также отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе.

Психологическое здоровье – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию.

2

Например, дети со сложными сочетанными нарушениями развития или группы комбинированной направленности (в которых дети с ОВЗ обучаются по соответствующим нарушению адаптированным образовательным программам в одной группе с нормально развивающимися сверстниками). Таким образом, вся развивающая образовательная среда ДОУ/группы должна быть преобразована/перестроена в соответствии с потребностями и возможностями этих детей.

3

Развивающая образовательная среда ДОУ – это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении, состоящий из следующих компонентов:

– взаимодействие участников педагогического процесса;

-развивающая предметно-пространственная среда;

-содержание дошкольного образования.

4

Если ты решил составить свою коррекционно-развивающую программу для решения оперативных задач по коррекции определенных нарушений, необходимо учесть тот факт, что такая программа будет являться «Проектом». Почему «Проект» и чем он отличается от «Программы»? Если выражаться примитивно, то «Проект» – это проба. Для реализации «Проекта» не нужна авторитетная рецензия, достаточно обсудить и принять его на педагогическом совете ДОУ. Таким образом, главное отличие состоит в том, что полученные результаты коррекционного воздействия, прописанные в «Программе», проверяются на протяжении достаточно длительного временного интервала, оценку которым должны давать независимые эксперты.

Еще одним отличием «Проекта» от «Программы» является то, что «Проект» – это цепь последовательно-спланированных и документально обоснованных взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для разрешения оперативных задач за строго определенный период времени (не более года), основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов. Цель «Проекта» гораздо конкретнее в отличие от цели «Программы». Это может быть и отдельная задача.

«Программа» – более насыщенный по содержанию и целям нормативный документ, отражающий подробное ценностно-целевое обоснование, содержание и организацию деятельности, условия реализации и все возможные предполагаемые результаты, варианты их отслеживания и представления.

Обязательным в обоих вариантах является подробно расписанные формы, методы, приемы, средства организации и взаимодействия участников.

5

С ребенком с выраженным РАС тактильный контакт для снятия эмоционального напряжения в период адаптации к новым условиям либо вообще не подходит, либо он должен быть более глубоким.

6

Умение радоваться всему, что окружает – это естественное, природное качество маленького ребенка. Но чем старше он становится, тем более погружается в условности окружающего его мира и тем более теряет свое искреннее, безусловное наслаждение каждым настоящим моментом. Радоваться малому, без каких-либо «но», привнесенных из прошлого опыта и обращенного в будущее, по-настоящему могут только маленькие дети и достаточно духовно развитые люди.

7

Игра «Покружимся»

Материал: игрушечные зверята по количеству малышей.

Ход игры: педагог показывает детям приготовленных для игры игрушечных зверят и объявляет, что зверятам очень хочется научиться красиво кружиться и предлагает малышам помочь зверятам. Педагог берет одну игрушку, крепко прижимает ее к себе и кружится с ней читая стишок и действует в соответствии с его содержанием:

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Затем дети вслед за педагогом выполняют те же движения.

8

Развивающая образовательная среда состоит из компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса, развивающая предметно-пространственная среда, содержание дошкольного образования.

9

Психолого-педагогические технологии – это совокупность средств и методов, позволяющих успешно реализовывать поставленные воспитательно-образовательные задачи.

10

Индивидуальная образовательная траектория развития (ИОТР) – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка, удовлетворения его особых образовательных потребностей, путем создания комплекса специальных образовательных условий в конкретном образовательном учреждении. При этом, персональный путь реализации личностного потенциала ребенка осуществляется не изолированно от общего воспитательно-образовательного процесса, а интегрируется в него.

11

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа конкретного ребенка, направленная на выявление проблемных сторон в развитии ребенка, нахождение его индивидуальных ресурсов, актуальных и потенциальных возможностей, позволяющая обеспечить компенсацию трудностей путем раскрытия и реализации интеллектуальных, физических, эмоциональных, творческих и иных особенностей личности для успешной самореализации, социального и личностного роста, и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Адаптированная образовательная программа (АОП) является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с

ОВЗ в рамках ДОО и продуктом деятельности ПМПк ДОО

12

Индивидуальный учебный план, который содержит меры компенсирующего и коррекционного воздействия по тем образовательным областям, по которым ИУП обеспечивает освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка с ОВЗ.

ИУП в основном применяется при надомном обучении.

13

Адаптивная основная образовательная программа (АООП) – это программа, разрабатываемая на уровень образования, т. е. на несколько лет для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), характеризующая специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса и характер оказываемых образовательных услуг.

14

В виду того, что основной своей целью данного пособия я ставлю не пересказ научной и методической литературы, а передачу имеющего у меня практического опыта, я не стала здесь перечислять все принципы психокоррекционной работы, а указала лишь тот, который посчитала наиболее важным.

15

Познавательное развитие ребенка – совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Познавательное развитие согласно ФГОС ДО – развитие интеллектуальных качеств дошкольников (формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности).

Познание – функция не только интеллекта, но и функция личности.

16

Невроз – устаревшее название группы пограничных нервно–психических расстройств, которые не обусловлены психотическими состояниями.

Невроз, по В. Н. Мясищеву – «Психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невознаградимой потери. Неумение найти

рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности».

Г. С. Салливан американский психиатр и психотерапевт заявлял, что судьба человека зависит от того, как складывались эмоциональные отношения в системе «мать–дитя» в период от полугода до двух лет жизни. Таким образом, взрослый невротик в межличностных отношениях находит лишь новые стимулы к совершенствованию своих защитных механизмов, руководствуясь принципом: «максимальное удовлетворение при максимальной безопасности», что обеспечивает ему снятие или уменьшение беспокойства и страха в рамках этих отношений.

В этой связи изучение жизни индивида имеет для психотерапевта первостепенное значение в диагностике неврозов. Если человек систематически подвергается глубокому стрессу, то со временем такие переживания ведут к развитию невроза.

Загрузка...