Управленческий цикл

Начну с базы: что вообще такое управление, и с чем его едят.

В экономической литературе чаще выделяют лишь четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль.

Но большинство отечественных научных школ в процессе управления все же выделяют пять основных взаимосвязанных функций управления, называя их общими – это планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Я использую свой цикл:

Целеполагание

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Для начала я всегда определяю для себя цель. Ибо если ты не знаешь, куда ты идешь, ты не придешь туда никогда, сколько ни планируй и ни создавай бюджетов.

Искренне не понимаю, как можно начинать планировать без определенных ранее целей. Бежим как слепой лось через горящий лес, но непонятно зачем.

Поэтому любое управленческое действие нужно начинать с вопроса «Зачем?» а не «Как?». С «как» разберемся на следующем этапе.

Целеполагание – это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей. И еще раз повторю: следует помнить о том, что цель и план – это две разные вещи.

Цель имеет три составляющие – потребность, мотивация и осознанность. Потребность, личная ли она, или бизнесовая, практически всегда основана на всем известной пирамиде Маслоу. В первую очередь наши цели исходят из того, что нам действительно необходимо. Начиная от базовых физиологических потребностей, и далее по цепочке: безопасность – принадлежность к социуму – потребность в уважении и, в конце концов – потребность в самовыражении.

Расшифрую более подробно эти пять групп потребностей для понимания того, что нас впоследствии мотивирует на действия:

Физиологические потребности: утоление голода, жажды, сексуальных желаний и прочих.

Потребности в безопасности и защите от боли, страха, неустроенности и т. д.

Нужда в связях с социумом, любви, нежности, идентификации и прочее.

Поиск самоуважения, признания, одобрения.

Необходимость самоактуализации, понимания, осмысления, реализации своих возможностей, способностей.

Потребности человека и компании формируют у них мотивацию – как раз то, что подталкивает нас к действию. И на этом этапе необходимо оценивать не факт мотивации, а ее силу. То, насколько вы замотивированы на реализацию своей цели. В идеале потребность совершенно необходима, но не настолько, чтобы затмевать разум и заставлять совершать ошибки. Поэтому третьей составляющей целеполагания является осознанность. Для достижения конкретной цели, она должна быть обдуманной и минимально эмоциональной. При реализации, для мотивации исполнителей, выдавайте эмоции сколько хотите, но на этапе определения цели нужен расчет. Честное перед собой решение: ради чего нам это действительно надо. В ином случае появится стартовая ошибка, и вы будете бежать не в ту сторону. Скорее всего – ровным строем и с нужной скоростью, потому что вы правильно это запланировали.

Именно с планирования начинается предметное управление; необходимо очень внимательно подходить к этому процессу, и тратить на планирование очень большие усилия и много времени. Кроме цифр обязательно, необходимо прописывать перечень действий, делая которые, персонал неизбежно придет требуемому результату. Цели, задачи и цифры – три сущности, не расписав которые, вы никогда не придете к желаемому. Если, конечно, вы его определили. Повторюсь: если нет цели, то как вы узнаете, что вы пришли?..

Цель – точка, в которую ты хочешь прийти, результат, которого ты хочешь достичь. Задачи – это шаги, которые нужно сделать на пути к цели. Формулировка цели начинается с вопроса «чего я хочу», задачи – «как мне этого достичь». Ну а цифры рождаются из сопряжения хотелок и возможностей. Классическим планированием в цифрах является бюджетирование деятельности. Финансистов слабо волнует, как; для них главное – кто, когда и сколько. А вот я бы на вашем месте очень сильно задавался вопросом как. Это вообще самый главный вопрос при планировании любой цели и задачи. Ответ на этот вопрос сразу, автоматически предполагает просчет ресурсов для решения любой задачи или достижения цели.

Про организацию дальше по тексту будет очень много информации, примеров и кейсов. Администрирование – очень нудная и скучная, но катастрофически необходимая часть бизнеса.

Что такое мотивация и контроль, как, кого и когда мотивировать и контролировать, и что вообще делать с управлением персоналом – этому посвящена вторая часть книги: «Люди – новая нефть».


А сейчас вернемся к тому, как трудно быть Боссом.

Загрузка...