«У русалки нет бессмертной души, и она не может получить её, если не завоёвывает любовь человека. На власти другого висит её вечная судьба».
Ганс Христиан Андерсен
Русалка – жительница подводного царства, а вода символизирует бессознательное и всё то, что скрыто в глубинах человеческой души. Она является воплощением женственности, обворожительности, коварства и безумия. Согласно преданиям, русалки способны не только разжигать в мужчинах потаённые страсти, но и околдовывать их своим чарующим голосом, увлекая на морское дно.
Архетип русалки олицетворяет двойственность женской природы, сближая её с другим архетипическим персонажем – трикстером. С одной стороны, она прекрасная девушка с длинными волосами и чарующим голосом, а с другой – под водой у неё есть рыбий хвост.
В концепции Карла Юнга образ русалки рассматривается как негативная анима в психике мужчины. Она одновременно прекрасна и опасна. Русалка – это бессознательная часть личности мужчины, потому что она символизирует женскую энергию, которая может быть как созидательной, так и разрушительной.
Женщины с преобладанием этого архетипа часто становятся причиной трагической судьбы для своих спутников. Ведь русалки, согласно мифам, не стремились к любви моряков. Их целью было обрести контроль над мужчинами и уничтожить их. Такие женщины, несмотря на свою внешнюю привлекательность, абсолютно асексуальны. Главная цель современных русалок – обеспечение себя за счёт успешных мужчин, пренебрегая моральными принципами. В спецслужбах такие женщины успешно занимаются шпионажем, выполняя роль "медовой ловушки" для своих жертв.
Психология русалки отображена в фильме "Побудь в моей шкуре", где героиня Скарлетт Йохансон, соблазняя мужчин, заманивает их в тёмную бездну. Парадокс заключался в том, что у неё самой не было гениталий. Также и Кэтрин Трамелл из фильма «Основной инстинкт» – властная женщина, манипулирующая окружающими при помощи секса, чтобы контролировать их.
В книгах «Гарри Поттер и Кубок огня», «Хроники Нарнии» и в ролевой игре «Подземелья и драконы» тоже присутствуют русалки. Этот образ широко известен не только в мире фэнтези. Например, в комиксах у Супермена были отношения с русалкой по имени Лори Лемари, которая родом из подводного города Тритонис, затонувшей Атлантиды.
Архетип русалки присутствует во всех отраслях бизнеса, где клиенты привлекаются за счёт сладкоголосого пения про «золотые горы» или быстрые результаты, которые в итоге растворяются как миражи. Например, финансовые пирамиды, виртуальные казино, микрокредитные организации, сетевой бизнес, онлайн-марафоны и т. д.
Архетипический образ русалки подходит брендам, связанным с водной стихией, вокалом, уходом за волосами и красотой:
● Рыболовство: разведение и отлов промысловых рыб, включая редкие виды.
● Аквакультура:разведение морской капусты и других водных растений.
● Туризм и отдых на воде: организация водных экскурсий, круизов и отдыха на пляжах.
● Производство оборудования и материалов для водной инфраструктуры: насосы, трубы, фильтры и т. д.
● Музыкальный бизнес: звукозапись, распространение цифровой музыки, потоковое вещание.
● Индустрия развлечений: пение в караоке, проведение мероприятий, свадьбы, корпоративы, озвучивание фильмов и мультфильмов.
● Образование и обучение вокалу: частные уроки пения, онлайн-курсы, школы вокала.
● Театральный и кинобизнес: актёрское мастерство, озвучивание ролей, дубляж фильмов и мультфильмов.
● Производство и продажа духов, туалетной воды или одеколонов.
● Эстетическая медицина и SPA.
Примеры брендов:
● На логотипе международной сети кафе Starbucks можно увидеть изображение сирены или мелюзины (более вероятно из-за двух хвостов).
● Туалетная вода Siren от Paris Hilton вдохновлена сказочными русалками. На упаковке парфюма изображена одна из них.
● Для рекламной кампании аромата Paris Hilton превратилась в белокурую соблазнительницу с золотистым хвостом вместо ног.
Использование архетипического образа русалки в рекламе может привлечь внимание аудитории, ценящей эстетику и женскую красоту. Также это может быть интересно женщинам, которые ассоциируют себя с этим образом.
В рекламных видеороликах о продукте или услуге можно использовать вокальное сопровождение, которое у зрителей будет ассоциироваться с волшебным пением русалки. Для этого стоит привлечь к съёмкам в рекламе знаменитостей из шоу-бизнеса. Например, певица Кэти Перри успешно создала образ очаровательной русалки в рекламе фена GHD Air.
Удачно этот архетипический образ реализован и в рекламной кампании Costa Cruise, где главной героиней стала Пенелопа Крус. Ролик представляет круиз как магическое путешествие по морю, которое привлекает людей и кажется таким заманчивым, что даже русалка не сможет устоять перед ним. В качестве музыкального сопровождения была выбрана оригинальная версия знаменитой песни «Sapore di Sale» знаменитого певца Джино Паоли, чтобы подчеркнуть классический итальянский стиль отдыха.
Можно вспомнить и сюжет видео зоозащитной организации PETA, в котором участвовала певица Алисса Уайт-Глуз из группы ARCH ENEMY. Она также примерила на себя образ морской сирены, запутавшейся в рыболовных сетях. Так Алисса показала, что рыбы – это живые существа, которые тоже хотят быть свободными и жить без страха.
Рыбий хвост, море, девушка, рыба, вода, сказка, чешуя, океан, Ариэль, принц, сирена, женщина, плавник, голос, пение, русалочка, озеро, чудо, берег, красота, магия, тайна, загадочный мир, водные глубины, чары, морские приключения, любовь, соблазнение, очарование, морок, загадка, легенда, волшебство, сказка, миф, болото, корабли, моряки, полнолуние и другие.
Крылья, зелёные волосы, рыбий хвост, жемчуг, морские раковины, водоросли, лунный свет, корабли, скалы, море, океан, гребень, зеркало, серебро, лунная дорожка, побережье и ночь.
Используйте цвета, которые ассоциируются с морской стихией: голубой, бирюзовый, сиреневый, синий, фиолетовый и белый.