Тревожность как свойство личности – это повышенная склонность индивида к беспокойству, волнению, частому переживанию эмоционального дискомфорта. Интенсивность тревоги пропорциональна той значимости, которая для человека имеется в каждой конкретной ситуации.
Тревожность у ребенка развивается вследствие наличия внутреннего конфликта, связанного с самооценкой, Я-концепцией.
В предыдущей главе мы разобрали, как формируется самооценка и как она влияет на систему представлений индивида о самом себе. Определили, что корень причины в первую очередь нужно искать в неправильно выстроенных детско-родительских отношениях. Давай продолжим наш разговор о детско-родительских отношениях, а точнее о том, как родители влияют на появление тревожности у своего ребенка.
Ребенок, который ощущает принятие своими родителями, чувствует себя в безопасности. Но принятие – это не только любовь (в обычном, обывательском понимании) и благоприятные бытовые условия развития, а это гораздо больше.
Гиперопека и симбиоз, противоречивые требования, потворствующая гиперпротекция, завышенные требования и вездесущий контроль – это то, что родители порой сами того не понимая, вкладывают в понятие любовь и забота. Например: «У меня в свое время этого не было, а у моего ребенка будет все и даже больше»; «Меня в свое время этому не научили, поэтому отказ и жалобы слушать не хочу – потом сам спасибо скажешь»; «Ты у меня такой доверчивый/слабенький, я волнуюсь, поэтому мне спокойно только когда я рядом» и т.п. А теперь вопрос: может ли ребенок в этих условиях ощущать принятие? А раз нет принятия его самости, может ли он чувствовать себя в абсолютной безопасности?
Ответ очевиден. Отсюда и тревожность.
Тревожность, как и заниженная самооценка, может проигрываться по-разному. То есть, защитные реакции, возникающие вследствие фрустрации потребности в защищенности, напрямую зависят от индивидуальных характологических особенностей ребенка, врожденной психодинамической характеристики высшей нервной деятельности.
Не могу также не отметить, что тревожность можно определить и как свойство личности и как ситуативное явление, проявляющееся только в определенных видах деятельности. Соответственно, во втором случае акцент в коррекционно-развивающей работе будет смещен на купирование болезненных переживаний в конкретных ситуациях и выработке новых способов реагирования и поведения. А в первом – на формирование новых качеств личности дошкольника.
Тем не менее, и в том и в другом случае признаки, указывающие на то, что перед нами тревожный ребенок, будут одинаковыми. Я перечислю некоторые из них, остальные, мой пытливый друг, призываю найти самостоятельно.
– плаксивость;
– замкнутость;
– боязнь перемен;
– боязнь совершить ошибку;
– полный отказ от деятельности;
– мышечная скованность, напряжение;
– сниженная концентрация внимания;
– суетливость, двигательная расторможенность;
– склонность к вредным привычкам невротического характера (кручение волос, обгрызание ногтей, почесывания и т.п.);
– покраснения кожных покровов;
– учащенное сердцебиение;
– беспокойный сон;
– раздражительность и т.д.
Не стоит забывать и тот факт, что тревожный ребенок – это, возможно, зеркало тревожного взрослого воспитывающего этого ребенка, в основном матери. Во второй части (томе) пособия я приводила хороший пример из собственной практики по этому поводу, который очень подробно расписала.
Из чего следует, что диагностика тревожности у ребенка начинается с наблюдения. Причем не только с наблюдения за воспитанником в различных видах его деятельности, но и с обязательного наблюдения за родителями дошкольника, и уже потом в ход идут остальные диагностические методики.
В отношении же коррекционно-развивающей работы, скажу, что она в первую очередь должна быть направлена на устранение напряжения (отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники). У более младших дошкольников снятие напряжения осуществляется через телесный контакт (объятия, поглаживания, массаж).
Основу коррекционно-развивающей работы составляют игры и упражнения, с помощью которых ребенок научается осознавать свои эмоции, выражать и принимать их. В этом хорошо помогает сказкотерапия, организованная ролевая игра, творческие занятия. И конечно не забываем о повышении самооценки. В групповых занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок мог проявлять себя. Поддержка и похвала являются фундаментом уверенности ребенка в своих силах и хорошей мотивацией для дальнейшего взаимодействия.
Очень важно, чтобы этих методов и правил придерживались родители и воспитатели группы (иногда бывает достаточно поддерживать ребенка при неудачах и хвалить за успехи). Если же вовремя не предпринять соответствующие меры, даже незначительная тревожность со временем может стать причиной серьезных психических заболеваний. А основания – это непроработанные страхи ребенка.
Если ребенок использует стратегию убегания от страхов, то страхи закрепляются. Это означает, что без позитивной динамики у ребенка может развиться невроз. Но чаще всего невроз развивается вследствие какой-либо длительной или острой психотравмирующей для ребенка ситуации (конфликты в семье, эмоциональная изоляция ребенка в семье, развод родителей, смерть близкого, отрыв от матери в силу разных обстоятельств, межличностный конфликт в социальном окружении и т.п.).
Нельзя также исключать биологические факторы: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность. А также факторы перегрузки детского организма: дефицит сна, хроническая усталость на фоне умственной или физической нагрузки (кружки, секции, завышенные требования).
Другим словами, невроз – это реакция организма, возникающая при запредельном действии раздражителя, который нервная система/психика не в состоянии переносить.
Невроз16 относится к пограничным состояниям. Это уже не норма, но еще не болезнь.
Поскольку к симптомам невроза относятся не только невротические нарушения (тревога, фобии, обсессии), но и вегето-сосудистые (учащенный пульс, возможные нарушения сердцебиения) и другие соматические/астенические проявления (рвота, энурез, энкопез, желудочные колики, тики, заикание, расстройства аппетита и сна, боль в мышцах, головокружение и т.п.), ребенок с подозрением на невроз направляется на обследование к медицинскому специалисту – неврологу, психиатру или педиатру (не исключая при этом психологическую помощь).