Во второй части пособия в главе IX «Обозначим, обобщим и подытожим» я указала различия между развивающей и коррекционной деятельностью психолога с воспитанниками. В этой главе мне представляется важным более подробно раскрыть в эту тему, но освятить ее немного с другого ракурса.
Сам термин коррекция, есть не что иное, как исправление/изменение. Соответственно, психокоррекция – это специально-организованная система психологических воздействий, направленная на исправление нарушений и/или восполнение/замещение недостатков в психическом развитии детей (не имеющих серьезных отклонений в развитии связанных с органическими поражениями ЦНС, ввиду чего ребенку требуется специализированная помощь). В тех случаях (например, в группах ЗПР или в инклюзивных группах), когда отклонения от психологической нормы являются серьезными сочетанными нарушениями развития, коррекционная работа педагога-психолога строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также всегда осуществляется не только в тесном взаимодействии с другими специалистами (дефектологом, медиком, логопедом, тифлопедагогом и т.п.), а следуя за ними.
Целью психоррекционной деятельности педагога-психолога является целенаправленное формирование новообразований в психике ребенка в соответствии с эталонными нормами развития дошкольника на той или иной ступени онтогенеза. В специальной психологии такая деятельность ведется с учетом общих особенностей развития характерных для определенной категории детей с ОВЗ.
Все вытекающие из данной цели задачи должны быть направлены на создание адекватных психолого-педагогических условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, а специальные методы, приемы и инструментарий на формирование активной позиции воспитанника, в основе которых заложены его потенциальные ресурсы (интересы, склонности, желания), его возможности и приобретенные знания, навыки и умения.
Любое индивидуальное нарушение развития (эмоциональное, поведенческое, интеллектуальное) имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Следовательно, под каждого конкретного воспитанника, нуждающегося в психокоррекционной помощи необходимо разрабатывать индивидуализированный комплекс специальных образовательных условий, который включает в себя создание развивающей образовательной среды8 и выбор психолого-педагогических технологий9.
Таким образом, конкретизация задач коррекционной помощи и их реализация решаются посредством индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР)10, либо индивидуального образовательного маршрута/программы (ИОМ/АОП)11, или же индивидуального учебного плана (ИУП)12 в рамках адаптивной основной образовательной программы (АООП)13 для группы детей категории ОВЗ.
Разработка любой адаптивной программы, маршрута или траектории развития должна быть основаны на объемном и правильном диагностическом заключении. О некоторых диагностических методах, основанных на наблюдении и сборе информации о воспитаннике и его семье, я уже писала. В каждой из частей пособия ты сможешь найти информацию на данную тему.
Этот материал взаимно дополняет друг друга и, составленный вместе, послужит тебе хорошим диагностическим инструментом. Он не только пополнит диагностическую информацию о ребенке, но и сориентирует, какие диагностические методики следует далее применить для более углубленного, детального обследования.
Другими словами, без применения предложенных в пособии рекомендаций, полного системного анализа внутренних и внешних условий развития ребенка ты не получишь.
После сбора и анализа диагностических данных, прогнозирования результата комплексной работы с воспитанником с учетом зоны его ближайшего развития, а также выбора средств, путей и способов достижения этого результата, коррекционная деятельность должна выстраиваться в тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса (пример написания индивидуального сопровождения дошкольника смотри в приложении к третьей части пособия).
И уж если я напомнила тебе, мой дорогой друг, о своих предыдущих частях пособия, считаю не лишним в контексте этой темы, обратить твое внимание и на те аспекты эффективного сопровождения воспитанника, о которых также уже было подробно рассказано мной в предыдущих частях трехтомника. Это – работа над мотивацией ребенка, развитием его ресурсных возможностей с учетом вида интеллекта и адаптационных психофизиологических резервов организма, и с обязательной педагогической поддержкой на каждом этапе психологической помощи.
Основным принципом психокоррекции является системность и взаимообусловленность задач14.
С целью оценки эффективности коррекционного воздействия не стоит забывать о систематическом отслеживании динамики происшедших изменений в структуре личности ребенка или фиксации их отсутствия для дальнейшей корректировки выбранных средств и способов работы.
В процессе психокоррекции возможно сочетание форм работы с воспитанником, то есть переход от индивидуальной к групповой, если того требует динамика проблемы. Например, включение тревожного ребенка в работу с группой на этапе коррекции проблем в межличностных отношениях.
Таким образом, коррекционная деятельность педагога-психолога ДОО может осуществляться как индивидуально, так и с группой детей (подгрупповая работа). Подбор воспитанников в группу должен осуществляться по принципу дополнения. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста основным средством психокоррекции является игротерапия с добавочными элементами различных техник (например, телесно-ориентированной терапии, песочной терапии). С детьми старшего дошкольного возраста в работу стоит включать сказкотерапию, арт-терапию, элементы тренинга.
Что касается развивающей деятельности с воспитанниками ДОО, она, как и коррекционная, проводится после проведения диагностических процедур и осуществляется на основе отдельно разработанных развивающих программ (используя уже существующие программы или разрабатывая их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая). Развивающая деятельность может осуществляться в групповой и индивидуальной форме с воспитанниками, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Такая психологическая работа может выполнять функции профилактики, а может стать продолжением применения программы коррекционной деятельности.
Основная задача развивающей деятельности заключается в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии определенных качеств личности сформировать/развить у воспитанника(ов) необходимые психологические качества.
Другими словами, в развивающей деятельности педагог-психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития дошкольников, в отличие от коррекционной, деятельность, которой ориентируется на возрастные эталоны развития и соответственно направлена на исправление (переделку) особенностей психического развития или поведения, не соответствующих оптимальной модели. А в направлении развивающей работы осуществляется не исправление недостатков, а выработка способов саморегуляции, приводящих к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей в личностном развитии дошкольника(ов).
Однако, что все-таки хочется здесь отметить. И коррекционная и развивающая деятельность – это активное воздействие педагога-психолога, направленное на развитие личности дошкольника. В дошкольном образовании оба эти направления работы очень тесно переплетаются друг с другом, образуя неразрывную систему взаимодействий. Поэтому данный вид психологической помощи воспитанникам в ДОО, как правило, принято обозначать как коррекционно-развивающее.