Границы моря ограждают от наводнения земли, границы миром управляют, и судьбы в гранях рождены.
Дэну и Ричи исполнилось по семь лет, и Джульетта вместе с маленькой Алисой провожала их в первый класс. Школа, в которую приняли мальчиков, была одной из лучших в районе – специализированная, с языковым уклоном. Это означало, что уже со второго класса дети будут осваивать иностранные языки. Ричи и Дэн были одеты в школьную форму, которую накануне им купила Джульетта, за плечами у них болтались одинаковые рюкзаки, а в руках были букеты цветов для первой учительницы.
Мальчики искренне радовались, что теперь они стали учениками, а значит, скоро станут совсем взрослыми. Алиса старалась не подавать вида, но отчаянно завидовала ребятам, это было заметно.
Вокруг мельтешили школьники в одинаковой форме с огромными букетами, почти всех сопровождали родители, сквозь детский гомон прорывался то смех, то слезы – это было трогательное зрелище.
Перед входом в школу каждому ребенку выдали флажок с номером класса, после чего первоклашка должен был найти своих одноклассников с такими же флажками и встать в шеренгу, ожидая торжественной линейки. Рядом с каждой шеренгой стояла учительница, родители, находясь на почтительном расстоянии, со стороны с умилением и восторгом наблюдали за происходящим.
Директор школы торжественно всех поприветствовала и произнесла напутственную речь. После этого слово взяла заместитель директора по педагогическим вопросам. Окинув учеников строгим взглядом, она пожелала всем школьникам успехов в дальнейшей учебе. Ее взгляд задержался на Ричи, она пристально посмотрела на мальчика, стараясь получше разглядеть его, но внезапно столкнулась с ответным пронизывающим взглядом: ребенок как будто пытался читать ее мысли. Окружающим могло показаться, что педагог испытывает неприязнь. Но, вероятно, это была только видимость, так как замдиректора не могла проявлять эмоции беспричинно, даже если экзотическая внешность темнокожего мальчика и заставила ее волноваться…
После официальных мероприятий дети в сопровождении учительниц направились в кабинеты. Дэн и Ричи оказались в разных классах, что Джульетте совсем не понравилось. Ричи пошел в класс «Е», а Дэн – в класс «А». Негласно в школе существовало разделение по категориям: классы «А», «Б», «В» предназначались для детей из благополучных, обеспеченных семей, в то время как в классы «Г», «Д», «Е» распределяли детей менее успешных родителей. Это тщательно скрывалось, руководство школы объясняло разделение разным уровнем развития умственных способностей учеников. Правда, приходилось отвечать на вопросы родителей о критериях, по которым детей в семилетнем возрасте делят на одаренных и отстающих, но тут руководство школы ссылалось на научные методики советских ученых.
Каждый учитель в своем классе рассаживал детей по местам, и это была самая сложная задача, являвшаяся предметом раздоров и ссор между школьниками.
Впоследствии в процессе учебы классный руководитель по необходимости менял «дислокацию» учеников: самых примерных сажали за первые парты, а двоечников пересаживали в последние ряды. Исключением служили медицинские показания по зрению и слуху – дети с плохим зрением и низким уровнем звукового восприятия по праву могли занимать первые ряды класса. Свою роль играли подарки и иные знаки внимания от родителей классному руководителю.
Советская система образования не прощала ошибок, ее основной прерогативой и главной целью было научить детей подчиняться системе. Каждый школьник в этой системе был наделен определенным статусом, отнесен к соответствующей категории, и изменить этот статус было ох как непросто. Если ученик, сидевший в первых рядах, начинал плохо учиться, его немедленно отправляли за последнюю парту. Таким образом, ребенок лишался шанса на исправление, он попадал в зону пониженного внимания со стороны учителей. Плохо дело, если родители не могли за него «походатайствовать», за школьником тогда прочно закреплялся статус «двоечника» и к нему уже автоматически было предвзятое отношение со стороны педагогов и одноклассников.
В каждом классе было примерно 36 учеников – по двенадцать в каждом ряду. Учеников старались рассаживать таким образом, чтобы за каждой партой сидели дети противоположного пола. Ричи посадили на самую последнюю парту, рядом с рыжеволосой девочкой неряшливого вида по имени Маргарита. Она оказалась из неблагополучной семьи, ее отец был простым рабочим, часто выпивал, в связи с чем был завсегдатаем районного вытрезвителя. Маргарита громко сопела, рукавом школьной формы вытирала сопли (носового платка у девочки не было), под ногтями у нее была жуткая грязь, а плотные колготки блестели странным вазелиновым блеском.
Класс, в который попал Дэн, был менее разношерстным по составу, туда в основном определяли детей из благополучных семей. Дэна посадили во второй ряд (первые парты заняли дети политработников), рядом с ним посадили темноволосую девочку по имени Инга, дочку учительницы по биологии. Дэн был обаятельным мальчиком и произвел на педагога благоприятное впечатление, впрочем, как и на Ингу, которая не преминула сообщить об этом своей маме. Мама Инги пользовалась авторитетом у педагогического совета.
Первый школьный день был коротким и носил ознакомительный характер. Родители ждали детишек на улице, и через полтора часа томительных ожиданий первоклашки буквально повалили из школы, расталкивая друг друга локтями.
Джульетта ждала ребятишек в школьном дворе. Первым показался Дэн, Ричи пришлось ждать подольше. Вскоре Ричи тоже появился и, счастливый, направился к Джульетте. Как выяснилось позже, он задержался из-за того, что с ним захотела побеседовать завуч школы по педагогическим вопросам – она долго расспрашивала мальчика про родителей и бабушку.
По возвращении домой Ричи ждал еще один сюрприз – его мама оказалась дома, правда, выглядела она бледной и изможденной. Мальчик очень обрадовался, кинулся в ее объятия и долго не хотел отпускать. Анжелика посадила его к себе на колени и грустным голосом сказала:
– Ричи, я не могу все тебе объяснить, но надеюсь, когда ты вырастишь, ты многое поймешь сам. Я хочу, чтобы ты знал, как сильно я люблю тебя, несмотря на то, что не могу быть с тобой постоянно и не знаю, что ждет меня дальше!
Она посмотрела ему прямо в глаза, как будто хотела мысленно передать ему какую-то важную информацию, которую не могла озвучить.
– Я тебя тоже люблю, мама, и не хочу, чтобы ты опять уходила! – прошептал Ричи, едва сдерживая слезы. Он даже не хотел думать о том, что может ее навсегда потерять.
– Это не от нас зависит, сыночек, есть что-то, что способно нас разлучить! – печально произнесла Анжелика.
– Я убью это «что-то», мама, обещаю тебе! – практически прокричал он. Его охватила невероятная злость, он сжал кулаки так сильно, что ногти больно впились ему в ладошки. Для себя Ричи решил, что готов терпеть любую боль и любые унижения, лишь бы предотвратить расставание с единственным близким ему человеком. Обещание, данное матери, он сдержал, но только спустя много лет.