Многие люди, которые хотят открыть собственную онлайн-школу, относятся к этой идее, как к бизнесу, и, согласно этому представлению, строят свои цели и планы. На самом деле, это принципиально неправильный подход. Любая обучающая программа связана с процессом передачи информации и знаний (так было с древних времён). Современная онлайн-школа с применением персональных компьютеров и сети Интернет отличается от традиционной только инструментами достижения конечной цели. Функциональность остаётся прежней. Цель – показать, как можно запустить этот процесс в нынешних условиях, а в дальнейшем развивать и масштабировать его. Моя задача – разделить весь процесс на отдельные этапы, описать в виде четких алгоритмов.
Суровая действительность 2020 года заставила практически все высшие учебные заведения в России начать переводить лекции в онлайн формат. Конечно, основную роль в этом процессе сыграли требования санитарно-эпидемиологических служб, однако, не стоит забывать, что цифровизация образования началась и ранее.
Так уже в 2018 году Высшая Школа Экономики запустила собственную платформу онлайн занятий. Примерно десятая часть от всех репетиторов страны также проводили свои уроки в дистанционном режиме. Тогда и начал формироваться положительный тренд в развитии дистанционного образования.
В конце 2019 года был сделан прогноз роста рынка дистанционного обучения на двухлетнюю перспективу. В докладе озвучили уровень в 53 млрд рублей. Это вдвое превышает показатель 2018 года, что отображает экспоненциальную динамику прироста. Наибольшей популярностью пользуются языковые школы, коммерция, программирование и маркетинг. В текущем году повысился спрос на курсы по финансам и медицине.
Нынешняя пандемия и вызванный ею кризис, конечно, скорректировали этот прогнозный уровень. Очевидно, что плановый показатель будет достигнут гораздо раньше намеченного срока. И в этот момент у меня возникла идея, что, если огромное количество людей по всему миру оказалось в условиях самоизоляции, у них многократно возрастает потребность обмена накопленными знаниями, традиционные варианты которого попадают под ограничения и запреты. Дополнительно здесь служит фактор привыкания. Единожды попробовав получить знания и информацию в комфортной домашней среде, человек уже не изъявляет большого желания возвращения к традиционным инструментам, даже после снятия санитарно-эпидемиологических ограничений.
Так появился «Охотник» – руководство по запуску онлайн-школы. При написании данной книги я не ставил перед собой задачу учить строить бизнес на дистанционном образовании. Здесь показываются конкретные алгоритмы, на основе которых открываются онлайн-школы, и всё. Следуя трендам, онлайн курсы начинают проводить не только на специализированных платформах, но и в социальных сетях. К примеру, достаточно часто можно встретить онлайн-школы, которые проводят свои занятия на базе ВКонтакте.
Почему же дистанционное обучение набирает такую популярность? В первую очередь, удалённые формат помогает учащимся эффективнее, быстрее и удобнее усваивать новую информацию. Основными причинами, когда человек принимает выбор в пользу онлайн обучения, являются следующие факторы:
мобильность;
комфорт;
время.
Конечно, есть и недостатки такого формата обучения, которые на сегодняшний день остаются весомыми. В основном это недостаток развития инфраструктуры связи, что может выразиться в сбоях видеосигнала, ошибках при передаче и загрузке информации. В условиях пребывания огромного количества людей в своих домах нагрузка на сети связи возрастает многократно, что увеличивает вероятность сбоев. Второстепенными недостатками является отсутствие личного контакта с преподавателем и необходимость самостоятельного выстраивания графика обучения.
Данные проблемы отнесены к второстепенным, так как они легко решаются с использованием современных инструментов и платформ для дистанционного образования.
Стоит обратить внимание, что онлайн курсы, в отличие от традиционного образования, предлагают огромное разнообразие форматов, что позволяет каждому ученику в индивидуальном порядке подобрать наиболее эффективный способ получения информации.
К примеру:
прямые эфиры;
видео лекции;
индивидуальные онлайн уроки;
аудио уроки;
лонгрид;
инфографика;
чат-боты;
VR\AR обучение.
Была собрана статистика на основе данных по 100 000 учащимся, на основе которой наиболее востребованным форматом подачи контента оказались именно видео лекции. Немаловажное значение имеет хронометраж, по статистике видеоролики продолжительностью не более 3-5 минут просматривают в 2-3 раза чаще, чем ролики длиной от 10 минут. Из этого складывается эффективное изучение материала.
Никто не заставляется выбирать только один формат, одного преподавателя, один и тот же интервал времени. Их можно комбинировать, изменять в зависимости от потребностей каждого ученика. Подобное разнообразие приводит нас к тому, что дистанционное обучение – это не просто очередной тренд, возникший по законам рынка, это новая веха в развитии профессионального образования.
Данное «Руководство по созданию онлайн-школы с нуля» – это кузница онлайн-школ. На самом деле, сейчас есть большое количество ниш, направлений, в которых можно открыть и запустить собственную образовательную программу. Можно передавать любые знания: о фотографии, дизайне, кулинарии и т. д. Все, что в вашей досягаемости, любая область человеческих знаний, к которой у вас есть доступ – всё это может быть преобразовано в онлайн-школу.
Перечисленные в этой книге алгоритмы – рабочие, они прошли проверку временем. Хотите повторить успех – просто делайте так же, как здесь написано.
«Руководство» задумывалось не просто как настольное пособие по запуску онлайн-школ. Эта первая книга в серии об организации онлайн-образования. Это новые форматы – текстовые, графические, видео. Это кооперация в направлении развития партнёрских программ разных онлайн-школ. Это более чем возможно. Ведь наша общая цель – создать не просто библиотеку курсов, которых уже достаточно много в Сети, а организовать полноценное сообщество, так называемый онлайн-университет.