Продолжая освещать некоторые аспекты диагностического направления, в третьей главе я хочу затронуть тему, связанную с вопросом нахождения первопричины поведенческих, эмоциональных и иных психологических нарушений у воспитанников.
В большинстве случаев подобные нарушения носят мультифакторный характер, а к их появлению приводят, либо увеличивают вероятность их возникновения, некие причины (факторы риска), о которых мы и поговорим далее.
Не секрет, что любая диагностическая методика направлена на измерение очень узкого круга проблем или качеств. Нет методик, которые бы измеряли сразу все или на основании которых можно было бы одним разом составить полную характеристику личности ребенка. Соответственно, для составления полной картины необходимо использовать немалое количество разных методик.
Именно поэтому я предлагаю тебе, коллега, дополнить имеющийся у тебя диагностический арсенал и ознакомиться с приведенной ниже информацией, на основании которой ты без труда сможешь находить первопричины многих психологических проблем у воспитанников. Ведь для эффективной диагностики, а также профессионального оказания психолого-педагогической помощи, (выбора форм, средств и методов работы), необходимо иметь достаточное представление обо всех факторах риска, приводящих к тем или иным нарушениям.
Факторы риска разделяют на объективные и субъективные.
К объективным факторам относят факторы среды:
– занятость, дефицит времени, ускоренный жизненный ритм, материальные и социальные трудности, как следствие – стресс и невротизация родителей и педагогов;
– бесконтрольный процесс влияния СМИ (мультфильмы и детские фильмы, имеющие явный или скрытый дезорганизовывающий смысл);
– неправильно подобранные игрушки, компьютерные игры;
– долгое проживание семьи в условиях военных действий или на обезлюдивших территориях (горный аул, лесная делянка), а также кочевой образ жизни семьи, занимающейся скотоводством, вследствие чего формируется социальная депривация;
– неблагоприятные факторы внутри детского учреждения;
– дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Внешние средовые факторы оказывают тем большее влияние на личность, чем она младше.
Отдельно хочется остановиться на двух средовых факторах и подробнее раскрыть причины их возникновения.
Неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением.
Причины:
– фрустрированная первая встреча ребенка в детском саду с чужим взрослым (воспитателем), который во многом определит его последующее взаимодействие с взрослыми;
– неудачный ситуационный опыт общения ребенка с любым специалистом детского сада;
– отрицательная оценка воспитателя, выражаемая им в неконтролируемой реплике или взгляде;
– состояние нервного перенапряжение педагога;
– выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать;
– дефицит свободы движений ребенка;
– ограничение самостоятельности ребенка;
– неадекватные (не соответствующие индивидуальным особенностям развития) требования педагога, в том числе:
– невнимание к эмоциональным состояниям ребенка, к его физиологическим потребностям;
– неадекватное реагирование педагога на индивидуальные нужды/запросы ребенка (в питье, отдыхе, а также отказе от еды или какой-либо деятельности);
– невмешательство в проблемы детей (основной психологический закон развития: «Вместе с взрослым сегодня – самостоятельно завтра»);
– серьезный внутренний конфликт ребенка (в случае конфликтных отношений со сверстниками, который вызывается противоречиями между требованиями других и возможностями ребенка, вследствие чего нарушается эмоциональный комфорт, что, в конечном счете, тормозит формирование личности);
– бедность или, наоборот, перенасыщенность предметной среды.
Неблагоприятные факторы, связанные с дисгармонией семейных отношений и дисгармонией семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Причины:
– дисгармоничные отношения вследствие взаимодействия с чрезмерно застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи;
– деформация психической структуры личности родителя, как следствие психологической травматизации в детстве;
– иные нарушения психологического здоровья родителей;
– низкий уровень культуры и социальной ответственности и/или образования родителей;
Все вышеперечисленные причины являются первичными, из которых формируются вторичные:
– родительское программирование (установки);
– неправильный стиль воспитания;
– наказания, угрозы, окрики, немотивированные замечания;
– игнорирование желаний и потребностей ребенка;
– лишение самостоятельности;
– тотальный контроль всех сфер жизни ребенка;
– завышенные требования или ожидания родителей, предъявляемые ребенку;
– дефицит общения (если у ребенка нарушены эмоционально-близкие отношения с родителями, то у него формируется чувство одиночества – в активном варианте формируется демонстративность, в пассивном формируется страх самовыражения);
– нарушения механизмов функционирования семьи (скрытые или явные конфликты).
Прочие причины:
– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех (как возможные факторы риска);
– негативные семейные традиции (например, застолье с легким алкоголем по выходным);
– статус беженцев, вынужденных переселенцев (как возможные факторы риска);
– безработица, финансовые трудности родителей;
– присутствие в семье тяжелобольного, а также страдающего алкоголизмом или наркоманией;
– присутствие в семье вернувшегося из мест лишения свободы (как возможный фактор риска);
– развод родителей, смерть близкого родственника;
– нежелательный ребенок (как возможный фактор риска);
– угроза выкидыша, смерти или длительная серьезная болезнь ребенка;
– отвергаемые родителем (родителями) умственные или физические недостатки ребенка.
К субъективным внутренним факторам риска, приводящим впоследствии к целому ряду психологических проблем, относятся следующие индивидуальные особенности ребенка:
– характологические особенности личности, приводящие к трудностям в общении (например, застенчивость);
– ослабленное соматическое состояние здоровья (например, частые простудные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, аллергии, перенесенные операции и др.);
– инвалидизация, не затрагивающая интеллектуальное развитие (сахарный диабет, астма и т.д.);
– свойства нервной системы, проявляющиеся в темпераменте и чертах характера ребенка, приводящие к частым негативным эмоциональным состояниям (например, эмоциональная лабильность (пограничная и импульсивная);
– двигательная или психомоторная расторможенность (СДР или СДВГ, в том числе неподтвержденные по причине не обращения родителей к медицинскому специалисту);
– а также иные устойчивые вторичные дисгармоничные индивидуальные особенности ребенка, являющиеся следствием средовых воздействий, относящихся к объективным факторам.
Подводя итог, хочется отметить, что за внешне одинаковыми трудностями и проблемами, возникающими у ребенка, скрываются самые разные и порой очень непохожие друг на друга причины их происхождения. Иными словами, изменения в поведении ребенка – это вторичные новообразования, а именно – следствие первопричин, связанных с различными факторами риска.