Так как большинство компаний в нашей стране находится на уровне не выше оранжевого, очень важным аспектом в развитии и управлении компанией становится роль лидера. Кто-то считает, что лидер – это такой Чапай на коне, летящий во главе эскадрона с шашкой наголо. Но это вот вообще не так: лидер может быть не пассионарен, но должен уметь управлять разными типами личностей и увязывать их в единую банду, способную решать вопросы правильно и вовремя, а не бежать впереди всех, прорывая грудью линии обороны.
Руководитель может не быть лидером, а лидер может не быть руководителем, но желательно чтобы эти два понятия шли рука об руку в вашей компании. Руководитель – это должность, а лидер – это статус. Лидерство сложное понятие, и я раскрою только часть, касающуюся лидерства в коллективе. То, чем занимается лидер в коллективе, в теории управления называют функциями лидера. Знать их полезно, если вы хотите, чтобы на ключевых позициях у вас были люди с проактивным лидерским профилем.
Основные ролевые модели, присущие лидеру:
Визионер. Лидеру важно быть визионером – человеком, который хорошо представляет будущее задач и проектов, за которые он отвечает. Он понимает, к чему движется команда, отслеживает тренды в отрасли, показывает их команде и доносит информацию таким образом, чтобы сотрудники на локальных позициях совершали минимум ошибок. В ситуации, когда две команды пытаются разделить зону ответственности, лидер принимает решение и распределяет обязанности. Он вдохновляет, заряжает своим видением остальных, и помогает коллегам увидеть смысл в профессиональных задачах.
Медиатор. В случае, если коллеги не могут договориться друг с другом, они обращаются к лидеру ― авторитету или эксперту в отрасли, который готов их рассудить. В кризисные времена лидер в коллективе помогает членам команды справиться с эмоциями, транслирует уверенность и выступает буфером для задач или ситуаций, которые приходят извне. В этом случае лидер отстаивает интересы команды. В хороших командах лидер всегда является стенкой, за которой можно во время шторма спрятаться, понимая, что основные удары стихии он примет на себя. За этим качеством в основном и идут люди. Если сотрудник знает, что его руководитель всегда его прикроет от внешних угроз, он будет предан такому лидеру. При этом ничто не мешает самому лидеру драть как сидорову козу своих подчиненных за те косяки, за которые он их прикрывает от внешнего мира. Я много смотрел на личности крупных политических лидеров в исполнительной власти – это каким нужно быть «разводилой», чтобы уравновешивать десятки групп влияния, социальных слоев, интересов и амбиций конкретных людей, и достигать при этом результата!.. Личность лидера сложно переоценить, даже посмотрев в историю нашего государства. Руководителей было достаточно, но часть из них не являясь лидерами, разваливала работающие механизмы, и ввергала страну в кризисы и разруху.
Наставник. Инструмент современного лидера – обучающий подход, в котором он вместе с сотрудником исследует слабые места, генерирует идеи и решения, даёт кредит доверия и сопровождает на каждом этапе. При таком подходе сотрудник понимает, что его ценят, и ошибки – это точки роста, а не повод для увольнения. Я уже цитировал министра обороны Белоусова – «Ошибаться можно, врать нельзя». Когда превалирует подобный подход, команда генерирует максимально возможный результат.
Для реализации этих ролей лидер должен обладать кучей софт-скиллов.
КРЕАТИВНОСТЬ. Хороший способ вдохнуть новое в любой привычный процесс, посмотреть по сторонам и попробовать применить то, что делается в других бизнесах или странах. Скомпилировать из нескольких практик свою уникальную идею, и заразить ею команду.
УМЕНИЕ УБЕЖДАТЬ. «Люди не любят, когда им продают, но они любят покупать». Наука убеждения – сложная многогранная история. В рамках даже одной отдельной книги раскрыть вопрос очень сложно. Но, согласитесь: хороший лидер умеет убеждать и обладает сильным риторическим аппаратом.
СОТРУДНИЧЕСТВО. Отношения между лидером и командой должны строиться на базе доверия уважения и взаимопомощи. Люди должны верить каждому слову своего лидера; нельзя косячить – обещать и не выполнять. Уважение должно быть взаимным; уничижительные и снисходительные нотки в управлении коллективом категорически неприемлемы.
АДАПТИВНОСТЬ. Современный мир меняется со скоростью света. Пять лет назад об искусственном интеллекте говорили футурологи и фантасты. Сейчас он входит в повседневные методологии, работающие в бизнесе. Поэтому лидерам-руководителям важно оставаться на вершине новых технологий, а не ждать, пока они станут обычным явлением. Крутить головой на триста шестьдесят градусов и адаптироваться к внешним изменяющимся условиям.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Эта способность очень востребована в бизнесе. Согласно опросам, 75% менеджеров по найму ценят EQ выше IQ. Сотрудников легче научить жестким навыкам, в то время как EQ требует больше времени и понимания.