Не стоит настораживаться, когда я использую слово «миф» в отношении просветления. Я предлагаю изначально пересмотреть свое отношение и избавиться от отождествления понятий «миф» и «выдумка». Миф не является ложным представлением о чем-либо, и нередко его содержание ложится в основу человеческой жизни. Миф произрастает из общечеловеческой истории, ее нужд, необходимостей, данностей и вызовов.
Исследователи мифологий различных культур сходятся во мнении, что основные сюжеты, персонажи мифов и преданий независимых друг от друга народов, находящихся в разных точках земного шара, имеют очень много общего. Некоторые фигуры и действующие персонажи мифов настолько близки, что могут быть легко заменены друг на друга без какого-либо ущерба содержанию и смыслу.
Реальность мифа чувственна, энергийна, как писал об этом в своих трудах русский философ, Алексей Федорович Лосев. Поэтому миф имеет непосредственное отношение к человеческой душе и ее потребностям. Если пойти еще дальше, то можно сказать и то, что мифологическая реальность есть реальность самой души, внутренняя реальность. Поэтому, когда я использую словосочетание «миф о просветлении»: во-первых, я акцентирую внимание на том, что данная тема архетипична, то есть присутствует во множестве культур и имеет отношение к универсальным стремлениям и потребностям человеческой души; во-вторых, я перевожу вопрос из плоскости буквального понимания темы в пространство метафоры; в-третьих, я смещаю фокус внимания с конкретных духовных практик и ритуалов на саму жизнь, как источник жажды в пробуждении.
Касаясь нашей повседневной жизни, в основном все, что вы можете мне рассказать, представляет собой определенную мифологию. Расскажите, чем вы занимались до чтения книги, как прошел ваш вчерашний день. Попробуйте начать говорить о более ранних событиях. Вы обнаружите, что ваш рассказ представляет собой не простое перечисление фактов. Нет, скорее всего вы начнете рассказывать истории, содержащие ваши чувства и отношения даже к простым событиям жизни. Что это, если не миф? Где находится все то, о чем вы можете мне рассказать сейчас? В вашей речевой продукции в образах, в ощущениях, в памяти? Только здесь, в текстах, в памяти или в воображении. Однако является ли все это для вас вымыслом? Отнюдь, все истории жизни, которые вы можете мне поведать, живут внутри и воспринимаются реальными.
Чем более значимые темы и события мы затронем в разговоре, тем более реалистичными они покажутся и тем более значительным окажется их влияние на жизнь. То есть внутренняя реальность, которую мы можем представить в виде мифа, оказывает свое воздействие на повседневность и жизнь. Потому нам следует не игнорировать мифологию, а присмотреться к ней более пристально.
Говоря о воспоминаниях, о том, что было в прошлом, человек повествует некие предания о былом времени. Говоря о будущем, об ожиданиях от жизни, о страхах и тревогах, человек пересказывает мифологию будущего, которая сформирована в процессе жизни и существует в виде обширной фантазии. Можно сказать, в некотором смысле, и то, что произошло вчера, и то, что случилось тысячу лет назад, и то, что произойдет завтра, и то, что случится через тысячу лет – все это принадлежит одному порядку – порядку воображаемого. По этой же причине все, что мы можем сказать о просветлении, есть миф.
Однако если вы непосредственно переживаете просветленное сознание сейчас, то само по себе ваше переживание мифом не является. Но, когда вы начнете об этом говорить, для всех, кто будет вашу речь воспринимать, эти описания станут именно мифологией. Когда мы говорим о просветлении, это всегда слова, тексты и описания. И в этом нет никакой проблемы, если мы это признаем и принимаем. Наоборот, когда мы понимаем данный факт, то получаем возможность прикоснуться к чудесам мифологической реальности, при этом сохраняем связь с внешней действительностью.
Если мы обратимся к классическому мифу о Сиддхартхе Гаутаме, то обнаружим удивительную особенность, на которую мало кто обращает внимание. Просветление завершает историю принца, но не завершает историю человека. После достижения сознания Будды жизненная история Гаутамы продолжается: он становится великим духовным учителем. Однако его воли в этом нет, об этом его просят божества, что посещают его после просветления.
Данное событие можно интерпретировать как апофеоз, кульминацию мифа о просветлении. Здесь Гаутама устанавливает контакт с глубинными слоями своего бессознательного и интегрирует архетипические фигуры, которые и оповещают о дальнейшей судьбе ныне странствующего отшельника. Ему суждено стать великим учителем и нести освобождение людям во всем мире. То есть просветление Гаутамы не завершает всей мифологии его жизни, а лишь символизирует переход к мифу, выражающему его высшее предназначение. Такова воля целого. Мир желал этого и вел Гаутаму к постижению сознания Будды. И это случилось.
Будда Гаутама, сидящий в дхьяне, нетронутый демонами Мары. Манускрипт на санскрите. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов.
Миф Сиддхартхи Гаутамы не завершился, история его личности не закончилась. Миф Будды продолжился, жизнь продолжилась в новом качестве, в форме существа, обретшего себя. Поэтому о духовном пробуждении можно говорить, как о нахождении себя в этом мире, об обнаружении своего подлинного мифа и преданном служении ему на благо целого. Миф представляет собой историю, через метафору которой происходит становление. Миф представляет собой личностное бытие, и личность пробужденная – не является исключением.
Сиддхартха Гаутама прошел целый путь: был молодым принцем, затем самоотрешенным аскетом, достиг совершенного просветления, собрал учеников и стал проповедником дхармы. Его признали великим учителем, чье учение дарует прибежище и защиту любому, кто обратиться к нему, и рано или поздно приводит к постижению буддовости или космического сознания.
Последнее, удивительным образом, отражено в символизме архитектурных особенностей храмов. Буддистские ступы выглядят так, словно представляет собой антенны, направленные прямиком в Космос. Это первая ассоциация, которая у меня возникла при взгляде на одну из ступ.
Наиболее грандиозное из таких сооружение мы посетили на острове Шри-Ланка. Высота Японской Пагоды мира составляет 28,5 метров, а диаметр – 23 метра. Это по-настоящему впечатляет. Вот так незатейливо, миф может проявляться в материальных формах и влиять на содержание культуры.
Японская Пагода Мира (Japanese Peace Pagoda). Вид с обзорной площадки.
Японская Пагода Мира (Japanese Peace Pagoda). Вид со входа в храм.
Итак, предлагаю обратить внимание на то, что стремление к просветлению может быть рассмотрено как архетипическое. В различные времена, независимо друг от друга, возникали индивиды, стремящиеся к постижению высшего состояния сознания и освобождению. Форма, в которой это влечение реализовывалось, так или иначе зависела от контекста: от того, где, в какой исторический момент и у какого человека возникала подобная тяга, обретающая силу и занимающая первый план жизненных приоритетов. Вероятно, поэтому мы имеем столь разнообразные и непохожие жизненные истории просветленных и святых личностей.