Глава VII «Заниженная самооценка»


В большинстве случаев принято считать, что заниженная самооценка проявляется в нерешительности, застенчивости, сильном переживании неудач, неуверенности в себе, податливости чужому влиянию, обидчивости, скованности в движениях, эмоциональной отгороженности, стремлению к уединению, обостренной зависимости от одобрения и похвалы и т.п.

Однако не только эти явные признаки могут указывать на низкую самооценку ребенка. Порой низкая самооценка проявляется, казалось бы, совершенно не типично для данного комплекса неадекватного восприятия себя как личности.

Давай порассуждаем.

Как часто люди бесцеремонных, наглых, склонных к хамству индивидуумов характеризуют как личностей с завышенной самооценкой? В быту очень часто.

Однако именно такие индивидуумы и страдают комплексом заниженной самооценки, а подобное поведение, это всего лишь защита своего болезненного «Я», в котором неуверенность в себе уравновешивается гипертрофированным себялюбием.

Но это про взрослых. А как в этом случае обстоят дела у детей?

Очень похоже. Чувство внутреннего дискомфорта и неуверенности, обостренная потребность во внимании, в признании и одобрении и одновременно чрезмерная боязнь оказаться обиженным, униженным и брошенным, заставляет такого ребенка выстраивать глухую стену агрессивной защиты, автоматически вызывая неприемлемую в социуме реакцию (кривляние, обзывание, перебивание, упрямство, склонность к ссорам, драчливость и т.п.).

А теперь, пожалуй, главный вопрос. Какую в этом случае оказывать ребенку коррекционную помощь?

Поскольку корень проблемы в обоих случаях – это наличие детских страхов (их классификацию и причины возникновения ты выясняешь на этапе диагностики), из-за которых и происходит деформация в личностном развитии ребенка, коррекционная помощь должна начинаться с устранения этих причин. Далее идет работа по коррекции самооценки и формированию конструктивных способов взаимодействия.

Одновременно, а скорее в первую очередь, необходима работа с родителями – оказание им консультативной и обучающей психологической помощи. Требуется научить их как давать ребенку такую обратную связь, в результате которой он понимал бы, что его любят, знают и принимают его склонности и интересы, что не равнодушны к его потребностям, чувствуют его внутренний мир и всегда готовы встать на его защиту. Родителям необходимо грамотно и вежливо объяснить, что самооценка у детей начинает свое формирование именно в детско-родительских отношениях. Соответственно, только согласованная и совместная с психологом системная работа самих родителей, может дать действительно положительный результат. В противном случае эффект от психологической помощи ребенку будет ситуативным и кратковременным.

Иногда, в процессе работы с родителями воспитанника по коррекции детско-родительских отношений, их приходится перенаправлять на консультацию к семейному психологу и/или подключать к работе социального педагога/специалиста по социальной работе. В этом случае аргументы должны звучать очень убедительно, но выражать их нужно крайне тактично.

Параллельно просветительскую и, при необходимости, обучающую помощь нужно провести с педагогами группы, знакомя их не только с признаками заниженной самооценки у детей дошкольного возраста и приемами работы с такими детьми, но и с индивидуальными особенностями проявлений вышеназванного синдрома у конкретного ребенка (на основе проведенной диагностики). Далее необходимо разработать и прописать в тетради взаимодействия с педагогами группы какую индивидуальную работу, с какой последовательностью и на какой период необходимо проводить с таким воспитанником.

Что я конкретно имею в виду, рассуждая об индивидуальной работе педагогов группы с воспитанником? Я имею в виду, развитие и/или формирование тех знаний, умений и навыков, которые по результатам сводной диагностики (где принимают участие все специалисты) у ребенка западают. Это могут быть как культурно-гигиенические навыки, так и знания, и умения, связанные с его познавательным развитием15.

Более того, ты не только расписываешь педагогам какие навыки и в какой последовательности нужно развивать, но и строго следишь за динамикой их развития (дублируешь в ИОТР/ИОМ).

Почему, собственно, эта педагогическая деятельность должна обязательно быть вплетена в общую канву корекционно-развивающей работы? Дело в том, что ребенок с заниженной самооценкой, какие бы поведенческие проявления этому не сопутствовали, в ситуациях направленного на него внимания часто находится в состоянии эмоционального напряжения (психическое состояние, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, а порой тревоги и страха). В этом состоянии нарушается концентрация внимания, мышление становится скованным, снижаются процессы запоминания. Неудивительно, что у такого ребенка могут наблюдаться трудности в освоении программного материала.

Однако, виду того, что основными признаками заниженной самооценки являются зависимость от оценок окружающих (в основном взрослых) и, соответственно, выраженное стремление получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость – ему жизненно необходимы личностные достижения. Но собственные промахи и неудачи, а также отставание в чем-либо от других детей, еще больше закольцовывают ребенка в состоянии эмоциональной неудовлетворенности.

Тем не менее, временные трудности, связанные с развитием или формированием каких-либо знаний и умений, совершенно не характеризуют ребенка с заниженной самооценкой как неспособного к определенным видам деятельности. Напротив, при правильно организованном педагогическом подходе к такому дошкольнику, результаты взаимной деятельности воспитателя и ребенка порой превосходят даже самые смелые ожидания обоих.

Что касается непосредственно кореккционно-развивающей работы педагога-психолога с дошкольником с синдромом заниженной самооценки (а также коррекции агрессивного поведения), я думаю, в твоем арсенале найдется пару хороших программ с подробным описанием такой работы. Я же, в свою очередь, постаралась дополнить эту информацию, уделив внимание другим, не менее важным, аспектам этой работы.

Если ты, уважаемый коллега, решишь разработать собственную программу коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста, то в этом случае комплекс игр, упражнений, творческих заданий, сказок, этюдов, развивающих ситуаций, тематических бесед и т.п., должен быть направлен на:

– снижение уровня личной тревоги;

– обучение приемам и методам овладения своим волнением;

– формирование умения выражать свои чувства;

– умения осознавать свои потребности;

– формирование позитивного отношения к себе;

– формирование умения проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

– формирование адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;

– формирование позитивного отношения к сверстникам и окружающему миру;

– закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе.

У детей с агрессивными поведенческими проявлениями в этот комплекс добавляются игры и упражнения, направленные на развитие эмпатии и обучение ребенка адекватному выражению своего гнева.

Далее я еще коснусь темы агрессивности у детей дошкольного возраста, но уже несколько в другом аспекте. В этой главе я хотела обратить твое внимание на тот факт, что, приступая к работе с ребенком, проявляющем агрессию в какой-либо форме, первое с чего нужно начинать диагностику – это исследовать его самооценку.

И последнее касательно темы «заниженная самооценка».

При заниженной самооценке у ребенка, впрочем, как и взрослого, формируется неадекватное отношение к окружающему миру. Но в самую первую очередь, это неадекватное отношение он обращает против себя самого, акцентируя внимание только на проблемах и неудачах.

Поэтому основной целью коррекционно-развивающей деятельности с дошкольником с комплексом заниженной самооценки является формирование у него устойчивой уверенности, что его любят, ценят и уважают. А центральной задачей – формирование правильного отношения к собственным неудачам. И в этой работе, как ты понимаешь, первое место занимают самые значимые для него люди – его родители. Соответственно, если ты не наладишь с родителями ребенка доверительные отношения и не вызовешь у них желание изменить свои поведенческие стереотипы – стопроцентных результатов в работе с дошкольником ты не добьешься (в отличие от работы с взрослыми, с которыми коррекция самооценки – это работа непосредственно с самим клиентом, с его паттернами).

Причины формирования заниженной самооценки, а также советы родителям и педагогам по взаимодействию с ребенком, проявляющим такие признаки, предлагаю тебе найти самостоятельно. С некоторыми из них ты сможешь ознакомиться в приложении №11 ко второй части (томе) пособия для начинающих психологов.


Итак, подведем краткий итог к VII главе.

Заниженная самооценка, как правило, формируется в детстве, когда ребенок начинает осознавать, что не все его желания воплощаются в реальность, а возможности для реализации сильно ограничены.

Окончательно такую самооценку закрепляет неправильная воспитательная политика – недостаточное проявление внимания, непонимание потребностей и возможностей ребенка, отсутствие поддержки со стороны значимых для него взрослых, необоснованные требования, замечания, критика, чрезмерная опека в которой нет места для проявления собственной самости.

Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности индивида. Именно от самооценки зависит, как человек будет проявлять себя в жизни: реагировать на ошибки и неудачи; отстаивать свои интересы; распределять приоритеты; какие цели он будет перед собой ставить и какими путями их реализовывать.

Более того, заниженная самооценка напрямую влияет на психическое здоровье дошкольника, формируя по мере его взросления такие личностные характеристики, которые со временем могут привести к развитию разнообразных отклонений и даже патологий.

Поэтому работа по изменению внутренней позиции ребенка, в которую должны быть включены все субъекты воспитательно-образовательного процесса, считается не только обязательной, но и безотлагательной.

Загрузка...