Мне кажется интересным тот факт, что исторический процесс неизбежно меняет значения слов, которыми мы пользуемся, самым необычным образом. По этой причине нередко возникает путаница, при которой определенный знак начинает использоваться для обозначения одного, в то время, как изначально под ним подразумевалось другое. Когда это происходит, слово начинает означать нечто, чем не являлось изначально, а вместе с этим утрачивает и собственное значение. Хотя под утратой значения я все же подразумеваю, не полное исчезновение, но вытеснение в бессознательную область и образование теневого значения.
Наиболее подвержены подобным искажениям номинализации и абстрактные понятия, которые не обозначают конкретный объект, такие как: любовь, счастье, доброта, эзотерика, психосоматика, феминизм, патриотизм, героизм, национализм, благо, самадхи, просветление и многие другие.
Стоит отметить, что подмена значения и искажение смысла довольно широко и цинично эксплуатируются в политике, пропаганде, торговле и рекламе. Вам убедительно и настойчиво с детства рассказывают: «У вас будет карьера!» Но никто не говорит, будете ли при этом вы у самих себя… Поэтому бдительность в данных вопросах должна быть вполне естественной для человека, заботящегося о благополучии себя и близких.
Для начала, я позволю себе отсылку к трудам основателя общей семантики, Альфреда Коржибски, который указывал, что используемые им данные и значения актуальны для конкретного временного периода как раз по причине своей изменчивости. Во второй части книги «Наука и здравомыслие» уточнение актуального периода (1933) использовано около шестидесяти раз. Я с удовольствием и почтением последовал бы оному правилу, введенному графом Коржибски девяносто лет назад. Однако сегодня и уже некоторое продолжительное время стоило бы уточнять не только год, но и день, месяц, а также ситуацию, автора и адресата, что было бы избыточно, громоздко и неудобно.
Отдельного внимания в нашем обсуждении заслуживает понятие «эзотерика». Дело в том, что в настоящее время (2023) термин нуждается в прояснении и переосмыслении, поскольку искажения, связанные с ним, создают определенные препятствия. Сегодня, если вы употребляете в речи термин «просветление», вас начинают ассоциировать с современным эзотерическим сообществом. Иногда подобное сразу ставит клеймо на дальнейших рассуждениях в светском мире, не давая им никакого шанса. Однако мне бы хотелось пояснить, что и современный эзотерический круг не присвоил себе общечеловеческое достояние души, обозначаемое знаком «просветление», и сама эзотерика не в полной мере является тем, чем себя именуют.
Проблема заключаются в том, что определенная часть общества смотрит на все, называемое эзотерическим, с огромным недоверием. На тех, кто считают себя эзотериками, в лучшем случае с улыбкой как на людей странных, в худшем – как на психически больных. И это только увеличивает пропасть недопонимания.
В некоторых случаях, любое эзотерическое сообщество отождествляется с деструктивной сектой или культом. С одной стороны, иногда такое действительно имеет место быть и для подобного отношения есть все основания. С другой стороны, это всего лишь навешивание ярлыков, которое ничего не проясняет о сути влечения людей к подобным сообществам, ничего не говорит об индивидуальной судьбе человека, об истории его сознания, ставшего эзотерическим в определенных условиях. Восприятие сообщества сектой, определение людей в категорию чудаков представляются лишь механизмами защиты, позволяющими отделить сознание от непонятной и отличающейся реальности.
Эзотерический мир большим количеством людей, не без оснований, воспринимается сомнительным. Кто-то тотально дистанцируется не только от самой среды эзотериков, но, увы, и от тех смыслов и символов духовных учений, накопленных человечеством за свою продолжительную историю, которые могут быть неоценимо полезны в умелых руках при должной подготовке. Другие люди, наоборот, оказываются очарованы этим миром и чудесами, которыми он завлекает и манит. В этом случае человек может оказаться оторван от своей реальности, от подлинных вызовов жизни и утратить чувство почвы под ногами. Однако такое положение вещей может быть изменено в лучшую сторону с помощью устранения смысловых ошибок и недоразумений, благодаря повышению уровня осведомленности и образованности в этой теме.
Еще в древней Греции возникло разделение философских учений на эзотерические и экзотерические, где первые являются тайными и закрытыми, вторые – общедоступными и открытыми. Нечто подобное хорошо прослеживается и в тибетском буддизме, где существуют знания для непосвященных и тайные доктрины и практики, предназначенные для мастеров, их ближайшего окружения учеников и соратников. Одно получает широкое распространение и огласку, другое хранится и бережно передается определенными людьми при помощи специальных текстов, символов, обрядов и прямых передач от учителя к ученику.
То, что именовалось экзотерическим знанием в прошлом, сегодня стали называть эзотерическими. Иными словами, «царь – ненастоящий!» Вы приходите в книжный магазин и там видите целый раздел литературы под вывеской «эзотерика» с множеством полок, заполненных книгами. Но сама по себе эта ситуация содержит противоречие, поскольку, став доступной, эта литература перестала быть эзотерикой.
Преобладающее большинство наших современников, посредством сети интернет, могут получить почти неограниченные объемы информации в виде книг, лекций, видео-проповедей, сатсангов, описаний мистерий и иных материалов самого разного качества. Такая доступность априори делает все это экзотерическим материалом, если мы будем ориентироваться на изначальную трактовку.
Интересно и то, что, учитывая подобный взгляд, консультация глубинного психолога, направленная на раскрытие человеку его уникальности, или авторский семинар, построенный на глубоком личном опыте, оказываются более эзотерическими по отношению к типовым и шаблонным ретритам выходного дня или классам йоги.
Каким же образом получилось так, что экзотерическое по смыслу стало называться эзотерическим? И что произошло с подлинным эзотеризмом? Здесь есть несколько нюансов. Исторически произошло так, что популяризация духовных учений и практик в западном обществе связана с периодом так называемой психоделической революции 60-х годов. Многие свидетели и участники этого движения: молодежь, зрелые люди, хиппи, нонкоформисты, различные творческие персоны, известные личности, путешествовали по миру, в частности по религиозным центрам Востока, таким как Китай и Индия. Некоторые из них были движимы жаждой познания и глубокой потребностью найти обстоятельные объяснения тем мистическим феноменам, откровениям и опыту, которые были ими получены и пережиты в результате психоделических экспериментов.
Некоторые из них, впоследствии, сами становились новыми духовными учителями Запада, некоторые распространяли неизвестные ранее знания и повышали градус интереса к ним. Многие из них демонстрировали действительно необычный образ жизни, персону, родившуюся на стыке двух глобальных культур. Сами восточные гуру, учителя буддистских и йогических практик и медитации стали приезжать или вовсе перебираться жить в Европу и Соединенные Штаты Америки, чтобы вести свою просветительскую и образовательную деятельность. Таким образом формировалась альтернативная духовность Запада, которая вмещала в себя преимущества юности: восторг, высокие амбиции, энергию; но и недостатки незрелости: наивность, переоценка возможностей, отсутствие опыта и устоявшихся традиций.
Психоделическая революция стала тем явлением, которое подтолкнуло к развитию движение Нью Эйдж (new age, англ. новая эра), в которой идея великого преображения объединяла разнообразные духовные учения с привнесением различных самостоятельных взглядов учителей.
Можно сказать, что люди западного общества стали обретать чувство причастности к тайному знанию. Оно становилось открытым и набирающим популярность. Именно так нечто эзотерическое кусками и фрагментами становилось доступно более широкой публике, по факту становясь после этого экзотерическим. То, что мы получили сегодня (2023), я иногда называю словосочетанием «популярная эзотерика».
Следует отметить, что различные гуру, волшебники, гадалки, шаманы, астрологи, тантра-коучи, регрессологи, тета-хиллеры, неошаманы и иные активисты эзотерического мира порой не осознают того обстоятельства, что находятся под влиянием сырых идей Нью Эйдж, пронизывающих всю их деятельность. Это может приобретать очень странные формы, но от этого не становится меньше желающих почистить ауру, исцелить род, открыть в себе тайные способности и третий глаз. Желательно успеть все это сделать за выходные! В подобные социальные игры склонна вовлекаться довольно наивная, инфантильная часть личности человека. При этом в определенных областях своей жизни этот же человек может придерживаться очень зрелых взглядов и взрослого подхода.
Мы должны учитывать относительность эзотерического и экзотерического, смысловое различие в их содержании. Экзотерический материал не только общедоступен, но еще и лишен передачи, то есть переживания знания на опыте через носителя. Тем не менее речь идет о плавной границе раздела, поскольку мы можем видеть, как одно – эзотерическое, рано или поздно перетекает в другое – экзотерическое. И подобные переходы сопровождаются видоизменением информации. Всякое открытое и доступное знание гораздо больше подвержено упрощению, искажению и смещению акцентов. Коллективный дискурс способствует размытию значений. Это происходит с любого рода информацией, которая становится доступна массовому пользователю.
С одной стороны, именно простота, понятность и способствуют распространению и более широкой огласке. С другой стороны, такая динамика ведет к разительным отрицательным трансформациям знаний, утрате изначальных смыслов. Вы слышали идею о том, что Вселенная заботится о вас? Или о том, что мысль материальна? Эти высказывания не бессмысленны и не бесполезны сами по себе. Однако в той примитивной интерпретации, которая доходит до конечного потребителя, эти формулы способствует лишь инфантилизации и невротизации. Здесь коренится причина того, почему наряду с интересными и полезными, в том числе с психологической точки зрения, учениями, появляются бредовые и откровенно сектантские направления.
Для человека присутствует определенный риск оказаться захваченным групповым умом секты. А догматическая власть коллектива всегда опасна для индивида и его сознания. О каком уж просветлении, освобождении и духовной реализации в таком случае может идти речь?
Стоит упомянуть и то, что духовный мир Востока всегда представлял собой бурлящий котел, наполненный не только мастерами, одухотворенными святыми, но, конечно же и многочисленными фриками, мошенниками, пронырами, желающими получше устроить собственную жизнь за счет наивных искателей. Поэтому на Запад потекла разнородная информация, в которой было немало псевдоэзотерического с самого, что ни на есть начала. И этот хаотичный поток накрыл неподготовленное массовое сознание, поскольку не существовало традиций и наработанных нейрологических навыков в обществе, которые бы позволили усваивать и интегрировать новый опыт, знания, отбрасывая лишнее. Кроме того, интерес к восточным учениям справедливо конкурировал и соединялся с традициями западного мистицизма, интерес к которому аналогично возрос.
Сложно представить, что все эти факторы могли пойти исключительно на пользу обществу. Однако в этом можно обнаружить и некоторое мистическое соответствие истории макрокосма. Порядок всегда возникает из хаоса и делает это снова и снова. Поэтому, возможно, во всем, что я описал, нет больше ничего, кроме отражения естественного процесса упорядочивания хаоса.
В России эзотерическое стало выходить из подполья, набирать обороты и приобретать массовый характер уже после развала Советского Союза. Здесь сыграли свою роль тот голод, который накопился в обществе, и вера в возможность получения от жизни желаемого магическим путем, без какого-либо труда, без усилий. И подобные тенденции, к сожалению, в той или иной степени сохраняются в настоящее время, а возможно и превосходят по масштабам период девяностых.
На подобный запрос естественно откликнулись различные деятели: экстрасенсы, маги, гипнотизеры, знахари и гадалки, к которым затем подключились просветленные и даже бизнес-тренеры.
Не удивляйтесь последним в этом списке. Масштабные и популярные бизнес-тренинги, с выпускниками которых мне доводилось работать в консультировании, буквально пропитаны псевдомагическими формулами и посланиями популярной эзотерики. Люди в своей массе не приходят туда для того, чтобы понять: как им трудиться над собой и своей жизнью наилучшим образом. Большинство хотят урвать как можно больше и как можно быстрее. «О времена, о нравы!» Наживкой на крючке по-прежнему является идея сверхрезультатов без усилий, либо же магическая вера в силу тренера, кумира, могущественного барина. Поэтому участники данных мероприятий нередко платят в действительности за то, что не готовы брать ответственность за свои действия и жизнь, при этом в сердцах они лелеют надежду на то, что кто-то другой знает решение за них.
Однако еще задолго до бизнес-тренингов процветали такие активности, как защита ауры, чистка чакр, снятие сглаза и порчи, открытие третьего глаза, зарядка воды перед телевизором и другие сомнительные практики. Кто-то может возразить о том, что все это в той или иной степени работало и удовлетворяло запросы людей. В этом я не сомневаюсь: ритуал действенен, гипносуггестивные приемы эффективны. Однако вместо приобщения к мудрости и обретения осознанности, человек чаще получал добрую порцию бреда.
Проблема ведь не в самих представлениях о чакрах или ауре, а в том, как бестолково, буквально и вредоносно это используется. Поэтому простое употребление данных слов у многих вызывает недоверие, отторжение и неприязнь. Хотя, заметьте и то, что терминология психологов также нередко становится объектом насмешек и причиной надменного закатывания глаз. Искажение, примитивизация и подмена значения через популяризацию и общедоступность здесь работает схожим образом.
Говоря обо всем этом, я не ставил задачу описать происходившие процессы с абсолютной точностью. Скорее, мне было важно передать представление о том, насколько сложной и неоднородной субстанцией является то, что сегодня обобщается ярлыком «эзотерика», на стыке каких процессов и в каком обществе это получило свое развитие, на какое сознание легло. Это имеет значение для того, чтобы, во-первых, избавиться от иллюзии того, что все именуемое эзотерикой является бессмысленным или вредным, во-вторых, избавиться от ожидания, что есть некоторое окружение, сообщества людей, обладающих тайными знаниями, которые обеспечат спасение, в-третьих, осознать собственную ответственность за честную внутреннюю работу и духовное развитие.
Эзотерическое знание рождается в человеческой душе. Это кристаллизация подлинных усилий, задействованных в самопознании. Остальное является инструментами, указателями и проводниками, с которыми, впрочем, все равно придется умело и ответственно обращаться.
Информация подобна воде. Она перетекает из одного места в другое, огибает различные препятствия, в некоторых местах промывает дно, становится кристально чистой, где-то застаивается, покрывается тиной, образует болота и дурно пахнущие лужи. Очень важно учиться распознавать и следовать за чистым потоком, огибая тину и грязь или же достойно проходить трясину, в которую завела судьба. Иногда вовсе приходится начать свое движение из болота, являющегося отправной точкой. Где бы человек ни находился, существует дальнейший собственный уникальный путь, ведущий рано или поздно к целому, к океану чистого сознания.
Рассуждения об эзотерическом невольно навели на мысль о том, что сознание по своей природе иррационально и напоминает пугающий хаос. Хотя оно является таковым лишь относительно мира, который мы – люди, воплощаем, и его правил. И кажется забавным то, что спонтанностью в действительности отличается человеческая незрелость. Ребенок непредсказуем и игрив – читай иррационален. Зрелость же подразумевает упорядоченность. Взрослый более предсказуем и серьезен. Но перешагивая за порог зрелости к пробуждению или освобождению, он снова проявляет себя через спонтанность и игру, только уже на совершенно другом уровне. Ребенок нередко дисгармоничен и разрушителен в своей игре, мастер же в своей непредсказуемости созидателен, хотя его мудрость алогична и граничит с безумием.
Для того, чтобы быть гармоничным для мира в своей непредсказуемости, а не разрушительным, требуется значительная подготовка и совершенный внутренний баланс. Внешне непредсказуемый мастер внутренне является тонко уравновешенным. В этом заключается секрет. В качестве примера давайте посмотрим на древнего учителя, Бодхидхарму. Он является основателем чань-буддизма в Китае.
Одна из легенд его жизни гласит о том, что сам император Китая – Ву, захотел встретить великого мудреца, идущего через Гималаи из Индии. Увидев Бодхидхарму, император был сильно удивлен и озадачен настолько, что захотел уйти от этого несуразного человека. Тот выглядел очень странно: был обут лишь в один башмак, второй же он привязал на голову вместо убора. Несмотря на свои манеры и вежливость, в какой-то момент император все же возмутился и задал вопрос мудрецу о тревожащем его недоразумении. Бодхидхарма ответил, что он лишь хочет сразу показать то, каков он есть, а именно: в нем сочетается и абсурдное, и нелогичное одновременно. Более того, башмак на голове, это самое меньшее и безобидное из того, с чем придется столкнуться в обучении у Бодхидхармы. Это ведь всего лишь несчастный башмак, который долгое время носил тело мудреца. Почему бы теперь им не поменяться местами?
Что делает Бодхидхарма в этой истории? Он разрушает так называемые само собой разумеющиеся вещи или то, что называется в феноменологии самопонятностями. Он разрушает принятый символический порядок: то как привычно, то, как положено, то, как надлежит, то, как подобает. В таком поведении проявлена его торжествующая свобода. Такова и реальность, поскольку включает в себя символический уровень норм поведения, но содержит в себе возможности бесконечно превышающие ограничения этого уровня. Бодхидхарма демонстрирует это своим поступком. Для императора, чье сознание не освобождено, подобное выглядит как выходка, дерзость, глупость, недоразумение и непозволительный поступок. Для самого же мастера это проживание естественного бытия, рождающегося из нерушимой основы всего сущего – пустоты.
Греческий философ Диоген также выражал парадоксальность человеческой природы в свойственной ему манере и самобытном образе жизни. Его речи и поступки для многих звучали и выглядели будоражащими, чудаковатыми. Однажды он слушал лекцию Платона, который объяснял, что человек представляет собой двуногого без перьев. После услышанного Диоген ощипал курицу и вбежал на лекцию философа, показывая на нее, и выкрикивая: «Вот человек!» Трикстер, тролль, провокатор! Что еще добавить?
И хотя эти истории могут быть сильно преувеличены или вовсе выдуманы, это не важно. Поскольку всякий миф способен передать идею, интуитивное понимание принципа и обратить внимание на аспекты собственной души, своего микрокосма. Такого рода легенды в первую очередь метафоричны, их персонажи, события, действия усиливают образность и обращают внимание на собственные качества.
Бодхидхарма переправляется через Янцзы верхом на бамбуковом стебле. Япония, 14 в.
Возвращаясь к проблемам эзотерического мира, следует сказать, что в нем господствует слишком буквальное восприятие учений и мифологии. Порой это приводит к довольно смешным формам и ситуациям. Приведу в пример женскую практику, называемую «воронкой для привлечения мужчин (иногда успеха или определенных благ)». Несколько лет назад это была крайне популярная техника, при этом ее продолжают использовать и в настоящие дни. Сам ритуал подразумевает вращение женщины вокруг своей оси, напоминающее танец. Количество оборотов коррелирует с качеством реализуемой цели. Делаешь большее число оборотов, получаешь более ценный приз: мужчину, обладающего богатством, ресурсами и статусом, либо же привлекаешь более крупный успех и блага в жизнь.
Вероятно, эта практика возникала из буквального понимания мифа о Шакти, танцующей вокруг своего супруга Шивы. В нем Шакти представляет собой активную, движущуюся, плотную энергию, лежащую в основе творения, Шива же – неподвижное спокойствие, блаженный дух и космическое сознание, творящее и уничтожающее миры. Это действительно невероятно богатый метафорический образ, концентрирующий в себе смыслы взаимодействия мужского и женского начал. Однако если воспринимать сей образ буквально, мы получаем бездумное подражание, выраженное в трагикомичной ситуации. Зрелая женщина со сложными обстоятельствами судьбы, требующими внимания и понимания, кружится в бесплодном ожидании, повторяя мантры для привлечения олигарха, отчаянно надеясь, что это действительно сработает.
Кстати, «магички», которые предлагают подобную практику, в большинстве случаев сами не имеют представление о ее архетипическом источнике. Распространение подобного происходит за счет слепого копирования, подражания форме, утратившей какие-либо намеки на приобщение к мифу и его смыслам.
Исходя из этого, можно сказать, что между странностью незрелого ума, поглощенного концепциями эзотерических учений и свободным сознанием мастера, выражающим присущую ему спонтанность и гармоничную непредсказуемость, бесконечная пропасть.
Как видите, если что-то называется эзотерическим, совершенно не означает, что оно таковым является. Что-то, что претендует на звание духовного или магического, порой представляет собой нелепую глупость, детскую фантазию вполне взрослых людей. Здесь нет ничего предосудительного. Дело в том, что люди втягиваются в это по причине отсутствия необходимых представлений и осведомленности, будучи измотанными жизненными проблемами и несчастьями. Ими движет понятная жажда утешения, в них говорит усталость от трудностей жизни. Эти люди нуждаются в помощи. Хотя, лучшей помощью для них было бы глубокое осознание того, что спасение находится в их собственных руках.
Если мы перенесемся с индивидуального уровня на коллективный, то увидим, что в эзотерическом мире присутствуют группы, застрявшие в буквализме и незрелости, существуют определенные кусочки, достигшие более ясного понимания жизни, и есть уникальные островки, приближенные к освобождению.
Еще одна из парадоксальных вещей, которая случилась с эзотерическим сообществом, противоречит тому, чему учат большинство учений. Нередко эзотерики считают, что принадлежат к особой и элитарной группе, тем самым укореняясь в самомнении и эгоизме. Это уже представляет собой прогрессию обозначенной выше темы незрелости и ведет к трайболизму, то есть к обособлению группы и ко враждебности, обоснованной исключительностью участников. «Есть мы – светлые, чистые души, пробуждающиеся и просветленные, и они – темные, потерянные, невежественные и недостойные». Кстати, ничего не напоминает?
Во многих мистических учениях на начальном этапе их освоения прослеживается необходимость развития добродетельных качеств и нравственных воззрений. Аскетические практики, характерные для индуизма, буддизма, раннего христианства предлагают не отречение от общества, а скорее отречение от себя в обществе. И аскетизм не подразумевает позицию осуждения других людей, взгляд на них свысока, но способствует развитию внутренних отношений с трансцендетным.
Мы можем говорить о том, что всякая духовная дисциплина говорит о развитии человеческих качеств, выраженных в отношениях с людьми и окружающим миром, в начале своего пути и только в дальнейшем о постижении высших состояний, истин и тайн. Кстати, для просветленной личности последнее ничем не отличается от начального: истина и гармоничное пребывание в мире сливаются воедино и переживаются одновременно.
Подлинная эзотерика уединена по своей сути, но не надменна по отношению к другим. Скорее, наоборот, сострадательна и миролюбива.
Свой вояж самопознания было бы справедливо скорректировать исходя из описанного выше, понимая, что, если мы говорим о занятии в широком смысле эзотерикой (и психологией тоже), будет лучше, если мы учтем, что речь идет не только об информации, текстах и учениях, но и о среде, о людях, которые являются важным контекстом. Поэтому контакт с информацией и средой нуждается в наблюдении и внимательном усвоении. В противном случае, легко заплыть в темную заводь и застрять в ней. Не все, что называется эзотерическим, таковым является. Не все, кто обращаются к имени Будды, являются проводниками его мудрости. И человек должен быть готов ко встрече с подражателями, которые заворачивают в привлекательную обертку пустоту. Но не ту Пустоту, которую постиг принц Гаутама Шакьямуни, а ту, что является отсутствием сути.
Один мой знакомый и коллега, который знает о моем интересе к мистике и эзотерическим практикам, сказал как-то следующее: «Если честно, я сначала подумал, что ты поехал кукухой. Но потом я прислушался и понял, что в твоих рассуждения что-то есть. Ты делаешь какие-то интересные и полезные вещи в этом контексте». Однако, на самом деле, в основном все, что касается эзотерики, меня разочаровывает. Слишком человеческое. Просто социальные игры и расчет выгод. Бизнес на человеческой уязвимости.
Двадцатипятилетние «мастера адвайты», которые пересказывают речи Рамана Махарши, находясь в кругу сорока- и пятидесятилетних женщин-слушательниц. Я совершенно не против и принимаю подобные данности мира. На всякий спрос есть и свое предложение.
Опасное происходит тогда, когда под маской духовности скрывается глубокий страх перед жизнью, когда тревога маскируется наработанными и отрепетированными речами сатсангов.
Возможно, вы еще не раз найдете на страницах этой книги выпады и претензии в сторону эзотерического сообщества. Поймите меня правильно: духовность как тема мне оказалась очень близкой и по-настоящему полюбившейся. Идеи и смыслы этого пласта культуры питают меня, мою жизнь и людей близких мне продолжительное время. Мне всего лишь хочется, чтобы больше людей стали внимательнее в отношении спекуляций на этой почве, стали разборчивее и не подкармливали бездельников, ушлых проныр, а иногда и откровенных психопатов.
С другой стороны, я и не стремлюсь изменить то, что есть и продолжит быть. Вспомним слова великого даосского учителя, мудреца Лао Цзы: «Отпустите – и все получится. Мир побеждают те, кто позволяет ему быть. Если вы пытаетесь изменить мир, он останется непобедимым». Просто для кого-то моя книга станет предохранителем от чуши, кого-то отрезвит, а кого-то утвердит в своей правоте и вернет к важным поискам.
Внутри эзотерического сообщества обычная рыночная среда, где товаром является духовность, конкурентным преимуществом иллюзия сияющей ауры просветленного, а отстройка от конкурентов осуществляется посредством уличения в псевдодуховности.
Самоотверженных же мистиков найти действительно сложно. Впрочем, интересные, необычные, глубокие люди мне по жизни встречались и даже попадались в просторах интернета. Всегда интереснее там, где больше жизни, движения и аутентичности. Обычно такие люди не столь широко известны и это не те, о ком меня спрашивают: «А что ты думаешь о таком-то?» Да, ничего не думаю, просто люди занимаются человеческой суетой, это что-то вполне естественное. Не все так печально, как могло бы показаться. И все те вещи, которые здесь обсуждались всего-навсего имеет смысл видеть, учитывать и понимать.
Несмотря на то, что я могу еще довольно много говорить о проблемах эзотерических сообществ, стоит признать, что вторая половина двадцатого века и начало двадцать первого, содержат в себе довольно позитивные тенденции. Большое количество людей получили возможность не только переживания собственного духовного опыта, но и возможности его интеграции. Хотя именно с последним возникает больше всего трудностей. Свою роль здесь сыграли направления глубинной, аналитической и трансперсональной психологий, карты описания которых далеко выходят за рамки эго-психологии и автобиографического опыта человека. И хотя это не отменяет тех тенденций и ложных путей, о которых я писал ранее, доступность индивидуального духовного переживания и внутренней трансформации значительно возросла.
Глядя на эзотерический мир и сообщество, нам не следует отказываться от всего, что в нем есть, иначе вместе с водой мы выплескиваем и ребенка. Следует быть внимательнее. Само же поведение людей в таких группах говорит нам об очень важной особенности: люди нуждаются друг в друге.
Когда мы начинаем говорить о разного рода заблуждениях, концептуальном бреде, нам следует понимать, что мы имеем дело с сорняками, которые прорастают на богатой почве чьего-то личного духовного опыта, который в свою очередь следует признать.