Они вам не друзья. Начальники и подчиненные

Напомню, что эта книга написана для управленцев. И сразу хочу размежевать восприятие мира между теми, КТО управляет и теми, КЕМ управляют. Это два психологически совершенно разных процесса, и чаще всего – два разных типа людей. Если бы руководители и владельцы бизнесов когда-нибудь услышали, что говорят у них за спиной!.. Какими определениями и анатомическими терминами награждают его, владельца, его любимые подчинённые!.. Вы бы поняли, насколько бурлит в них недовольство, и как оно изливается на всех окружающих. И как одобрительно кивают в такт сказанному их коллеги и родные. Китайские болванчики на максималках. Хотите потрясений? Поставьте прослушку в курилку. Придется сменить коллектив, или смириться с реальностью.

Практически на всех уровнях организаций подчиненные костерят своих начальников. И чем выше по лестнице успеха – тем более иезуитскими ругательствами. Потому что все думают, что они делают работу за начальника, а он, крыса такая, получает с этого все сливки. Люди не видят издержек, они не понимают, чем приходится платить за ответственность руководителя, сколько собственнику бизнеса приходится отдавать налогов, оплачивать затрат, тратить на аренду, на уборку, на воду в кулере; это вообще не их дело. Все видят позитивную картинку: новый автомобиль, фоточки из отпуска, хорошую одежду. Людей бесит сам факт того, что вы можете их уволить, а они вас нет; именно вы диктуете, когда им пойти в отпуск, а сами летите греть тушку на моря, когда захочется. Они искренне считают, что они умнее вас, лучше разбираются во всем, и им отвратительно работать по вашим дурацким правилам и прорабатывать ваши безумные идеи. ЛЮДИ ИСКРЕННЕ НЕДОВОЛЬНЫ НЕРАВЕНСТВОМ В ВАШИХ ДОХОДАХ И ВЛАСТИ. Думаете, я это придумал? Нет, у меня были точно такие же мысли, когда я трудился линейным сотрудником, и перешагнуть этот мыслительный стереотип, встать на сторону собственника, было весьма сложно. Попробуйте перестать платить своим подчиненным стабильную зарплату, и как вы думаете, где они будут через пару месяцев? Насколько хватит ваших теплых отношений, не подкрепленных звонкой монетой? Они порвут вас на британский флаг в судах и трудовой инспекции. До звезды им успех вашего личного бизнеса, их интересы просты: «заплати ведьмаку чеканной монетой». И большинство бизнесов в нашей стране так и строится. Я вам много плачу, а вы много работаете. Какие там идеологии? Какие миссии? Бабло побеждает зло. Только проблема в том, что работают они не очень много, и всячески стараются избежать тяжелого изнурительного труда. Я видел бизнесы, которые умирали только лишь потому, что владельцы искренне считали, что их работники должны рвать свою драгоценную задницу за его, владельца, идеи и благополучие, не утруждая себя попытками разобраться в истинных мотивациях людей. Прошло время, когда было негде работать и люди держались за место, как за спасательный круг. Несмотря на всеобщее неудовольствие нынешней властью и условиями жизни, никогда в России так хорошо и сытно не жилось, никогда работник не был так защищен от произвола работодателя. Поэтому сейчас владельцам бизнеса необходимо принимать в расчет то, что люди могут легко встать и уйти. И одной из главных задач становится сделать так, чтобы уходить было максимально грустно. И человек восемьсот раз думал перед тем, как написать заявление. И речь тут скорее не про деньги, а совсем про другие ценности. Уверен, не погрешу против истины, если со стопроцентной уверенностью скажу: в КАЖДОМ офисе, каждой компании нашего большого мира, есть начальник-гад, который сворачивает кровь и не дает нормально жить и работать. Считая себя самым умным, опытным и гениальным.

Руководство унизительно называет подчиненных «офисный планктон». Что-то маленькое, безмозглое; питательная среда для компаний и корпораций. А для того, чтобы они в своих глазах выглядели приличнее и значимее, придуман приятный уху термин «линейный менеджмент». Чтобы младший персонал думал, что они МЕНЕДЖЕРЫ, и от них что-то зависит. Менеджер же вроде как управляет…

Но на самом деле это «БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ» – я не видел ни одной книги о хороших и умных подчиненных. «Трудные подчиненные», «Как наказывать подчиненных», «Профессиональная эксплуатация подчиненных», «Жесткий менеджмент», и так далее.

Книжный мир оккупировали владельцы бизнесов, топ-менеджеры, коучи и прочая – по их мнению – лучшая часть делового человечества. Что-то не припомню ни одной книги, написанной от лица простого менеджера по продажам. А как она появится? Манагер бежит вверх по эскалатору, движущемуся вниз, да еще и постоянно прибавляющему ход. Бег в попытке заработать те же деньги, прилагая всё больше усилий. Максимум что они могут себе позволить, это желчь, изливаемая в курилке и отзывах на «Хэд Хантере». Вся якобы истинная правда бизнеса, транслируется сверху вниз, и подается как обучение неразумышей, тупиц и ленивых ватокатов. И при этом армия линейных менеджеров помогает фиксировать текущее положение вещей. Они тысячами скупают книги по саморазвитию, ходят на Тони Робинсона и Аяза Шабутдинова, в надежде обрести сакральное знание о том, как вырасти из общей массы и стать частью «белой кости». Вырваться наверх и примкнуть к патрициям.

А если задуматься на секунду, и вспомнить о том, что все управленцы выросли из таких же как они простых смертных, то нельзя не прийти к выводу о том, что и среди начальников есть такой же процент тупых неадекватных упырей, какими они описывают в своих книгах собственных подчиненных.

Поэтому я считаю, что сейчас люди – это самый ценный ресурс, и таковым он будет ближайшие годы.

Именно поэтому я принял для себя свод правил и внутренних законов, не позволяющих стать таким вот свысока смотрящим на людей козлом. К людям необходимо относиться как к людям, а не как к персоналу и винтикам в механизме. Это общечеловеческие ценности, и никаких открытий тут я вам не сделаю. О людях надо заботиться, их нужно уважать, людей необходимо ценить, относиться справедливо, и вознаграждать за сделанное. С другой стороны, нет управления без принуждения к работе, к правилам, порядкам и принципам. Поэтому в управлении есть три «П»: принуждение, поддержка, поощрение. И на балансе этих понятий вы можете стать хорошим руководителям для своих сотрудников. Для меня гораздо сложнее было выработать правила работы с собственником; чаще всего это уникально сложные люди с трудной судьбой. Поэтому я разработал свой кодекс работы наёмника – собственное Бусидо, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного топ-менеджера в обществе, в бою и наедине с собой. О нем – в следующей главе, а пока что надо завершить тему о гадских начальниках, уж коли оные дважды упомянуты в тексте.

Почти любой управленец скажет, что подобное обзывательство происходит от неудовлетворенности сотрудника, а сам-то я, мол, прекрасен во всем. Но нет. Перечисленные в этой главе и ниже примеры наплевательского, неправильного, неразумного, агрессивного поведения начальника, его разговоры с подчиненными через губу, его ошибки, приводящие к развалу компании: все это проще (и справедливее) обозначить термином «гадтакой», имеющим устойчивую негативную коннотацию.

Он груб. Он недальновиден и разбрасывается людьми. Он жаден и, соответственно, снова разбрасывается людьми. Он завязал все процессы на себя и лишает компанию дохода, потому что считает, что знает все лучше подчиненных. Он в лицо называет их винтиками отстроенного им прекрасного механизма. У него, в итоге, загибается компания – потому что он разнообразно и с выдумкой козлил многие годы, и он приходит к тому, к чему мог бы прийти много лет назад, не ломая судьбы и не оставляя о себе дурной славы, но нет.

И чтобы не стать таковым, нужно иметь стержень разумного подхода к бизнесу и человечного подхода к сотрудникам. Нужно иметь внутренний Кодекс. Читаем следующую главу.

Загрузка...